Тема: «Музыкальная форма»
Форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота).
Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, – это строение музыкального произведения.
Главные принципа музыкальной формы:
Повторение;
Варьирование;
Контраст;
Развитие:
Основные музыкальные формы и их схемы.
Наименьшая музыкальная форма, выражающая относительно законченную мысль - это период.
Период – состоит из двух, реже трех предложений.
Предложения - это основные крупные разделы периода, они делятся на фразы. (Иногда встречаются предложения неделимые на фразы).
Фразой (по-гречески – «выражение») называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.
Мотив (от латинского — «двигаю») - самое маленькое построение в музыкальной речи. М отив – это наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта. Если бы мы сравнивали мотив в музыке, с какой-либо формой в литературной речи, то его можно сравнить со словом в литературном тексте.
Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.
1 –е предложение (а) – интонационно неустойчиво, 2-е предложение (а или в) - устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А).
Периоды бывают квадратного и неквадратного (от 5 тактов), строения.
Основные варианты квадратности выражаются в четырехтактовости частей: первое предложение – 4 (или 8 тактов) и второе предложение - 4 (или 8 тактов)
Различают период повторного и неповторного строения.
Часто период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения, потому что начало второго предложения повторяет начало первого.
А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое. Такой период называется периодом неповторного строения.
Период, который не делится на предложени я, называется периодом единого строения.
Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называется однотональным.
Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой, называется модулирующим.
Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением.
ПРОСТАЯ ФОРМА
Итак, самая маленькая музыкальная форма — период. Можно найти много миниатюр, которые написаны в форме периода.
Форма называется простой, когда каждая часть произведения является периодом. Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной.
Простая двухчастная форма состоит из двух периодов, а простая трёхчастная — из трёх. Бывают ещё и сложные формы, каждый раздел которых состоит из нескольких периодов. Все эти формы — и простые, и сложные — используются в миниатюрах. А в крупных произведениях используются совсем другие формы: вариации, рондо, сонатная и рондо-сонатная формы.
Основные музыкальные формы
Малые | |
Простые | Сложные |
Период Простая двухчастная Простая трёхчастная | Сложная двухчастная Сложная трёхчастная |
Крупные | |
Вариации Рондо Сонатная Рондо-сонатная |
Обычно в форме периода пишется музыкальная тема.
Музыкальная тема – первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке.
Сочинения, построенные на одном музыкальном материале, не содержащие контрастных частей, называют сочинениями ОДНОЧАСТНЫМИ. В одночастном инструментальном произведении одна музыкальная тема, один музыкальный образ.
Период – это одночастное произведение.
Музыкальные сочинения, построенные на двух разных музыкальных темах, передающих разные мысли и чувства, называются ДВУХЧАСТНЫМИ.
В двухчастном музыкальном произведении две музыкальных темы, два музыкальных образа.
ТРЕХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
Форма произведения, в которой первая и третья части повторяют друг друга, а в средней части новый характер, новый образ, называется ТРЕХЧАСТНОЙ.