Понятие о величине - ключевом компоненте математического развития старших дошкольников




ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого, в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и без духовности, отмечающееся в обществе.

На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.

Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. В педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды дошкольника: предметной, игровой, творческой (М.Я. Басов, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л.С. Леонтьев).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова и др.). В их работах предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Однако такие исследователи как, М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин и др. доказывают что среда - это не только некоторое предметное пространство, это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. В этом смысле предметно-развивающая среда выполняет особую функцию - она побуждает к игровой деятельности, она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Цель исследования: выявление педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающей предметно-пространственной среды.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника.

2. Охарактеризовать особенности развивающей предметно-пространственной среды как средства духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

3. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды.

4. Проанализировать результаты диагностической работы по проблеме исследования.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.

Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы.

 

 

Раздел 1. Теоретические основы формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетных игр-занятий

Понятие о величине - ключевом компоненте математического развития старших дошкольников

 

Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизации. Величина — это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т. д. В данном же случае мы сужаем понятие «величина» и будем характеризовать им только размер предметов. Различают два понятия: «прерывная величина» и «непрерывная величина». Прерывная величина — множество, т. е. величина, в которой составляющие ее элементы строго фиксированы, могут быть отделены друг от друга. Такая величина определяется в основном посредством счета (с помощью чисел или без них). Непрерывная величина определяется на основе измерения. В этой величине составляющие ее элементы трудно или невозможно отделить друг от друга и пересчитать (сыпучие, жидкие вещества, протяженность, объем)[28].

Понятие величины широко применяется не только в математике, но и в физике, биологии, астрономии и других науках. В методике формирования элементарных математических представлений это понятие используется не всегда корректно: считаются синонимами термины «величина» и «количество», смешивают понятия «величина» и «значение величины» и др. Объясняется это тем, что понятие величины не является чисто математическим. Применение его во многих отраслях науки привело к разночтению, употреблению его в различных смыслах. В методике обучения математике долгое время понятие величины вообще связывали только с понятием «именованное число». Однако и до настоящего времени педагогическая практика сосредоточивает основное внимание на наиболее характерных признаках величины. Это нередко приводит к смешению понятия величины с понятием меры (числа, выражающего величину

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: