МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ




Программа создания Международной космической станции (МКС) – логическое продолжение сегодняшнего этапа развития космонавтики.

Усилиями в первую очередь советской и российской космонавтики доказана возможность длительных пилотируемых полетов, определены направления деятельности для создания внеземных производств.

Проект МКС объединяет ресурсы, научно-технические достижения и опыт западных стран и России, способствует развитию национальных экономик и эффективному использованию космоса в интересах мирового сообщества, взаимопониманию государств.

Создание Международной космической станции является необходимой ступенью развития Человечества в плане использования ресурсов Земли и Солнечной системы

 

ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ "СОЮЗ ТМА"

 

Модифицированный транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА" создан на базе корабля "Союз ТМ" согласно межгосударственным соглашениям России и США и является составной частью комплекса орбитальной станции. Основным назначением транспортного пилотируемого корабля является обеспечение спасения основного экипажа станции и доставки специальных экспедиций посещения.

 

В процессе полета корабль выполняет следующие задачи:

  • доставка на станцию экипажа экспедиции посещения численностью до трех человек и небольших сопутствующих грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, ремонтного оборудования для станции и т.п.);
  • постоянное дежурство корабля на станции в период ее пилотируемого полета в готовности к срочному спуску экипажа основной экспедиции на Землю в случае опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавта и т.п. (функция корабля-спасателя);
  • плановый спуск экипажа экспедиции посещения на Землю; состав экипажа корабля при доставке и возвращении может меняться на станции;
  • возвращение на Землю, одновременно с экипажем, полезных грузов относительно небольшой массы и объема (результатов работы экспедиции на станции, личных вещей и др.);
  • удаление отходов со станции в бытовом отсеке, сгорающем в атмосфере при спуске.

 

 

Общий вид корабля "Союз ТМА"

Вид корабля "Союз ТМА" в разрезе

 

Основные характеристики "Союза ТМА":

Наименование характеристики, размерность Значение Примечание
1. Масса корабля, кг до 7220  
2. Масса спускаемого аппарата, кг ~ 2900  
3. Экипаж, чел 2…3  
4. Параметры орбиты
  • наклонение, град
  • высота, км
    • выведения
    • при стыковке корабля
    • при спуске корабля
  51,6 202/238* до 425 до 460   *) Перигей/апогей
5. Геометрические характеристики корабля, мм
  • длина по корпусу
  • максимальный диаметр
  • диаметр жилых отсеков
  • размах солнечных батарей
  6980 2720 2200 10700  
6. Масса полезного груза расчетная, кг
  • доставляемая
  • возвращаемая
  до 100 до 50 при экипаже 3 чел.
7. Полетный ресурс *, сутки   *) в том числе ресурс автономного полета
8. Скорость приземления, м/с
  • на основной парашютной системе максимальная / номинальная
  • на запасной парашютной системе максимальная / номинальная
  2,6 / 1,4 4,0 / 2,4   3,6 / 2,6 (на "Союз ТМ") 6,1 / 4,3 (на "Союз ТМ")
9. Ракета-носитель "Союз ФГ" Создана для корабля "Союз ТМА" и прошла летную отработку при запусках кораблей "Прогресс"

 

 

Основные доработки "Союза ТМА":

Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА" является модификацией корабля "Союз ТМ", отличающегося высокой надежностью и безопасностью полета для экипажа, о чем свидетельствуют все запуски этого корабля, проведенные в целях обслуживания орбитальных станций.

Основные доработки корабля "Союз ТМ" связаны с выполнением требований по расширению диапазона антропометрических параметров экипажа до значений, приемлемых для американского контингента астронавтов, и повышению степени защиты экипажа от ударных нагрузок путем снижения посадочных скоростей и усовершенствования амортизации его кресел.

Для обозначения модификации этого корабля в проектной и общетехнической документации было принято название "Союз ТМА" (антропометрический).

Для реализации изложенных выше требований на базовом корабле "Союз ТМ" были проведены следующие основные доработки по компоновке, конструкции и бортовым системам спускаемого аппарата (СА) без увеличения его габаритов:

 

 
  • Установлены три вновь разработанных удлинённых кресла "Казбек-УМ" с новыми четырёхрежимными амортизаторами, которые обеспечивают регулировку амортизатора в зависимости от массы астронавта.
  · Проведена перекомпоновка оборудования в надкресельной и подкресельной зонах СА, позволяющая разместить удлинённые кресла и астронавтов с увеличенной антропометрией, и расширить зону прохода через входной люк-лаз. В частности, установлены новый уменьшенный по высоте пульт управления, новый холодильно-сушильный агрегат, система запоминания информации и другие новые или дорабатываемые системы.  
  • На корпусе CА в зоне подножек правого и левого кресел организованы выштамповки глубиной около 30 мм, которые позволили разместить рослых космонавтов и их удлиненные кресла. Соответственно изменились силовой набор корпуса и прокладка трубопроводов и кабелей.
 
  • В минимальной степени доработаны элементы корпуса СА, приборной рамы и кронштейны. Кабина экипажа по возможности была "расчищена" от выступающих элементов – их перенесли в более удобные места, переделали блок клапанов системы подачи кислорода в скафандры.
 
  • Проведены доработки комплекса средств приземления:
    • заменены два (из шести однорежимных) двигателя мягкой посадки (ДМП) на два новых трёхрежимных (ДМП-М);
    • для уменьшения погрешностей измерения гамма-высотомер "Кактус-1В" заменён на новый прибор "Кактус-2В".
           

Помимо, указанных изменений на корабле "Союз ТМА" были доработаны отдельные системы и агрегаты. Доработки, в основном, связаны с переходом на новую элементную базу и введением конструктивных улучшений.

Компоновочная схема спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА"
с указанием доработанных элементов

 

Антропометрические параметры кораблей "Союз ТМ" и "Союз ТМА"

Параметры "Союз ТМ" "Союз ТМА"
1. Рост космонавта (астронавта), см
  • максимальный в положении стоя
  • минимальный в положении стоя
  • максимальный в положении сидя
  182 164 94   190 150 99
2. Обхват груди космонавта (астронавта), см
  • максимальный
  • минимальный
  112 96   не ограничивается не ограничивается
3. Масса космонавта (астронавта), кг
  • максимальная
  • минимальная
  85 56   95 50
4. Длина ступни максимальная, см - 29,5

 

МАЛЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ "ПОИСК"

 

Малый исследовательский модуль "Поиск" (МИМ2) является четвертым модулем Российского сегмента Международной космической станции и предназначен, наряду с возможностями проведения научных экспериментов, для стыковки кораблей и обеспечения внекорабельной деятельности.

 

МИМ2 создан с максимальным использованием задела по стыковочному отсеку СО1 "Пирс" и кораблю-модулю "Прогресс М-СО1". По сравнению с модулем "Пирс" был проведен ряд доработок по результатам его эксплуатации, а также обусловленных необходимостью обеспечения возможности проведения научных исследований.

Внешний вид модуля "Поиск"

Модуль "Поиск" в составе ГКМ

 

Модуль доставляется в составе корабля-модуля идентично доставке модуля "Пирс" приборно-агрегатным отсеком корабля "Прогресс М". На модуле для нужд станции доставлено около 850 кг грузов.

Целевое использование модуля началось после его интеграции в состав РС МКС, для чего в декабре 2009 года были проведены работы в условиях открытого космоса для создания кабельных линий связи модуля и станции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: