Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников




 

При определении уровня развития навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь Н.И. Жинкин:

отбор слов;

распределение предметных признаков в группе предложений;

выделение предиката;

связь двух предложений.

Эти категории или элементы анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным, отражают те стороны связной речи, которые являются специфическими для нее и по которым, следовательно, можно определить уровень связной речи учащихся [22, с.43].

Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды жанры народного творчества, которые известны детсадовцам и школьникам. Детский фольклор так же имеет свою долгую историю [2, с.107].

Давайте же посмотрим, какие загадки, пословицы и поговорки жили и живут на деревенских улицах и в городских дворах, в школах и в детских лагерях.

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки [5, с.566].

Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [21, с.187].

Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79].

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции [6, с.110].

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, уметь замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины [6, с.110].

При изучении правил правописания: жи - ши, ча - ща, чу - щу можно использовать загадки (Приложение 1).

При обучении детей начальных классов учителя часто используют загадки, т.к они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума [3, с.27].

Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия.

Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете, слове, букве, слове и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвященном выделению звука и буквы "же", можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. И совсем другое - начать с загадки. Скажем, вот с такой:

Не жжужу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь на жжужусь.

 

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала.

Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма [24, с.4].

е - начать жука. ти. показать м выделению звука и буквы "итель может прибегнуть к загадке. х сходство и различия. емоВ загадках, как и в сказках, былинах, песнях, мы можем найти отголоски самых разных эпох.

Тур ходит по горам,

Турица - по долам;

Тур свистнет,

Турица-то мигнет.

(Гром и молния)

 

Это очень старые образы. Туры (дикие европейские быки черного цвета с большими рогами), вымершие животные, редко упоминающие в фольклоре [3, с.139].

Многие загадки очень поэтичны, радуют необыкновенно удачными сравнениями: из-под кустика хватыш - это волк; выну изо рта ягодку, оближу и опять положу - это расписная деревянная ложка; а вот топор: кланяется, кланяется, придет домой растянется.

Некоторые загадки действительно трудно отгадать:

 

Кину не палку,

Убью не галку,

Ощиплю не перья,

Съем не мясо.

(Удочка и рыба)

Дом шумит, хозяева молчат.

Пришли гости, хозяев забрали,

А дом в окошки ушел.

(Вода, рыба, рыбаки с сетью)

 

У кого есть ответ на все случаи жизни - и когда у тебя горе, и когда радость? Если молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался - на всякое твое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица [2, с.143].

Русские загадки записаны и дореволюционными и советскими собирателями в очень большом количестве. Эти маленькие, интересные произведения устного художественного творчества связаны со всем трудовым укладом, со всем бытом старой русской деревни. Не мало сведений об ее хозяйственном обиходе, вложено в загадку, немало дается живых богатых зарисовок.

Загадка неустанно пополняется новыми произведениями народной мысли и фантазии. Сейчас никто уже не складывает и мало кто помнит загадки о старой черной бане, об отживших глиняных рукомойниках или о тараканах в избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Советские народные загадки говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новых людях Советской страны [7, с.230].

Идет копач,

На нем силач,

Добывать калач.

(Трактор)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет)

 

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состояния. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают мир. Так же они "имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)". Загадка, по словам К.Д. Ушинского, "доставляет уму ребенка полезное упражнение". По мнению современных педагогов, "процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству" [23, с.44].

На уроках русского языка учитель включает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков, например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз - словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег - парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.

3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля - безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)

6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка - гайка)

 

7. Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

 

8. Логографы - слова - загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

 

9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы - существительным с нарицательным)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям [25, с.45].

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение "пословица": "Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл" [11, с.217].

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" [4, с.5].

Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам [11, с.165].

Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче [2, с.143].

Ту меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону!

Пословицы можно употребить в самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемые господами.

Поговорка о черной корове может прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет к месту, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.

Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся:

Кот скребет на свой хребет.

 

Пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом.

Ухо сразу улавливает этот ритм:

Кого впряг - и ехать так.

Нежданный гость - не мытые ложки.

 

Пословица часто имеет двучленное построение:

 

Тише едешь - дальше будешь.

Много знать - мало спать.

 

По многим пословицам можно отчетливо проследить, как выражал народ свое независимое мнение по различным житейским вопросам, свои самостоятельные взгляды на жизнь.

Люди употребляют поговорки почти также легко и непринужденно, как слова собственной речи. Но все-таки пословицы и поговорки не просто слова, не просто разумные фразы или верные жизненные наблюдения [2, с.143].

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики [8, с.58].

Системная работа над пословицей очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.

В словаре С.И. Ожегова дается определение "поговорка": "Поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения" [15, с.683].

Краткое образное выражение, оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщенного поучительного смысла.

Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица - шире. Они близки друг к другу, их всегда печатают и изучают вместе.

Много пословиц и поговорок сохранили наши летописи, а также произведения древнерусской литературы.

В летописи рассказывается о том, как обры (авары), покорив славянское племя дулебов, жестоко притесняли их. А затем, - видимо, эпидемия была или какое-то стихийное бедствие произошло, но только все обры погибли, умерли. Летописец, живущий 800 лет назад, завершает эту историю, которая произошла задолго до него, такими словами: "Есть притча в Руси и до сего дня: погибоша, аки обре" (то есть погибли, как обры). Это самая настоящая поговорка. Ее и сейчас можно услышать.

И сейчас говорим мы: "Свинью подложить". Но, наверное, не все знают, что поговорка эта возникла в период борьбы Северной Руси с ливонским орденом.

Когда речь заходит о новых, современных пословицах и поговорках нужно проявлять большую осторожность, научную добросовестность.

Во-первых, настоящие пословицы и поговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и, во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, художественные произведения [2, с.145].

Фонд пословиц и поговорок все время обновляется. И в прошлом и в настоящие дни постоянно рождаются новые меткие и художественно отточенные изречения.

Какую-то небольшую часть их давала литература.

Из басен И.А. Крылова в устный обиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:

Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

А ларчик просто открывался.

 

Множество пословичных выражений подарил нам А.С. Грибоедов:

И дым отечества нам сладок и приятен.

Служить бы рад - прислуживаться тошно.

Подписано - и с плеч долой.

 

Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:

Стань передо мной, как лист перед травой!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается -

Сказочные формы, они употребляются в разных сказках.

Например, известная всем поговорка "Битый не битого везет" взята из определенной сказки - о волке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории.

В русских пословицах и поговорках ощущаешь удаль, душевный размах:

Грудь в крестах - или голова в кустах!

Пан так пан, пал так пан.

 

Пушкин писал в свое время об особом ироническом складе русского ума.

Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и употреблять поговорку:

Любит, как собака палку.

 

А другой с детства знает другую:

Любит, как собака редьку.

 

Какая верна, а какая неверная? Обе верные; это не искажение, не забвение - собака действительно не любит ни палку, ни редьку… Это равноправные варианты [2, с.148].

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка [4, с.3].

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

1.5 Анализ учебников "Русский язык" Рамзаевой Т.Г., система "Классическая начальная школа"

 

Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Нами была проведена работа по анализу учебников "Русский язык" Рамзаевой Т.Г. с 1 - 4 классы, было выделено ряд заданий с использованием загадок, пословиц и поговорок.

В учебнике 1-го класса используются такие задания:

объясни, почему так говорят [16, с.5];

прочитай, отгадай [16, с.25];

составь свою загадку о домашнем животном [16, с.26];

напиши отгадку [16, с.28];

прочитай загадку и объясни отгадку [16, с.31];

спиши загадку. Обозначь ударения в словах [16, с.51];

спиши загадку, поделив слова для переноса [16, с.57];

составь свою загадку с тоже отгадкой. Напиши [16, с.69];

из каких звуков состоит слово-отгадка? [16, с.72];

спиши первые две строчки загадки и отгадку [16, с.77];

спиши загадку, вставляя пропущенные буквы [16, с.86];

докажи, что правильно отгадал загадку [16, с.99];

составь свою загадку по одной из картинок. Используя слова, которые обозначают признаки предметов [16, с.100].

В учебнике 2-го класса используются следующие задания:

прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят. Спиши, диктуя себе по слогам [17, с.3];

прочитай, отгадай. Спиши загадку. Напиши отгадку. Составь (устно) свое предложение, используя слово - отгадку [17, с.5];

отгадай загадку. Из каких звуков состоит слово - отгадка? Какими буквами обозначается эти звуки на письме? [17, с.16];

какие слова пропущены в пословицах? Из каких звуков состоят эти слова? Напиши пословицы. Объясни почему, почему так говорят? [17, с.27];

отгадай загадку. Спиши загадку. Напиши отгадку. Проверь по словарю [17, с.28];

отгадай загадку. Приготовься писать по памятки (Памятка №3) (31)

прочитай загадку и отгадай. Спиши. Напиши отгадку. Подчеркни сочетание жи [ 17, с.33];

прочитай пословицу. Почему так говорят? [17, с.37];

отгадай загадку. Спиши загадку. Напиши загадку. Подчеркни сочетание ча [17, с.41];

прочитай пословицы, объясни их смысл. Спиши. Подчеркни сочетания жи, ча, ща [17, с.44];

отгадай загадку. Выучи ее наизусть. Напиши первые две строчки загадки по памяти. Подчеркни сочетание, чу. Напиши отгадку [17, с.45];

спиши пословицы, разделяя слова черточками на слоги. Поставь точки над гласными буквами [17, с.53];

отгадай загадку. Спиши. Найди слово из двух слогов, которые не переносится [17, с.59];

напиши загадку по памяти (Памятка №3). Запиши отгадку. Какие слова нельзя переносить? Почему? [17, с.60];

отгадай загадку. Напиши отгадку. Сколько звуков в этом слове и сколько букв? Почему букв больше? Выпиши из загадки слова с ь [17, с.81];

спиши загадку. Подчеркни согласные буквы, которые нужно проврить. Подбери проверочные слова [17, с.93];

спиши загадку. Напиши отгадку. Подчеркни слова с проверяемой согласной на конце [17, с.96];

спиши загадки. Напиши отгадки. Подчеркни двойные согласные [17, с.114];

отгадай загадку. Найди слова которые, называют действия предметов. На какие вопросы они отвечают? Спиши одну часть загадки (по выбору) [17, с.131];

прочитай загадку, отгадай. Напиши загадку по памяти (Памятка №3). Подчеркни глаголы. Докажи, что правильно выполнил задание [17, с.137];

прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы. Проверь [17, с.146];

напиши пословицу по памяти (Памятка №2) [17, с.151];

спиши загадку, вставляя пропущенные буквы. Напиши отгадку [17, с.168];

спиши загадку, напиши отгадку. Подчеркни буквы, написание которых ты можешь объяснить [17, с.173];

спиши загадки. Напиши отгадки. Подчеркни слова, которые обозначают действия предметов [17, с. 199].

В учебнике 3-го класса используются следующее задания:

отгадай загадки. Спиши загадки, напиши отгадки. Проверь написание первой отгадки по словарю. Вспомни или составь свою загадку про морковь (устно) [18, с.3];

прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши пословицы. Проверь. Подчеркни сочетания жи, ща [18, с.22];

отгадай загадки. Напиши первую загадку по памяти вместе с отгадкой. Вторую загадку спиши. Проверь [18, с.25];

отгадай названия профессий. Спиши загадки. Напиши отгадки [18, с.31];

объясни смысл пословиц и поговорок. Спиши три пословицы (по выбору) [18, с.46];

отгадай загадку. Напиши загадку по памяти. Найди однокоренные слова. Сравни написания корней [18, с.75];

прочитай пословицы. Подумай, какие буквы пропущены в словах. Объясни смысл пословиц. Подбери проверочное слово к тем словам. Которые нужно проверять. Напиши пословицы [18, с.76];

отгадай загадку. Выпиши слова с парными согласными на конце и слова с непроверяемыми гласными в корне [18, с.78];

отгадай загадку. Спиши загадку и отгадку. Найди в слове три однокоренных слова. подбери к нам проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень. Какие буквы в корне этих слов чередуются? [18, с.98];

прочитай пословицы. Напиши их по памяти. Подчеркни буквы, написание которых нужно проверять (орфограммы). Подбери еще одну пословицу о труде [18, с.114];

прочитай пословицы. Спиши пословицы (Памятка №1). Подчеркни буквы написание которых нужно проверить [18, с.118];

отгадай загадку. Напиши загадку по памяти. Найди слово с приставкой. Докажи что это приставка [18, с.127];

дополни пословицу со словами ъ или ь. напиши пословицы. Подчеркни слова с ъ, выдели приставки [18, с.134];

отгадай загадки. Спиши загадки, напиши отгадки. Обозначь род имен существительных. Подбери еще два имени существительных с шипящими на конце. Напиши [18, с.172];

отгадай загадку. Напиши загадку по памяти. Подчеркни имена прилагательные. Составь свою загадку о животном [18, с.175];

отгадай загадку. Спиши загадку, напиши отгадку. Выдели окончания прилагательных [18, с.183];

прочитай. Подумай, почему так говорят. Спиши пословицу (Памятка №1). Объясни почему так пишутся слова с подчеркнутыми буквами [18, с.221];

отгадай загадку. Напиши загадку по памяти. Подчеркни глаголы с не двумя чертами [18, с.222];

дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами с не. Напиши пословицы [18, с.222].

В учебнике 4-го класса используются следующее задания:

отгадай загадку. Напишите загадку по памяти [19, с.25];

прочитайте загадку. Напишите загадку по памяти. Выделите приставки. Напишите отгадку [19, с.26];

прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите. Определите падеж существительных. Докажите [19, с.62];

отгадай загадку. Спишите загадки, выпишите отгадки. Укажите падеж выделенных существительных [19, с.64];

прочитайте пословицы, вставляя пропущенные по смыслу слова. спишите, вставляя пропущенные слова. в каком падеже стоят слова, которые вы вставили? Докажите [19, с.64];

отгадай загадки. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Напишите отгадки. Найдите существительные в предложном падеже. Докажите, что вы правильно определили падеж [19, с.71];

прочитайте пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Напишите пословицы. Укажите падеж и склонение существительных, окончания которых вы изменили [19, с.88];

отгадай загадку. Спишите загадку, напишите отгадку. Подчеркните местоимения. Найдите слова с разделительным ь. Напишите еще три слова на это же правило [19, с.165];

отгадай загадку. Определите время у выделенных глаголов. Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, напишите отгадку [19, с.178];

спишите пословицы. Обозначьте глаголы в неопределенной форме [19, с.181];

отгадай загадку. Объясните, какие окончания нужно написать. Напишите загадку по памяти [19, с. 200];

отгадайте загадку. Выучите загадку наизусть и напишите вместе с отгадкой. Докажите, что выделенные слова - местоимения [19, с.240];

Во всех учебниках начальных классах присутствуют загадки, пословицы и поговорки. В учебнике 1-го класса большое внимание уделяется загадкам, а задания с поговорками и пословицами отсутствуют. В начале учебника заданий с загадками используется немного, затем количество заданий увеличивается, и усложняются для учащихся. Все задания различные. Сначала учащимся предлагается прочитать, объяснить, затем переписать, вставить пропущенные буквы, т.е. используются для закрепления изученных правил. Также необходимо доказать, что правильно отгадали загадку и задаются дополнительные вопросы.

Уже во 2-м классе используется больше загадок и пословиц. Задания для пословиц почти одинаковые. В них предлагается причитать, объяснить, списать и подчеркнуть какую-либо орфограмму. К загадкам даются следующие задания: прочитай, отгадай, спиши, дополнительно даются задания на правило ранее изученное учащимися. Общее задание для загадок и пословиц - написание по памяти, используя памятки в учебнике. Все задания, которые встречаются с малыми жанрами фольклора, предполагают, письменный ответ, устных заданий не встречается. Задаются дополнительные вопросы к загадкам. Большое количество заданий с загадками, чем с пословицами и поговорками. Для того, чтобы учащимся легче было отгадать загадку в ответах прописаны начальная и конечная буквы.

В учебнике 3-го класса кроме письменных зданий с загадками, пословицами и поговорками предполагаются и устные задания на новое правило. Очень много дополнительных заданий на написание слов, а также вопросов по пунктуации. Часть загадок иллюстрированы, что помогает учащимся отгадать ответ. В ответах загадок прописываются начальная и конечная буквы. Повторяются задания с загадками, такие как напиши по памяти, проверь слово по словарю. Задания аналогичные, что для загадок, что для поговорок. В конце учебника присутствуют типичные задания для загадок - отгадай загадку, спиши и напиши отгадку.

В учебнике 4-го класса загадки и пословицы используются меньше, чем в других учебниках начальных классов. Задания похожи на те, которые используются в 3-ем классе. Большое количество заданий связано с определением падежей различных частей речи. К концу учебника 4-го класса заданий с загадками и пословицами становится очень мало.

Таким образом, в авторы учебников начальных классов продумали, как использовать малые жанры фольклора на уроках русского языка и при изучении каких тем. Загадки, пословицы и поговорки используются при изучении правил правописания и грамматики. Большинство заданий повторяются.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: