Использование элементов психогимнастики на физкультурных занятиях в подготовительной к школе группе




 

Цель: развивать и корректировать познавательную и эмоционально-личностную сферу психики ребенка; развивать память, внимание, волю, воображение, творческие способности; создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, сныть усталость; развивать навыки концентрации, пластику, координации движений.

Блок 1. Вводная медитация

Проводится под спокойную музыку.

Сказочная планета

Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца, кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает детям послать сказочной планете немного света и тепла, и, может быть, она оживет (руки вынести вперед, кисти рук вертикально).

Выливание из кувшинчика

Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Блок 2. Тренинг Прогулка на велосипеде

Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться. Затем инструктор старается ввести детей в ситуацию, причем описывая ее во всех подробностях, как если бы все это происходило на самом деле.

Утро

Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках, на шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно!

Я все смогу

Может выполняться перед началом занятий, поскольку его формулы направлены на создание у детей настроя на преодоление трудностей. Сегодня прекрасный день и у меня все прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня все получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днем я становлюсь умнее, сильнее. Красивее, трудолюбивее и увереннее в себе и в своих силах. Я готов к работе. Я все смогу.

Блок 3. Релаксация

Сон на берегу моря. Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Воспитатель спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет воспитателя (1,2,3) дети «просыпаются» и встают.

 

Конкурс лентяев. Воспитатель читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:

 

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весть

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный -

 

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

 

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и, пока звучит музыка Д.Кабалевского «Лентяй», стараются как можно больше расслабиться.

Блок 4. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

 

Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища). Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - заморило на солнышке (на выдохе).

 

Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук). Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно рука вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Блок 5. Подвижные игры на внимание

 

Пожалуйста

 

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

 

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

 

Тропинка

 

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор. Пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами.

 

Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

 

Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову.

 

Эти задания чередуются ведущей. Кто быстрее выполнит задание - получит очко.

 

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

Игра сопровождается русской народной песней «Кума».

 

План-конспект физкультурного занятия в виде ритмической гимнастики в подготовительной к школе группе

 

Место проведения - физкультурный зал. Количество детей -16 (8 мальчиков, 8 девочек)

Физкультурный инвентарь - цветные ленточки.

Задачи:

Вызывать положительные эмоции от физкультурного занятия.

Воспитывать выносливость при высоких физических нагрузках.

Развивать выдержку и внимание.

Воспитывать дружеские отношения между детьми противоположного пола, взаимопонимание, учить слаженно взаимодействовать, ощущать друг друга в пространстве.

 

Продолжать учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать у них чувство ритма.

Ход занятия

Вводная часть

Ходьба: гимнастическим шагом; на носках с поочередным подъемом рук от плеча вверх; перекатом с пятки на носок; приставным шагом боком, руки на поясе, при приставлении ноги присесть; руки на бедрах.

Бег: с захлестом голени назад, руки вперед, кисть в кулак; боковой галоп, руки на поясе; с выбрасыванием ног вперед, руки на поясе; поскоки; легкий бег.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Основанная часть

Общеразвивающие упражнения

Комплекс общеразвивающих упражнений в парах (мальчик с девочкой) в кругу.

1. «Делаем дружно».

И. п. - стоя спиной друг к другу, взявшись за руки. 1—4 — руки через стороны вверх; 5—8 — и. п. Дозировка: 4—5 раз.

2. «Поссорились».

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, стопы на полу. Мальчики в центр головой, девочки ногами. Смотреть друг на друга.

1—2 - девочка кладет колени на пол справа, мальчик — слева;

3—4 — наоборот.

Дозировка: 4 раза.

3. «Помирились».

И. п. — лежа на спине с опорой на предплечья (мальчик и девочка) напротив друг друга, ноги согнуты в коленях, стопы упираются друг в друга.

1— 4 -- девочка сгибает ноги, подтягивая колени к животу, мальчик разгибает ноги, и наоборот.

Дозировка: 4—5 раз.

4. «Тяни-толкай».

И. п. - сидя лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги врозь.

1—4 - - девочка выполняет наклон вперед, одновременно мальчик назад и наоборот.

Дозировка: 5 раз.

5. «На велосипеде».

И. п. - сидя лицом друг к другу, руки в упоре сбоку, соприкасаясь стопами.

1 - 4 - педалеобразные движения ног, выполнять плавно, ноги не размыкаются.

Дозировка: 5 раз.

6. «Неваляшка».

И. п. - сидя спиной друг к другу, стопы на полу, руки на коленях.

1-4 — девочка выполняет наклон вперед, одновременно мальчик назад, давление на спину осторожное, несильное, и наоборот. Дозировка: 6 раз.

7. «Махи ногой».

И. п. — лежа на боку, лицом друг к другу, упор сбоку на обе руки. 1—8 — махи правой (левой) ногой; 1—8 — то же, лежа на другом боку, махи другой ногой. Дозировка: 4 раза.

8. «Проползи».

И. п. — мальчик выполняет упражнение «паучок»: стоя с опорой на стопы и ладони, выгибая туловище (спиной к полу); девочка стоит на четвереньках.

1—4 — девочка проползает под спиной мальчика, принимает позу «паучок», мальчик проползает под спиной девочки.

Дозировка: 4 раза.

9. «Паровоз и вагончик».

И. п. — стоя на коленях и предплечьях, девочка держит мальчика за стопы.

1—4 — ползание с синхронным движением рук и ног, передвигаясь по кругу, девочка за мальчиком.

Дозировка: 1 раз.

10. «Прыгаем дружно».

И. п. — стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. 1—4 — прыжки — ноги врозь — вместе. Дозировка: 2 раза (чередуя с ходьбой).

Упражнения в движении танцевального характера (повторить два раза) 1.Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Поднимаясь на носки и опускаясь, легко пристукивать пятками по полу. 2.Приставной шаг в сторону с полуприседанием.

Боковой галоп.

Вращение в парах.

Поскоки по кругу, руки «плетенкой».

Акробатические упражнения на гибкость, стоя в кругу

1. «Сядь без помощи рук».

И.п - стоя лицом друг к другу, ноги скрестно, руки на поясе. Выполнение. Не опираясь руками на пол сесть по-турецки и встать.

2. «Полушпагат».

И.п. - стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Выполнение. Сесть на полушпагат, не отпуская рук.

3. «Ласточка».

И. п. — стоя лицом в круг.

Выполнение. Делать «ласточку», сохраняя равновесие.

4. «Лебедь».

И.п. - стоя лицом в круг, одна нога впереди на два-три шага.

Выполнение. Перенести вес тела на впереди стоящую ногу, другая нога прямая с опорой на всю ступню и развернутым в сторону носком, руки отвести назад.

5. «Стрела».

И. п. — лежа на животе, с опорой на предплечья.

Выполнение. Согнуть в колене правую ногу, левую прямую положить на ступню правой ноги.

6. «Березка».

И. п. — лежа на спине, ногами в центр круга.

Выполнение. Поднять ноги, вытягивая носочки, опора на согнутые в руки, придерживать спину в вертикальном положении.

7. «Бумеранг».

И.п. — лежа на спине.

Выполнение. Из положения «березка» опускать ноги, касаясь носками пола за головой. Колени не сгибать.

8. «Корзиночка».

И. п. — лежа на животе.

Выполнение. Прогнувшись, захватить руками щиколотки ног, голову запрокинуть назад.

9. «Стульчик».

И. п. — стоя спиной друг к другу, плотно прижавшись. Выполнение. Присесть, колени под прямым углом.

Танцевальные упражнения

Построение в два круга: внутренний - девочки и внешний — мальчики. Боковой галоп лицом друг к другу.

Стоя на месте лицом друг к другу выбрасывать поочередно прямые ноги вперед.

Стоя на месте лицом в круг девочки поскоками двигаются в центр круга, обратно; мальчики выполняют поскоки на месте. Поменяться ролями.

Стоя лицом друг к другу на расстоянии двух—четырех шагов.

Шаг навстречу друг другу — хлопок ладонями. Шаг назад — присесть, руки на пояс.

Ходьба с носка на пятку.

Бег с поскоками

Дыхательные упражнения с расслаблением

Дети стоят в кругу лицом друг к другу в парах.

Поднять расслабленные руки через стороны вверх — и бросить вниз.

Плавные поочередные движения рук вперед — назад.

Вращение кистями рук, медленно поднимая их (руки) вперед и медленно опуская вниз через стороны.

Потряхивание расслабленными кистями рук, сначала правой, затем левой;

кистями обеих рук.

Лечь на пол на спину, закрыть глаза, расслабиться.

Подвижная игра «Ловишка с лентами»

Игра проводится под музыку и повторяется 3 раза. Дети идут по кругу. Каждый берет ленту, закладывает ее сзади за пояс или за ворот. В центре круга ходит «ловишка».

 

По музыкальному сигналу дети разбегаются, а «ловишка» старается вытянуть у кого-нибудь из них ленту.

Заключительная часть

 

Ходьба по кругу парами, взявшись за руки. Сужение и расширение круга.

 

Игра малой подвижности «Ручеек».

 

План-конспект физкультурного занятия по принципу круговой тренировки для детей подготовительной к школе группы

 

Место проведения - физкультурный зал.

Количество детей - 16 (8 мальчиков, 8 девочек)

Физкультурный инвентарь: гимнастическая скамейка, канат, ребристая доска, гимнастический мат, 8-10 кеглей, наклонная доска, 6-7 дуг.

Задачи занятия:

Создавать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.

Формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему путем выполнения основных движений (ползание, лазание, равновесие).

Укреплять мышцы и связки стоп с целью коррекции деформации стоп.

Развивать работоспособность, общую выносливость, навыки совместных взаимоотношений.

Воспитывать смелость, организованность, выдержку.

Подготовительная часть

1. Построение в шеренгу (дети - «матросы», преподаватель - «адмирал»).

Приветствие («Здравствуйте, товарищи матросы!» - «Здравствуйте, товарищ адмирал!»).

«Адмирал» идет вдоль строя, проверяя осанку и внешний вид детей.

Перестроение в колонну по одному, поворотом в движении (команда «Напра-во!»).

2. Разновидности ходьбы («морской парад»): обычная в колонне по одному (команда «В обход налево шагом марш!»); по диагонали (команда «По диагонали марш!», после прохождения диагонали подается команда «В обход направо (налево) марш!»), повторить 3 раза с разных диагоналей (2-я диагональ - на досках, 3-я - спиной вперед).

3. Разновидности бега «Аврал! Учебная тревога»: обычный; с препятствиями (по гимнастической скамейке, «змейкой» между кеглями, перепрыгивая через мат, лежащий на полу); обычный с ускорением; обычный, с постепенным замедлением.

4. Разновидности ходьбы «Отбой учебной тревоги»: обычная;

перестраиваясь в колонну по два, поворотом в движении (команда «Через центр в колонну по два марш! Интервал, дистанция два шага!»).

Основная часть

1.Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) «Мы матросы»

1. «Запах моря».

И.п. - стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслабить, глаза закрыть. После выдоха медленно втягивать воздух, пытаясь уловить запах моря.

Ребенок добивается ощущения, что он как будто дышит не только носом, но и всем телом (воздух проникает через кожу). Выполнять в медленном темпе.

2. «Пловец» («матросы соревнуются в плавании»).

И.п. - стоя ноги вместе, руки вверху.

1-8 - поочередные круговые движения руками вперед, имитируя плавание кролем на груди;

1-8 - то же назад (плавание кролем на спине);

3. «У штурвала».

И.п. - стоя ноги вместе, руки перед грудью, локти вниз («держим штурвал»). 1-2 - наклон вправо; 3-4 - то же влево.

4. «Поднять якорь».

И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе.

1-2 - наклон вперед, коснуться руками пола; 3-4 - и.п.

5. «Гребля» («спустить шлюпки»).

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

1-2 - не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину; 3-4 — выпрямляя руки, вернуться в и.п.

Примечание. Хорошо подготовленные дети могут выполнять упражнение без помощи рук (имитируя руками движения, как при гребле веслами).

6. «Матрос взбирается по реям».

И.п. - лежа на спине, руки к плечам.

1-3 - сесть, имитируя движения руками как при лазании по канату: 4 - и.п.

7. «Плавание брассом».

И.п. - лежа на животе, пуки вверху.

1 - поднять голову, верхнюю часть туловища, руки; 2-7 - движения руками, имитируя плавание брассом; 8 - и.п.

Этюд психогимнастики «Капитан»

Ребенок представляет себя капитаном, который стоит на мостике корабля и смотрит вперед.

Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер.

Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным. Смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги врозь, взгляд вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: