Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников




 

Планирование исследования

 

В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе, использование малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3.

Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы:

подбор диагностического материала;

определение контрольной и экспериментальной группы;

определение констатирующего эксперимента с целью определения роли фольклора в развитии речи младших школьников;

проведение формирующего эксперимента с целью установления роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;

проведение контрольного эксперимента с целью установления роли работы загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников в экспериментальной и контрольной группах;

сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента;

выводы по подтверждению или опровержению выдвинутой нами гипотезы.

Исследование проводилось на базе МОУ Тотемской средней общеобразовательной школы №3

Цель: установить роль загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников.

Мы подобрали материал и методики для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников. Для определения роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников была проведена методика "Определение активного словарного запаса". В качестве критериев для оценки словарного запаса речи были взяты: содержательность, логичность, точность, богатство и правильность. Ребенку предлагалась картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в протоколе и затем анализируется.

10 балов в речи ребенка встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков;

в 8-9 балов речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков;

6-7 балов в речи ребенка присутствуют 6-7 разных признаков;

4-5 баллов дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков;

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака;

0-1 балл - рассказа нет или в не имеются 1-2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи.

 

Таблица 2. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника.

№ п/п Фиксируемые признаки речи Частота употребления этих признаков.
  Существительные. Глаголы. Союзы Предлоги Частицы Однородные члены предложения Сложные предложение с союзами типа "и", "а", "но". Вводные конструкции, начинающие со слов "во-первых", "я думаю", "мне кажется".    

В этом протоколе отмечается частота употребления ребёнком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне словарного запаса ребёнка.

Оценивая уровень речевых умений младшего школьника, мы выделили следующие уровни:

8-9 баллов - высокий;

5-7 баллов - средний;

0-4 балла - низкий.

2.2 Исследование

Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие шестнадцать детей контрольной группы (2А) и четырнадцать детей экспериментальной группы (2Б).

Результаты констатирующего эксперимента контрольной группы следующие (Приложение №2):

 

Высокий Средний Низкий
24% 57% 18%

 

4 человека - высокий уровень;

9 человек - средний уровень;

3 человека - низкий уровень.

Результаты констатирующего эксперимента экспериментальной группы следующие (Приложение №2)

 

Высокий Средний Низкий
21% 65% 14%

 

3 человека - высокий уровень развития;

9 человек - средний уровень развития;

2 человека - низкий уровень развития.

Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах можно сделать вывод о том, что уровень речевого развития в контрольном классе чуть выше, чем в экспериментальном классе.

На формирующем этапе работы с контрольным классом проводилась специальная работа по развитию речи в течение месяца. В Приложении № 4 представлены фрагменты уроков русского языка в контрольной группе.

В конце практики был проведен контрольный эксперимент контрольной группы, его результаты следующие (Приложение № 3)

 

Высокий Средний Низкий
43% 57% 0%

 

7 человек - высокий уровень развития;

9 человек - средний уровень развития;

0 человек - низкий уровень развития.

Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы следующие (Приложение №)

 

Высокий Средний Низкий
21% 72% 7%

 

На этом этапе работы с учащимися контрольном и экспериментальном классе уровень развития речи в контрольном классе немного выше, чем экспериментальном классе. Уровень речевого развития нашел свое подтверждение через загадки, пословицы и поговорки.

 

Результаты исследования

 

Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольном эксперименте в контрольной и экспериментальной группах и пришли к следующим выводам:

1) произошли изменения в развитии речи учащихся в контрольной группе: увеличился процент учащихся с высоким уровнем от 25% до 43%, средний уровень остался без изменений 57%, уменьшился процент с низким уровнем от 18% до 0% (Приложение №5).

2) незначительные изменения в развитии речи учащихся произошли в экспериментальной группе: не увеличился процент учащихся с высоким уровнем, он остался без изменений 21%, изменился средний уровень от 65% до 72%, уменьшился процент учащихся с низким уровнем от 14% до 7% (Приложение № 6).

Эти изменения произошли, с нашей точки зрения, благодаря использованию целенаправленной работы с загадками, пословицами и поговорками на уроках русского языка, направленной на развитие речи младших школьников.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что малые формы фольклора должны быть включены в уроки русского языка и литературного чтения, так как они способствуют в развитии речи младших школьников. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.


Заключение

 

В первом разделе исследования нами было рассмотрено понятия "речь" и "развитие речи". Пришли к выводу, что речь - это один из видов общения, которое необходимо людям во всех сферах общения, а развитие речи - это процесс овладения речью различными средствами.

Сначала речь ребенка служит для общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной речью.

Под влиянием обучения устная речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.

В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.

Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.

В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица и поговорка.

При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками и поговорками.

Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.

Работая с пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.

Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.

Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи пословицу и т. пр) отсутствуют.

В исследовательской части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, пословицы и поговорки влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.


Библиография

 

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.

3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: "Детская литература", 1982. - 191с.

4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание" / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.

6. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР М., 1957. - 271с.

7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.

8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

10. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.

11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.

12. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.

15. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.

16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 112 с.: ил.

17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.

18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.

19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.

20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.

21. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. - 80с.

22. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10. - 112с.

23. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.

24. Т.П. Королева Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. - 2000. - №7. - 143с.

25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.

26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.


Приложения

 

Приложение № 1

 

ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Отгадай загадку.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу-

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать.

(Часы).

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник).

Хвостом виляет,

Зубаста, а не кусает.

(Щука).

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет - я посвечу.

(Свеча).

Разошлись мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки).

ЖИ-ШИ

Отгадай загадку.

Бегу по дорожке

Доски на ножки. (Лыжи).

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка).

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик).

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило).

2. Вставь слоги жи и ши, чтобы получились слова.

друма

пру…нати…на

нана

3. Составь из слогов слова.

пулы

мынавысне

шижи

мАдонкала

стый

Парные звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).

Зимой на земле лежало,

Весной в реку побежало. (Снег).

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лед).


Приложение № 2

 

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группы Ребенок Номера заданий Уровень развития
                 
Контрольная   + + + +   +       С
  + + + + + + +   + В
  + + + +           Н
  + + + + + + + + + В
  + + + + + + +   + В
  + + + + + +       С
  + + + + +         С
  + + + +           Н
  + + + + + +       С
  + + + +   +       С
  + + + + + +       С
  + + + +   +       С
  + + + + + + +     С
  + + + +   + +     С
  + + + +           Н
  + + + + + + +   + В
 
Экспериментальная   + + + + + + +   + В
  + + + +   + +     С
  + + + + + + +   + В
  + + + +   +       С
  + + + +   + +   + С
  + + + +   +       С
  + + + +   + +     С
  + + + + + +   + + В
  + + + +   + +     С
  + + + +   +       С
  + + + +           Н
  + + + +   +       С
  + + + +   +     + С
  + + + +           Н

 


Приложение № 3

 

Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группы Ребенок Номера заданий Уровень развития
                 
Контрольная   + + + + + +   + + В
  + + + + + + + + + В
  + + + +   +   +   С
  + + + + + + + + + В
  + + + + + + + + + В
  + + + + + +       С
  + + + + +   + +   С
  + + + + + +       С
  + + + + + +   +   С
  + + + +   + +     С
  + + + + + +   + + В
  + + + +   + +     С
  + + + + + + + +   В
  + + + +   + + +   С
  + + + +   + +     С
  + + + + + + + + + В
 
Экспериментальная   + + + + + + +   + В
  + + + +   + +     С
  + + + + + + +   + В
  + + + + + +       С
  + + + +   + +   + С
  + + + + + +       С
  + + + +   + +     С
  + + + + + +   + + В
  + + + +   + +   + С
  + + + +   + +     С
  + + + +   +       С
  + + + +   + +     С
  + + + + + +     + С
  + + + +           Н

 


Приложение №4

 

Фрагмент урока

Тема: Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?

Цель: Формирование умения различать предмет и слово; формирование умения соотносить вопросы Кто? Что? и название предмета.

+Ребята, я буду читать загадки, вы поднимаете руку, говорите отгадку, ставите к ней вопрос. Записываем отгадку все вместе на доске.

+Кто на себе свой дом носит?

Улитка. Кто?

+Не человек, а рассказывает.

Книга. Что?

+Скатерть бела, весь свет одела.

Снег. Что?

+Какая птица в лесу обитает, всем свое имя называет?

Кукушка. Кто?

+Без рук, без ног, а рисовать умеет.

Мороз. Что?

+Идет в баню черен, а выходит красен.

Рак. Кто?

+Не огонь, а жжется?

Крапива. Что?

Фрагмент урока

Тема: Имя существительное.

Цель: Написание с заглавной буквы в названиях деревень, улиц и рек.

+Отгадайте загадку. Стоит копна - спереди вилы, а сзади - метла. Сама ест зеленое, а дает белое.

Корова.

+Правильно! Откройте учебник и найдите это словарное слово.

+Напишите его к себе в тетрадочку, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Обведите синим карандашом в тучку.

Фрагмент урока

Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель: Ознакомление с единственным и множественным числом глаголов.

+Сейчас для вас будет интересное творческое задание. На доске написано начало пословиц. Вы пишите начало пословицы и дописываете ее окончание. В каждой пословице подчеркиваете глаголы и пишите над ним число.


Приложение № 5

 

Изменения в развитии речи учащихся в контрольной группе


Приложение № 6

 

Изменения в развитии речи учащихся в экспериментальной группе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: