Примеры тестовых заданий.




Занятие № 5

Тема. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Связь со строением атома

Цель: научится свободно пользоваться таблицей для установления строения атома, закономерностей изменения свойств химических элементов.

 

После изучения темы студент должен

знать:

1. структуру периодической таблицы, физический смысл;

2. характер изменения свойств химических элементов:

- радиусов;

- ионизационного потенциала;

- сродства к электрону;

- электроотрицательности.

3. характер изменения свойств простых веществ и химических соединений:

- изменения степени металличности, неметалличности;

- окислительно – восстановительных свойств;

- кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов.

уметь:

1) объяснять связь периодической системы со строением атома и химическими свойствами простых веществ и химических соединений;

2) давать характеристику химического элемента по положению его в периодической системе;

3) составлять формулы бинарных соединений по максимальной и минимальной валентности.

 

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Сформулировать периодический закон и объяснить его физический смысл на основании строения внешних и предвнешних слоев:

а) что значит: «свойства периодически повторяются»?;

б) чем объясняется такое повторение свойств?

2. Какова структура периодической системы. В чем физический смысл атомного номера, периода, группы?

3. Как изменяются в периодической системе радиусы, потенциал ионизации и сродство к электрону.

4. Как изменяются металлические и неметаллические свойства простых веществ? Положение металлов и неметаллов в ПС.

5. Как изменяются кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов в ПС?

6. Как определить степень окисления – высшую и низшую - по положению в ПС?

 

Задания для усвоения учебного материала (на занятии)

1. Составить электронные конфигурации атомов химических элементов кальция, фосфора, меди, селена.

Объяснить для этих элементов:

1) принадлежность к S, P, d, d – семействам;

2) металлические и неметаллические свойства;

3) окислительно-восстановительные свойства простых веществ;

4) составить формулы возможных бинарных соединений;

5) написать оксиды этих элементов по высшей степени окисления;

6) написать гидроксиды этих элементов, установить их характер.

2. Расположите в порядке уменьшения электроотрицательности следующие элементы: азот, кислород, фтор, хлор.

3. Составьте формулы ванадиевой кислоты, высшего оксида вольфрама, водородного соединения кремния.

4. Какой из гидроксидов обладает более сильными основными свойствами?

5. Сравните потенциал ионизации и сродство к электрону у следующих пар атомов: азот и кислород, фтор и хлор.

 

Примеры тестовых заданий.

  1. В третьем периоде с увеличением атомного номера химического элемента в целом происходит:

1) уменьшение атомного радиуса;

2) уменьшение энергии ионизации;

3) увеличение энергии ионизации;

4) увеличение высшей валентности.

Ответ: 1, 3, 4

1 – т.к. радиус уменьшается вследствие увеличения заряда ядра.

3 – т. к. с увеличением заряда ядра появляются новые электроны, требуется больше энергии, чтобы оторвать от нейтрального атома электрон.

4 – т. к. увеличивается число ē, которые могут участвовать в образовании связей.

2. Укажите символ химического элемента, атом которого имеет 5 электронных слоев и образует высший оксид ЭО3.

1) S; 2) Se; 3) Te; 4) Sb

Ответ: 3 – т. к. элемент стоит в пятом периоде, т. к. n = 5. Высший оксид говорит о том, что валентность элемента равна 6, потому группа – 6. Т.о. это теллур.

3. Энергия сродства к электрону последовательно возрастает в ряду элементов, химические символы которых:

1) P, S, Cl; 2) Cl, S, P; 3) P, Cl, S; 4) S, P, Cl

 

Ответ: 1, т. к. чем больше электронов, тем энергетически выгодно завершить оболочку до устойчивого состояния. Наоборот, полностью или наполовину заполненная оболочка имеет отрицательное значение сродства к электрону.

4. Укажите верные характеристики элемента, электронная конфигурация атома которого 1s22s22p63s23p63d34s2

1) металл; 2) находится в 3-м периоде;

3) имеет 5 валентных электронов;

4) расположен в 5В группе.

Ответ: 1, т.к. заполняются 3d -орбитали, …это d - металл;

3,4 – т.к. 3d электрона и 2-s электрона валентного слоя 3d3 и 4s2 в сумме дают 5 электронов, потому 5-я группа, валентность равна 5.

 

5. Атому Э2- отвечает электронная конфигурация атома аргона. Укажите формулы водородного соединения и высшего оксида элемента.

1) ЭН3 и Э2О5 3) ЭН и Э2О7

2) ЭН2 и ЭО3 4) ЭН и ЭО2

Ответ: 2, т.к. электронной конфигурации аргона соответствует структура последнего слоя 3s23p6, но для искомого атома следует отнять 2ē, получится 3s23p4. Это сера следовательно летучее соединение H2S, а оксид SO3.

 

6. Радиус частиц последовательно уменьшается в рядах:

1) К, Са,Са2+; 2) К, К, + Са2+; 3) К, Са, К+; 4) К, К+,Са2+;

 

Ответ:1 – так как кальций стоит во второй группе, поэтому радиус у него больше, чем калий, который стоит в первой группе. У катиона кальция радиус меньше, чем у атома кальция. 3 – так как ион калия имеет оболочку 4S0, а Са – 4S2 /

 

7. Свойства оксидов в последовательности основный, амфотерный, кислотный изменяется в ряду

1) Na2O, SO3, Al2O3;

2) Na2O, Al2O3, SO3;

3) Si2O, CaO, ZnO;

4) BaO, P2O5, Cl2O5.

 

Ответ: 2

8. Энергия связи в молекуле брома равна 190кДж/моль, а энергия сродства к электрону атомов брома составляет 325 кДж/моль. В процессе Br2(г) → 2Brдля брома массой 1,6 г

1) выделяется 6,5 кДж энергии;

2) поглощается 6,5 кДж энергии;

3) выделяется 4,6 кДж энергии;

4) поглощается 4,6 кДж энергии;

Ответ: 3. Решение. Чтобы превратить молекулу в два атома следует затратить 190 кДж., т.е. энергия поглощается. n (Br) = 1,6/160=0,01моль; следовательно,

Q = n · Qм =190·0,01= 1,9 кдж. Q(сродства к электрону) = 325·0,01=3,25. Следовательно, суммарное тепловой эффект процесса равен 6,5 –1,9 =4,6 еДж энергии.

 

9. Число одинаковых характеристик из перечисленных (радиус атома, число электронных слоев, число валентных электронов, формула летучего водородного соединения, энергия ионизации) для элементов хлора, брома, иода равна

1) 5; 2) 4; 3) 3; 4)2.

Ответ: 4. Здесь только две одинаковые характеристики: число валентных электронов, равное 7, формула летучего соединения HГ.

 

  1. Справедливыми являются утверждения:

1) энергия сродства к электрону для атомов хлора больше, чем для аниона хлора;

2) эгнргия отрыва второго элеткрогна для атомов калия больше, чем для атомов кальция;

3) энергия ионизации ионов натрия больше, чем атомов натрия;

4) радиус катиона кальция больше, чем радиус атома аргона.

 

Ответ: 1,2,3. 1 – т.к. к отрицательному аниону Сl электрон присоединить очень трудно, вследствие отталкивания от уже имеющегося.

2– т.к. второй электрон у калия отрывается с орбитали завершенной, типа аргона, а у кальция от орбитали 4S2;

3) – т.к. электрон с орбитали 3S1 у натрия легко оторвать до устойчивого слоя, а у Na+ – оболочка типа неона очень устойчива.

 

 

Лабораторная работа

 

РЕАКТИВЫ:

1) сера кристаллическая – 1 экз.;

2) красный фосфор – 1 экз.;

3) р-р NaOH 2н – в каждом шкафу;

4) р-р HCl 2н – в каждом шкафу;

5) аллюминевая фольга; железные опилки.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) колбы конические – 2 (см. рис. 1);

2) ложечки для сжигания с пробками – 2;

3) спиртовка, спички;

4) набор пробирок на одну пару студентов.

 

Опыт 1 (лабораторный)

 

Ход работы. Рассмотреть внешний вид веществ: серы, фосфора, железа, аллюминия.

 

1. Как определить металлический и неметаллический характер этих веществ.

2. Составить электронные конфигурации этих элементов.

3. Определить высшую валентность и составить оксиды и соответствующие гидроксиды данных элементов.

Опыт 2 (лабораторный)

 

Ход работы. Опустить кусочки железа и аллюминия в раствор щелочи и кислоты. Описать явления и сделать выводы.

Опыт 3. (демонстрационный)

 

Ход работы. В ложечке для сжигания сжечь серу и фосфор над водой, подкрашенной лакмусом.

1. Объяснить явления.Составить уравнения реакций. Сделать вывод какой характер оксидов подтверждает данный опыт.

 

Рис.1

Нейтрализация: р-ром Na2CO3порциями до нейтральной среды. Слить в канализацию.

 

Опыт 4. (лабораторный)

Получить гидроксиды аллюминия и магния, взаимомействием с раствором хлоридов с раствором щелочи. Разлить каждый гидроксид в две пробтрки (см. рис. 2).

 

 

 

 

Рис. 2

 

В одну пробирку с осадком добавить по каплям р-р кислоты, в другую - р-р щелочи. Сделать выводы о характере гидроксидов. Отходы опыта слить в склянку для дальнейшего обезвреживания.

Сформулировать выводы о свойствах гидроксидов магния и алюминия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: