Фамилия Имя Отчество
Курсовая работа за 1 курс по дисциплине
«Теория государства и права»
На тему
«__________________________________________________»
Код и направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция Направленность (профиль) образовательной программы: Без профиля |
Научный руководитель – должность, уч. степень, уч. звание И.О. Фамилия _________________ | |
Курсовая работа защищена на оценку «_____________» Дата защиты: «___» _______ 2018 года Подпись научного руководителя ____________ Ф.И. О. |
Москва – 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА……………...5
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА …………..16
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА…………………………………………22
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………34
ВВЕДЕНИЕ
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие ограничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Во-первых, механизм государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах.
|
Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.
В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.
Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.
Механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.
|
В силу изложенного, исследование функционирования государственного механизма является одной из актуальных задач юридической науки. Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие при функционировании механизма государства.
Предмет исследования – механизм государства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть государственный механизм.
Поставленной цели корреспондируют следующие задачи:
определение понятия и структуры механизма государства;
определение понятия и выделение признаков государственного органа;
рассмотрение принципов организации и деятельности государственного аппарата;
анализ классификации государственных органов.
Структура работ выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.
Отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Р.С. Болдырева, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Механизм государство - это система государственной власти органов, государственных учреждений и государственных предприятий национальных на реализацию функцию государства. Признаки:
· Единства;
· Наличие сходных цели и задач;
· Наличие аппарата принуждение;
· Наличие структурных элементов наделенных властными полномочиями;
· Выступает от имени государства;
· Признаки государственных органов;
· Единое образование;
|
· Целостное образование;
· Наличие собственной компетенции;
Вопрос о механизме государства изучен в юридической литературе довольно много. На сегодняшний день имеется большое количество разработок и положений, относящихся понятия и признаков механизма государства, принципов его организации и деятельности, понятия и видов органов государства. В результате этого автор в основной главе своей работы не берет на себя труд теоретической разработки новых подходов к изучению указанных вопросов. Цель данного исследования - сравнить и обобщить все имеющиеся в научной литературе представления о понятии механизма и органа государства и отобразить суть данных проблем так, как это изложено в юридической литературе.
До недавнего времени обширное распространение имело определение механизма государства, предложенное В.В. Копейчиковым: "Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций - организованных государством коллективом людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций… государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т.д. делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения".
1. Затем В.В. Копейчиков утверждает: "Основным назначением государственных органов является осуществление государственного руководства в отношении подчиненных им государственных организаций. В этих целях органы государства наделены специальными государственно-властными полномочиями по руководству, которые находят свое отражение в их компетенции. Государственные предприятия и государственные учреждения - это такие государственные организации, которые под руководством государственных органов практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или деятельности, непосредственно не связанной с созданием материальных ценностей…"
2. Подобным типом, по мнению В.В. Копейчикова, механизм государства представляет собой систему трех основных элементов: государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений.
Логичность и иные достоинства предоставленного определения бесспорны. Во-первых, предоставленный подход к пониманию механизма государства позволяет соединить в одно целое все организации, образованные государством в целях осуществления его функций.
Во-вторых, основным здесь является принцип единства политического и хозяйственного руководства, который анализирует хозяйственные организации в качестве значимого звена практического реализации политики государства. Вряд ли есть основания ставить под сомнение факт не только экономической, но и политической значимости предприятий и учреждений, их исключительно значимую роль в определении социальной структуры общества, всей общественной и государственной организации.
В-третьих, предложенное В.В. Копейчиковым понятие механизма государства имеет важное смысл и с точки зрения системного подхода к этой организационной структуре, которую составляют в своей совокупности государственные организации. Системный подход нужен, он является одним из важных принципов науки управления, так как поддерживает установить и проанализировать все существенные внутриструктурные взаимоотношении.
В-четвертых, значение такого подхода включает и в том, что он разрешает определить новые связи, новые закономерности в области государственного строительства, потому что, как замечают В.Г. Афанасьев и Ц.А. Ямпольская, целостная система порождает новое интегральное качество, которое не знакомо ее элементам.
3. Точка зрения В.В. Копейникова относительно понятия механизма государства разделяет и ряд остальных ученых - специалистов в сфере теории государства и права, государственного и административного права. Так, вопросы о месте предприятий и учреждений в механизме государства, о делении государственных организаций на органы государства, предприятия и учреждения рассматривают в своих работах В.А. Власов, С.Ф. Кечекьян, Ю.М. Козлов, Ц.А. Ямпольская и др4.
Крупное количество литературы, в подробности по вопросу о том, является ли предприятие органом государства, опубликована специалистами в области гражданского права.
5.Несмотря на ряд плюсов приведенной позиции, по взгляду автора предоставленной работы, важнейшим недостатком тут является неосновательно расширительное толкование круга элементов, охватываемых понятием механизма государства.
В юридической литературе имеют место также и другие определения понятия механизма государства. Более верным, по взгляду автора настоящей работы, представляется определение механизма государства, данное М.И Байтиным: "Механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства".
6. Автор данного исследования разделяет убеждение М.И. Байтина относительно понятия механизма государства.
В целях более доказанного и глубокого раскрытия понятия механизма современного Российского государства М.И. Байтин в своей статье "Механизм современного Российского государства" предложит выделить важнейшие характерные черты или признаки, отграничивающие его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
7.Во-первых, механизм государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в конституции РФ, Законе РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и других законах.
Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отображающей обусловленное место, которой занимают в ней разнообразные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи.
При этом нужно учитывать, какой основополагающий системообразующий принцип структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким устанавливающим, системообразующим фактором, являющим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.
В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и укрепляющие разделение властей в качестве основного, системообразующего принципа структуры механизма современного Российского государства:
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации реализовывают образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение объектов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет настоящей Конституцией, Федеративными и прочими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.
8.В соответствии ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В третьих, государственный механизм теснейшим образом спаян с функциями государства. Функции современного Российского государства принимают личное настоящее воплощение, приобретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы взаимосвязанных государственных органов.
Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, возникновение и развитие, содержание деятельности тех или прочих органов государства. Вследствие этого весьма значим структурно-функциональный аспект исследования государства, который пока еще мало используется правовой наукой применительно к механизму государства.
Структурно-функциональный подход — одно из направлений общего системного анализа, основание которого составляют изучения категорий структуры и функций их соотношения.
В соответствии с этим структура механизма государства должна анализироваться в неразрывной связи с его функциями. "Исследование структуры полагает, что элементы “части” объекта устанавливают не со стороны субстанциональных, субстратных свойств, а с точки зрения их места в рамках изучаемого единого, то есть по выполняемым ими функциям. Вследствие этого в собственном значении структурное исследование, так или иначе, оказывается связанным с синтезом функционирования объекта и, следовательно, выступает как структурно-функциональное".
9. К изучению механизма современного Российского государства структурно-функциональный подход означает исследование его структуры, представляющей собой масса соподчиненных систем государственных органов, с учетом их функционального характера.
Исследование функционирования государства связывается в юридической литературе в основном с анализом важнейших и иных функций государства, а также функций государственных органов, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме, с вскрытием соотношения этих разновидностей государственных функций это и есть компетенции
10. Из точки зрения исследователей до последнего времени доставалось рассмотрение вопроса о функциях отдельных систем государственных органов, образующих в совокупности механизм государства. С точка зрения структурно-функционального подхода при выделении важнейших звеньев структуры механизма государства - отдельных систем государственных органов - нужно также изучать функции этих систем, диалектическую несогласованность функций государства, функций систем государственных органов и функций отдельных органов государства.
Опираясь, на Конституцию РФ и исходя, из структурно-функционального критерия рассмотрения механизма государственного, представляется вероятным выделить следующие важнейшие системы государственных органов, составляющих механизм современного Российского государства:
1. Президент Российской Федерации - глава Российского государства.
В соответствии с Конституции ряда республик РФ (Республики Татарстан, Республики Калмыкия и т.д.) в них также учреждена должность Президента. Но при этом правовой статус Президента законодательством таких республик определяется различно. Например, в Республике Тыве Президент является главой государства и исполнительной власти, а Татарстане главой государства.
2. Система законодательных органов государственной власти - от высшего органа, государственной власти РФ -Федерального собрания - до представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Система органов государственного управления - от высшего исполнительного органа государственной власти РФ - Правительства Российской Федерации - до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Органы правосудия.
В Российской Федерации судебная система охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный суд России, Верховный суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд и поднадзорные ему нижестоящие суды.
5. Органы прокуратуры - от Генерального прокурора. Российской Федерации до нижестоящих прокуроров субъектов РФ.
6. Другие правоохранительные органы, которые по своему функциональному признаку и социальному направлению потребованы стоять на страже законности и правопорядка. К ним относятся Федеральная служба безопасности, органы внутренних дел РФ, таможенные органы РФ, федеральные органы налоговой полиции, и другие правоохранительные органы по борьбе с преступностью.
7. Вооруженные Силы РФ, иные войска, воинские формирования и органы, потребованные обеспечить защиту суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также выполнение задач в соответствии с международными контрактами.
В-четвертых, в п.1 ст. 3 Конституции РФ, “единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”
1. “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы” (п.2; п.3 ст.3 Конституции РФ).
Данное положение, как считает автор настоящей работы, также представляет собой важную характерную черту механизма современного Российского государства и является важным проявлением демократии и самоуправления в России.
В-пятых, механизм государства для обеспечения положенных на него задач влияния на сложные социальные процессы и сферы, управления делами общества, выполнения связанных с этим функций государства располагает нужными материальными средствами, так называемыми “вещественными придатками”. Особенность этих придатков в том, что они выделяются в государственном механизме не в качестве самостоятельных частей как государственные органы, а как раз как “вещественные придатки” последних. К ним относятся разные материальные ценности, сооружения, бюджетные средства, подсобные помещения, имущество, а также предприятия, учреждения, организации потребные для функционирования государственных органов.
К рассматриваемым материальным средствам, "вещественным придаткам" в государственном механизме не относятся органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и другие общественные объединения. Последние соотносятся с механизмом государством как элементы единой для данного общества политической системы.
Анализ данных признаков позволяет автору сделать вывод, что на современном этапе государственном механизме представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано единых, законодательно закрепленных принципах разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая располагает необходимыми "вещественными" придатками и посредством которой реализовываются задачи и функции государства.