Рассказ по картине «Ранняя осень» 2 глава





Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой дея­тельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышле­ния, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляцион­ной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии, доброжелательных отно­шений, навыков сотрудничества.

Оборудование. Натуральные овощи (целые и разрезанные на части), игрушечный грузовик, конверты с целыми и разрезанны­ми предметными картинками с изображениями овощей[6], игруш­ки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнасти­ки — волк и слон, лото «Один — много», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, наклейки.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи — фрукты», рассматривание овощей, раз­учивание упражнения «Урожай».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.]

Логопед ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с овощами. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре. Логопед читает стихотворение.

Логопед. В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

И ста одежках старичок?


Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик?

Дети. Овощи.

Логопед. Откуда он их привез?

Дети. Из огорода.

Логопед. Где растут овощи?

1-й ребенок. В огороде.

2-й ребенок. На грядках.

3-й ребенок. В теплице.

4-й ребенок. В парнике.

Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматри­вать овощи и говорить о них.

2. Рассматривание овощей. Беседа. [Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.]

Логопед достает из грузовика овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.

Логопед. Что это? (Показывает морковь.)

1-йребенок. Это морковка.

Логопед. Какая она?

1-йребенок. Она длинная, красная, гладкая.

Логопед. Где она растет?

1-йребенок. В огороде, на грядке. Логопед. Что это? (Показывает помидор.)

2-й ребенок. Это помидор.

Логопед. Какой он?

2-й ребенок. Он круглый, красный, мягкий.

Логопед. Где он растет?

2-й р е б е н о к. На грядке. В теплице. Логопед. Что это? (Показывает огурец.)

3-й ребенок. Огурец.

Логопед. Какой он?

3-й ребенок. Зеленый, длинный, колючий.

Логопед. Где он растет?

3-й ребенок. На грядке. В парнике.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похло­пайте себе!

3. Игра «Узнай овощ». [Воспитание правильного физиологи­ческого дыхания. Развитие глубокого вдоха.]


Логопед убирает овощи в грузовик и накрывает его тканью, чтобы он не отвлекал детей, достает блюдо с нарезанными овощами.

Логопед. Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их по­нюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.

Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плав­но, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.

Логопед. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи.

Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.

Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!

4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу. Дети садятся на свои места, логопед раздает детям тетради, ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Вы рассмотрели и понюхали овощи, запомнили, как они выглядят и пахнут. Посмотрите, что нарисовано в тетради?

Дети. Помидор, огурец.

Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огу­рец, а потом раскрасьте их карандашами.

Вот красавец помидор —

Круглый, толстый, гладкий.

Щеки докрасна натер

И висит над грядкой.

Вот зеленый огурец,

Длинноусый молодец.

Он от холода дрожит,

Весь в пупырышках лежит.

Дети обводят по контуру и раскрашивают помидор и огурец. Логопед. Какой огурец получился?

Дети. Зеленый огурец!

Логопед. А какой помидор?


Дети. Красный помидор.

Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком.

5. Упражнение «Урожай». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».]

Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.

В огород пойдем, Урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

6. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).]

Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер.

Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото.

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.


Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.

Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.

1-й ребенок. Огурец — огурцы.

2-й ребенок. Кабачок — кабачки.

3-й ребенок. Боб — бобы.

4-й ребенок. Баклажан — баклажаны.

Логопед. Очень хорошо! Выберите наклейки и наклейте их на свои тетради. (Раскладывает перед детьми самоклеящиеся кар­тинки.)

7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие общей артикуляци­онной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и, пока они занимают места, убирает лото.

Логопед. Сегодня к нам опять пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка — трубочка» выполняется 3—5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

8. Разрезные картинки. [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им конверты, убирает игрушки.

Логопед. Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.

Дети вынимают картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи.


1-й ребенок. Репка.

2-й ребенок. Свекла.

3-й ребенок. Редиска.

4-й ребенок. Лук.

Логопед. Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь. В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3—4 части, иметь горизонтальный и вертикаль­ный разрезы (рис. 2).

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед просит детей убрать картинки в конверты, а затем предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представления о желтом цвете и умения отличать желтый цвет от других цветов. Обучение использованию прилагательного желтый в речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного желтый с существительными в роде, числе, па­деже; употребление имен существительных в форме винительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слу­хового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Большой кусок ткани желтого цвета, контейнер для карточек, карточки с целыми и разрезанными на части изо­бражениями овощей (горизонтальный и вертикальный разрезы, 3-4 части), коврограф, плоскостное изображение девочки, желтого плаща, желтых сапожек, желтой шапочки, нескольких берез



с желтыми листьями, нескольких желтых березовых листьев, жел­того солнышка, куста золотых шаров (один из цветков — с личи­ком), магнитофон, кассета с аудиозаписью пьесы Э. Грига «Ба­бочка», игрушки — волчонок и слоненок для сопровождения ар­тикуляционной гимнастики, стойка и шнур с привязанными к нему сухими желтыми листьями березы.

Предварительная работа. Знакомство с желтым цветом, упраж­нения на узнавание и соотнесение основных цветов: «Подбери чашки к блюдцам», «Собери рукавички», «Найди носочки» и т. п., слушание на музыкальном занятии пьесы Э. Грига «Бабочка», раз­учивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», повторение подвижного упражнения «Листья».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание положительного эмоционального фона.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, здоровается с малышами, говорит, что очень рад видеть их, и предлагает им выбрать по одной карточке из контейнера.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы при­шли ко мне в гости. Сегодня вас ждут очень интересные игры. А сейчас выберите по одной картинке и пройдите в кабинет.

Дети выбирают по одной карточке, проходят в кабинет, садят­ся за стол.

Логопед. Садитесь поудобнее. Положите карточки на стол перед собой. Сегодня начнется наше с вами длинное путешествие по разноцветным сказкам. Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить мое задание.

2. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существитель­ных в форме винительного падежа).]

Логопед ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвер­тах находятся разрезанные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Что вы видите на них?

1-й ребенок. Репку.


2-й ребенок. Тыкву.

3-й ребенок. Перец.

4-й ребенок. Кабачок.

Логопед. Как назвать их одним словом?

Дети. Овощи.

Логопед. Правильно. Какие овощи?

Дети. Желтые.

Логопед достает картинку с изображением желтой луковицы. Логопед. Сейчас каждый из вас назовет свою картинку так, как называю свою картинку я: желтый лук.

1-й ребенок. Желтая репка.

2-й ребенок. Желтая тыква.

3-й ребенок. Желтый перец.

4-й ребенок. Желтый кабачок.

Логопед. Отлично! Вы правильно назвали свои картинки. Обратите внимание, про репку и тыкву вы сказали желтая, а про перец и кабачок — желтый. Сейчас я раздам вам конверты. В кон­вертах находятся точно такие же картинки, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите картинки из частей.

Логопед раздает детям конверты. Дети достают из них части картинок и собирают разрезные картинки. Если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Логопед. Какие вы молодцы! Все быстро и правильно со­брали картинки. Похлопайте себе. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в путешествие (собирает картинки в кон­тейнер и убирает его со стола).

3. Рассказывание логопедом «Желтой сказки». [Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает магнитофон, звучит пьеса Э. Грига «Бабоч­ка» — 2—3 минуты, для создания фона восприятия сказки, затем магнитофон следует выключить. Логопед выразительно рассказы­вает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскост­ных изображений. Таким образом на коврографе появляется «осен­няя картинка»: в центре девочка в желтом плаще и желтых са­пожках, слева от нее — куст золотых шаров, а справа — березы с желтыми листьями; над девочкой — желтое солнышко. По всему


коврографу разбросаны плоскостные изображения желтых березовых листьев.

Желтая сказка

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

— Ты стала большой, поэтому можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,— сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

— Здравствуй,— сказал самый большой и красивый цветок. — Как тебя зовут?

— Аришка. А тебя?

— А мы — золотые шары, осенние цветы,— ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

— Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,— сказала Аришка.

— А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осенью,— сказал цветок.

— Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осень тоже золотая, потому что все вокруг желтое. Осень — желтое время года, да? — спросила девочка.

— Конечно! Осень — желтое время года, — ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]


Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осеннему городу и представим, что собираем желтые осенние лис­тья. Вставайте в круг.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Вновь загибают пальчики, начиная с больших.
Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. Приседают, «шагают» по ковру сред ним и указательным пальцами обеих рук.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в «Желтую сказку» прибежали из осеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка — трубочка» выполняется 3—5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осеннюю картину». Задавая вопросы, логопед привле-


кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она называется?

Дети. «Желтая сказка».

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке все желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем все желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Они похожи на шарики. Они желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осень — желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью все желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.


Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Желтой сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об овощах. Обучение отгадыванию загадок об овощах. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, мышления, зрительного внимания, сенсорных (тактильных) ощущений. Преодоление твердой атаки гласных.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Тетрадь №1 и флажки двух цветов по числу детей, предметные картинки с изображениями овощей, муляжи


овощей или натуральные овощи, карточки с контурными изображениями овощей, корзина, 4 игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Овощи».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти, мышления.] Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и встают около стульчиков. На столе перед каждым ребенком лежит карточка с контурным изображением овоща.

Логопед. Вчера мы побывали в «Желтой сказке», поэтому я хочу проверить, хорошо ли вы знакомы с желтым цветом. У вас на карточках нарисованы овощи. Они не раскрашены. Пусть сядут те дети, чьи овощи можно раскрасить в желтый цвет. Садитесь и рас­сказывайте, что у вас за овощи.

1-й ребенок. У меня репка.

2-й ребенок. У меня лук.

3-й ребенок. У меня тыква.

Логопед. Правильно. А почему не села Настя?

4-й ребенок. У меня огурец. Он зеленый.

Логопед. Садись, Настя. Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь давайте поиграем.

2. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).]

Логопед ставит на стол корзину с овощами.

Логопед. Посмотрите-ка, что я принесла на занятие. Что это?

Дети. Овощи.

Логопед. Давайте рассмотрим их.

Педагог позволяет детям рассмотреть и потрогать овощи. Дети рассматривают и называют их. Логопед обращает внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь.

Логопед. А теперь я оставлю на столе только 4 овоща. На­зовите их и запомните.

1-й ребенок. Помидор.


2-й ребенок. Огурец.

3-й ребенок. Лук.

4-й ребенок. Редиска.

Логопед. Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе. Дети закрывают глаза. Логопед убирает со стола помидор. Логопед. Открывайте глаза и скажите, чего не стало. Дети. Не стало помидора. Логопед. Верно. Молодцы!

Упражнение повторяется 3—4 раза, каждый раз с новым набором овощей.

3. Работа в тетради №1. [Развитие памяти, связной речи, тонкой моторики.]

Логопед выдает каждому ребенку рабочую тетрадь, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. Рассмотрите картинку.

Дети рассматривают картинку. Логопед организует беседу, предлагает детям вспомнить сказку, к которой нарисована картинка. Дети рассказывают сказку вместе с логопедом.

Логопед. А теперь давайте обведем и раскрасим репку. Какие карандаши вам для этого потребуются?

Дети. Желтый и зеленый.

Логопед. Что будет желтым?

Дети. Желтая репка.

Логопед. Правильно. А что будет зеленым?

Дети. Зеленые листья.

Логопед. Верно. Сядьте правильно и удобно, возьмите карандаши и обводите репку по краю — по контуру, а потом раскрашивайте.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью его выполнения.

Логопед. Молодцы! Вы красиво раскрасили репку, а остальное можете раскрасить после тихого часа. А теперь идите на ковер, сделаем упражнение «Овощи».

4. Упражнение «Овощи». [Развитие общей моторики. Координация речи с движением. Работа над интонационной выразитель-


ностью речи. Закрепление умения ходить по кругу в общем для всех темпе.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, давая образец интонирования речи.

Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре сидит на корточках водящий с завязанными глазами.
Рассчитались четко туг же: Раз, два, три, четыре, пять. Останавливаются, крутят водящего.
Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. Разбегаются, приседают, водящий их ищет.

5. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие речевого слуха. Различение на слух коротких и длинных слов.]

Логопед выстраивает детей в шеренгу перед собой и раздает им по два флажка разного цвета.

Логопед. Вам так понравилась игра «Овощи». Вам было ве­село. А сейчас мы поиграем в новую игру. Я проверю, умеете ли вы различать длинные и короткие слова. Если я скажу длинное слово, вы поднимите красный флажок. Если я скажу короткое слово, вы поднимите синий флажок.

Логопед произносит слова: «лук», «картофель», «репа», «петрушка», «баклажан».

Логопед. Вы были внимательными и не допустили ошибок. А сейчас садитесь на стульчики. Будем отгадывать загадки об овощах.

6. Обучение отгадыванию загадок об овощах. [Развитие мышления.]

Дети садятся на стульчики. Логопед помещает на мольберт предметные картинки с изображениями моркови, капусты, лука.

Логопед. Назовите овощи, нарисованные на картинках.

Дети. Морковка, капуста, лук.

Логопед. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы смотрите на картинки и думайте, о каком овоще я говорю.


Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

Дети. Это морковка.

Логопед. Как вы догадались? На что она похожа?

Дети. На красный нос.

Логопед. Правильно. Слушайте еще одну загадку.

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Дети. Это лук.

Логопед. Как вы догадались? Почему от лука плачут?

Дети. Он щиплет глаза.

Логопед. Верно. Какие вы молодцы! Слушайте последнюю загадку.

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я...

Дети....Капуста.

Логопед. Правильно? А как догадались?

Дети. Капуста хрустит.

Логопед. Правильно! Молодцы!

7. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить уже знакомое им упражнение «Улыбка — трубочка», используя игровые персонажизнакомые по предыдущим занятиям игрушки.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед просит детей вспомнить, о чем они говорили на занятии, что им было интересно делать, после этого оценивает деятельность каждого ребенка. Если речевые возможности детей позволяют, можно привлечь их к оценке работы друг друга.


Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и расширение представлений об овощах, их цвете, форме, вкусе. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков взаимодействия и сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Стойка с листочками, муляжи овощей или натуральные овощи, мяч среднего размера, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: