Упражнение «Метод фокальных объектов»




Занятие 8. ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Цели:

- содействие формированию у суворовцев познавательных универсальных учебных действий – общеучебные универсальные действия, логические действия (анализ, синтез, классификация, установление аналогий и др.), постановка и решение проблемы;

- содействие формированию у суворовцев коммуникативных универсальных учебных действий – управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Задачи:

- развитие гибкости мышления;

- развитие способности концентрироваться на предмете, проводить разносторонний анализ его особенностей;

- создание условий для знаково-символического моделирования информации;

- развитие умения структурировать знания;

- создание условий для выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развитие универсальных логических действий - сравнения, анализа, син­теза, сериации, классификации, обобщения, установления аналогий;

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений;

- содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера;

- развитие вербально-смыслового мышления;

- развитие речи, умение формулировать свою точку зрения;

- развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;

- развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника;

- формирование рефлексии способов и условий действия, контроля и оцен­ки процесса и результатов деятельности.

Упражнение «Что нового?»

Для выявления скрытых, необычных свойств предметов, необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип действия. Например, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.

Суворовцам предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о целесообразности и оригинальности сделанных предложений.

 

Упражнение «Способы применения предмета»

Упражнение предназначено для развития беглости (гибкости) мышления. Помимо беглости мышления упражнение развивает способность концентрации на предмете, углубленного изучения его особенностей, умение открывать в обычном скрытые возможности, а также творческие в широком смысле слова способности. Несмотря на кажущуюся простоту упражнение, особенно при довольно продолжительном использовании, может поспособствовать качественному интеллектуальному развитию.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Упражнение «Формулирование определений»

Цель упражнения – развитие вербально-смыслового мышления, четкости и гибкости мышления.

Называется знакомый всем предмет или явление, например «сумерки». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение «Иероглифы»

Психолог напоминает суворовцам, что в некоторых странах существует так называемое «иероглифическое письмо». В нем отдельные слова изображаются самостоятельными рисунками. Участникам предлагается придумать иероглифы, записывают ими свои мысли. Для начала психолог дает задание придумать иероглифы на простые слова: солнце, ботинок, река, любовь, ходить, летать, весело, грустно.Затем задание посложнее, придумать иероглифы к словам: наука, зоопарк, читать, спать, скучно, изобретательно.

Далее каждый участник из этих или других придуманных иероглифов втайне от других составляет осмысленную фразу. Для этого ему выделяется лист бумаги и темный маркер. На составление фраз отводится около 10 минут. Далее по очереди листы выставляются на всеобщее обозрение. Задача участников - разгадать фразу.

Упражнение «Метод фокальных объектов»

Психолог: «При выполнении заданий, в которых требуется совмещать несовместимое, могут возникать изобретательские идеи.

В столбе слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства.

 

1. Автобус 2. Барабан 3. Бетон 4. Веревка 5. Газета 6. Гвоздь 7. Куб 8. Колесо 9. Комбайн 10. Конверт 11. Мотор 12. Огонь 13. Остров 14. Пленка 15. Расческа 16. Стекло 17. Телевизор 18. Корабль Ароматный Беспрерывный Воздушный Жидкий Изменчивый Круглый Ледяной Липкий Нитевидный Парящий Пленочный Прессованный Раздвижной Резиновый Светящийся Сгущенный Шарообразный Эластичный

 

Рассмотрим пример.

Возьмем первое слово «автобус» и будем соединять его с каждым словом второго столбца.

Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои.

Беспрерывный автобус - длинный - предлинный.

Воздушный автобус - аэробус.

Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальной капсюле - люди, при лобовом столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара.

Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, мощность.

Круглый автобус - автобус - колесо. Автобус шар, не нужно колес, катится сам, а попав в воду плывет, как мячик.

Соединяя таким образом каждое существительное со всеми прилагательными, мы обнаружим немало любопытных идей, среди которых могут быть: светящийся бетон аэрополосы (заряжается, к примеру, радиоволнами); ароматный конверт (в клей введены пахучие вещества тополевых или березовых почек, ландыша и др.); резиновое стекло; раздвижной корабль; воздушное стекло; пленочный телевизор. Поэкспериментируйте с этими словами, затем составьте новые списки существительных и прилагательных и предложите свои оригинальные идеи.

Развивая метод фокальных объектов, можно продолжать поиск оригинальных идей, если соединить парами слова, обозначающие различные предметы, например: стекло - ткань, радио - картина, лодка -палатка, зеркало - альбом и т.д.

Попробуйте таким образом соединять данные внизу слова, чтобы у вас получились названия новых предметов, которые вам захочется, быть может, сделать».

 

1. Автомобиль 2. Альбом 3. Ковер 4. Картина 5. Полотно 6. Дорога 7. Дерево 8. Стекло 9. Корабль 10. Доска 11. Бетон 12. Магнит - 13. Лед 14. Радио 15. Указка 16. Пенал 17. Каток 18. Лампа Палатка Сумка Лодка ткань Аэродром Колесо Душ Телевизор Радио Станок Замок Кран Дом Воздух Ручка Шар Стекло Небо

 

Упражнение «Законы»

Психолог: «Любой закон - научный или социальный - фактически есть ограничение хода вещей. Вот есть первый закон Ньютона - тела могут двигаться так и только так, а не иначе. Есть Уголовный кодекс - и подавляющее большинство людей старается соблюдать его, не выходить за дозволенные рамки»

Суть этого упражнения заключается в том, что участникам предлагается перенести какие-то законы из сферы естественнонаучной в социальную. И наоборот. То есть от участников требуется придумать какой-то новый закон, опираясь на аналогичный из другой области науки. Психолог отмечает, что придумать этот закон можно и серьезно, и в шуточной манере.

Примеры:
Есть закон сохранения энергии. У людей этот закон тоже действует: когда одни люди на планете спят, то другие не спят. Одни встают - другие ложатся. Следовательно, количество спящих людей всегда одинаково.

Упражнение помогает участникам осознать понятие закона, развить критическое и аналитическое мышление, стремиться к точным формулировкам и суждениям. Также это упражнение дает прекрасный материал для остроумия участников.

Рефлексия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: