Игумен Дионисий (Шлёнов) (15.11.1971)




Ушакова А.В. БЖ1801z

«ТРАДИЦИЯ МАСЛЕНИЦЫИЛИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫВ ВИЗАНТИИ»

В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященная Масленице ( № 2, 2021 )

Ссылка на статью: https://www.e-vestnik.ru./files/11191/maslenitsa.pdf

…Но в жизнь вечную ведущий узкий и скорбный путь возлюбившие, какового началом и первым этапом является пост, восхвалим с силою эту четыредесятницу постных дней (святитель Григорий Палама, гомилия 10, 2)

Сегодняшний день — преддверие поста. Осквернившийся при входе недостоин войти во святыню (святитель Василий Великий. О посте, гомилия 2)

…Сырная (седмица) — предтеча Великого поста (Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни, 66)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАСЛЕНИЦА, ВИЗАНТИЯ, ВЕЛИКИЙ ПОСТ, СЫРНАЯ СЕДМИЦА.

Игумен Дионисий (Шлёнов) (15.11.1971)

Профессор кафедры Филологии Московской духовной академии, директор Библиотеки и Издательства МДА. Автор более 100 публикаций, переводов текстов, докладов по богословской тематике, церковных проповедей и духовных стихотворений. Автор учебного пособия «Хрестоматия по латинской христианской литературе со словарем». Словарь более чем из 5000 слов стал первым и единственным в русской библиографии латино-русским словарем христианской латыни.

В 1998 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения».

Пострижен в монашество 27 марта 1998 г., рукоположен в сан иеродиакона 11 апреля 1998 г., рукоположен в сан иеромонаха 21 ноября 1998 г.

С 1999 г. стал одним из инициаторов возрождения преподавания классических языков и новогреческого языка в МДАиС на базе Греческого кабинета, созданного в 1998 г. Неоднократно посещал Грецию и Западную Европу с учебными целями. Греческий кабинет был создан как центр преподавания новогреческого языка и как база для развития преподавания классических языков.

В 1999–2012 гг. преподавал древнегреческий и латинский языки в МДАиС.

В 2001–2010 гг. читал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете курсы по патрологии (отцы Добротолюбия и византийская патрология (с VI в.)).

С 2003 г. – заместитель главного редактора академического журнала «Богословский вестник».

В 2006–2011 гг. преподавал византологию в МДАиС.

В 2006–2012 гг. – инициатор и руководитель проекта по созданию библиотеки на иностранных языках, в результате которого Библиотека МДА пополнилась на 53 тыс. книг, полученных в дар из различных университетов и институтов Западной Европы.

С 2010 г. – заведующий Библиотекой МДА.

С сентября 2012 г. – заведующий профилем «Греческая христианская литература» на отделении христианской литературы, открытом на базе кафедры Филологии МДА, преподаватель курса «История византийской богословской литературы» на данном профиле, и других курсов, включая чтение оригинальных текстов христианских авторов.

С 2017 г. - профессор кафедры Филологии Московской духовной академии.

С 2019 г. – директор Издательства МДА.

 

Вниманию читателей предлагается доклад доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова), посвященный богословскому осмыслению «сырной» недели как подготовительного периода к Великому посту.

Содержание статьи:

1. О разных сроках Великого поста

2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии

3. Из истории сырной седмицы или масленицы

4. Пост/разрешение поста как полемический прием

5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы

6. Покаянный настрой масляницы

7. Аскетическо-мистический характер масляницы.

 

Если постараться найти единую логику в трех эпиграфах к докладу, то получится следующая картина. Если великий пост – по свт. Григорию Паламе – начало узкого пути в жизнь вечную, то масленица – «преддверие» (по свт. Василию Великому) или «предтеча» (по свт. Евстафию Фессалоникийскому) этого начала.

Считается, что масленица на Руси является христианской и языческой традицией. При этом акцент делается на языческой обрядовой стороне. Вспоминают и про гуляния, и про блины, которые являются отголоском культа солнца. Вспоминают про культ Волоса, скотья бога, и его отражение в народных обычаях, связанных с памятью уже христианского святого Власия. Наиболее подробные сведения по истории масленицы в составе постной Триоди содержатся у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова.

В главе «О разных сроках Великого поста», говорится о сроках Великого поста. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа, мог быть однодневным или двухдневным. Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение.

В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще 7 дней. Дальнейшее увеличение поста отражено в «Апостольских постановлениях» и в постановлении I Вселенского Собора, в 5-м правиле которого определено проводить первый ежегодный областной собор перед началом Четыредесятницы.

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики:

1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней.

2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней.

3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день.

В главе «Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии» говорится о том, что в мире древних восточных Церквей именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту.

 

Глава «Из истории сырной седмицы или масленицы» нам рассказывает, что Существует версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. – как особое дополнительное покаянное время.

Глава «Пост/разрешение поста как полемический прием» рассказывает о том, что пост или нарушение поста – один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако, теории без практики недостаточно. Для того, чтобы кого-то чему-то научить, его нужно отучить от тех обычаев, которые дополнительным образом удерживают его в круге собственных представлений.

В главе «Покаянный настрой масляницы» говорится о том, что сырная седмица, вошедшая в церковный обиход при Ираклии (VII в.), получившая особый устав при свт. Никифоре (IX в.) и трансформировавшаяся на Руси в масляницу с бурными гуляниями, кулачными боями, маскарадами и прочее (а на западе одно из ее ярких проявлений – венецианский карнавал) означала не празднование, а некое действие, которое в крайне целомудренном исполнении стремилось подчеркнуть чистоту вер.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: