Библиографический список. О повести братьев Стругацких




ОТЗЫВ

о повести братьев Стругацких

«Понедельник начинается в субботу»

(Россия, 1965 г.)

 

Нижний Новгород

Выбор данного произведения для написания отзыва был обусловлен несколькими факторами, и руководствовалась я при этом исключительно личностными причинами. Во-первых, я уже давно желала познакомиться с творчеством Аркадия и Бориса Стругацких, а особенно с их повестью «Понедельник начинается в субботу», которая некоторое время назад зародила во мне большой интерес из-за жанровой неоднозначности и обличительного характера повествования. Во-вторых, для меня важным стал тот факт, что в предложенном списке это единственная русскоязычная книга, которая написана русскими авторами, и действия которой происходят в СССР, то есть погружение в атмосферу текста обещало быть максимально глубоким и полноценным.

Что касается авторов выбранного мной произведения, то братья Стругацкие — это отечественные писатели-фантасты, которые при создании своих произведений не боялись идти на разного рода эксперименты, касательно и жанра, и структуры, и сюжетной наполняющей текста, а после с оптимизмом принимали всё, что диктовала им цензура и высказывали недовольные читатели. В данном случае показательно то, как Борис Стругацкий однажды отозвался о критике в адрес своей книги «Понедельник начинается в субботу»: «Повестушка вышла смешная, и придирки к ней тоже были смешные».

«Понедельник начинается в субботу» — это повесть, которую можно отнести одновременно как к научной, так и к юмористической и сказочной фантастике, что само по себе уже делает её уникальной, а Аркадия и Бориса Стругацких — выдающимися писателями. Данная книга также не раз рождала острую полемику в советском обществе второй половины XX века, а всё из-за того, что в ней авторы хоть и с применением прототипов при создании персонажей и выборе мест действия, но всё же открыто описали неутешающие реалии своего времени, использовав при этом сатирические и утопические элементы.

Исходя из содержания повести «Понедельник начинается в субботу», особенно главы второй, истории третьей произведения, существуют следующие проблемы, с которыми люди, согласно богатому воображению братьев Стругацких, вполне могут столкнуться в будущем: феномен искусственного человека, бунт машин и инопланетное вторжение, а также разделение мира на два враждующих между собой лагеря.

Феномен искусственного человека в данном художественном тексте в первую очередь связан с такими существами, как дубли, и с моделью универсального потребителя, изобретённого профессором Выбегалло. Дубли — это андропоиды, при создании которых учёные в повести Аркадия и Бориса Стругацких преследуют лишь прагматичные цели. На внутреннем уровне они не имеют ничего общего с людьми. То же самое можно сказать и про идеального человека, которого разрабатывает Выбегалло для того, чтобы раскрыть секрет истинного человеческого счастья.

Бунт машин и инопланетное вторжение описываются авторами в произведении таким образом, будто роботы и пришельцы делают ничто иное, как порабощают людей, заставляя их либо работать на конвейерах, либо используя их в качестве пушечного мяса. Однако человечество не сдаётся, поэтому боевые действия с участием людей и тарелкообразных летающих аппаратов не утихают.

У Аркадия и Бориса Стругацких разделение мира на два противоположных полюса олицетворяется при помощи введения в повествование такой образной единицы, как Железная Стена, по одну сторону от которой располагается Мир Гуманного Воображения, представляющий собой измерение, где люди не боятся научно-технического прогресса, а наоборот всячески поддерживают его тенденции, не боясь возможного бунта машин, а по другую — Мир Страха перед Будущим, где все наоборот всем своим нутром отторгают всё новое.

Если говорить о последствиях, которые могут настигнуть мир профессий в представленном братьями Стругацкими будущем из-за влияния проблем, описанных мной выше, то с развитием научно-технического прогресса люди стремительно начали склоняться к материализму и конформизму, в то время как духовные потребности ушли на второй план. Как изобретение Выбегалло всё никак не может насытиться материальными благами в повести, так и люди медленно, но верно перестают замечать, как они самолично позволяют материальным ценностям управлять собой. Начинается гонка за деньгами, а не за положительными, удовлетворяющими эмоциями, за славой, а не за словами благодарности или искреннего восхищения или уважения. В итоге следствием могут стать обманы при трудоустройстве и взяточничество на рабочем месте.

Клонирование тоже может в свою очередь так или иначе повлиять на мир профессий. Да, дубли пригодились бы, например, на огромных производствах, но они также определённо точно гарантируют то, что ещё большее количество людей тогда останется без работы и возможности зарабатывать, что в конце концов может привести к повышению уровней безработицы и бедности в мире. Причинами всему этому могут также стать роботизация и развитие технологий искусственного интеллекта.

Таким образом, суммируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что братья Стругацкие в своей повести «Понедельник начинается в субботу» сделали всё, что было в их силах, чтобы показать читателям то, как изменится мир профессий, если человечество окончательно встанет на сторону материализма. Однако авторы не остановились на этом и на примере главного героя Александра Привалова и работников НИИЧАВО изобразили также и альтернативную картину, то, каким образом всё будет происходить среди работников тех или иных профессий, если они будут любить свою работу и отдаваться ей без остатка. Именно такое отношение к труду есть залог того, что все возможные угрозы профессионального мира будут если не предотвращены до конца, то определённо точно станут менее вредоносными.

Библиографический список.

1) Тюрина, А. П. Реальный комментарий к повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» / А. П. Тюрина // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых учёных. Вып. 20, ч. I–III / под ред. Г. М. Алтынбаевой. — Саратов, 2017. — С. 84–88. — URL: https://cutt.ly/9gwvxgY (дата обращения: 06.10.2020).

2) Овчинникова, К. Д. Аксиологическая проблематика в романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» / К. Д. Овчинникова, Н. О. Кириллова // Современные проблемы развития техники, экономики и общества. / под ред. А. В. Гумерова. — Лениногорск, 2016. — С. 138–140. — URL: https://cutt.ly/jgi6TGg (дата обращения: 06.10.2020).

3) Динабург, С. Р. Современные исследования будущего: между утопией и форсайтом / С. Р. Динабург // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. — 2016. — № 3. — С. 86–97. — URL: https://cutt.ly/kgi6Foe (дата обращения: 10.10.2020).

4) Васильева, Т. Г. Феномен искусственного человека в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» / Т. Г. Васильева // Филологическое образование и современный мир / под ред. А. Э. Михиной. — 2018. — С. 48–49. — URL: https://cutt.ly/Fgi6FLk (дата обращения: 10.10.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: