КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ




Государственный орган:

· Осуществляет от имени государства его функции

· Имеет определенную компетенцию

· Обладает властными полномочиями

· Характеризуется определенной структурой

· Имеет территориальный масштаб деятельности

· Образуется в порядке, установленном законом

· Устанавливает правовые связи личного состава

Органы государства классифицируются по различным основаниям. Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающим государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

По юридическому источнику их легитимности органы государства подразделяются на 26:

а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.)

б) органы, учреждаемые в установленном законом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства и т.д.)

Государственные органы, относящиеся к первому виду, именуются первичными, ко второму - вторичными, производными от первых.

На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которыми государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, Правительство РФ, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство юстиции РФ, Министерство финансов РФ и т.д.).

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие государственного аппарата можно рассматривать в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно – правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. – 25 декабря.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3215.

Специальная литература

Афанасьев В.Г. О принципах классификации целостных систем / В.Г. Афанасьев // Вопросы философии. - 1963. - №5. - С.32-35.

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства / М.И. Байтин // Правоведение. - 2006. - №3. - С. 7-9.

Байтин М.И., Исакова М.К. Понятия государственного органа и механизма общенародного государства / М.И. Байтин, М.К. Исакова // Вопросы теории государства и права: Межвуз. научн. сб. вып. 7. – Саратов, 1986. - С.8-15.

Барнашов А.Ш. Теория разведения властей: становление, развитие, применение / А.Ш. Барнашов. – Томск: Литера, 2003. – 473 с.

Безутлов А.А., Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации / А.А. Безутлов, Г.Н. Чеботарев // Государство и право. - 2008. - №10. - С.119-121.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Юридическая литература, 1973. – 258 с.

Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве / С.Н. Братусь. - М.: Советская типография, 1947. – 388 с.

Василенков П.Т. Органы Советского государства и их система на современном этапе / П.Т. Василенков. - М.: Правда, 1967. – 345 с.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность / А.В. Венедиктов. - М.: Политиздат, 1948. – 846 с.

Власов В.А. Советский государственный аппарат / В.А. Власов. - М.: Политиздат, 1959. – 348 с.

Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С.Ф. Кечекьян. - М.: Звезда, 1956. – 421 с.

Кириченко М.Г. Демократический централизм в советском государственном строительстве / М.Г. Кириченко. - М.: Политиздат, 1960. – 283 с.

Козлов Ю.М. Органы государственного управления / Ю.М. Козлов. - М.: Юридическая литература, 1960. – 282 с.

Копейчиков В.В. Механизм социалистического государства / В.В. Копейчиков. - М.: Юридическая литература, 1968. - 684 с.

Лесной В.М. Основные принципы работы советского государственного аппарата / В.М. Лесной. - М.: Юридическая литература, 1955. – 433 с.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.6 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1978. - 852 с.

Монтескье Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. - М.: Юридическая литература, 1955. – 864 с.

Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. - 2003. - №6. – С. 28-31.

Общая теория государства и права. Учебн. пособие / Под ред. Комарова С.А. - М.: Юрайт, 1997. – 629 с.

Равин С.М. Ленинские принципы работы советского государственного аппарата / С.М. Равин. - Л.: Аврора, 1956. – 334 с.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Статус, 2007. – 592 с.

Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – 688 с.

Уманский Я.Н. Советское государственное право / Я.Н. Уманский. - М.: Право, 1960. – 782 с.

Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства / Н.В. Черноголовкин. - М.: Юридическая литература, 1970. – 521 с.

Ямпольская Ц.А. К методологии науки управления / Ц.А. Ямпольская // Советское государство и право. - 1965. - №8. - С.13-15.

Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период / Ц.А. Ямпольская. - М.: Право, 1954. – 214 с.

1 Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Статус, 2007. - С. 153.

Копейчиков В.В. Механизм социалистического государства. - М.: Юридическая литература, 1968. - С.30.

Там же. - С. 30-31.

Афанасьев В.Г. О принципах классификации целостных систем // Вопросы философии. - 1963. - №5. - С.32; Ямпольская Ц.А. К методологии науки управления// Советское государство и право. - 1965. - №8. - С.13.

Власов В.А. Советский государственный аппарат. - М.: Политиздат, 1959. - С.56-62; Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. - М.: Звезда, 1956. - С.104, 124; Козлов Ю.М. Органы государственного управления. - М.: Юридическая литература, 1960. - С.22-31; Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. - М.: Право, 1954. - С. 10,27-40; Общая теория государства и права. Учебн. пособие./ Под ред. Комарова С.А. - М.: Юрайт, 1997. - С.69.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. - М.: Политиздат, 1948. - С. 604, 69; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М.: Советская типография, 1947. - С. 115 и др.

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. - 2006. - №3. - С.9.

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства// Правоведение. - 2006. - №3. - С. 7-9.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. – 25 декабря.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. с.139.

См., например: Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.: Юридическая литература, 1970. - С. 138-145; Морозова Л.А. Функции Российского государства. на современном этапе // Государство и право. - 2003. - №6.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Козлов Ю.М. Органы государственного управления. - М.: Политиздат, 1960. - С.18.

Уманский Я.Н. Советское государственное право. - М.: Право, 1960. - С. 224.

Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. - М.: Юридическая литература, 1954. - С.25.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. - М.: Политиздат, 1948. - С.591.

См.: Там же. - С. 597.

Байтин М.И., Исакова М.К. Понятия государственного органа и механизма общенародного государства// Вопросы теории государства и права: Межвуз. научн. сб. вып. 7. – Саратов, 1986. - С.8.

Байтин М.И. Понятие механизма современного Российского государства // Правоведение. - 2006. - №3. - С.5-7.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6. - С. 287.

См.: Василенков П.Т. Органы Советского государства и их система на современном этапе. - М.: Правда, 1967; Равин С.М. Ленинские принципы работы советского государственного аппарата. - Л.: Аврора, 1956; Кириченко М.Г. Демократический централизм в советском государственном строительстве. - М.: Политиздат, 1960; Лесной В.М. Основные принципы работы советского государственного аппарата. - М.: Юридическая литература, 1955 и др.

Барнашов А.Ш. Теория разведения властей: становление, развитие, применение. – Томск: Литера, 2003. – С. 52.

Монтескье Ш. Избранные произведения. - М.: Юридическая литература, 1955. - С.290-300.

Безутлов А.А. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в госу дарственном устройстве Российской Федерации // Государство и право. - 2008. - №10. - С.119.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 198.

Там же с. 201.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3215.

Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – С. 382.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: