РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Экономика – Сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей в жизненных благах. Наука об экономической жизни общества.
Производство – процесс создания материальных благ.
Материальное производство – создание продуктов и услуг, удовлетворяющих материальные потребности людей. Духовное производство – создание духовных ценностей, с помощью которых человек меняет свое сознание.
Труд - целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей.
Предмет труда – всё то, на что направлен труд человека. Средства труда – все вещи, с помощью которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. Рабочая сила – совокупность духовных и физических сил человека, благодаря которым он может производить жизненные блага.
Фазы экономического цикла: производство–распределение–обмен–потребление
Товар – продукт труда, предназначенный для купли-продажи. Ресурсы – средства, запасы, источники чего-либо.
Факторы производства: 1. Труд. 2. Капитал. 3. Земля. 4. Предпринимательство.
ДЕНЬГИ
Всеобщий эквивалент, выражающий стоимость товара
Полноценные деньги – (натуральные, товарные), собственная стоимость соответствует номинальной
(меха, скот, золото, серебро). Неполноценные деньги – (символические, декретные) искусственная денежная система, которая предполагает отказ от золотого стандарта.
Ликвидность денег – способность денег быть обращенными в наличные и истраченными на товары.
Элементы денежной системы: национальная денежная единица; система денег, являющихся законным платёжным средством; эмиссия денег; государственные органы, регулирующие денежное обращение; правила ввоза и вывоза национальной валюты; безналичный оборот; электронные деньги.
|
Функции денег: Мера стоимости – выражает стоимость товара.
Средство обращения – товар-деньги-товар.
Средство накопления – можно хранить.
Средство платежа – уплата налогов, выплата зарплаты, пенсий, пособий, кредиты.
Мировые деньги – всеобщее платёжное средство.
Ценные бумаги: банковский чек, вексель, акция, облигация.
Инфляция – обесценивание покупательской способности денег.
Виды инфляции
- Умеренная (ползучая) – 10% в год
- Галопирующая – 100-150% в год
- Гиперинфляция – до 1000% в год
• Открытая (никем не сдерживаемая)
• Подавленная (государство искусственно контролирует цены)
Виды инфляции:
- Инфляция спроса – цены растут в результате превышения общего спроса. Объём производства увеличить трудно. Выход – в повышении цен.
- Инфляция издержек (предложения) – рост цен в результате монопольного положения поставщиков.
- Инфляция ожидания.
Девальвация – официальное обесценивание национальной валюты, снижение ее курса по отношению к иностранным валютам, международным денежным единицам. Деноминация – укрепление национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые.
СОБСТВЕННОСТЬ И ДОХОДЫ
Отношения людей по поводу присвоения определённых благ.
Правоотношения людей по поводу собственности: Владение – (принадлежность, властвование) – «юридически узаконенное право собственника самостоятельно в своих интересах использовать объекты, которые находятся в его власти. Распоряжение – управление, хозяйствование; собственник может поручить управление менеджеру (управляющему); Использование – присвоение владельцем полезных результатов.
|
Формы собственности:
o Государственная: Республиканская; Коммунальная
o Частная: Собственность физических лиц; Собственность негосударственных юридических лиц
o Коллективная: Корпоративная (акционерная); Кооперативная – принадлежит членам кооператива, в который объединяются частные лица для чего-либо.
o Интернациональная - собственность международных банков, ресурсы нейтральных водных бассейнов.
Доход – сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг. Денежный и натуральный.
Источники доходов: 1) Заработная плата - совокупность вознаграждений в денежной или/и натуральной форме, получаемых работником за фактически выполненную работу.
Номинальная заработная плата – сумма денежных средств, получаемых работниками за свой труд в соответствии с его количеством и качеством. Реальная заработная плата – совокупность материальных благ и услуг, которые работники могут приобрести на полученную ими заработную плату при данном уровне цен на товары и услуги. Формы зарплаты: Сдельная: индивидуальная, коллективная, подрядная, повременная.
2) Доход от богатства (стоимость всех вещей, которыми владеет человек либо семья) или собственности: Процент на капитал; Земельная рента – цена, которая уплачивается за использование земли и др. природных ресурсов
|
3 ) Доход от предпринимательской деятельности. Прибыль – доход, получаемый от использования факторов производства.
4) Социальная помощь: Пособия на детей, Пособие по безработице, Стипендия, Пенсия.
Прожиточный минимум – Стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. На его основе рассчитывается минимальный уровень заработной платы – официально установленный государством норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных или натуральных выплат работнику.
Потребительская корзина – Научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий важнейшие жизненные потребности человека в определённые отрезки времени в соответствии с условиями и особенностями в стране. Продукты питания, одежда, бельё, обувь, предметы санитарии и гигиены, лекарства, услуги-более 1200 наименований.
РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
РЫНОК – форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Рынок товаров и услуг – Купля-продажа продуктов конечного пользования: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы. Рынки факторов производства – Купля-продажа земли, полезных ископаемых, трудовых ресурсов, т.е. всех товаров, идущих на производства. Рынок труда – Купля-продажа услуг всех работающих, вся информация по спросу и предложению рабочей силы. Рынок научно-технических разработок – Патенты, лицензии, ноу-хау.
Функции рынка: Посредническая, Ценообразование, Информационная, Регулирующая, Санирующая.
Главные элементы рыночного механизма:
• Спрос – количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить по определенной цене. Закон спроса – повышение цен ведет к уменьшению величины спроса. Цена спроса: максимальная цена, по которой покупатель может купить товар.
• Предложение – количество товаров, которое продавец готов предложить покупателям в конкретном месте и в конкретное время. Закон предложения – повышение цен ведет к росту величины предложения. Цена предложения: минимальная цена, по которой продавец может продать товар
• Цена – денежное выражение стоимости. Рыночная цена: цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Конкуренция: борьба производителей за потребителя. Ценовая и неценовая. Свободая и монополистическая. Добросовестная и недобросовестная. Монополия – такое состояние рынка, когда один или несколько продавцов имеют исключительное право продавать какую-то продукцию.
Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми на предприятиях и в организациях.
Маркетинг – система управления производством и реализацией товаров и услуг, связанная с выявлением, предвидением и удовлетворением потребностей покупателя.