Общие положения
Актуальность рассматриваемого курса связана с необходимостью повышения качества подготовки юридических кадров, значимость роли и места профессорско-преподавательского состава в подготовке специалистов-юристов.
Важность юридического образования в условиях проводимых социально-экономических реформ является одной из аксиом развития современного российского государства.
Подготовка юристов с высшим образованием в настоящее время будет вестись исходя из тех изменений, которые уже произошли и которые произойдут в ближайшее время.
Во-первых, изменилась коренным образом трактовка основных понятий и категорий юриспруденции, таких, как государство, право, законность, формы, механизм, функции государства, социальная значимость государственных и общественных институтов.
Во-вторых, преподаются новые учебные дисциплины, вызванные к жизни состоянием общественных отношений современного российского социума: основы рыночных отношений, предпринимательское, налоговое, экологическое право и др.
В-третьих, получение в России высшего образования должно проводиться исходя из единых европейских стандартов высшего образования, базирующихся на двух уровнях знаний (бакалавр, магистр).
В-четвертых, в основу подготовки юристов-профессионалов должны быть положены новые формы обучения в целях формирования мировоззрения, выработки и привития чувств законности, высоких моральных качеств.
Быстрое устаревание знаний в отличие от их носителей предполагает изначально в вузе готовить специалиста на основе перспективного развития как тех сфер, где он будет востребован, так и их смежных областей. Постоянно возрастающая стоимостная составляющая обучения профессии предполагает обязательный прогностический учет возможных нерациональных как временных, так и финансовых потерь.
|
Создание новых методик обучения большим числом участвующих в этом процессе носит характер определяющего фактора. Так как каждый из них является как участником, так и посредником происходящих изменений, увеличивающееся количество ноу-хау неизбежно трансформируется в качество. На его базе критическая масса информации по данной проблематике будет генерировать все новые и новые идеи и направления своего развития, обеспечивая взаимозависимость обучения от его технологий и самих технологий от характера и специфики, как отраслей их применения, так и традиций и особенностей самих вузов, их применяющих.
Образовательный процесс на юридическом факультете отличается многообразием. Совместно с преподавателями студент приобретает общенаучные и специально правовые знания, учится слушать, анализировать наиболее развитые правовые концепции на лекционных занятиях, вырабатывает навыки работы с нормативными актами на семинарах и практических занятиях, разрабатывает индивидуальные проекты.
Будущему юристу необходимо понимать сущность политических изменений в государстве, разбираться в вопросах экономической политики государства, обладать качествами, необходимыми для работы психолога и социолога. Еще в большей мере навыки социально-психологической работы должны быть присущи юристу, занимающемуся педагогической деятельностью. Ему необходимо не только обладать глубокими знаниями в сфере юриспруденции, но и навыками учебной и научной работы со студенческой аудиторией.
|
В этой связи курс «Методика преподавания правовых дисциплин в высшей школе» имеет своей целью показать сущность профессионально-педагогической деятельности юриста, помочь осмыслить ее структуру, овладеть навыками создания эффективных условий для развития творческой личности студента.
К числу основных задач данного курса относятся:
— выработка умения анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы к сущности профессионально-педагогической деятельности юриста;
— формирование представления о характере преобразований в системе высшего образования в европейских государствах;
— получение представления о содержании преподавательской деятельности и сути дихотомической связки «наука-образование» в работе преподавателя;
— формирование личностного отношения к культуре и ценностным основаниям педагогической профессии.
ЛЕКЦИЯ 2.
Методы обучения
Под методами обучения следует понимать способы усвоения, цели обучения, а также характер взаимодействия субъектов обучения.
Способы работы преподавателя и способы самостоятельной работы слушателей должны происходить в их взаимосвязи. Необходимо учитывать специфику работы слушателей для достижения поставленных целей более эффективным путем.
Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру (индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную), которая зависит от построения содержания учебного материала и самой учебной деятельности слушателей.
|
Только при комплексном использовании методов можно добиться хороших результатов в обучении слушателей. Для того, чтобы преподаватель смог воспользоваться всем существующим массивом методов, было бы правильно их систематизировать и упорядочить, предложив для классификации единое основание.
В настоящий момент известны несколько основных источников приобретения знаний: практика, наглядность, слово, книга, компьютерные системы.
Исходя из определенной модификации способов выражения, выделяется пять методов: практический метод, который включает в себя решение практических и проблемных задач; наглядный метод - иллюстрация схем, таблицы, наблюдения в своей практической деятельности; работа с учебным материалом, книгами — объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут; словесный метод — чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование; видеометод — просмотр, обучение, контроль обучающих видеоматериалов.
Цель любого обучения — интериоризация (усвоение) опыта (знаний) слушателями настолько, что они становятся для них опорой в практической деятельности. Для достижения обозначенной цели и существуют разнообразные средства, формы и методы обучения, а также особые виды деятельности, обусловленные спецификой изучаемой дисциплины. Роль преподавателя — грамотно организовать процесс усвоения на всех его этапах: мотивации, восприятия, осмысления, интериоризации.