Разновидность Интернет-опросов.




 

Технологии организации и проведения сетевых (online) исследований стремительно развиваются. Первоначально online-опрос практически ничем не отличался от группового анкетирования, за исключением использования в его процедуре компьютерной техники и электронных технологий. Сегодня возникают новые виды online-техник. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электронной коммерции, созданием розничными торговыми фирмами Web-узлов. Маркетинг приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети. Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанные секунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции.

Существует семь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведения online-исследований:

- рассылка анкет по электронной почте (E-mail-рассылка);

- размещение текстовых анкет в группах новостей (newgroups);

- интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards);

- Web-страница (анкета в формате HTML);

- стандартный Web-опросник; самозагружающийся опросник;

- online-фокус-группы.[[4]]

Самые ранние социологические исследования проводились с помощью электронной почты. Электронная почта - один из самых старых, наиболее распространенных сервисов Интернета. Она появилась задолго до сервиса WWW и имеется практически у всех пользователей Сети. Этот метод остается наиболее простым и универсальным.

Техника исследования мало чем отличается от традиционной техники опросов с помощью карандаша и бумаги. Анкеты в виде текстов рассылаются респондентам в электронных письмах. Длина вопросника должна быть ограниченной, примерно в 20-25 вопросов. Для рассылки писем с текстами анкет (опросников) используются списки е-mail-адресов, которые формируются по-разному. Ранние e-mail-опросы не имели программ автоматизированного накопления данных, поэтому исследователю приходилось вручную обрабатывать письма с заполненными анкетами. Современные е-mail-опросы более совершенны и позволяют с помощью специальных программ проводить обработку результатов полуавтоматически при получении заполненных анкет. Для повышения уровня собираемости анкет, которые начинают поступать начиная с дня рассылки в течение трех дней, возможна повторная рассылка писем-напоминаний (примерно через неделю). Как и в традиционном почтовом опросе, для контроля осуществляется несколько интерактивных проверок. В e-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных (недобросовестных) респондентов. Во время заполнения анкеты респонденты могут менять свои ответы в любом пункте опросника или даже изменять формулировку вопроса.

Главное достоинство e-mail-опросов — предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных. Исследователь, не обладающий специальной компьютерной подготовкой, может разослать подготовленный им вопросник и проанализировать полученные данные. При этом, поскольку анкета в еmail-onpoce ограничивается плоским текстовым форматом, он не может отслеживать логику пропусков, случайность в ответах и осуществлять тщательную проверку ошибок. Списки для рассылки электронных анкет формируются из баз электронных адресов, которые собираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. В качестве примера можно назвать компанию "America OnLinc" - крупнейшего интернет-провайдера в США, услугами которого пользуются более 20 млн. человек. Для сохранения конфиденциальности информации о респондентах рассылка делается силами подобной компании. Адреса можно собрать с Web-сайтов, где посетители, как правило, оставляют их при регистрации, в списках newgroups, дискуссионных листах. Более ранние e-mail-опросы проводились с использованием базы данных e-mail-адресов специализированных журналов. Например, в одном из крупных online-исследований, которое было предпринято по заказу компании "Henley Centre" в Великобритании в 1995 г., списки e-mail-адресов приобретались в редакции журнала "Internet" и включали как подписчиков этого журнала, так и других лиц, которые взаимодействовали с журналом в текущем году.[[5]] У современных пользователей Интернета простые e-mail-опросы не вызывают особого интереса. Во время выяснения приоритетных методик online-исследований перед участием в очередном опросе респонденты поставили e-mail-опросы на последнее место. Они объяснили, что слишком просто и скучно заполнять обычные текстовые анкеты и отсылать их по e-mail. Это одна из причин того, что в современных online-исследованиях электронная почта используется, как правило, лишь для рассылки приглашений на участие в online-опросе.

Для размещения текстов анкет используются также группы новостей (newgroups). Такие группы создаются для обсуждения определенных тем и привлекают большие аудитории пользователей. Каждая группа имеет свой список участников, который можно использовать для составления выборочного списка. Анкета отсылается в виде текстового сообщения на сайт newgroup. Опрос респондентов происходит интерактивно или автономно. Имея текстовую копию вопросника, респонденты могут принять участие в исследовании, сделав необходимые отметки или набрав текст ответа с помощью клавиатуры. Данные от респондентов поступают в виде текстов и требуют самостоятельной обработки. Для привлечения к опросу новых посетителей необходимо регулярно возобновлять рассылку анкеты (примерно 1 раз в неделю). Новые посетители чаще всего рассматривают только первые 50 рассылок и поэтому могут не увидеть "ушедшую" в самый конец анкету. Перед рассылкой текстов анкет основного опроса проводится опрос отобранных участников группы новостей для выяснения их основных характеристик. Эти данные, которые исследователь получает предварительно, могут служить базой для формирования выборки. При этом любой респондент может отказаться от участия в опросе, если он заметил какие-либо признаки контроля за его "виртуальным поведением". Существуют различные технические способы, помогающие защитить респондентов от возможного "преследования". Демонстрируя их, исследователь может привлечь к опросу гораздо большее количество участников.

Опросы в newgroups редко бывают безупречными, хотя неизбежность их проведения вызвана вескими причинами - существуют целевые группы, трудно достижимые для исследования в реальности. Участники группы новостей, как правило, имеют определенную, "редкую" ориентацию (например, анонимные алкоголики, торговцы наркотиками, сексуальные меньшинства и т.п.). Именно такие социальные группы могут быть гораздо легче обнаружены через Интернет. Далее многое зависит от социолога, его умения эффективно использовать Интернет в конкретной исследовательской работе: выявления всех newgroups данной ориентации, обеспечения анонимности респондентов и т.д. Возможна рассылка электронных писем для тех конкретных людей, которые пишут в группу новостей. В зависимости от проблематики и условий исследования многие из таких респондентов проявляют готовность пойти навстречу исследователю. Существенный недостаток подобных исследований – нет возможности отслеживать посетителей, которые читали вопросник, но не заполнили его.[[6]]

Технология проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты.

Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях. Они бывают полнее, чем при традиционном опросе.[[7]]

Более поздняя технология - сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в HTML-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты располагаются поочередно и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно "прокручивает" экран монитора, находясь в определенном напряжении. "Плоская" Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (GGI), с помощью которого данные считываются в базу и могут быть автоматически обработаны. В зависимости от инструкций в коде скрипта ответы участников могут быть непосредственно записаны в базу данных или пересланы на определенный адрес электронной почты в реальном времени (возможна комбинация обеих процедур). Преимущества Web-страниц могут превратиться в недостатки, т.к. их создание требует определенных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц, появились сравнительно недавно.

Опрос при этом интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных) Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80% всех опросных данных, собранных через Интернет, появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство HTML-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда. Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике минимальна. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться в результате случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителями Web-сайта. Эта методика подходит для регистрации пользователей и неглубоких исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т.д.).

Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний-производителей определенных товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, у которой нет предубеждений в отношении сути вопросов анкеты и необходимости подачи ответов.

Стандартный Web-опросник - это программа, содержащая вопросник в HTML-формате, которая размещается в WWW. В ее основе - гипертекст и визуализация информации, с использованием элементов мультиносителя: картинок, графиков, звуков и т.п. В этом отличие от более ранних сред для online-опросов. Web-опросники имеют некоторые уникальные преимущества: они могут быть сделаны с максимально привлекательными шрифтами и графикой. Характеристики гипертекста WWW обычно предоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений для респондентов. Текущие версии Netscape и Internet Explorer являются самыми популярными окнами просмотра WWW — они максимально удовлетворяют индивидуальные запросы пользователей. Стандартный Web-опросник представляет собой программу, содержащую несколько Web-страниц, которые загружаются поочередно или в случайном порядке. В любом случае, при запуске программы сначала появляется страница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листая страницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одному высвечиваются на экране монитора. При этом он видит только один вопрос, может спокойно его прочесть и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие и последующие.

Чаще всего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опросника размещены счетчики времени, заполненных и незаполненных вопросов. Технически время ответа на один вопрос можно ограничить, а также заблокировать "пролистывание" вперед и назад всего опросника. На отдельной странице респондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив ответов в базу для обработки. В случае отказа от ввода информации о личности респондента возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов, и респондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе, если таковое предусмотрено. С помощью высокотехнологичных и адаптационных программ, которые создают Web-опросники, исследователь может заранее устанавливать стандарты более гибкого управления процессом изучения online-среды. Большим преимуществом технологии Web-опросника является возможность создания более сложных (структурированных) анкет. Но, с другой стороны, работа по этой технологии требует больше времени для того, чтобы запустить опрос, и достаточно сложна для исследования с точки зрения технических навыков.

Далеко не каждый социолог умеет самостоятельно программировать и модифицировать программы. Разработкой программных пакетов для Web-опросников занимаются отдельные фирмы, которые затем осуществляют хостинг. Стоимость исследования, проводимого с применением технологии Web-опросника, значительно увеличивается по сравнению с e-mail и newgroups. Тем не менее, затраты окупают себя.

Ссылки на Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особенно важно их размещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. За рубежом таких компаний очень много. Они привлекают тысячи пользователей к участию в online-опросах на собственных сайтах.

Самозагружающийся опросник - самый современный метод online-обследования, который появился сравнительно недавно. Такие опросники загружаются из WWW и запускаются на заранее установленное программное обеспечение, поддерживаемое исследователем. Это перемещает процедуру обработки данных с Wеb-сервера на компьютер респондента. Предварительно загруженное программное обеспечение для опроса помогает прочитывать намного меньше файлов, чем при входе респондента в WWW. Респондент, таким образом, экономит деньги на использование интернет- ресурсов и меньше тратится на участие в опросе. Далее процедура заполнения анкеты осуществляется так же, как и в предыдущей технологии диалоговых исследований.

Online-фокус-группы - технология online-исследования, необходимая для сбора качественной информации. По сути, это online-интервью в реальном времени с несколькими респондентами одновременно. Люди через Интернет входят в сеанс дискуссии, обнаруживают на экранах мониторов предлагаемые модератором вопросы и затем вводят свои ответы с клавиатуры. В этих фокус-группах, как и в традиционных, логические и управляющие механизмы осуществляются очень квалифицированным модератором, требования к которому в online-сеансах возрастают.

Работа фокус-группы зачастую осложняется тем, что в дискуссии могут участвовать пользователи с очень слабыми навыками компьютерного набора. Еще один недостаток - при индивидуальном подключении ни модератор, ни участники не могут ощутить качество группового обсуждения. Фактически исследователь получает несколько одновременно проходящих глубинных интервью.


Заключение

 

Несмотря на существующие в настоящее время ограничения, исследования в Интернете как новый метод привлекают и будут привлекать социологов удобствами методологической перспективностью. Сегодня число таких исследований очень невелико, особенно в России.

Россия существенно отстала от США и западных стран в применении интернет-технологий для исследований. Отечественная социология делает лишь первые попытки использования Интернета в научно-исследовательских целях, особенно это касается интернет-опросов. Сбор и анализ социологической информации тормозятся нехваткой специалистов, занимающихся изучением информационных сообществ, которые обладали бы как социологическими знаниями, так и владением новейшими информационными технологиями. С другой стороны, низкая обеспеченность современной вычислительной техникой, сложность и дороговизна подключения к Интернету, а порой просто неумение целенаправленно пользоваться ресурсами сети приводят к тому, что большинство социологов продолжают работать в рамках традиционных методов проведения социологических исследований. Проблемы информационного общества всесторонне можно изучать только с использованием тех возможностей, которые нам дает Интернет, а он сам по себе - реальность информационного общества.

Исследователи, осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения в нашу действительность Интернета и сами пользующиеся сетью в научных целях, в дальнейшем будут развивать методологию и практику применения интернет-опросов по разным направлениям. И, вероятно, таким образом, изменится сама технология социологического исследования.

Интернет сегодня нам представляется финальной точкой в достижениях глобализации, однако исследователям феномена мировой Сети уже очевидно, что Интернет—это только первый шаг, во многом несовершенная и несущая в себе не только массу возможностей, но и непредвиденные ошибки и опасности. Интернет — первая ступенька к новым формам взаимодействия и коммуникации.

Подготавливая данный материал, я сама обращалась к ресурсам Интернет. Несомненно, Интернет – это уникальная возможность быстрого и объективного сбора информации, особенность же заключается в том, чтобы уметь правильно ее использовать. По-моему мнению, в скором времени методика использования Интернет-опросов для социологических исследований станет основной, а техника их проведения дойдет до самого высокого уровня, в котором будут устранены все существующие на сегодня недостатки.


Список литературы

 

1. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 2005. № 2.

2. Ромек В., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", https://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html

3. Социология от А до Я. Данные сайта https://www.glasnet.ru

4. Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.

5. Чураков А.Н. "Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.

6. Шадрин А.. Переход к информационному обществу. https://www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/arteml.html


[1] Шадрин А.. Переход к информационному обществу. https://www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/arteml.html

[2] Чураков А.Н."Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.

 

 

[3] Ромек В., Сатин Д.Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", https://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html

[4] Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.

 

[5] Чураков А.Н."Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.

[6] Романович Н.А.Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 2005. № 2.

[7] Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: