За единицу исчисления себестоимости единицы услуг грузового автотранспорта принят тонно-километр. Себестоимость 1т-км определяют в среднем по всему грузовому автопарку сельскохозяйственного предприятия.
Объем автотранспортных работ определяется по формуле:
О = Г х Л х Д х П х Кп х Кг, где
О – объем автотранспортных работ, ткм;
Г – номинальная грузоподъемность одной автомашины, т;
Л – среднесуточный пробег одной автомашины, км;
Д – количество дней работы автомашины в году на перевозке грузов;
П - среднегодовое количество машин данной марки;
Кп–коэффициент использования пробега;
Кг – коэффициент использования грузоподъемности.
Количество дней работы автомашин в году на перевозке грузов, среднесуточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности рассчитываются по данным отчета о работе грузового автотранспорта. Коэффициент использования пробега определяется делением годового пробега автомашин с грузом на общий пробег. Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением количества перевозимого груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности машины.
Среднесписочное количество машин устанавливают на основе данных о наличии автомобилей на начало года, пополнении и выбытии их в течение года. При этом учитывают не только количество, но и сроки пополнения и выбытия машин. За срок поставки условно принимают середину квартала.
Среднесуточный пробег на одну машину составляет примерно 70-130 км. В среднем машина работает около 230-280 дней в году. Коэффициент использования пробега составляет 0,45-0,55. В среднем для всех классов грузов, перевозимых в сельском хозяйстве, коэффициент использования грузоподъемности равен примерно 0,75-0,90.
После расчета объема работ планируют затраты на обслуживание автопарка.
1. Затраты на оплату труда шоферов за выполнение работ по перевозке грузов, заведующего гаражом, инженера-механика, диспетчера, бухгалтера.
Оплата труда шоферов производится по часовым тарифным ставкам, дифференцированным в зависимости от типа машин и их грузоподъемности. Для шоферов I и II классов учитываются надбавки за классность соответственно в размерах 20и 10%, которые могут быть исчислены по средневзвешенному проценту. Размер премий учитывается по опыту прошлых лет. Может быть принят в размере 50%. При расчете фонда оплаты труда учитывается оплата отпусков в соответствии с их продолжительностью. Начисления по социальному страхованию составляют 31%. Заработную плату шоферов во время их работы на ремонте и техническом обслуживании автомобилей, а также грузчиков относят по своему прямому назначению и в данную статью не включают.
Таблица 1 - Расчет планового объема работ грузовых автомобилей.
Марка машин | Количество машин, шт. | В расчете на одну машину | Коэффициент использования | Объем работ, тыс. ткм | ||||||
технич. грузоподъемность, т | кол-во раб.дней в году | среднесут. пробег, км | годовой пробег, тыс. км | |||||||
пробега | грузоподъемности | на 1 машину | на все машины | |||||||
Таблица 2 - Расчет затрат на оплату труда работников автопарка
Категория работников | Кол-во автомобилей, шт. | На 1 машину | Затраты на все машины, ____ руб. | ||||||||
кол-во дней работы | кол-во часов работы | ТСЧАС, руб. | тарифный фонд, ___ руб. | надбавка за классность, __руб. | премия, ___ руб. | оплата отпусков, ___ руб. | отчисления по соцстрахованию, __руб. | Итого затрат, ___ руб. | |||
2. Стоимость топлива и смазочных материалов рассчитывают исходя из потребности в них и стоимости нефтепродуктов.
Линейные нормы расхода топлива установлены для каждой марки и модели автомобилей в расчете на 100 км пробега. Они могут увеличиваться и уменьшаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Для автомобилей, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход бензина в количестве 2л на каждые 100 ткм. Для автомобилей-самосвалов устанавливается расход топлива на каждую поездку с грузом в количестве 0,25л. на внутригаражные разъезды и технические надобности планируется до 0,5% общего количества топлива. Плотность бензина 0,74 г/см3.
Нормы расхода масел и смазок на каждые 100л расхода бензина установлены:
- моторное масло 3,5л (плотность 0,8 г/см3);
- трансмиссионное масло 0,8 л (плотность 0,85 г/см3);
- консистентная смазка 0,6 кг.
Таблица 3 - Расчет затрат на топливо
Марка машин | Год.пробег, тыс. км | Объем работ, тыс. ткм | Линейная норма расхода топлива на 100км, л | Расход топлива на выполнение работ, л | Увеличение лин. нормы на усл. эксплуатации., л | Расход топлива на технич. надобности, л | Общая потребность в топливе, л | Стоимость топлива, ____ руб. |
Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из балансовой стоимости автомашин, гаража. Норма амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2т с ресурсом до капитального ремонта до 200 тыс. км установлена в размере 0,37% от стоимости автомобиля на каждые 1000 км пробега, с ресурсом до 250 тыс. м – 0,3%. Норма амортизационных отчислений по гаражу составляет 2,5% от балансовой стоимости.
Таблица 4 - Планирование амортизационных отчислений на автомобили
Марка машин | Кол-во машин | В расчете на одну машину | Износ всего, ____ руб. | |||
стоимость, ___ руб. | план.пробег за год, км | норма амортизац. отчислений на 1000 км, % | сумма амортизац. отчислений, ___ руб. | |||
Таблица 5 - Затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей
Марка машин | Кол-во машин | На 1 машину | Всего затрат, ____ руб. | |||||
Стоимость, ___ руб. | Пробег, км | Затраты на ремонт | Затраты на восстановление резины | |||||
норматив на 1000 км, % | сумма затрат, ___ руб. | норматив на 1000 км, % | сумма затрат, ___ руб. | |||||
3. Затраты на ремонт, техобслуживание, хранение автомобилей и восстановление резины рассчитываются по нормативам в соответствии с пробегом автомобилей. Стоимость 1 комплекта – 180у.е.
4. Прочие затраты на содержание автотранспорта рассчитываются исходя из конкретных условий хозяйства (мероприятия по технике безопасности, материалы, мелкий инвентарь и др.).
Таблица 6 - Расчет стоимости смазочных материалов
Марка машин | Общий расход горючего, л | Расход смазочных материалов, кг | Стоимость, _____ руб. | Итого затрат на ГСМ, ___ руб. | ||||
моторное масло | трансмис. масло | смазка | моторного масла | трансмис. масла | смазки | |||
5. Страховые платежи учитываются в размере 0,1% от балансовой стоимости гаража и автомашин.
6. Все затраты на содержание автопарка – это сумма затрат на оплату труда, топливо и смазочные материалы, амортизационные отчисления по автомобилям и гаражу, прочих затрат и страховых платежей. Себестоимость 1 тонно-километра равна отношению суммы всех затрат на содержание автопарка к объему работ.
Таблица 7 - Расчет затрат на ремонт и замену шин
Марка автомобиля | Плановый пробег, км | Норма пробега шин, км | Кол-во комплектов шин, шт. | Стоимость, _____ руб. | |
1 комплекта | Всего | ||||
Таблица 8 - Расчет затрат на страховые платежи и прочие расходы
Марка машин | Кол-во машин | Стоимость, ___ руб. | Страховые платежи | Прочие затраты | ||
норматив, % | сумма, ___ руб. | норматив, % | сумма, ___ руб. | |||
Итого затрат по автопарку ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Себестоимость 1ткм _____________________________________________________________________