В науке существует, по крайней мере, две полярные точки зрения на роль древнеегипетской культуры в мировом развитии. Одна из них заключается в том, что культура и религия Древнего Египта были чрезвычайно замкнуты и имели только региональное значение. В доказательство приводится тот аргумент, что культура Древнего Египта поглощала все внешние влияния, не перерабатывая их, а уничтожая в своих недрах. По данным, которыми располагает современная историческая наука, ни одно из завоеваний или нашествий чужеземцев не смогло разрушить целостность культуры Древнего Египта. Но и египетские верования не прижились ни в одной соседней стране — египетские жрецы просто не допускали иностранцев к тайнам культа и философии. Другая точка зрения на роль древнеегипетской культуры и религии состоит в том, что эта культура оказала решающее влияние на развитие всего мирового процесса через создание особой диаспоры выходцев из Израиля и Иудеи, которые, покинув Египет и придя на свою родину, основали новую религию, ставшую основой христианства. Представляется невозможным разделить полностью ту или иную точку зрения, которые, как и все полярные мнения, отражают только одну сторону проблемы. Древний Египет был государством с сильными экономическими, политическими и культурными связями, часто сам предпринимал завоевательные походы. В связи с этим должны были развиваться контакты на уровне идеологии, которую в то время представляла религия. Самим своим возникновением религия Древнего Египта обязана соединению верований различных племен, населяющих долину Нила, и потому не может быть расценена как абсолютно замкнутая.
Связь древнеегипетской религии с подобными представлениями других народов хорошо просматривается в ее мифологии. Известно, что по всей территории Египта был распространен животный культ, причем если культы таких животных, как баран, были региональными, то культ ястреба и кошки был повсеместным. Можно с достаточной степенью достоверности предположить, что в условиях зернового земледелия, когда важно не только вырастить, но и сохранить урожай, борьба с грызунами и прочими вредителями полей носит весьма актуальный характер. Природные помощники человека приобретают выдающуюся роль в этой борьбе, становятся его любимцами. Первобытное же и древнее сознание наделяет таких существ не просто положительными, а сверхъестественными качествами. Кошка и ястреб, таким образом, по достоинству занимают почетное место в языческом пантеоне. К более позднему периоду можно отнести появление культовых животных, посвященных конкретному богу: солнечный бык Апис в Мемфисе, солнечный бык Мневис в Гелиополисе, баран Озириса в Мендесе, птица Бенну (душа Озириса). Как видим, животное не только посвящается какому-то богу, но и имеет точный адрес "прописки". Из этого следует, что все они были изначально чисто местными тотемами, затем тотем приобрел антропоморфный облик, а затем распространил свое влияние и на другие территории.
|
В религиозных представлениях древних египтян все 'божества разделялись по некоему ранжиру, исходя из степени их могущества, влияния, важности для людей. Первое место занимали солнечные боги, второе — бог земли, третье — бог Нила, только на четвертом стоял боги неба, за ним следовали боги погребения и смерти и, наконец, боги — покровители города или определенной местности. Везде признавались как ведущие божества бог солнца Ра, богиня луны Ах, богиня неба Нут, бог земли Кеб, бог Нила Гапи.
|
Космогония древних египтян говорила, что до сотворения мира существовал Хаос — первичная вода. В этом Хаосе пребывал без времени бог Тум, который посредством самооплодотворения произвел первую супружескую пару — Шу (мужчину) и Тефнет (женщину). В это время Кеб и Нут лежали, обнявшись, в первородной воде. Шу (воздух) разъединил их, проникнув между ними, и дал возможность двигаться солнцу. Кеб и Нут произвели на свет Озириса (земли Нила), Сета (пустыню), Изиду и Нефтис. Озирис стал первым фараоном, с этого началась история (как уверяет древнеегипетская мифология).
Интерес представляет миф о смерти и воскрешении Озириса. По этой легенде Озирис правил богатым и благополучным царством до тех пор, пока коварный Сет обманом не заманил его в ловушку и не заключил в гроб. Сет спустил гроб с Озирисом в море, где он долго плавал по волнам, пока не прибился у Библоса. В это время, пока гроб с Озирисом носило по волнам, Изида, жена Озириса, родила сына Горуса и после этого отправилась на поиски мужа. Она нашла его и спрятала в укромном месте от гнева Сета. Но Сет все же нашел Озириса, убил его, а тело растерзал на куски. Изида собрала тело мужа по кусочкам, перевязала их и с помощью волшебных средств оживила Озириса. Горус стал воевать против Сета, война была кровопролитной и долгой, она истощила обе стороны. Поэтому в ход конфликта вмешался Кеб, который положил конец войне, разделив Египет между Горусом и Сетом. Горус получил плодородные земли, а Сет — пустынные районы. Озирис же стал с тех пор царем мертвых. Часто его изображали в виде спеленутой мумии. Сет же изображался с головой тушканчика — естественного жителя пустыни. В этой легенде есть небольшая деталь, которая подтверждает, что все легенды и мифы отражают человеческие отношения. Когда Изида собирала по частям тело Озириса, ей помогали в этом Горус (ее сын от Озириса) и Анубис (сын Нефтис, жены Сета, рожденный от Озириса). Таким образом, к конфликту из-за имущества добавился конфликт из-за ревности и оскорбленной супружеской чести. Вышеперечисленные божества пользовались всеобщим поклонением, так как отражали в своем образе самую значительную силу, которой страшился человек в Древнем Египте, — смерть, голод от засухи. Но каждодневной жизнью древнего египтянина руководили другие божества. Среди многочисленного пантеона молено выделить несколько богов, которые были наделены функциями помощников и Контролеров в земной человеческой жизни. Богиня Нейт была ответственна за пролагание тропинок. Рядом с ней находится бог Упуат, который прокладывает пути (изображался в образе шакала). Очевидно, что между тропинками и путями египтяне усматривали разницу. Тропинка вела от дома к дому, от селения к селению, и главным был не страх заблудиться, а опасение нарушить границы владений людей и богов. Упуат же прокладывал пути в пустыне для караванов, критерии здесь были совершенно другими — найти Кратчайшую дорогу и не сбиться с нее. Бог Тот изображался в виде птицы ибиса или обезьяны павиана. И то, и другое существо считались египтянами образцом сообразительности 8 диком животном мире. Бог Тот занимался интеллектуальной деятельностью — распределял время, считался изобретателем письма, науки, магии, был секретарем богов на [Суде Озириса над душами умерших. Близко к Тоту находится богиня Маат, заведующая верным счетом и мерой. Справедливо полагая, что правильный учет и контроль ведет к улучшению порядка, египтяне сделали Маат и богиней справедливости и правды. Богиня Гатор, которую олицетворяет корова, помогает женщинам при родах, определяет судьбу родившегося ребенка. Отчетливо просматривается родство этой богини с греческой богиней Герой, которая также олицетворялась со священным животным коровой и была помощницей женщин в родах. Бог Хонсу — чудодейственный врач, изображавшийся в виде мумии. В этом, очевидно, отразились представления египтян о целях и назначении медицины — помогать человеку вступить в загробный мир. Бог Хнум был богом Нила в том месте, где находятся пороги, и изображался с бараньей головой. Скорее всего, этот тотемический образ связан с тем, что Нил, разливаясь, давал возможность снимать урожай дважды в год, то есть его можно было использовать многократно без ущерба. То же самое происходит с остриженным бараном — шерсть отрастает и снова дает человеку сырье для производства. Явно пришлым в пантеоне богов является бог Бес, изображавшийся в виде карлика с уродливым лицом. Причем его изображения помещались на футлярах парфюмерных принадлежностей, поскольку и он сам, и парфюмерия пришли в Египет из Сомали и Эфиопии. Бог Бес считался покровителем женщин (не отсюда ли "бесовская красота"?).
|
Египтяне славились умением возводить постройки, и, конечно, храмы занимали среди них первое место. Устройство храмов было довольно сложным. В центре помещалась маленькая часовня — темное помещение, где хранилось культовое изображение божества. Вокруг часовни сооружался гипостиль — зал с колоннами, освещаемый из маленьких окошек под самой крышей. Гипостиль символизировал собой весь мир. Все это сооружение окружал обширный двор, ограниченный высокими стенами. Во двор можно было пройти через ход, украшенный колоннами, который снаружи закрывали ворота с пилонами. У входа стояли флагштоки, статуи, обелиски. Самый большой сохранившийся храм в Египте посвящен Амону-Ра и находится в Карнаке. Само здание храма для собраний верующих не использовалось — это было жилище бога. В храме не жили жрецы, а хранились сокровища, дары, летописи, материалы астрономических наблюдений и др. При храме, то есть поблизости от него и под покровительством соответствующего бога, создавались школы, библиотеки, мастерские, склады и т. п.
Всей работой по организации храмовой культовой и внекультовой жизни занимались жрецы. Жречество в Древнем Египте состояло из добровольцев и профессионалов. Добровольцы помогали в религиозных праздничных церемониях, когда скапливалось много народу или требовались значительные силы для выполнения всех обрядов. Профессионалы делились на две группы: чтецов и попечителей. Попечители обслуживали храмовые культы, производили культовые действия по желанию верующего. Чтецы занимались разработкой религиозной философии и остальных областей знания. Поначалу влияние жрецов было ограниченным. Но в эпоху Нового царства могущество жрецов достигает такой силы, что становится гибельным для государства, в интересах жречества происходят политические перевороты, смены династий фараонов. Этот период истории Египта определяется как период воцарения теократии.
Такое положение привело к экономическому упадку и ослаблению политического могущества государства. Даже попытки возродить былое могущество Египта, предпринятые в эпоху 26-й династии, ни к чему не привели. В результате Египет превратился в страну, которая не могла противостоять иноземным вторжениям. Под ударами армии Александра Македонского и в результате завоеваний Римской империи Египет окончательно потерял самостоятельность. Древняя религия еще долго сопротивлялась инородному влиянию, ушла в тайные общества. В конце концов, ислам захватил ведущие позиции в этой стране.
Жрецы, отстаивая свое главенствующее положение, руководствовались своими моральными и прочими принципами. Для всего общества эти принципы не могли быть предложены в качестве организующих. Действительно, общепринятая мораль была совершенно другой. Когда египтянин умирал, на стене его гробницы родственники помещали текст, в котором давался полный отчет божествам о поведении человека при жизни. Из подобных текстов вырисовывается следующая картина.
Самым главным достоинством человека считалось проявление им социальной солидарности и дисциплины. Дело в том, что в определенные сезоны года (при разливе Нил) все жители Египта были обязаны участвовать в общественных работах. Ведь Нил не разбирал границ между участками, заливал дороги и улицы, сносил некоторые строения, нарушал коммуникации. Чтобы восстановить все это, организовывались общественные работы, в которых принимали участие все — даже у фараона была своя функция (возносить молитвы богам и вести общий контроль). Уклонение от таких работ крайне порицалось. Хотя от работ можно было откупиться, наняв вместо себя кого-нибудь, система откупов рассматривалась как нежелательная с моральной точки зрения. Так вот, обращаясь к богам, в качестве подтверждения солидарности и дисциплины, которую выказывал умерший при жизни, родственники говорили: "Он ни разу не отказался выйти на общественные работы".
Следующим положительным качеством считалась любовь к жизни. Это очень интересный момент, ведь жизнь была крайне тяжела, насыщена не только непомерным трудом, но и разного рода несправедливостью. Но египтяне считали, что в царстве мертвых хорошо принимают только того человека, который не стонал и не ныл при жизни, а старался насладиться всеми ее радостями. Другим моральным качеством, упоминаемым в погребальных надписях, является почтение к старшим. Эта характеристика является традиционной для архаичного сознания, сохраняется она, в том или ином виде, до сих пор.
И наконец, обращаясь к потусторонним силам, родственники умершего говорили о том, как их дорогой ушедший выполнял свой служебный долг. Про чиновников говорили, что они никогда не брали взяток. Про судей — что они не поддавались давлению. Про более или менее простых служащих — что они никогда не опаздывали на работу и не пропускали ее. Как видим, понятия о морали и нравственности у древних египтян были практически направленными, обеспечивали интеграцию общества. Другое дело, как они выполнялись (так ли уж и не брали чиновники взяток?), но это проблема не только Древнего Египта.
Положение женщины в Египте было довольно высоким. Гаремы были только у фараонов, в остальных слоях 'общества существовала моногамия. Выйдя замуж, женщина приобретала титул "госпожа дома", которым ее называли везде: при официальном обращении, в присутствии общества, наедине. Бездетность считалась большим горем;
рождение же ребенка приносило женщине укрепление ее статуса. Такое положение женщины отозвалось (и одновременно определилось) в религии. Все божества выполняют свои функции в паре, изображения божеств и фараонов также выполняются парными — вместе с женами.
Если учитывать время существования царства фараонов, то поражает его стабильность — более трех тысячелетий. Несомненно, что такую устойчивость государственной власти придала религия, по которой фараон считался живым богом, прямым наследником Озириса. Правление осуществлялось на основе традиции и прецедента, при помощи аппарата наследственных чиновников и жрецов. Египетская религия не исчерпывает всю жизнь человека и общества той эпохи, но она — ее средоточие и опора.
Религия в Древней Месопотамии
Примерно в то же время, что и в Египте, с середины IV тысячелетия до н. э., в долине между Тигром и Евфратом начинает развиваться цивилизация Древней Месопотамии, оказавшая огромное влияние на историю человечества. Шумеры и аккадяне, населявшие эту землю, создали систему оросительного земледелия, изобрели письменность, начали строить города. Они передали своим преемникам — вавилонянам и ассирийцам, а через них — грекам и евреям наряду с техническими достижениями свои представления о мире, юридические и нравственные нормы, религиозные мифы. Шумерские эпические сказания о Всемирном потопе, о сотворении мужчины из глины, а женщины — из ребра мужчины, все это — очевидные прототипы ветхозаветных сказаний.
В Шумере существовали долгое время независимые города-государства, среди которых выделялись Ниппур, Ур, Киш, Урук, Умма, Лагаш и Ларса. В древнейший период власть в городах принадлежала жрецам храма, потом, позже, чем в Египте, она перешла в руки царя. Храм и дворец являлись одновременно центром политической, экономической и духовной жизни. Вождь-правитель чаще всего и был первосвященником, высшим жрецом. Между египетскими фараонами и шумерскими царями существовало большое различие: если фараон считался богом, то шумерский царь был человеком, получившим власть из рук богов. Месопотамский храм-дворец разительно выделялся на фоне остальных построек, на его сооружение уходили огромные затраты человеческого труда. Каждый храм посвящался какому-то одному богу. Боги, по мысли создателей храмов, жили на вершине зиккурата — ступенчатой башни.
Все горожане принадлежали к определенному храму, подобно принадлежности к семейной общине. Они и назывались соответственно. Храм брал на себе заботу о сиротах, вдовах, нищих и убогих — неспособных к самостоятельной жизни. Храм выполнял административные функции: управление строительством ирригационных каналов, сбор налогов, хранение и распоряжение излишками продуктов, торговля. Он выполнял и судебные функции, играя роль последней инстанции в споре между горожанами и государством. На протяжении III тысячелетия до н. э. шло обогащение дворца за счет храма, усиливалась и обожествлялась царская власть.
По представлению шумеров, жизнь во Вселенной управлялась божественными законами. Известно свыше ста таких законов ("Мэ"), которые определяют единственную реальность — Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с человеком и общественными институтами. "Мэ" первоначально были дарованы богом воды Энки городу Эреду, но богиня Инанна познакомила с этими законами всех остальных людей. С тех пор не было придумано ничего нового. Мироощущение древних шумеров определяется представлением о неизменности мира. Вселенная — совокупность земли и неба: над круглой и плоской землей возвышается небесный купол огромных размеров. Законы "Мэ" определяли принципы ремесел и искусств, поведение человека, его жизнь и смерть, управление обществом, бытие божественных существ. В Месопотамии не было стабильных централизованных деспотий, государственные образования сменяли друг друга — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Только временами отдельные правители достигали признанного могущества (Саргон Аккадский, Хаммурапи). Поэтому в Двуречье сравнительно легко уживались многие боги со своими храмами и жрецами. На протяжении долгих веков шел процесс отмирания одних божеств и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения облика богов, который вбирал в себя черты умерших божеств.
Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными божествами считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного Энлиля (бога воздуха), Энки (сотворившего первых людей) и Эа (бога воды). Тотемические следы прослеживаются слабо, почти все боги имеют антропоморфный облик, а семь главных богов отождествлялись с планетами. Своеобразие религии шумеров, а затем и вавилонян, заключалось в том, что их или менее окончательном виде во II тысячелетии до н. э. На первое место в ней выдвигается бог Мардук.
Ни один образ в вавилонской мифологии не изменялся столь сильно, как образ Мардука. Вначале ему поклонялись как богу солнца, который дает рожь, пшеницу и ячмень, заставляет произрастать зеленую траву и давать пищу для людей. Постепенно он приобрел дополнительные черты: он есть бог мудрости, бог чистых заклинаний, разрушитель злых чар, гонитель демонов, целитель болезней. Основание царства Хаммурапи сделало Вавилон религиозным центром всего Двуречья, а вместе с тем и Мардук сделался владыкою богов. Усилиями жрецов были отодвинуты на задний план мифы о мироздании, в которых Мардук не фигурировал. Теперь он становится устроителем мира, побеждая страшного дракона Тиамат и из его тела образуя мир. За это, по легенде, он получает право решать участь богов и людей. Праздник весеннего равноденствия отмечался в Вавилоне в честь Мардука и символизировал паломничество богов в Вавилон. Таким образом констатировалась централизация различных местных культов.
Наряду с Мардуком в вавилонской мифологии существовали и другие боги — Ниниб (отождествлялся с солнцем, которое проходит по преисподней и прогоняет ночь, выходя оттуда), Нергаль (бог жгучего солнечного жара, губитель и истребитель), Гибиль (бог огня во всяком его виде), Набу (бог неба, посланник богов, возвестник пророчеств и покровитель жрецов). Ниниб изображался в виде крылатого быка, а Нергаль — в виде крылатого льва, оба они были богами войны, но Нергаль — более суровым и беспощадным богом истребительной битвы. Гибиль, как бог естественного огня, отождествлялся с молнией — самым страшным природным огнем. Богиня Иштар имела своим символом "Вечернюю звезду" (Венеру) и мыслилась как богиня-мать, богиня чувственной и сладострастной любви, которая может быть жестокой и смертоносной. Наиболее известное ее изображение представляет ее сидящей на леопарде, с колчаном, стрелами и луком, на голове у нее корона царицы, а над нею звезда.
Большое развитие у вавилонян получили верования в злых духов и демонов, приносящих несчастия и болезни. Злонамеренным действиям злых сил вавилоняне противопоставляли магию и искусство мантики. Их демонология, магические обряды и заклинания, астрология оказали большое влияние на многие более поздние религии, включая христианскую. Это влияние ощущалось еще в средневековой Европе.
В отличие от Египта в Месопотамии религиозная система не монополизировала полностью духовную жизнь. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают, в том, что нормы права были практически свободны от религиозных представлений и мотиваций. Эта система оставляла место для взглядов и поступков, не связанных непосредственно с религией. Такой порядок вещей оказал свое влияние на жизнь народов Восточного Средиземноморья, вплоть до античных греков. Богоборческие мотивы явственно звучат в эпическом произведении о Гильгамеше, который пытается обрести бессмертие, вступая в борьбу с неведомым, с установлениями богов, пытаясь найти счастье для всех людей.
Религия индской цивилизации
Только в XX веке были получены достоверные сведения о существовании еще более древней, чем Египетская и Шумерская, индской цивилизации. Она сложилась в долине реки Инд и к середине III тысячелетия до н. э. достигла своего расцвета. Ее главными центрами были Хараппу и Мохенджо-Даре. Индская цивилизация была самой большой по занимаемой территории из всех известных доклассических культур Старого Света.
В сакральной литературе Индии более поздних эпох есть упоминание об индской цивилизации. Из письменных памятников Месопотамии известно, что Шумер вел активную торговлю с Индом. В настоящее время раскопаны остатки огромных зернохранилищ, ирригационных систем, крупных городов того периода. Но пока не найдено ни одного дворца или храма, созданных в ту эпоху. Понятно, что подобные сооружения обязательно существовали, так как являлись центрами управления такой громадной территорией. Очевидно, культовые сооружения этой цивилизации были разрушены более поздними ее покорителями. В начале III тысячелетия до н. э. города индской цивилизации были заброшены и быстро пришли в упадок. В священной книге индусов "Ригведе" описано нашествие ведийских ариев на большие окруженные стенами города на Инде и разрушение ариями этих городов. По археологическим находкам, имеющимся в распоряжении ученых в настоящее время, сделано предположение, что в доарийской Индии верования были схожи с представлениями египтян и шумеров.
Тема 7. Религии "классических" цивилизаций
Древнего мира:
зороастризм, религии греков и римлян
• Зороастризм • Религия древних греков • Религия древних римлян
Зороастризм
Зороастризм заметно отличается по своему характеру от религиозных систем Месопотамии и Египта. Его основатель — древнеиранский пророк Зороастр (Заратустра), живший примерно в VIII—VII веках до н. э., то есть в одно время с Буддой и чуть раньше Конфуция. Основы зороастризма зафиксированы в древнейшей священной книге — "Авесте". Поэтому религия древних персов еще носит название "авестизм", а по национальной принадлежности называется "парсизмом".
Отличительные черты этой религии связаны с особенностями национальной психологии древних персов. Главным в их мышлении был рационализм. Характерными чертами религии древних персов являются: а) дуализм материалистического и идеалистического понимания мира; б) практическая направленность благочестия на поражение зла в этом мире; в) сильнейшая роль обрядовых правил, но не жертв, содержание обрядов — этическое; г) приоритет государства, забота о консолидации нации, национализм.
Именно указанные черты позволили Дарию сделать эту религию государственной — обязательной для всех подданных. Во времена этого великого завоевателя религия зороастризма уже была довольно древней, но с успехом послужила делу создания огромной по территории сверхдержавы.
Согласно легенде, Заратустра ("богатый верблюдами") происходил из западной части Ирана. Довольно мало сведений о его семье, но известно, что его отец Пурушаспа ("богатый лошадьми") был одним из сановников того времени, а сам Заратустра в свое время женился на племяннице министра. Эти детали говорят о подлинной личности основателя религии, но в "Авесте" рассказывается и соответствующая легенда о рождении Заратустры. Его беременной матери во сне угрожали черти и змеи, но ей помог еще не рожденный сын, разогнавший силы мрака. Рассказывают, что сразу после рождения Заратустра засмеялся, чем проявил свою необычную сущность. В детстве на него постоянно покушался царь злых духов, но от них Заратустра спасается чудодейством (отголоски более древних верований, основанных на магии). Став юношей, он отказывается от магии и вскоре после этого видит во сне призыв к пророчеству. Ангелы относят его на небо, где он получает всю мудрость от Ормузда — верховного божества. Уже из жизнеописания Заратустры видно, что складывалась эта религия как борьба жреческих направлений в учении магов. Повсеместное распространение зороастризм получил в связи с политическим возвышением тех областей Ирана, в которых "он был исконной верой, и в связи с поддержкой царей, которые усмотрели в этой религии наиболее желательный способ воздействия на массы.
"Авеста" делится на три части: Ясна, Яшт и Вендидат. Ясна — "книга жертв" — собрание песнопений и гимнов, исполняемых при жертвоприношениях. Яшт — "книга песен" — собрание гимнов, рассказывающих о Заратустре, о богах и героях древности. Вендидат — "книга закона" — правила очищения, этика и право. Дополняет и толкует эти писания собрание мифов и сказаний — Бундегеш.
В религии древних персов главным божеством был нематериальный бог Агура-Мазда (или Ормазд, Ормузд). В самом начале мироздания он имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался существовать только в духовной сущности. Его свойства — совершенное познание, умение различать безошибочно добро и зло, правду и обман. Он состоит из трех начал — святости, чистоты и справедливости. Он сотворил мир, охраняет благочестивых и всю природу. У Ормузда есть семь бессмертных святых — благая мысль, лучшая справедливость, вожделенное царство, святое смирение, здоровье, совершенство и бессмертие, послушание. Они также не имеют материального облика. С их помощью Ормузд руководит природой и людьми. Но в природе ему помогают особые надзиратели — "рату", которые получили полномочия от Ормузда и руководят категориями животных (руководителем четвероногих, например, является заяц).
Другими богами "Авесты" являются боги Митра, Анагита, Фраваши и др. Митра — "верность, клятва" — следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия, карает за нарушения. Он бог света и судья мертвых. Анагита — богиня воды и плодородия, сильная и могущественная, ценит поклонение мужчин (жрицы проституировали в ее славу). Фраваши — это духи-хранители каждого верующего.
Но могущество Ормузда изначально ограничено силами зла, которые возглавляет Ариман. Борьба с ними происходит и решается в пользу добра только при помощи людей. Ариман — князь злых, дух муки и бедствия. Ему подчиняются ведьмы, бесы, чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Обиталище демонов — подземный мир, обличье их многообразно, они могут вселяться в любое существо. Но излюбленные объекты их воплощения на земле — внешние враги государства, поэтому борьба с соседями — не порабощение мирных людей, а уничтожение злых демонов, то есть борьба за добро. Ведь демоны поставили перед собой задачу — захватить власть над миром, начинают они с природы (устраивая стихийные бедствия), но главная их цель — люди. Болезни придумал Ариман — 9999 видов, включая нравственные. Его изобретением является и смерть, причем он старается поразить ею не все человечество, а только верных Ормузду — поэтому раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди.
Культ отправлялся жрецами, чья каста была открыта для доступа, дары и взносы при этом не имели решающего значения. Обряды, выполняемые по религиозным предписаниям, были суровы и печальны. Наиболее распространенным был культ огня, очевидно, более древний, чем учение Заратустры. Священный огонь поддерживался в храмах и домах, где зажигались специальные душистые палочки с заклинаниями и молитвами. Угасание огня никак нельзя было допустить — это означало наступление сил мрака. Огонь, как священное существо, не должен был гореть рядом с умершим, на время прощания с покойным огонь удаляли (уносили) из дома. Священными считались и другие элементы Вселенной — вода и земля. Обязанностью верующих считалось удаление из воды любого мертвого организма — такая вода была некоторое время оскверненной, ее нельзя было не только пить, но ею нельзя было пользоваться для других целей (полив, стирка и др.). Так же строго охранялась от падали земля. На поле, где были найдены непогребенные и начавшие разлагаться останки животного, нельзя было вести полевые работы. Поэтому древние персы самым строжайшим образом следили за состоянием своих водоемов и земельных угодий.
Кроме очищения природы, существовали обычаи очищения человека. Древнему персу предписывалось очень тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов, совершать ритуальные ежедневные (или чаще) омовения. Но делать из этого вывод о высоком состоянии санитарии и гигиены в древнеперсидском обществе не следует, поскольку ритуальные омовения включали в себя, кроме мытья в воде, умывание бычьей мочой (как итог процедуры).