Тема: «Оценка физического развития детей и подростков методом индексов»




Цель работы: получить навыки измерения основных показателей физического развития, произвести расчеты с помощью индексов и оценить полученные результаты.

Оборудование: ростометр, напольные весы, сантиметровая лента, динамометр.

 

Антропометрические измерения лучше проводить в медицинском кабинете, в первой половине дня, без верхней одежды и обуви.

Измерение роста

Проводится с помощью ростометра. Испытуемый должен встать на платформу ростометра, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до 0,5см.

Определение массы тела

Проводится с помощью медицинских весов. Испытуемый становится на середину площадки весов без верхней одежды и обуви. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до100г.

Измерение окружности грудной клетки

Сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Полученный результат фиксируется.

Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, при максимальном вдохе и выдохе.

Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе.

Динамометрия

Обследуемый в положении «стоя» берет динамометр и, вытянув руку в сторону, со всей силой сжимает прибор. Не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Исследование проводится 2-3 раза. Записывается лучший результат.

 

Ход работы:

1. Весо-ростовой индекс (Кетле) - определяет сколько граммов веса приходится на каждый сантиметр роста:

 

ВРИ= Вес (гр)

Рост (см)

Норма для девушек 325-375г., для юношей 350-400г. веса.

2. Экскурсия грудной клетки - это разница величин окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе:

 

ЭГК= ОГК (на вдохе)- ОГК (на выдохе)

Норма для девушек- 5-7 см, для юношей- 7-10см.

3. Метод Эрисмана - определяет пропорциональность соотношения между окружностью грудной клетки и ростом. Вычисляется в два приема:

ОГК (на паузе)= ОГК (вдох) +ОГК (выдох)

Э= ОГК (на паузе, см)-1/2 роста (см)

Норма для девушек-3-7 см, для юношей-5-8см

4. Динамометрия - определяет среднюю величину силы мышц правой и левой кисти.

Д= Сила мышц руки (кг) • 100%

Масса тела (кг)

 

Норма для девушек- 45-50%, для юношей 60-70%

5. Осанка - измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади- величину дуги спины

 

А= Ширина плеч • 100%

Величина дуги спины

В норме показатель осанки колеблется в пределах 95-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

6. Формула Пиньи- определяет крепость телосложения:

 

КТ= Рост (см)- (Масса тела (кг)+ ОГК в фазе выдоха (см))

Меньше 10- крепкое телосложение 26-35- слабое телосложение

10-20- хорошее телосложение 36 и более- очень слабое.

21-25- среднее телосложение

7. Сравните полученные данные с нормативными данными, сделайте вывод о развитии собственного организма.

Контрольные вопросы:

1. Что такое физическое развитие?

2. Какие показатели используются при его исследовании?

3. Дайте определение понятиям рост и развитие?

4. Что такое антропометрия?

5. Что такое динамометрия?

6. Что такое экскурсия грудной клетки?

7. Что называют жизненной емкостью легких?

8. Что называют осанкой?

 

Работа №2

Тема: «Определение уровня физического развития детей и подростков

Центильным методом»

Цель работы: ознакомить студентов с центильным методом оценки физического развития.

Оборудование: ростометр, весы, сантиметровая лента, динамометр; центильные таблицы.

 

По каждому признаку физического развития в оценочных шкалах приводят семь фиксированных центилей: 3,10, 25, 50, 75, 90 и 97. Центиль (или %)- это доля здоровых детей данного пола и возраста с одними и теми же показателями роста или массы тела. Промежутки между центилями называются «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню физического развития (таблица 1).

Таблица 1

Центили
             
«Коридоры»
             

 

Ход работы:

1. Произведите измерение роста и массы тела испытуемого.

2. С помощью таблиц 2 и 3, в которых, на пересечении значений длины и массы тела по возрасту, определяется соответствующий «центильный коридор».

Таблица 2

Шкала оценки длины тела (см)

 

Возраст, годы «Центильный коридор»
             
  М 128,0 130,9 134,3 142,2 146,3 149,1
Д 126,6 130,7 134,7 142,4 147,5 150,5
  М 132,0 135,6 138,9 147,8 154,3 155,5
Д 131,1 136,4 140,1 147,7 153,6 156,9
  М 136,0 140,2 143,5 153,5 158,8 162,5
Д 135,9 140,8 146,4 155,1 159,3 163,5
  М 142,0 144,8 149,0 160,1 165,8 169,8
Д 141,2 146,1 150,0 160,3 163,7 168,1
  М 145,6 149,9 155,3 166,7 172,4 176,6
Д 144,9 150,1 155,2 163,5 167,1 170,1
  М 149,9 155,0 161,0 172,1 177,1 181,0
Д 149,6 154,5 158,0 165,6 169,3 172,8
  М 154,0 160,4 167,1 178,1 182,1 186,0
Д 153,5 158,0 160,6 166,3 170,1 174,0
  М 160,3 166,5 170,4 180,1 184,0 187,0
Д 155,2 158,9 161,1 168,0 172,0 176,4
                           

 

 

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: