Бхагавад-гита, Глава 5 Деятельность в сознании Кришны, текст 13




Здоровье – духовная категория

Настройка перед джапой на ретрите от 29 февраря 2020 г.

Бхагавад-гита, Глава 5 Деятельность в сознании Кришны, текст 13

сарва-кармани манаса
саннйасйасте сукхам ваши
нава-дваре пуре дехи
наива курван на карайан

Когда воплощенное живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живет в городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной.

КОММЕНТAРИЙ: Обусловленная душа живет в материальном теле, или, образно говоря, в городе с девятью воротами (два глаза, две ноздри, два уха, рот, анус и детородный орган). Тело действует, повинуясь гунам материальной природы, под влиянием которых оно находится. Такая душа всегда зависит от состояния своего тела, однако при желании она может преодолеть эту зависимость. Она страдает только потому, что, забыв о своей духовной природе, отождествляет себя с материальным телом. Развив в себе сознание Кришны, душа возвращается в свое естественное состояние и освобождается из заключения в теле. Тот, кто обрел сознание Кришны, полностью отстраняется от деятельности материального тела. Такая душа, обуздавшая свои чувства и изменившая образ мыслей, счастливо живет в городе с девятью воротами.

Таким образом, человек, развивший в себе сознание Кришны, отстраняется как от внешней, так и от внутренней деятельности материального тела (грусти, одиночества, гнева, боли).

Прочитав этот текст и комментарий, я сделала вывод, что в нем идет речь о здоровье человека!

Вывод: на тело человека влияют гуны материальной природы. А согласно аюрведе в гунах проявляются доши (вата, питта и капха), которые часто выходят из равновесия и у человека появляются болезни. Но если мы научимся владеть собой, обуздаем свои чувства и изменим образ мыслей, то будем счастливо жить в этом материальном теле, и значит будем здоровыми!

Думаю, что у каждого преданного есть опыт повторения джапы, когда у него болит зуб или голова, в животе бурлит, когда он простужен тяжело и течет из носа, слезятся глаза. Или у него болеет ребенок. Тогда очень сложно сфокусироваться, очень сложно слушать и совершать свою садхану, а для служения и вообще сил и времени может не быть. Странно, что, ведя здоровый образ жизни и кушая прасад- преданные болеют. Какое же место отводится здоровью в духовной практике?

Шрила Прабхупада дал нам следующую формулу успеха: здоровье - садхана - служение. Также Прабхупада не уставал наставлять «Я - не тело. Я - Душа». Тело очень важный инструмент, с помощью которого мы служим Кришне. Необходимо осознать, что все является собственностью Кришны, в том числе и наше тело, поэтому мы должны содержать его в чистоте и здоровом состоянии. К сожалению, часто преданные расставляют свой приоритет в порядке: служение-садхана-здоровье, делая вывод, что я не это тело, значит Кришна Сам позаботится о нем, но это не наш уровень. Мы дол­ж­ны по­ни­мать, что на­хо­дим­ся еще на том уров­не, ко­гда мы по ру­кам и но­гам свя­за­ны со сво­им те­лом. Та­ким об­ра­зом, те­ло влия­ет на на­ше пре­дан­ное слу­же­ние, и по­то­му оно мо­жет ли­бо ме­шать ему, ли­бо спо­соб­ст­во­вать. Ес­ли на­ше те­ло здо­ро­вое, то мы мо­жем го­раз­до лучше за­ни­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем и вни­ма­тель­ней кон­цен­три­ро­вать­ся на ман­тре.

Поэтому приоритет именно такой: здоровье - садхана - служение. Эти три вещи взаимосвязаны. Здоровье влияет на нашу садхану, а садхана влияет на сознание, в котором мы совершаем свое служение. Кришна дает то, что нам необходимо с Его точки зрения, а не с нашей. У него есть Свои представления относительно того, что нам необходимо, том числе, для преданного служения.

Иногда люди, особенно духовные люди, пренебрегают здоровьем. Они думают, что главное, так или иначе, – заниматься своей душой и запускают свое здоровье или презрительно относятся к телу. Но с точки зрения Вед тело – это в высшей степени важный инструмент, в высшей степени важный механизм, в том числе, и духовный механизм. Для достижения духовных целей нам нужно здоровое тело и, более того, здоровое тело очень четко связано с умом.

 

Все болезни – это не только болезнь тела, и даже не столько болезнь тела, это скорее болезни ума или дефекты нашего ума, которые, в конечном счете, превращаются в болезни тела. Для лечения болезней люди используют разные виды медицины – традиционная (официальная) медицина, народная медицина, аюрведа, натуральная медицина (гомеопатия), многомерная медицина.

Человек представляет собой триединство - триединство физического тела (проявляет себя в виде действий), тонкоматериального (эмоционального) тела нашего ума (мыслей), и, наконец, – души или духа (сознание). 3 этих составляющих, 3 этих тела есть мы. Невозможно вылечить физическое тело и при этом оставить в неприкосновенности дефекты нашего умственного тела, тела нашего ума, и невозможно вылечить наш ум и наше тело физическое, если наша душа – источник сознания, так же не занимает правильное положение, то есть не занимает правильную позицию в этом мире. Если есть дефект на уровне души, дефекты на уровне ума, они все равно рано или поздно превратятся в физические дефекты. В отличие от традиционной (официальной) медицины, аюрведа и многомерная медицина пытаются лечить человека как триединство, целостно, комплексно, а не просто снимать какие-то симптомы, какие-то проблемы, которые возникают в нашем физическом теле.

Лечение – это восстановление равновесия в организме. Здоровый человек по-настоящему – это тот человек, у которого прежде всего хорошие доши (вата, питта и капха), равновесные, у которого сильный метаболизм, он хорошо избавляется от продуктов израсходованных, от токсинов, и превращает хорошо пищу, воздух, воду, которую мы потребляем нашим телом в энергию организма. Ткани тела хорошие.

Здоровый человек – это человек радостный. У такого человека здоровы душа, чувства и ум. Если человек не радостный, это значит, что у него что-то не то с умом. Здоровье – это соответствие, человек находится на своем месте, он соответствует своей природе, он не выведен из себя, не выведен из равновесия какими-то внешними факторами. Аюрведа – это духовная дисциплина. Она учит нас понимать природу нашего физического тела, она учит нас понимать природу нашего тонкого ментального тела, и она учит нас понимать нашу духовную природу и возвратиться туда, возвратиться к своей духовной, ментальной и физической изначальной природе, находиться в этом, и таким образом стать счастливым, удовлетворенным.

Все болезни имеют психосоматическую природу, то есть начинаются в уме.

Первый основной главный фактор – это неправильное питание. Неправильное питание сначала влияет на ум и через ум – на все остальное. Безусловно, оно влияет на тело тоже, но Упанишады утверждают, что из пищи, которую человек употребляет – одна треть пищи выводится, одна треть превращается в наше тело и одна треть влияет на ум, причем это происходит на клеточном уровне. Пища влияет на сознание на уровне клеточного пищеварения, на уровне усвоения продуктов, которые мы потребили сами внутрь. Очень важно уделять внимание тому, что мы едим, качествам этой пищи, причем не только грубым, но и тонким.

Второй фактор – неправильный образ жизни – нерегулярное питание, нерегулярный отход ко сну. Самое лучшее время для питания – это около 12-ти часов. 14 часов, когда обычно люди едят – это слишком поздно – основной прием пищи, потому что уже пищеварение затруднено. оно находится в пике с 10-ти до 2-х часов, а пик его приходится на 12 часов, в полдень, на астрономический полдень.

Третий фактор в высшей степени важный – это отсутствие отношений у человека. Все отношения сводятся к общению в социальных сетях. У людей нет по-настоящему глубоких отношений. По-настоящему глубокие отношения – это отношения с человеком, с которым вы можете быть самим собой, когда вам не нужно притворяться кем-то, когда вы можете полностью открыть сердце, когда у вас нет никаких тайн. И когда таких отношений у человека нет, будет страдать его ум, и через это будет страдать его здоровье.

Четвертый фактор. Мы не всегда можем свои эмоции выразить, особенно в социуме: есть нечто приемлемое для социума, есть нечто не приемлемое и мы подавляем эти эмоции – гнев, страх, еще что-то такое – мы не показываем, мы не подаем вида. И беда заключается в том, что эти эмоции никуда не деваются. Нам кажется, что их нет, мы их подавили, но они остались в нашем уме. Ум хранит в себе эти эмоции и основная беда заключается в том, что человеку очень неприятно этих эмоций касаться. Он не проживает их, не переживает их, они хранятся там, ему самому кажется, что их нет. Очень часто человек делает вид, что он весь из себя веселый, хороший, а внутри – там накопилась эта грусть, тоска, одиночество, гнев какой-то, страх, еще что-то такое. Эти эмоции рано или поздно из ума переходят в тело. Например, подавленный гнев может превратиться: в болезнь Паркинсона – очень страшное неизлечимое заболевание, когда человек начинает дрожать; в камни в желчном пузыре, потому что желчь связана с эмоцией гнева, и когда мы как бы задавливаем все это, это формирует этот камень. У большинства людей есть эта желчекаменная болезнь, в результате они пытаются избавиться от этого с помощью операции, но ничего хорошего не происходит.

Страх приводит к сжатию, инстинктивно человек, когда он пугается, он сжимается. Может жидкий стул появиться в результате подавленной эмоции страха, эмоция переходит на какой-то физический уровень и превращается в хронические расстройства. И самое плохое, что бывает, когда этих эмоций накапливается слишком много и ум реально не разбирается с ними, не пытается их переварить, не выводит их. Аюрведа утверждает, что помимо физического пищеварения есть эмоциональное пищеварение. И человек должен свои эмоции вовремя переваривать или как-то выводить их наружу, чтоб они не оставались внутри. Если у нас какие-то токсины накапливаются в теле, это приводит к болезни, если ментальные токсины накапливаются, это еще в большей степени приводит к болезни. Когда много неприятных подавленных эмоций накапливается у человека, то в какой-то момент они выделяются в некую отдельную самостоятельную часть в уме. Это приводит к раку. Рак – это нечто, живущее самостоятельной жизнью у нас. Это все, что переходит из ума в нас и порождает такие, мягко выражаясь, неприятные явления. Особенно, если это обида какая-то, боль, с которой человек не разобрался. И что нужно с этим делать? Суть не в том, чтобы проявить их. Если человек просто проявляет их – это не выход, суть в том, чтобы разобраться в них и таким образом переварить их. Суть в том, чтобы не бояться погрузиться в эти эмоции, пережить эти эмоции, понять их и, в конце концов, разобраться и понять, что они абсолютно не рациональные, что они не нужны, что они вызваны какими-то ненужными программами в нашем уме. Это можно сделать через медитацию. По крайней мере, через медитацию человеку могут помочь погрузиться туда, потому что инстинктивно мы их избегаем, нам кажется, что их нет, но они там и они вредят, они выводят из равновесия все – какие-то обиды, которые у нас есть. Мы знаем: психология с этим разбирается, иногда с детства эти обиды, с младенчества – вся эта боль, она там остается по очень простой причине – потому что человек не переварил все это. И разум или интеллект, нужен как раз для того, чтобы человек мог это высвечивать внутри и каким-то образом переваривать, разбираться с этим и выводить их из себя, чтоб они не мешали.

Пятый фактор – стресс – это всевозможные беспокойства: что будет, что случится… Иногда человек реально в уме придумывает себе что-то. Это то, что описано в 1-ой главе «Бхагавад-гиты»: когда еще ничего не случилось, а мы уже страдаем. Потому, что ум привык беспокоиться, хотя никакой причины нет. В «Бхагавад-гите» есть замечательный стих (2.27) – если с чем-то ты не можешь ничего сделать, не беспокойся об этом, научись принимать спокойно неизбежное. Вот эта способность принимать то, что все равно произойдет, – очень важный фактор здоровья и, наоборот, неспособность – это очень важный фактор, который выводит здоровье человека из равновесия и приводит к очень печальным последствиям. Это некие конкретные причины, как болезнь из ума переходит в тело через выведение из равновесия дош. Поэтому человек должен избавиться прежде всего от болезней в уме. Болезнь вызывается или начинается с привязанности и многих других вещей: вожделения, гнева, очень много всяких вещей. Болезнь – это то, что изначально вызывается нашими неразумными, иррациональными, неправильными привязанностями. Под привязанностью имеется в виду некое иррациональное, неправильное, изначально неправильное отношение к жизни. Из привязанности выходит все остальное: страх, гнев от того, что я не могу, так или иначе, я боюсь, что что-то у меня заберут, или я гневаюсь, что мне не дают что-то сделать. Собственно, это первый стих, это молитва к Богу, которая излечивает все болезни, начиная с болезни раги, или неправильных привязанностей, неправильного отношения к миру. Это часть, касающаяся психосоматики и того, как аюрведа относится к этому.

Самая сильная вещь – это, безусловно, профилактика заболеваний и здоровый образ жизни. Если вы хорошо знаете аюрведу, вы сможете предотвратить большую часть болезней и страданий своих, реально, включая даже такие страшные, как рак, потому что, рак – это результат либо непереваренных эмоций, либо каких-то накопившихся токсинов, не выведенных из тела вовремя, в частности, не выведенных в результате естественного процесса избавления организма от этого. У организма есть разум свой, и сам организм обладает способностью поддерживать некое равновесие, беда в том, что мы ему мешаем. Когда температура тела поднимается у человека – это значит, что нужно сжечь что-то. Что мы делаем при этом? Снижаем температуру антибиотиками. Антибиотики – это страшная вещь, они угнетают нормальный иммунитет у человека. Реально мы вмешиваемся в иммунитет, снижаем его. Это не значит, что их нельзя ни при каких обстоятельствах принимать, это значит, что нужно быть очень осторожным и не делать это без надобности.

Невозможно вылечить человека, который сознательно причиняет боль и страдания другим. Это очень сильно вредит человеку. Аюрведа объясняет, как прожить долгую, счастливую и полезную жизнь, чтобы жизнь приводила к эволюции человека, а не к его деградации. Тоскующего в разлуке с близкими, в депрессии, очень испуганного человека, если человек боится болезни, его вылечить невозможно. Болезни бояться не надо, смерти тоже бояться не надо, мы все там будем, ничего страшного нет, много раз мы умирали, ничего с нами не случилось, как видите, живем по-прежнему. Душа вечная, ее не может уничтожить ничто – это первое, что человек должен понимать хорошо, чтобы излечиться даже в этом теле, чтобы не умереть преждевременно. И неблагодарного человека тоже излечить нельзя. Неблагодарность – это очень серьезный порок и надо понимать, что это скажется на нашем физическом здоровье в том числе.

В результате нарушения пищеварения в организме возникают токсины - ама.

Любое нарушение пищеварения может привести к образованию токсинов, а токсины в конечном счете мешают образованию оджаса. Оджас и ама -это две противоположные силы. Оджас - это то, что дает телу энергию и возможность сопротивляться болезни, а ама-это источник всех болезней. Ама разрушает организм человека и не позволяет ему нормально заниматься ни физической, ни умственной, ни духовной деятельностью. Оджас и ама находятся как бы в противофазе. Чем больше у человека оджаса, тем меньше у него амы, и наоборот. Умственное, физическое и, в значительной степени, духовное состояние человека определяется равновесием между оджасом и амой. Интересно отметить, что все святые, даже на картинах, рисуются с очень яркой аурой. Яркая аура-первая характеристика, по которой можно узнать святого. Такая аура указывает на то, что у него очень сильный оджас и в организме нет амы. Это значит, что прежде всего он здоров духовно, и это духовное здоровье делает здоровым его тело. Оджас формируется в результате длинной цепочки физиологических преобразований и нарушение на любом из этапов преобразования ограничивает формирование оджаса. Но есть и другой, непосредственный способ формирования оджаса. Говорится, что трансцендентная медитация, или медитация на звук Святого Имени, дает человеку возможность непосредственно производить оджас. Помимо грубого способа формирования оджаса через потребление пищи и так далее, он может непосредственно формироваться, если человек правильно медитирует на звук Святого Имени, Харе Кришна маха-мантру. Тот, кто очень активно занят духовной деятельностью, на самом деле может не обращать внимания на Аюрведу. Вам достаточно просто хорошо медитировать на звук мантры и тогда оджас будет формироваться сам, сам будет подавлять аму и избавлять вас от токсинов.

Как же определить, есть у вас ама или нет? Первым признаком амы является неправильное восприятие вкуса пищи, или его полное исчезновение, затем идет нарушение и ослабление аппетита, несварение желудка, налет на языке, запах изо рта, упадок сил, тяжесть во всем теле, инертность, безразличие ко всему, закупорка каналов (насморк также является признаком присутствия амы), плохой запах мочи, кала или пота, дурной запах, исходящий от тела, очень глубокий пульс, отсутствие внимания - все это признаки амы в организме. Депрессия или склонность впадать в депрессию, утрата ясности сознания, раздражительность. Можно перечислить еще очень много признаков.

С точки зрения Аюрведы болезнь появляется из-за того, что в организме накапливается ама, токсические продукты недопереваривания. Пища проходит по пищеводу в желудок, из желудка в тонкий кишечник, потом в толстый кишечник, затем из-за пониженного огня пищеварения она застревает в одном из этих мест и там образуется комок амы (спайки). Все начинается именно с главного канала в нашем теле, пищевого канала. Когда этот канал забит, продукты распада начинают подавлять огонь пищеварения, и человек не получает достаточного питания. Он ест и тем не менее чувствует слабость из-за того, что основной пищевод и кишечник забиты токсинами. Можно провести такое сравнение: если у нас забита канализация, то получается пробка, и если в нее будет продолжать поступать вода, то раковина перельется и начнет заливать соседей. То же самое происходит и с амой. Накапливаясь в одном из каналов, и в частности, в основном канале, и перейдя через определенный барьер, она как бы переливается и переходит в другую систему каналов. Таким образом, ама забивает другой канал, находит другое слабое место в организме, направляется к нему, накапливается в нем и становится очагом болезни. Например, артрит - это типичная болезнь, связанная с амой, причем в очень тяжелой, запущенной степени. Ама накапливается в кишечнике и в конце концов "переливается" и проникает в суставы, затем накапливается в суставах и суставы становятся болезненными и очень тяжелыми. То есть ама из поверхностного состояния в кишечнике и желудке проникает в другие дхату, в другие ткани. Степень проявления болезни зависит от того, как глубоко ама вошла в ткани. Все начинается с простого несварения желудка и оканчивается раком. Несварение может быть вата, питта и капха.

Кроме грубого источника амы, который появляется в результате плохого переваривания пищи, есть также тонкий, психологический источник, который является еще более сильным фактором при формировании болезней. Говорится, что психологическая ама порождается негативными эмоциями, такими, как зависть, злость, неприязнь и обида. Сперва эти эмоции приводят к накоплению амы в уме, потом она трансформируется на все тело. Поэтому и говорится, что большая часть болезней начинается с ума. Токсины в теле образуются от дурных отрицательных эмоций, находящихся в уме, которые впоследствии создают физические проблемы. Все отрицательные эмоции блокируют огонь, горящий в уме, и в результате ум затуманивается. Когда пропадает ясность ума, порождается ментальная ама, а она в свой черед порождает физическую аму.

Самый верный способ избавиться от дурных эмоций – это повторения Харе Кришна маха-мантры. Если человек правильно и хорошо практикует его, то первое, что он чувствует-это то, что он избавляется от дурных эмоций. Как иначе избавиться от зависти? Если у нас будет оставаться зависть, как мы сможем избавиться от дурных эмоций? Если у меня есть зависть, у меня всегда будет накапливаться злоба на других. От зависти можно избавиться только с помощью мантры. Конечно, какие-то вспомогательные вещи тоже могут помочь, но в любом случае мы должны полагаться на духовную практику. Это не значит, что мы должны стать фанатиками и все отвергнуть. Сложные вещи не рекомендуется делать самому, лучше обратиться к специалисту, который может сделать это хорошо.

На Востоке говорят: «Худшие враги человека не пожелали бы ему тех бед, которые могут принести ему собственные мысли». Наше здоровье — прямое следствие мышления человека.

Лучшая защита от всех болезней, от любой инфекции — эта твердая вера в собственное здоровье и положительные эмоции. Негативные мысли разрушают. Например, злость вызывает болезни желудочно-кишечного тракта. Гнев, обида со временем приводит к болезням печени, поджелудочной железы, холециститу. Думая о плохом, ваша энергия превращается в блоки. Сначала этот блок выливается в виде ощущения неприятной эмоции, затем в виде неприятного ощущения, а затем в виде болезни.

Один из самых важных психологических законов гласит: словесное выражение любви, симпатии и восхищение усиливает жизненную энергию того, к кому оно обращено. А злые и недобрые слова уменьшают энергию слушателя. Общее число заболеваний, связанных с плохими мыслями, продолжает неуклонно расти. Чтобы противостоять им, надо следовать совету древних мудрецов — «радоваться жизни, как бы тяжела она ни была!»

Итак, здоровье, жизнь и судьба человека напрямую зависят от его мыслей. Думаешь о хорошем — жди хорошего. Думаешь о плохом — плохое и получишь.

Возьмем на вооружение два золотых правила: 1- не огорчайтесь по пустякам. 2- все пустяки!

 

Удачной Вам джапы! Думайте о хорошем, и будьте здоровы!!! Харе Кришна!!!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: