Классификация подвижных игр и игры со спортивными элементами




 

Многогранная воспитательная значимость подвижных игр, доступность их для детей дошкольного возраста, создаваемое играми радостная, увлекающая детей сфера деятельности – все это определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемый спутник их повседневной жизни.

Подвижные игры следует отличать от имитационных и игровых упражнений.

Имитационные игры - это самостоятельная двигательная деятельность, направленная на воспроизведение образов окружающей действительности; при этом движения выполняются в произвольном темпе, без регламентации времени и подчиняются только замыслу исполнителя.

Игровые упражнения - действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения независимо от других. [5, с.43]

В подвижных играх, как уже говорилось, ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях, подчиняя свое поведение заранее установленным правилам.

Игры как вид физических упражнений делятся на подвижные и спортивные.

Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга. Характерными чертами подвижных игр являются разнообразие и свобода применения игровых действий, большие возможности для проявления инициативы и творчества. Правила в подвижной игре определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Структура игр с элементами спортивных игр по сравнению с подвижными играми отличается большей определенностью. Состав команд, обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь. [16, с.5]

Навыки, развиваемые в этих играх, должны отвечать общим требованиям техники игры, чтобы позднее детей не пришлось переучивать.

Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.

Игры с элементами спортивных игр также требуют подготовки организма ребенка для их проведения. Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр, С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педагогический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое влияние игры с мячом оказывают на формирование быстроты реакции, ловкости, подвижности и т.п. [8, с.42]

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих для ряда игр приемов. Разучивание элементарной игровой техники чаще всего проходит в процессе подражательных игр. Из многочисленных видов спортивных игр наибольшей любовью, особенно у мальчиков, пользуются городки, игры с мячом типа волейбола и баскетбола, игра в бадминтон, малый теннис и др.

Подвижные и спортивные игры объединяет деятельность в быстро меняющихся ситуациях в соответствии с правилами. В подвижных играх правила изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного усложнения игровой обстановки. В спортивных играх правила постоянны, носят устойчивый характер. Количество играющих в подвижных играх произвольное (от двух и более). Состав играющих в подвижных играх динамичен: в любой момент игрок может выйти или, наоборот, включиться в игру. В спортивных играх имеется строго установленное число игроков (хоккей - шесть, волейбол - шесть и т.д.). Площадка для спортивной игры имеет определенные размеры, тогда как в подвижных играх границы для игры могут свободно изменяться. Размеры инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки, диаметр кольца и т.д.), высота его расположения (кольцо в баскетболе, сетка в волейболе и т.д.) обозначены в правилах спортивной игры и не подлежат изменению. В подвижных играх возможны замена инвентаря и вариации его размещения. Это позволяет сделать вывод: в обучении дошкольников подвижные игры могут быть использованы широко, а что касается спортивных игр, то возможно использование элементов спортивных игр или упрощенные игры. [17, с.89]

Игры бывают сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх ("Кот и мыши", "Наседка и цыплята" и др.) правила и роль тесно взаимосвязаны, а в бессюжетных правила представлены в открытом виде ("Кто скорее добежит до флажка", "Перемени предмет" и др.). Правилам легче подчиняться в сюжетных играх. [18, с.10]

По интенсивности физиологического воздействия можно выделить игры с высокой, средней и низкой нагрузкой. Как правило, высокую физическую нагрузку дают игры, построенные на выполнении бега и прыжков или на сочетаниях этих движений с другими. При этом следует учитывать продолжительность действий детей внутри одного проигрывания. Если большая часть времени тратится на произнесение текста, то дети получают среднюю нагрузку ("У медведя во бору", "Мы - веселые ребята" и др.). В поле зрения необходимо держать одновременность или последовательность действий играющих. При поочередном выполнении моторная плотность низкая, а поэтому даже интенсивные движения в общем дают незначительную нагрузку ("Горелки", "Третий лишний" и др.). Нагрузку можно считать высокой, если при шести-восьми повторениях пульс достигает 150-170 ударов в минуту, средней - при пульсе 130-140 ударов. [19, с.56]

Выделяется еще один вид игр - игры-забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

Существует различная педагогическая классификация игр, отобранных для детей дошкольного возраста, в основе которой имеются разные признаки.

Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и все группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы, в которые они творчески воплощаются (птицы и автомобиль, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы). [20, с.24]

Бессюжетные подвижные игры содержат интересные для детей двигательные задания, ведущие к достижению понятной им целей. Игры типа ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил ролей взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры – эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результаты команд.

К бессюжетным относятся так же игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, городки, «школа мяча» и др). [20, с.54]

Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (2,3 и тд.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, ползования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх – забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры- забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. [16, с.39]

К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей ипользуемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним. Обучение спортивным играм значительно ускоряется если воспитатель сам принимает в них активное участие, руководит действиями детей.

В настоящее время широко исползуются спортивные игры с нестандартным оборудованием, которые включают в себя такие игры и эстафеты: дорожка из обручей, дорожка из резиновых мячиков, мяч в нейлоновой сеточке, пуфики из поролона, цветные модули, тапочки великана различные стойки. Красочность и нестандартность оборудования привлекает детей, развивает элементы к спортивным играм (хоккея, тенниса, баскетбола, футбола, использования нестандартного оборудования придает спортивным играм необычность и оригинальность. [20, с.97]

Большой интерес для детей дошкольного возраста имеют народные подвижные игры, которые являются неотъемлемой частью интернационального, художественного физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, Создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гиси-лебеди», «Коршун и наседка», «охотники и волки», «Чепена», «Олени и пастухи» и т.д.).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Так, например зачины, которые по определению русского фольклориста Г.А.Виноградова являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, без оговорочное и точное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих в игре:

подвижный игра спортивный элемент

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка дуди:

Мы играем, ты води.

 

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры сбегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движения играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Подвижные игры различаются также: по сложности движения; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения. В зависимости от возраста в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается, сюжеты игр усложняются, количество ролей увеличивается, постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. Выполнение правил в младших группах носят подсказывающий характер, количество их невелико, они связаны сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналам: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.

В играх с элементами соревнований сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами- стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, при чем слова нередко произносятся хором «Мы – веселые ребята», «Мышеловка» и др.) [21, с.189]

Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразным, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянно. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно например, усложнять двигательные задания увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые движения (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное.) Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований.

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

И так, систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.

Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения расположение различных окружающих его предметов, учатся соразмерять свои движения в окружающей среде. В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменение игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников.

Игры, в которых сюжетом и правилами предусматриваться направление движения вперед – назад, формируют умения путем зрительно- моторных реакций соотносить расстояние не только впереди, но и сбоку. Они требуют развития глазомерных оценок пространства, расширяют понимание относительности направлений вперед – туда, назад – обратно. Для закрепления представлений о направлении вперед – назад в старшей группе можно использовать игры «Перебежки», «Кто скорее добежит до флажка», «Мы веселые ребята», «Пожарные на учении» и др.

Народная игра выступает как частица народной мудрости, способствующая осуществлению задач умственного развития детей. Как показывают экспериментальные данные Е.Сагындыкова, казахская народная игра способствует углублению логического мышления, повышает поисковый характер ума. Вот как классифицирует игры Сагындыков:

1. Игры, формирующие познавательные интересы,

2. Подвижные игры, развивающие двигательную активность, эмоциональное состояние детей.

Исследования Е.Сагындыкова наглядно подтверждают, что в процессе игровой деятельности развитие детей происходит наряду с развитием мышления, совершенствованием физических движений. [3, с.179]

Таким образом, спортивные игры необходимо проводить в дошкольных учреждениях как на физкультурных занятиях, так и на прогулке, в свободной деятельности. Они развивают не только физические качества, но и интересы детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: