Тема урока: Начало кардинальных перемен в стране




Проблема. Последствия распада СССР для будущего России. Какие шаги предпринимало руководство страны для их преодоления?

Вспомните значение понятий: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализация цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция.

В области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчёркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а её коренное преобразование, создание основ нового экономического и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к взлёту цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Средний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 1980—1990-х гг. В условиях галопирующей инфляции денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Первый её этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев различных финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных чековых инвестиционных фондов: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен на ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу, тем более в ситуации, когда она сама явно стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заявлял главный автор программы ваучеризации страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Ещё в годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой системы. Правительство пыталось проводить жёсткую кредитную политику, но столкнулось с сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчётах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж. Одновременно нарастало социальное расслоение российского общества. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гиперинфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1 % в месяц (в 1993 г. — более 40 %). Правда, это было достигнуто в немалой мере за счёт хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. Во второй половине 1995 г. произошёл новый форсированный рывок: была проведена серия залоговых аукционов, которую многие экономисты оценивают как третий этап приватизации. Правительство заимствовало у ряда частных банков деньги, отдав им в залоговое управление на один год (с последующим добровольным выкупом) акции более двадцати крупнейших государственных предприятий мирового значения. Это сразу принесло в бюджет остро необходимые средства. Однако выкупать акции, размещённые по бросовым ценам, правительство не стало. В результате они оказались в руках отдельных лиц и вскоре выросли в своей рыночной цене в многие сотни раз. На этой базе в стране возникло несколько мощных частных финансово-промышленных групп (или по аналогии с царской Россией — олигархий).

В 1997 г. на долю государственного и муниципального секторов приходилось всего 9 % промышленного производства, 10 % сельскохозяйственного, 8,3 % розничного товарооборота. Всё остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьёзные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объёма промышленного производства. В 1996 г. он составил 52 % от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70 % и выше) затронул предприятия наукоёмкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5 % от уровня 1991 г. Ещё более снизилось поголовье скота и как следствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв и неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1 %, сельскохозяйственное — на 0,1 %. Однако подъём оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Они продолжали сокращаться. Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.

С реформами начала 1990-х гг. Россия вступила в новую эпоху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г. Задумайтесь над вопросами: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России?

Становление президентской республики. Вторая приоритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.

В принятой в 1978 г. Конституции Российской Федерации, несмотря на внесённые в неё в 1991—1992 гг. многочисленные изменения, не было чёткого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия) или смешанной, парламентско-президентской республики.

Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось своё представление о стратегии экономических реформ, формах и методах разгосударствления собственности. Верховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.

В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участников высказалось за доверие Президенту и его социально-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответственно 32,6 и 41,4 % голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти - Федерального собрания и референдума по проекту новой Конституции России.

В чём заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?

Резко против президентского указа выступили Верховный Совет и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нормам действующей Конституции, возложил на себя обязанности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета предприняли неудачную попытку взять штурмом Останкинский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, в город были введены войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краёв и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представительной власти.

В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. 50% депутатов в Думу избиралось по территориальным округам, другая же половина — по партийным спискам.

В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер К Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай); блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); популистская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после решения Конституционного суда, подтвердившего право граждан России — приверженцев коммунистической идеологии — на объединение по территориальному принципу.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.

Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился его одобрением. Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получают высокую степень независимости. Конституция признаёт в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на четыре года, наделяется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства и др. В Конституции закреплено одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты палатами Федерального собрания.

Одним из первых совместных шагов Президента и Федерального собрания стало прекращение в феврале 1994 г. уголовных дел против членов ГКЧП и активных защитников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г. В апреле 1994 г. был подготовлен Договор об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромиссов. Договор скрепили своими подписями высшие должностные лица РФ, главы субъектов Федерации и местных органов власти, а также лидеры политических партий и движений (кроме КПРФ и Аграрной партии России), религиозных объединений, профсоюзов и других общественных организаций.

В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по выборам в Государственную думу. Они принципиально не изменили её партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).

В мае 1996 г. началась ещё одна политическая кампания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса реформ, обещая в большей степени, чем раньше, развернуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, резко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению советской власти и СССР.

Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). Победу одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53,8 % голосов граждан. Большинство избирателей сделало выбор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое.

Сохранение территориальной целостности России и строительство обновлённой Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руководства страны.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в её состав. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б. Н. Ельцин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя столько суверенитета, сколько они смогут...».

В результате все республики, входившие в Российскую Федерацию, заявили о своём суверенитете и об отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые из них попытались взять курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном Договоре о разграничении полномочий особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ.

Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через два года возник вооружённый конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка.

Войска столкнулись с ожесточённым сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 5,5 тыс. военнослужащих, 2,7 тыс. вооружённых сепаратистов и от 30 до 35 тыс. мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьёзно обострили политическую ситуацию в России.

31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители федеральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет.

Объясните значение понятий и выражений: адресная система социальной помощи, рынок капиталов, чековые инвестиционные фонды, акционирование, президентская республика, парламентская республика, Федеральное собрание, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепаратизм, Хасавюртовские соглашения.

 

Задание

Ответить на вопросы теста:

Часть А

А1. Политическое развитие РФ в 1990-х гг. характеризовалось:

1) возвращением к сталинизму

2) нарастанием социальной напряженности

3) восстановлением всевластия Советов

4) установлением монополии КПСС на власть

А2. Название экономической реформы правительства Е. Гайдара:

1) «экономический стресс»

2) «новое мышление»

3) «шоковая терапия»

4) «перестройка»

A3. Причиной политического кризиса 1993 г. стало:

1) появление многопартийности

2) смещение Б. Ельцина с поста президента

3) издание указа о роспуске Государственной думы

4) противостояние двух ветвей власти

А4. В Конституции РФ 1993 г., в отличие от Конституции 1977 г., содержится положение о:

1) ликвидации эксплуатации человека человеком

2) федеративном устройстве государства

3) разделении властей

4) свободе слова

Часть В

В1. Какие два органа власти впервые возникли в нашей стране в 1990-е гг.?

1) Президент

2) Государственная дума

3) Федеральное собрание

4) Государственный совет

5) Съезд народных депутатов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: