Активные методы обучения




Активные методы обучения (АМО) — это методы, обеспечивающие интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствуют проявлению творческих способностей в обучении.

Представим краткую характеристику основных активных методов обучения, имеющих особую ценность для высших учебных заведений.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Кейс-метод наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Кейс — это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

Различают несколько видов ситуаций:

1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

3. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;

• не устаревать слишком быстро;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию.

Можно выделить пять этапов, специфицирующих создание нового кейса:

• поиск источника кейса;

• сбор данных для кейса;

• макетирование содержания кейса;

• пробация кейса в аудитории;

• жизненный цикл кейса.

CASE могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы.

Изначально кейс-метод противопоставлялся традиционному лекционному методу и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией. В кейс - методе предполагается, что преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю. Особенностью кейс-метода обучения является его образовательная открытость, с одной стороны, а с другой — замкнутость и жесткость в результативности обучения. В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны, и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала и эффективную организацию его использования. Он свободен в выборе наиболее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс - ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс - ситуации происходят в учебной аудитории. Хотя как будущие экономисты, менеджеры они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

Разыгрывание ролей (ролевая игра) — имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:

• Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода может быть имитировано производственное совещание.

• Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т. д.

• Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т. п.

• Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.

• Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач цикла социально-экономических дисциплин и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем, в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Например, экзаменационная сессия может быть разыграна за одно игровое занятие, а разработка перспективного плана развития предприятия — за период от одного игрового занятия до одного дня.

«Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах.

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-40 мин.) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2-х мин., доказательств не требуется. Все идеи протоколируются или записываются на магнитофон. На этом этапе запрещена любая критика, в том числе скрытая, в виде скептических улыбок, жестов, мимики. Для повышения продуктивности «мозгового штурма» полезно предварительно ввести его участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять у них психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.

4. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

5. Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе, и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

Методика, которая представляет собой логическое развитие «мозгового штурма», называется синектикой. Синектика (греч. «совмещение разнородных элементов») — система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т. д.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т. д. Оптимальная численность группы — 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлениях. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно для решения сформулированной проблемы проводится «экскурсия» по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.Примером одной из форм организации занятий на основе использования интерактивных методов обучения является социально - психологический тренинг, целью которого является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями.Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Разработчики отечественной теории и практики тренинга Ю. Н. Емельянов и Е. С. Кузьмин объединяют активные групповые методы, применяемые в тренинге, в три блока:• дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);• игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.);• сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях:• познавательный — участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;• эмоциональный — участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;• поведенческий — участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.Еще один метод, который основан на наглядном восприятии информации является видеометод. Видеометод — метод использования источников экранного преподнесения информации (видеокамеры, видеомагнитофона, учебного телевидения, а также компьютеров с дисплейным отражением информации). Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.Словом «видеотренинг» обозначают тренинг, основанный на использовании видеозаписи. В практике сочетаются два основных способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь).Такой просмотр заменяет лекцию, демонстрацию слайдов, выступления приглашенных экспертов, экскурсии. К его достоинствам относятся наглядность, информационная емкость и насыщенность. Вместе с тем поток информации начинает вызывать утомление уже через 8-10 минут, поэтому можно использовались 10-минутные видеоролики.В ходе использования видеообратной связи материалом для просмотра и анализа становятся действия самих участников. Видеообратная связь помогает участникам совершить переход от непосредственного прожитого опыта к его осмыслению, рефлексии, она позволяет напрямую обратиться к собственному опыту, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе тренинга. Таким образом, наряду с использованием традиционных методов обучения, преподавателю необходимо использовать специальные интерактивные педагогические технологии, предполагающие создание организационно-педагогических условий для эффективного педагогического взаимодействия (сотрудничества) педагогов и студентов. Использование технических средств Современные правовые информационные системы включают всебя как массив правовой информации, так и программные инструменты, позволяющие с ним работать, включая поиск необходимыхправовых документов или их фрагментов и вывод их на печать.В связи с этим возможно сопровождение чтение лекций показом документов из правовых систем с помощью компьютера. Если есть техническая возможность, следует демонстрировать правовую информацию из компьютера преподавателя с выводом на большой экран через проектор. Среди основных факторов, влияющих на обучение, можно выделить следующие: компьютерная и профессиональная подготовка обучающихся и техническое оснащение компьютерного класса. От студентов требуется наличие у них элементарных навыков работы на компьютере.Традиционные методы получения информации для подготовки слушателей и студентов по дисциплинам специализации, такие как использование лекционного и практического материала, а также периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленную задачу. Тексты учебных пособий быстро устаревают. При этом следует помнить, что право является сложной и постоянно меняющейся и развивающейся отраслью знания, где существуют разнообразные точки зрения по многим вопросам. Практика показывает, что наиболее полное и последовательное решение как указанных выше вопросов, так и ряда других находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем (СПС).Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.). Использование СПС позволяет ее пользователю решить несколько проблем.1. Получить доступ к различным видам открытой правовой информации, причем практически в полном объеме.2. Своевременно получать свежую информацию.3. Быть уверенным в достоверности получаемой информации.4. Иметь возможность использовать современные компьютерные технологии для работы с огромными массивами правовой информации. ЛЕКЦИЯ 3.Понятие, виды лекций как формы проведения аудиторного занятия Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Ее цель — дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы развития соответствующей отрасли права, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Она должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные основы отрасли знания и научные методы, с помощью которых анализируются основные правовые институты.Основными дидактическими целями лекции являются:а) доведение до студентов и слушателей современных, целостных и взаимосвязанных знаний в изучаемой области права, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме курса;б) обеспечение в ходе лекции творческой работы студентов, развивающей их профессионально.Основная цель, идея лекции задается требованиями предметной квалификационной характеристики, местом лекции в программе курса и ее наименованием. Названные цели находят свое выражение в функциях лекции. Таковых принято выделять четыре: познавательная, развивающая, воспитательная и организующая.Лекция должна иметь четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.Лекция должна носить проблемный характер, так как это активизирует познавательную и творческую деятельность студентов.Особенно тщательной должна быть подготовка преподавателей к проведению открытых лекций. Лектор должен учитывать одновременно два фактора: донести необходимую информацию до аудитории и то, что лекцию необходимо выстроить методически грамотно.При посещении открытой лекции определяются и анализируются:1. наличие у преподавателя рабочих материалов (тезисов, конспекта или текста лекции), необходимых дидактических материалов, средств наглядности;2. ведение слушателями конспектов лекций;3. теоретический и методический уровень лекции;4. научность, актуальность содержания;5. системность, логическая стройность изложения, наличие вводной части, выводов по каждому из изложенных вопросов и заключения;6. умение лектора базироваться на знаниях, полученных при изучении других тем и дисциплин, т.е. реализовывать внутри- и междисциплинарные связи;7. учет профиля подготовки (специализации) обучаемых;8. речь лектора, доступность и темп изложения, возможность конспектирования материала;9. умение лектора установить и поддержать контакт с аудиторией, стимулировать познавательную активность обучаемых;10. конкретность задания на самостоятельную работу.В процессе лекционного занятия значительным оптимизирующим фактором выступает умеренное диалоговое общение в форме обмена вопросами и ответами, дискуссионными репликами. Главное при этом — сохранять основную идею и алгоритм лекции.Познавательная деятельность студентов по юридическим дисциплинам более результативна и эффективна, когда лекционный материал максимально сопровождается по всем наиболее значимым и проблемным вопросам краткими и доступными для понимания примерами из практической деятельности, судебной и арбитражной практики, оперативных, следственных, экспертно-криминалистических подразделений и других источников правоприменительной сферы.С учетом этого в учебных целях в лекционный материал не только допустимо, но и крайне важно включение как реальных примеров успешного применения соответствующих способов и приемов использования научно-технических средств и методов, применяемых в реальной практике, так и создаваемых с помощью метода научно-абстрактного моделирования, использования мультимедийных технологий подачи и изложения материала.С психологической точки зрения и точки зрения ряда других наук это способствует формированию положительного фона восприятия предлагаемой информации, что в ряде других случаев обеспечивает соответствующую установку индивидуума на более глубокое ее понимание, на базе смысловой, ролевой и целевой значимости и предназначения, а следовательно, и влияет на характер ее усвоения.Грамотные практические примеры в контексте лекции вводят в процесс их усвоения личный жизненный опыт студентов, включая множественные ассоциативные связи, формируя личностный ролевой образ характера и значимость изучаемой частной дисциплины в общем процессе обучения. Тем самым обеспечивается избирательный характер точечного воздействия как на каждого из учащихся, так и на степень усвоения ими изучаемого материала.При этом складывается обратная ассоциативная и психологическая связь между преподавателем и студентами, создающая более приемлемый, многоуровневый фон восприятия информации и ее закрепления в их памяти. Сохраняются принципы не только усвоения узких знаний в своей сфере, но и синергизм изучаемых предметов, обеспечивающий формирование гуманитарного и гуманистического подхода к решению возникающих задач в избранной студентом сфере деятельности, на фоне реально существующих социальных условий жизни и действующего законодательства.В контексте лекционного материала с учетом его содержания допустимо изложение экспресс - вопросов в виде тестов с обратной связью. Быстрое реагирование на них студентов и правильные ответы в предельно лаконичной форме позволяют преподавателю получить ориентировочное представление не только о степени усвоения и правильности уяснения смысла лекционного материала студентами, но и об уровне познавательного содержания прочитанной лекции.Все это вместе взятое, обеспечивая взаимодействие сторон учебного процесса, позволяет не только обучающему, но и студентам достаточно явственно ощущать взаимоответственность друг перед другом, необходимость повседневного творческого и профессионального роста.Особенно тщательной должна быть подготовка преподавателей к проведению открытых лекций. Лектор должен учитывать одновременно два фактора: донести необходимую информацию до аудитории и то, что лекцию необходимо выстроить методически грамотно. При этом следует обратить внимание на то, что при посещении открытой лекции определяются и анализируются:а) наличие у преподавателя рабочих материалов (тезисов, конспекта или текста лекции), обсужденных на кафедре, необходимых дидактических материалов, средств наглядности (слайдов, схем, диапозитивов, видеофрагментов и т. д.);б) ведение слушателями конспектов лекций;в) теоретический и методический уровень лекции;г) научность, актуальность содержания;д) системность, логическая стройность изложения, наличие вводной части, выводов по каждому из изложенных вопросов и заключения;е) умение лектора базироваться на знаниях, полученных при изучении других тем и дисциплин, т. е. реализовывать внутри- и междисциплинарные связи; ж) учет профиля подготовки (специализации) обучаемых; з) речь лектора, доступность и темп изложения, возможность конспектирования материала; и) умение лектора установить и поддержать контакт с аудиторией, стимулировать познавательную активность обучаемых;к) целесообразность, методическая грамотность использования наглядных пособий и технических средств обучения;л) конкретность задания на самостоятельную работу.В-третьих, замечено, что в процессе лекционного занятия значительным оптимизирующим фактором выступает умеренное диалоговое общение в форме обмена вопросами и ответами, дискуссионными репликами. Главное при этом — сохранять основную идею и алгоритм лекции.В-четвертых, принимая во внимание, что наглядность в учебном процессе помогает значительно активизировать интерес и внимание к учебному материалу и молодежь увлекается научно - техническими достижениями, нужно непременно использовать слайды, видеофильмы, иные наглядные средства.Познавательная деятельность студентов по юридическим дисциплинам более результативна и эффективна, когда лекционный материал максимально сопровождается по всем наиболее значимым и проблемным вопросам краткими и доступными для понимания примерами из практической деятельности оперативных, следственных, экспертно-криминалистических подразделений, судебной практики и других источников правоприменительной сферы.С учетом этого в учебных целях в лекционный материал не только допустимо, но и крайне важно включение как реальных примеров успешного применения соответствующих способов и приемов использования научно-технических средств и методов, применяемых в реальной практике, так и создаваемых с помощью метода научно - абстрактного моделирования, использования мультимедийных технологий подачи и изложения материала.С психологической точки зрения и точки зрения ряда других наук это способствует формированию положительного фона восприятия предлагаемой информации, что в ряде других случаев обеспечивает соответствующую установку индивидуума на более глубокое ее понимание, на базе смысловой, ролевой и целевой значимости и предназначения, а следовательно, и влияет на характер ее усвоения (эффект Зейграник, пирамида Блума).Нельзя не признать, что грамотные практические примеры в контексте лекции поднимают в сознании и памяти обучающихся блоки знаний из других изучаемых дисциплин. Они же вводят в процесс их усвоения личный жизненный опыт студентов, включая множественные ассоциативные связи, формируя личностный ролевой образ характера и значимость изучаемой частной дисциплины в общем процессе обучения. Тем самым обеспечивается избирательный характер точечного воздействия как на каждого из учащихся, так и на степень усвоения ими изучаемого материала.При этом складывается обратная ассоциативная и психологическая связь между преподавателем и студентами, создающая более приемлемый, многоуровневый фон восприятия информации и ее закрепления в их памяти. Сохраняются принципы не только усвоения узких знаний в своей сфере, но и синергизм изучаемых предметов, обеспечивающий формирование гуманитарного и гуманистического подхода к решению возникающих задач в избранной студентом сфере деятельности, на фоне реально существующих социальных условий жизни и действующего законодательства. В конечном итоге достигается главная задача обучения - формирование личности студента не только как узкого специалиста, а как гражданина.При условии соблюдения такого рода методики изложения лекционного материала в эту сферу расширения познавательного содержания лекционного материала и развития абстрактного логического мышления в порядке обратной связи эффективно включаются студенты, что является одним из самых простейших тактических приемов привлечения их к управляемой самостоятельной работе. Но он имеет немаловажное значение по результатам, ибо формирует динамичность и остроту мышления, так как ответ на тактически правильно предложенную фабулу или вопрос должен быть сформулирован студентами предельно кратко. При этом присутствуют условия конкурентности и недостатка части информации, напряженности и динамизма ситуации, дефицита времени и рейтинговое восприятие студентами друг друга по результатам реакции преподавателя на ответы.В контексте лекционного материала с учетом его содержания допустимо изложение экспресс - вопросов в виде тестов с обратной связью. Быстрое реагирование на них студентов и правильные ответы в предельно лаконичной форме позволяют преподавателю получить ориентировочное представление не только о степени усвоения и правильности уяснения смысла лекционного материала студентами, но и об уровне познавательного содержания прочитанной лекции. В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Активизируется обмен опытом преподавателей, применяющих в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. Интерес к этой теме остается довольно устойчивым. В первую очередь используются методы активного обучения. Речь идет о деловых, ролевых играх, тренингах и т. д. Инновационная технология обучения направлена на преодоление сложившихся стереотипных представлений. Особое место в инновационной технологии занимает семинар тренинг, целью которого является приобретение нового опыта и уяснение теоретического материала путем решения казусов, взятых из судебно-следственной практики. К задачам тренинга можно отнести, например, развитие методики квалификации деяний, определения признаков конкретного состава преступления, раскрытие специфики проведения общего собрания акционеров и пр. Таким образом, тренинг является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентами в конструктивном режиме. Фактически речь идет о конструировании идеальных образцов, в соответствии с которыми студент – будущий профессионал мог бы находить адекватные способы решения той или иной задачи с учетом быстро меняющейся ситуации. Инновационные технологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения учебных курсов, внедрение в практику видео-, слайд- и спутниковых лекций, консультаций по курсовым работам и экзаменам, интернет консультаций, проведение практических занятий в форме активных семинаров (деловые игры, дискуссии, круглые столы и т. д.). Изучение учебных курсов основано как на классической, так и на модульной системе, когда учебный курс разбит на части (модули), по каждой из которых или в целом по дисциплине разработаны рабочие учебники (пособия), в обязательном порядке выдаваемые каждому студенту. В таких учебниках содержатся основной (базовый) учебный материал, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, проверочные и тренинговые задания (структурно-логические схемы, таблицы, тесты, задачи), тематика рефератов и контрольных работ, перечни основной и дополнительной литературы и т. д. В условиях дистанционного обучения, как известно, сведено к минимуму количество лекционных и семинарских занятий, проводимых непосредственно преподавателем в аудитории, особенно по заочной и очно- заочной форме обучения. В связи с этим важнейшее значение имеет достижение преподавателем максимальной эффективности проведения каждого занятия. Так, на лекциях преподаватель уделяет первостепенное внимание ключевым вопросам темы или раздела того или иного учебного курса, определяет задания для самостоятельной работы студентов к будущему семинарскому занятию, дает методические рекомендации по изучению учебного материала и выполнению домашних заданий, обращает внимание студентов на учебные и научные издания, вышедшие в последние годы. Хорошие результаты дает такой методический прием, как распределение преподавателем при завершении лекционного занятия по модулю (или лекционного курса в целом, если по данной дисциплине не предусмотрены семинарские занятия, а сразу следует зачет или экзамен) ситуативных, ролевых и иных заданий студентам, объединенным в группы или подгруппы, для самостоятельного выполнения на основе просмотра видео- или слайд- лекции и самостоятельной домашней подготовки с последующим обсуждением результатов их выполнения на семинарском занятии или на зачете (экзамене). Применяется и такой методический прием, как сопровождение преподавателем видео- или слайд-лекций, выражающееся в соответствующих комментариях содержащегося в них учебного материала и необходимых дополнениях. Практикуется также проведение обзорной лекции преподавателя перед просмотром студентами материала на электронных носителях или по завершении такового. При этом требуется соответствующая предварительная подготовительная работа преподавателя по изучению содержания последних. Большое внимание уделяется руководству письменными студенческими работами — рефератами, контрольными и курсовыми работами. В связи с расширением дистанционной технологии обучения их количество возросло. В связи с этим активизировалась соответствующая методическая работа преподавателей. Разрабатываются издаются различные методические указания, методические рекомендации и т.п. в помощь студенту, самостоятельно выполняющему контрольную или курсовую работу. В них включаются не только методические советы и требования по выполнению и защите работ, но и тематика контрольных и курсовых работ, примерные планы и библиографические списки по каждой теме. В современных условиях эффективно применяются так называемые активные семинары, позволяющие реализовать методы коллективного рассмотрения темы семинара, осуществить проверку знаний наибольшего числа студентов в группе. Практикуются разнообразные формы активного семинара - деловые и ролевые игры, дискуссии, круглые столы, историческое моделирование, вопросно-ответная форма. Выбор той или иной формы занятия осуществляет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета. Так, по истории государства и права (и зарубежной, и отечественной) хорошо получаются занятия с элементами исторического моделирования, круглые столы, дискуссии, занятия в вопросно-ответной форме. Большое значение для активизации работы студентов на занятиях имеет использование метода комбинирования. Он основан на организации работы студентов внутри подгрупп. После разбивки группы на бригады (по 3—4 человека) и распределения между ними заданий по заранее (на лекции) определенным вопросам рассматриваемой темы (раздела или модуля) студентам предоставляется время (10—15 минут) для обсуждения и подготовки ответа основного докладчика и содокладчиков. Затем начинается интенсивный устный блиц-опрос группы по бригадам (на вопрос отвечает не каждый студент, а бригада в лице заранее определенного ею основного докладчика или капитана) по разнообразным вопросам темы в целом. Преподаватель ставит короткий вопрос, требующий такого же короткого и конкретного ответа, например по хронологии, персоналиям, понятиям, терминам, институтам государства и права и т.п. Если бригада затрудняется с ответом, то право на ответ передается второй бригаде. За правильный ответ дается один балл или два-три балла в зависимости от степени сложности вопроса. Затем следующий вопрос ставится второй бригаде и т. д., опрос идет по кругу несколько раз в течение 20—25 минут, после чего подводятся итоги: бригада, которая набрала наибольшее количество баллов, получает оценку «отлично» и так далее по шкале, в том числе выставляется и неудовлетворительная оценка. После этого начинается следующий этап занятия — коллективное обсуждение ситуативных заданий каждой из бригад. Сначала выступает докладчик с основной частью ответа, затем следуют дополнения содокладчиков — членов данной бригады. Члены других бригад также участвуют в обсуждении задания данной бригады. Таким же образом идет обсуждение заданий всех бригад. Последним этапом занятия является подведение итогов, объявление оценок.Характерно, что каждый студент обязательно получает на занятии оценку, которая здесь же вносится в журнал группы или в ведомость занятия. На повышении эффективности таких занятий положительно отражается предварительная работа преподавателей со студентами, в частности на лекционных (контактных) занятиях: распределение ролей-поручений, ситуативных заданий, методические указания по их выполнению в процессе домашней самостоятельной работы и др.Важное значение для повышения эффективности активных семинаров по любой дисциплине имеет привлечение самих студентов к разработке юридических ситуаций, задач, так называемых встречных вопросов, сценариев по проведению ролевых игр. Федосеев В. И. Современный опыт использования инновационныхтехнологий в преподавании историко-правовых дисциплин // Юридическоеобразование и наука. 2007. ¹ 2. ЛЕКЦИЯ 4.Семинары и практические занятия в учебном процессе вуза До проведения практических занятий преподавателями разрабатываются материалы по их подготовке и проведению. Они должны отвечать следующим требованиям: реальность и достоверность излагаемой ситуации, разнообразие, обеспечивающее интерес к ней; целесообразность и приемлемость материала; юридическая правомернос


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: