Цель работы: получить навыки измерения основных показателей физического развития, произвести расчеты с помощью индексов и оценить полученные результаты.
Оборудование: ростометр, напольные весы, сантиметровая лента, динамометр.
Антропометрические измерения лучше проводить в медицинском кабинете, в первой половине дня, без верхней одежды и обуви.
Измерение роста
Проводится с помощью ростометра. Испытуемый должен встать на платформу ростометра, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до 0,5см.
Определение массы тела
Проводится с помощью медицинских весов. Испытуемый становится на середину площадки весов без верхней одежды и обуви. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до100г.
Измерение окружности грудной клетки
Сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Полученный результат фиксируется.
Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, при максимальном вдохе и выдохе.
Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе.
Динамометрия
Обследуемый в положении «стоя» берет динамометр и, вытянув руку в сторону, со всей силой сжимает прибор. Не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Исследование проводится 2-3 раза. Записывается лучший результат.
Ход работы:
1. Весо-ростовой индекс (Кетле) - определяет сколько граммов веса приходится на каждый сантиметр роста:
ВРИ= Вес (гр)
Рост (см)
Норма для девушек 325-375г., для юношей 350-400г. веса.
2. Экскурсия грудной клетки - это разница величин окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе:
ЭГК= ОГК (на вдохе)- ОГК (на выдохе)
Норма для девушек- 5-7 см, для юношей- 7-10см.
3. Метод Эрисмана - определяет пропорциональность соотношения между окружностью грудной клетки и ростом. Вычисляется в два приема:
ОГК (на паузе)= ОГК (вдох) +ОГК (выдох)
Э= ОГК (на паузе, см)-1/2 роста (см)
Норма для девушек-3-7 см, для юношей-5-8см
4. Динамометрия - определяет среднюю величину силы мышц правой и левой кисти.
Д= Сила мышц руки (кг) • 100%
Масса тела (кг)
Норма для девушек- 45-50%, для юношей 60-70%
5. Осанка - измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади- величину дуги спины
А= Ширина плеч • 100%
Величина дуги спины
В норме показатель осанки колеблется в пределах 95-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.
6. Формула Пиньи- определяет крепость телосложения:
КТ= Рост (см)- (Масса тела (кг)+ ОГК в фазе выдоха (см))
Меньше 10- крепкое телосложение 26-35- слабое телосложение
10-20- хорошее телосложение 36 и более- очень слабое.
21-25- среднее телосложение
7. Сравните полученные данные с нормативными данными, сделайте вывод о развитии собственного организма.
Контрольные вопросы:
1. Что такое физическое развитие?
2. Какие показатели используются при его исследовании?
3. Дайте определение понятиям рост и развитие?
4. Что такое антропометрия?
5. Что такое динамометрия?
6. Что такое экскурсия грудной клетки?
7. Что называют жизненной емкостью легких?
8. Что называют осанкой?
Работа №2
Тема: «Определение уровня физического развития детей и подростков
Центильным методом»
Цель работы: ознакомить студентов с центильным методом оценки физического развития.
Оборудование: ростометр, весы, сантиметровая лента, динамометр; центильные таблицы.
По каждому признаку физического развития в оценочных шкалах приводят семь фиксированных центилей: 3,10, 25, 50, 75, 90 и 97. Центиль (или %)- это доля здоровых детей данного пола и возраста с одними и теми же показателями роста или массы тела. Промежутки между центилями называются «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню физического развития (таблица 1).
Таблица 1
Центили | ||||||
«Коридоры» | ||||||
Ход работы:
1. Произведите измерение роста и массы тела испытуемого.
2. С помощью таблиц 2 и 3, в которых, на пересечении значений длины и массы тела по возрасту, определяется соответствующий «центильный коридор».
Таблица 2
Шкала оценки длины тела (см)
Возраст, годы | «Центильный коридор» | ||||||||||||
М | 128,0 | 130,9 | 134,3 | 142,2 | 146,3 | 149,1 | |||||||
Д | 126,6 | 130,7 | 134,7 | 142,4 | 147,5 | 150,5 | |||||||
М | 132,0 | 135,6 | 138,9 | 147,8 | 154,3 | 155,5 | |||||||
Д | 131,1 | 136,4 | 140,1 | 147,7 | 153,6 | 156,9 | |||||||
М | 136,0 | 140,2 | 143,5 | 153,5 | 158,8 | 162,5 | |||||||
Д | 135,9 | 140,8 | 146,4 | 155,1 | 159,3 | 163,5 | |||||||
М | 142,0 | 144,8 | 149,0 | 160,1 | 165,8 | 169,8 | |||||||
Д | 141,2 | 146,1 | 150,0 | 160,3 | 163,7 | 168,1 | |||||||
М | 145,6 | 149,9 | 155,3 | 166,7 | 172,4 | 176,6 | |||||||
Д | 144,9 | 150,1 | 155,2 | 163,5 | 167,1 | 170,1 | |||||||
М | 149,9 | 155,0 | 161,0 | 172,1 | 177,1 | 181,0 | |||||||
Д | 149,6 | 154,5 | 158,0 | 165,6 | 169,3 | 172,8 | |||||||
М | 154,0 | 160,4 | 167,1 | 178,1 | 182,1 | 186,0 | |||||||
Д | 153,5 | 158,0 | 160,6 | 166,3 | 170,1 | 174,0 | |||||||
М | 160,3 | 166,5 | 170,4 | 180,1 | 184,0 | 187,0 | |||||||
Д | 155,2 | 158,9 | 161,1 | 168,0 | 172,0 | 176,4 | |||||||
Таблица 3