Мотивация и эффективность деятельности




В популярной психологии закрепилось представление о том, что сила желания пря­мо связана с вероятностью его осуществления: чем больше чего-то хочешь, тем больше вероятность, что ты это получишь. Однако результаты многочисленных психологических экспериментов опровергают это мнение.

В опытах Р. Йеркса и Дж. Додсона (1908) еще в начале XX в. было показано, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана U-образной кривой: по мере увеличения мотивации продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и начиная с некоторого критического уровня мотива­ции снижается, вначале медленно, затем резко. Мотиватором в их экспериментах выступали удары электрическим током различной силы, которые испытуемые получали за неправильные решения задач.

Существует множество модификаций этого эксперимента. Например, младших школьников просили постукать рукой по клавиатуре сперва «быстро», а потом «как можно быстрее». Во втором случае 60% испытуемых выполнили задание хуже, чем в первом. Взрослые оказались несколько устойчивее: их показатели снижались в два раза реже (29%).

Описываемая закономерность замечательно иллюстрируется высказыванием спортсменки — олим­пийской чемпионки по плаванию: «Рекорд — это ориентация не на секунды, а на технику».

В психологических исследованиях большое внимание также уделено влиянию внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности. Показано, что внешнее поощре­ние (деньги, оценки и т. д.) может терять свой мотивирующий потенциал, если оно остается на одном и том же уровне.

В одном из экспериментов на основе результатов предварительного опроса студентов им стали пла­тить деньги за посещение тех лекций, которые они считали интересными. Когда через полгода провели повторный опрос, оказалось, что ранее интересные студентам лекции для большинства из них перестали быть таковыми.

Внешнее поощрение также теряет свою эффективность в том случае, если оно отсрочено. Это очень хорошо чувствуют на себе студенты, которые, попадая в вуз, сталкиваются с тем, что оценки теперь выставляются не на каждом занятии, а только в сессию. Для очень многих студентов это является фактором, резко снижающим их учебную мотивацию. Веро­ятно, именно с учетом этой закономерности в царской России заработную плату выдавали еженедельно, а в современных условиях практикуется система авансовых выплат.

Внешние стимулы могут использоваться двумя способами; с целью контроля ("За каждую пятерку будешь получать десять рублей!») и с целью информирования об успехах («Молодец! Давай сегодня отметим твои прекрасные отметки в кафе»). Информирующие стимулы, в отличие от контролирующих, способству­ют развитию компетентности и приводят к формированию внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация является более эффективной, нежели внешняя. Это наглядно видно в следующем примере.

Ученый жил в квартире на первом этаже, ее окна выходили во двор, где постоянно громко кричали дети, мешая ему работать. Ученый сделал «ход конем». Однажды, выйдя к ним во двор, он попросил их в вечерние часы кричать погромче, потому что ему приятнее работать под их крики, но он глуховат и не очень хорошо их слышит. За эту услугу он обещал платить им по рублю в день и несколько дней подряд выполнял это обещание. Затем, сославшись на временную нехватку денег, несколько дней платил им по пятьдесят копеек, а затем, извинившись, перестал платить вовсе. В ответ на это дети сообщили ему, что "Просто так они кричать не собираются", и во дворе наступила тишина.

Неоднозначные данные получены в исследованиях влияния на эффективность деятел­ности таких мотиваторов, как присутствие других людей, соревнование, предшествующие успехи или неудачи.

«Эффект аудитории» изначально считался однозначно положительным мотиватором поведения. Еще в 1880-х гг. он был зафиксирован как один из первых фактов социально-психологического знания: Н. Трипплет обнаружил, что средняя скорость велосипедиста на треке выше перед трибунами, чем в других секторах гоночного круга. Разнообразные эксперименты, проведенные позже, показали, однако, что эта закономерность встречается не всегда и характерна не для всех людей, что привело В.М. Бехтерева к попыткам классификации людей на «социально-возбудимых», «социально-тормозных» и «социально-ин­дифферентных».

Аналогично дело обстоит и в вопросе соревнований. Показано, что многие спортсмены добиваются наивысших результатов именно в условиях соревнований, а не на обычных тренировках, что объясняется достижением ими оптимума мотивации и возникновением так называемой мобилизирующей тревоги. Однако эта закономерность характерна не для всех: некоторые спортсмены в условиях соревнований, напротив, не могут полностью рас­крыть свой потенциал. То же самое можно наблюдать и при реализации различных сорев­новательных технологий учителями в процессе организации учебной деятельности, и во многих других ситуациях.

Также нельзя дать однозначный ответ на вопрос о том, как повлияет на эффектив­ность деятельности человека успех или, напротив, неудача, как реальные, имевшие место в прошлом опыте, так и ожидаемые. В связи с этими видами мотивационной стимуляции (эффект аудитории, соревнования, успеха или неудачи) большой прогностической ценностью обладает теория мотивации достижения и избегания неудач, предложенная в середине 1950-х гг. американским психологом Д. Макклелландом и продолженная X. Хекхаузеном и Дж. Аткинсоном.

Еще в экспериментах Ф. Хоппе более 80 лет назад было показано, что поведение людей различает­ся в ситуациях потенциального успеха или неудачи. Испытуемым предлагалось решить семь задач на сообразительность, самостоятельно выбирая карточки с их условиями из трех стопок: легких, средних и трудных задач. Перед началом эксперимента испытуемым предлагалось угадать, сколько задач из семи они сумеют решить. Оказалось, что люди, которые первоначально занижали свои возможности, выбирали более легкие или самые сложные задачи, а те, кто оценивал свои возможности адекватно, выбирали преимущественно задачи среднего уровня сложности, но готовы были отступить от «золотой середины», если задачи казались им слишком легкими или сложными.

Мотивация достижения и избегания неудач представляет собой довольно устойчивую мотивационную тенденцию личности. Мотивация достижения проявляется как потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях со­ревнования с другими людьми. Мотивация избегания неудач, напротив, связана со стремле­нием человека избегать тех ситуаций, в которых, как он полагает, велика вероятность про­вала. Эти тенденции формируются в течение жизни человека, прежде всего, под влиянием стиля семейного воспитания. Их основу составляют ассоциации, связывающие поведение ребенка и его переживания: если ребенок часто получает поощрения за свои успехи, то вероятность формирования мотивации достижения усиливается, и наоборот.

Таблица 2

Особенности людей с мотивацией достижения успеха и избегания неудач

Критерии сравнения Мотивация достижения Мотивация избегания неудач
Ситуация достижения Активно ищут и принимают участие в таких ситуациях, не боятся ситуаций кон­куренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способностей и уме­ний. Готовы принимать личную ответ­ственность за исход ситуации. Избегают рискованных и непредсказуемых ситуаций Избегают подобных ситуаций, а если попадают в них, то пассивно подчиняются их требованиям. Избегают ответственности, иногда идут на неразумный риск
Выбираемые цели деятельности Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех при достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку Ставят перед собой очень легкие или трудные цели, успех или неуспех не влияет на самооценку
Характер действий по достижению целей Настойчивы и упорны в реализации своих целей, самостоятельно достигают их, используя различные способы и меняя стратегии в случае необходимости В случае постановки реалистичных целей склонны к поиску помощи или использованию однозначных стратегий. В случае нереалистичных целей могут отказаться от их достижения
Результат действий Эффективны в достижении реалистичных целей. В случае неудачи несколько снижают трудность задачи, в случае успеха — повышают Более эффективны в достижении легких целей и менее — целей средней сложности. После неуда­чи выбирают более сложную цель, после успеха — легкую
Отношение к оценке окружающих Стремятся к обратной связи, используют ее для улучшения деятельности Избегают обратной связи, боятся критики
Самооценка и атрибуция причин Самооценка устойчива. Успехи приписывают себе, неудачи склонны списывать на обстоятельства («адаптивная интернальность») Неадекватная, неустойчивая самооценка. Успех оценивается как стечение обстоятельств, неудача — как подтверждение собственной несостоятельности
Планирование временной перспективы Умеренная ориентация на будущее Узкое планирование будущего либо глобальная постановка жизненных целей
Причины фор­мирования Родители и педагоги оказывают помощь в развитии, поощряют самостоятельность Родители и учителя действуют методом запретов и разрешений

 

Сформировавшись, мотивация достижения или избегания неудач начинает действовать по принципу «самоподтверждающегося пророчества».

В эксперименте Р. Вайзмана участвовали две группы людей: те, которые считали себя счастливчи­ками, и те, которые считали себя неудачниками. Каждый участник получал толстую газету и задание сосчитать точное количество фотографий в ней. Одна из страниц этой газеты была смоделирована ученым, и вместо банального рекламного объявления в нее был вмонтирован текст размером в полстра­ницы: "Скажите экспериментатору, что вы увидели ЭТО, и получите награду в 250 фунтов!» Ни один из испытуемых, заявивших о своей невезучести, не заметил этого объявления, поскольку все они были заняты строгим выполнением инструкции - подсчетом фотографий. А большинство «везунчиков» под­твердили свою удачливость.

Эффект «самоподтверждающегося пророчества» в этом случае основан на том, что уда­ча — это не простое стечение обстоятельств, но еще и умение ими воспользоваться. Люди с мотивом избегания неудач часто оказываются «закрыты» для благоприятных возможностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: