Рассказ по картине «Ранняя осень» 5 глава




Дети. Это подосиновик.

Логопед. Верно! Вы умеете отгадывать загадки.

Аналогично проводится работа с загадками о землянике и клюкве [16].


4. Подвижная игра «Ежик и барабан». (Повторение, см. с. 58.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]

5. Игра «Четвертый лишний». [ Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, диалогической речи.]

Логопед приглашает детей за стол и помещает на мольберт предметные картинки с изображениями белого гриба, мухомора, подосиновика и подберезовика.

Логопед. Посмотрите на картинки. Что вы видите?

Дети. Белый гриб, мухомор, подосиновик, подберезовик.

Логопед. Какая картинка лишняя и почему?

Дети. Мухомор лишний.

Логопед. Правильно. Почему?

Дети. Он ядовитый.

Логопед. Верно. А остальные грибы съедобные. Дайте уберем картинку с изображением мухомора и поставим на ее место картинку с изображением съедобного гриба. Какой съедобный гриб вы знаете?

Дети. Сыроежку.

Логопед. Хорошо. Я поставлю на мольберт картинку с изо­бражением сыроежки. (Меняет картинки на мольберте.) А теперь лишних грибов нет?

Дети. Нет. Все съедобные.

Логопед. Молодцы!

6. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода).]

Дети еще раз рассматривают картинки, выставленные на мольберт, и называют их.

Логопед. Вы запомнили, какие грибы нарисованы на кар­тинках? А теперь закройте глаза. Я спрячу одну из них. (Убирает картинку с подберезовиком.) Откройте глаза. Чего не стало?

Дети. Не стало подберезовика.

Логопед. Все согласны? Правильно! Не стало подберезови­ка. Я поставлю картинку на место и уберу другую, а вы опять ска­жете, чего не стало.

Дети закрывают глаза, а логопед убирает картинку. Упражнение повторяется еще 2 раза. Логопед по очереди убирает изображения сыроежки, подосиновика.

7. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и со зрительной опорой предлагает выполнить отработанные ранее упражнения: «Открой ротик», «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», «Лопата», «Клювик», «Лопата-клювик», «Маятник». Каждое упражнение выполняется по 2 раза. Логопед следит за посадкой детей, предлагает им отдохнуть и проглотить слюну после выполнения каждого упражнения.

8. Упражнение «Подними семафор». [Развитие фонематического слуха, выделение звука [а] из ряда гласных звуков и закрытых слогов.]

Логопед раздает детям цветовые семафоры.

Логопед. Вы уже знаете, что люди умеют произносить звуки. Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы будете под­нимать свои сигналы, если услышите звук [а].

Логопед произносит: «А, у, и, а, о, а, ы, э, а, и. Ам, ит, он, ак, уп».

Логопед. Молодцы! Вы были внимательными. Похлопайте себе!

9. Игра «Эхо». [Развитие силы голоса и речевого дыхания.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и показывает им картинку, на которой изображены заблудившиеся в лесу мальчик и девочка.

Логопед. Что произошло с детьми?

Дети. Они заблудились.

Логопед. Верно. Они собирали грибы и заблудились в лесу. Что они кричат? Дети. Ау!

Логопед. Давайте разделимся на две команды. Одна коман­да будет громко кричать: «Ау!», а другая будет тихо отвечать, как •)то слышится издалека в лесу: «Ау!»

В ходе игры команды обязательно меняются местами. (Каждая команда выполняет игровые действия Зраза.)

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог работы, положительно оценивает деятельность каждого ребенка, выясняет, что понравилось на занятии каждому из детей.


Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение представлений об окружающем. Уточнение и расширение представлений детей о признаках осени, о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Уточнение и активизация словаря. Обучение составлению простого предложения по вопросам логопеда и с опорой на картинку.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, силы и мягкой атаки голоса.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями лесных ягод и грибов, плоскостные изображения грибов и лесных ягод, сюжетные картинки «Белочка с шишкой у дупла»[17], плоскостные изображения малины по числу детей, игрушка-пристежка «Собери грибок» по числу детей.

Предварительная работа. Чтение сказки в обработке В.Даля «Война грибов с ягодами».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти. Уточнение и расширение словаря.]

Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их и предлагает им первое задание.

Логопед. Для того чтобы сесть, каждый из вас должен вспомнить название одной лесной ягоды и рассказать, какая она.

Если дети затрудняются, логопед подсказывает: «Вспомни, какая эта ягода по цвету, по форме, на ощупь, на вкус».

1-й ребенок. Черника. Она синяя, круглая, мягкая, сладкая. (Садится).


2-й ребенок. Клюква. Она красная, круглая, крепкая, кислая. (Садится.)

3-й ребенок. Малина. Она красная, овальная, мягкая, сладкая. (Садится.)

4-й ребенок. Земляника. Она красная, овальная, мягкая, сладкая. (Садится.)

Логопед. Молодцы! Как много названий ягод вспомнили! Похлопайте себе!

2. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания, диалогической речи. Обучение составлению простого предложения по вопросам логопеда и с опорой на картинку.]

Логопед помещает на мольберт сюжетную картинку и организует диалог по ней.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Белку.

Логопед. Правильно. Это белочка. Что она делает? Начните ответ со слова «белочка».

Дети. Белочка сидит на дереве.

Логопед. Что у нее в лапках? Начните ответ со слов «у нее в лапках».

Дети. У нее в лапках шишка.

Логопед. Что висит на дереве рядом с белочкой? Начните ответ со слов «рядом с белочкой».

Дети. Рядом с белочкой висят грибы и ягоды.

Логопед. Почему белочка заготавливает грибы и ягоды? Какое время года наступило?

Дети. Наступила осень.

Логопед. Почему вы решили, что пришла осень?

Дети. Листья пожелтели.

Логопед. Верно. На дубе желтые листья, созрели ягоды, желуди, в лесу много грибов. А какие грибы и ягоды собрала белочка?

Дети. Рябину, сыроежку, масленок, подберезовик, подосиновик.

Логопед. Правильно. (Убирает с мольберта картинку и закрепляет на коврографе плоскостные изображения рябины, сыроежки, масленка, подберезовика, подосиновика). Посмотрите еще раз на


белочкины запасы. Сейчас вы закроете глаза, а я что-то изменю. Вы должны будете рассказать, что же изменилось.

Дети закрывают глаза.

Логопед. Откройте глаза. Что изменилось?

Дети. Не стало рябины.

Логопед. Правильно! Вместо рябины я повешу кустик черники. (Помещает на мольберт изображение черники.) Посмотрите, запомните, закройте глазки.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет местами грибы.

Логопед. Откройте глаза. Что изменилось?

Дети. Появился мухомор.

Логопед. А что исчезло?

Дети. Сыроежка.

Логопед. Отлично! Какие вы внимательные! Вместо сыроежки появился мухомор.

3. Подвижная игра «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им представить, что они превратились в осенние листья, и вспомнить упражнение «Листья».

4. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить руки на колени.

Логопед. Сегодня к вам на занятие вновь прибежал веселый щенок. Он умеет показывать широкий язычок — «лопатку». Вот так (показывает). Покажите такие же широкие язычки.

Дети выполняют упражнение «Лопатка».

Логопед. Щенку очень понравилось, как вы выполнили это упражнение. А теперь посмотрите, как он умеет поднимать язычок на верхнюю губу и вновь опускать на нижнюю. Давайте сделаем упражнение «Качели» все вместе. Я буду считать, а вы будете то поднимать, то опускать язычки.

Каждое упражнение выполняется 2—3 раза. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения, предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну после каждого упражнения.


5. Упражнение «Подними ягодку». [Развитие фонематического слуха (выделение начального ударного гласного звука [а] из слов).]

Логопед раздает детям цветовые семафоры.

Логопед. Вы знаете, что люди произносят звуки. Из этих туков получаются слова. Сейчас я буду произносить слова, а вы будете поднимать свои сигналы только тогда, когда услышите, что слово начинается со звука [а]. (Логопед должен произносить слова, акцентируя внимание детей на первом звуке.) Аист, осень, утка, астра, Аня. Молодцы! У вас получилось такое сложное задание!

6. Упражнение «Поезд». [Развитие силы голоса, мягкой атаки голоса.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, построиться друг за другом «паровозиком» и двигаться по кругу, произнося звук [у], как будто паровозик гудит. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно набирали воздух, пели звук достаточно громко, но на мягкой атаке. Дети двигаются 2—3 круга, продолжая гудеть.

7. Упражнение «Собери грибок». [Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.]

По приглашению логопеда дети возвращаются за стол. Логопед раздает им игрушки-застежки, представляющие собой лоскут плотной ткани (20x20 см), на который пристегиваются ножка и шляпка белого гриба (рис. 3).

Логопед. Посмотрите, какие красивые грибки я для вас приготовила. Как они называются? Дети. Белые грибы.

Логопед. Правильно! Давайте попробуем расстегнуть пуговицы и отстегнуть сначала шляпку, потом ножку.

Дети выполняют задание. Логопед помогает им.

Логопед. Все справились. Молодцы! Давайте похлопаем себе! Но теперь нужно собрать грибы, застегнув все пуговки.

Логопед вновь помогает детям и поощряет их в процессе выполнения задания и после завершения работы.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед собирает игрушки и выясняет, что нового и интересного они узнали о грибах и ягодах на последних занятиях, какие игры и упражнения им интересно было выполнять. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


Рис. 3

Октябрь, 4-я неделя

Тема «Игрушки»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, стро-


ить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, элементарных математических представлений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование. Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек[18], лото «Один — много», игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, магнитофон, аудиокассета.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Мячик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их и просит встать рядом со столом, на котором лежат предметные картинки. Звучит песенка «Мяч»[19].

Логопед. Как называется песенка, которую вы вчера выучили?

Дети. «Мяч».

Логопед. Верно. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?

Дети. Игрушки.


Логопед. Сначала сядет тот, у кого на картинке два мяча. (Первый ребенок, показавший картинку с двумя мячами, садится за стол.)

Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого три мишки. (Второй ребенок садится.) Можно сесть девочке, у которой на картинке два мишки. (Садится третий ребенок.)

Логопед. А сколько мячей на твоей картинке, Саша?

Саша. Три мяча.

Логопед. Правильно, садись, Саша. Я думаю, что вы, дети, догадались: мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, из каких частей они состоят, из чего сделаны, как можно с ними играть. (Убирает со стола картинки.)

2. Игра «Посылка». [Рассматривание игрушек. Обучение описанию игрушек по вопросам логопеда. Уточнение и расширение словаря. Формирование обобщающего понятия «игрушки».]

Логопед достает большую коробку с новыми игрушками и ставит ее на стол.

Логопед. Посмотрите-ка, какую посылку нам с вами принесли сегодня. Что же в ней? Давайте посмотрим. (Достает по одной и выкладывает на стол игрушки.) Что это?

Дети. Мячик.

Логопед. Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.

1-й ребенок. Красный.

2-й ребенок. Круглый.

3-й ребенок. Гладкий.

4-й ребенок. Большой.

Логопед. Еще он резиновый и упругий. Посмотрите, как он хорошо прыгает. А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем».

1-й ребенок. Будем играть.

2-й ребенок. Будем катать.

3-й ребенок. Будем бросать.

4-й ребенок. Будем ловить.

Логопед. Верно! Вставайте на коврик. Давайте поиграем в мяч.


Логопед организует игру в мяч на ковре, учит детей бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, катать мяч друг другу, сидя на ковре, затем предлагает детям пройти обратно за стол и достает следующую игрушку.

Логопед. Что это?

Дети. Это мишка.

Логопед. Давайте рассмотрим мишку, подержим его в руках и расскажем, какой он.

1-й ребенок. Большой.

2-й ребенок. Красивый.

3-й ребенок. Толстый.

4-й ребенок. Мягкий.

Логопед. Он коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы. Для чего он нам нужен? Что вы будете делать с ним? Начните ответ со слова «будем».

1-й ребенок. Будем играть.

2-й ребенок. Будем кормить.

3-й ребенок. Будем катать в машине.

4-й ребенок. Будем одевать.

Логопед. А еще мишку можно покачать на качелях, взять с собой на прогулку, уложить спать.

Аналогично рассматриваются еще две игрушки: машинка и кукла.

Логопед. Вот какие красивые мяч, машинка, мишка и кукла! Как вы назовете их одним словом?

Дети. Игрушки.

Логопед. Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игруш­ки? Что делают с ними дети?

Дети. Играют.

Логопед. Дети играют с игрушками. Вы тоже будете играть I' I юными игрушками, которые были в посылке. А сейчас давайте пойдем к зеркалу с вашими старыми любимыми игрушками.

3. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить


руки на колени. Отрабатываются уже знакомые детям упражнения для губ и для языка. Каждое упражнение повторяется по 3 раза. После выполнения упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Обязательно используются знакомые детям игрушки, которые «показывают», как выполнять упражнения и «контролируют» правильность выполнения.

Логопед. Щенку очень понравилось, как вы выполняли упражнение «Лопата», а птичка удивилась, какие красивые «клювики» вы сделали. Молодцы!

4. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.]

Логопед приглашает детей к столу и выставляет на него 4 игрушки.

Логопед. Что вы видите?

1-й ребенок. Машину.

2-й ребенок. Куклу.

3-й ребенок. Мяч.

4-й ребенок. Мишку.

Логопед. Правильно. Посмотрите на них внимательно и за­помните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь за­кройте глазки.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает со стола красный мяч, а на его место кладет синий.

Логопед. Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?

Дети. Синий мяч.

Логопед. А какой игрушки не стало?

Дети. Красного мяча.

Логопед. Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз.

Дети закрывают глаза, логопед убирает со стола большого медведя и на его место ставит медвежонка.

Логопед. Снова откройте глаза. Что изменилось? Какая иг­рушка появилась?

Дети. Маленький мишка.

Логопед. А какой игрушки не стало?

Дети. Большого мишки.

Логопед. Отлично! Молодцы! Закрывайте глазки в последний раз.

Дети закрывают глаза. Логопед меняет местами две игрушки.

Логопед. Открывайте глаза. Какие игрушки я поменяла местами?

Дети. Машину и куклу.

Логопед. Правильно! Молодцы! Похлопайте себе!

5. Подвижная игра «Мячик». [Развитие подвижности и ловкости, координация речи с движением. Формирование умения выполнять прыжки на двух ногах.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет подвижное упражнение.

Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Взмахивают правой ладонью, как бы ударяя по мячу.
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ритмично прыгают на двух ногах на носочках, руки на поясе.

6. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям занять места за столом, где уже лежат тетради, открытые на с. 10—11, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Какие игрушки нарисованы у вас в тетради?

1-й ребенок. Ракета.

2-й ребенок. Кукла.

3-й ребенок. Мяч.

Логопед. Правильно. Посмотрите на страничку слева. На Ней нарисованы кукла и ракета. Обведите и раскрасьте ракету или куклу.

Дети выполняют задание. Логопед читает детям стихи про ракету, помогает выбрать цветные карандаши, следит за правильностью посадки и постановкой руки.

7. Упражнение «Эхо». [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]

Логопед предлагает детям встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При ином можно демонстрировать детям предметные картинки.


Логопед (громко). Во-да!

Дети (тихо). Во-да.

Логопед (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки.

Логопед (громко). Ва-го-ны!

Дети (тихо). Ва-го-ны.

Логопед (громко). Ба-на-ны!

Дети (тихо). Ба-на-ны.

Логопед. Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!

8. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных.]

Дети вновь проходят за стол. Логопед раздает им игровые карты, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями одной и нескольких игрушек. Каждый ребенок получает карту, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков (рис. 4).

Рис. 4


Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одной игрушки. На iv часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положи картинку с изображениями нескольких игрушек. Игрушки нужно подобрать парами, например: мяч — мячи. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали кар­точки.

1-йребенок. Машина — машины. Шар — шары.

2-й ребенок. Кубик — кубики. Ракета — ракеты.

3-й ребенок. Мишка — мишки. Кукла — куклы.

4-й ребенок. Коляска — коляски. Клоун — клоуны. Логопед. Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед выясняет, что понравилось детям на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны; частях, из которых они состоят. Закрепление обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи (обучение повторению рассказа об игрушке за логопедом), речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей, гонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование. Игрушки и предметные картинки с изображениями этих же игрушек, лото «Большой — маленький», игра «Собери мишку» по количеству детей, флажки по количеству детей,


игрушка-котенок — для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Лошадка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие речевого слуха.] Логопед встречает детей и приглашает их к столику. Дети здороваются и занимают места около своих стульчиков.

Логопед. Сначала сядут девочки, потом сядут мальчики.

2. Игра-лото «Большой — маленький». [Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед раздает детям игровые карты-поля (рис. 5).

Рис.5

Логопед. Посмотрите на свои игровые карты. Что вы видите на них?

Дети. Кружки.

Логопед. Какие кружки?

Дети. Большие и маленькие.

Логопед. На каждый большой кружок вы должны будете положить картинку с изображением большой игрушки, а на каждый


маленький кружок — картинку с изображением той же, но маленькой игрушки.

Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями больших и маленьких игрушек. Дети выбирают пары картинок и раскладывают их на игровые поля.

Логопед. А теперь расскажите, какие картинки лежат перед нами.

1-й ребенок. Мяч и мячик.

2-й ребенок. Кукла и куколка.

3-й ребенок. Машина и машинка.

4-й ребенок. Барабан и барабанчик.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!

3. Игра «Собери мишку». [Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.]

Логопед достает и показывает детям забавных мишек, вырезанных из плотной ткани (фетра, драпа). Части тела мишек (туловище, голова, лапы) крепятся с помощью пуговиц.

Логопед. Кто это?

Дети. Это мишки.

Логопед. Какие они?

1-й ребенок. Маленькие.

2-й ребенок. Смешные.

3-й ребенок. Белые.

Логопед. Эти мишки необычные. Голова и лапы у них пристегнуты к туловищу. Попробуйте расстегнуть пуговицы и разобрать мишек.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь по мере необходимости.

Логопед. У вас хорошо получилось! А теперь попробуйте собрать мишек, застегнув пуговицы.

Дети застегивают пуговицы, логопед помогает им.

Логопед. Молодцы! Собрали мишек! Отлично!

4. Подвижная игра «Лошадка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет подвижное упражнение. Он стимулирует детей к договариванию слов и словосочетаний.


 

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Поглаживают ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спинке, по хвостику.
Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Бегут по кругу, высоко поднимая колени.

5. Упражнение «Пароходы». [Развитие плавного длительного выдоха.]

Логопед предлагает детям встать лицом в круг и раздает им чистые пластиковые пузырьки из-под витаминов (рис. 6).

Рис. 6

Логопед. А сейчас мы с вами превратимся в пароходы и научимся гудеть, как они. Приложите пузырьки к нижней губе, наберите воздуха в животики и подуйте в пузырьки так, чтобы раздался гудок. Дуйте через губы, сложенные «трубочкой», не раздувая щек.

Логопед следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Если есть необходимость, логопед демонстрирует, как правильно следует выполнять упражнение.

Логопед. Вы были чудесными пароходами! А теперь я хочу предложить вам еще одну игру.

6. Упражнение «Внимательные ушки». [Развитие фонематического слуха, выделение звука [у] из ряда гласных звуков.]

Дети встают лицом к логопеду. Логопед раздает им цветные флажки.

Логопед. А сейчас пароходиком буду я. Я буду петь разные звуки, а вы будете поднимать свои флажки только тогда, когда услышите звук [у]. Но сначала давайте споем этот звук все вместе. Вытяните губы «трубочкой» и пойте вместе со мной.

Далее логопед произносит гласные звуки — а, у, и, у, о, ы, у, э, о, у, — а дети поднимают флажок, услышав звук [у]. Логопед обращает внимание детей на свои губы, что может служить зрительной опорой при выполнении этого упражнения.

7. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить руки на колени.

Логопед. Сегодня к нам на занятие прибежал котенок, посмотрите, как он выгнул спинку «мостиком». Сейчас мы с вами научимся делать такой же «мостик» из язычка. Выгорбив спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно сближаем зубы, закрываем рот.

Упражнение выполняется 3—4раза. Логопед дает детям время для отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.

Логопед. И еще одно новое упражнение мы научимся делать сегодня. Оно называется «Вкусное варенье». Представьте, что вы ели вкусное клубничное варенье и испачкали верхнюю губу.


Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно.

Упражнение выполняется 3—4раза.

8. Повторение описательного рассказа логопеда об игрушке. [Развитие связной речи, памяти.)

Логопед предлагает детям сесть на ковер полукругом и сажает перед ними большого игрушечного мишку.

Логопед. Кто это?

Дети. Это мишка.

Логопед. Какой он? Давайте расскажем.

1-й ребенок. Он большой.

2-й ребенок. Белый.

3-й ребенок. Мохнатый.

Логопед. Что есть у мишки? Я буду показывать, а вы рассказывайте.

1-й ребенок. У мишки круглая голова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: