Специфика лизинговых сделок в целом заключается в том, что они несут в себе элементы кредитных операций, операций покупки и аренды. И хотя лизинговые компании не являются чисто финансовыми учреждениями, необходимость управления денежными потоками играет важную роль в развитии и существовании компании. Одним из инструментов управления денежными потоками предприятия, является налоговое планирование. Прежде всего, следует отметить, что налоговое планирование это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства. Такие мероприятия связаны с выбором и созданием наиболее эффективных договорных отношений с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей.[5]
Налоговое планирование - непрерывный процесс. Он применим, для предприятий с разными видами деятельности и формами налогообложения. Лизинговые компании не исключение. Просто специфика их деятельности требует учета некоторых нюансов налогообложения при проведении налогового планирования.
Прежде всего, следует сделать краткий анализ действующего порядка налогообложения лизинговых операций. Не следует забывать, что налоговым законодательством предусмотрен особый режим налогообложения лизинговых операций и лизинговой компании следует сразу определить тип или вид лизинговых операций, которые займут большую долю в спектре оказываемых услуг лизинговой компании. Именно для этих операций и будет разрабатываться стратегическая линия налогового планирования. Также следует конкретизировать цели налогового планирования. Например, не секрет, что специфика деятельности лизинговых компаний подразумевает привлечение больших оборотных средств, для приобретения объектов лизинга, независимо от того в какой сделке финансового или оперативного лизинга этот объект будет участвовать. Решить этот вопрос посредством налогового планирования можно, на пример, применив такой инструмент, как формирование уставного капитала.[6]
|
Уставный капитал юридического лица, в том числе и лизинговой компании, может быть, как увеличен, так и уменьшен. Распространено увеличение уставного капитала. Самые популярные причины увеличения капитала:
1) увеличение оборотных средств лизинговой компании;
2) необходимость выполнения специальных требований к капиталу и экономическим нормативам (например, для коммерческих банков);
3) слияние и присоединение других юридических лиц;
4) оптимизация налогообложения (взносы основными средств в уставный капитал не облагаются налогами).
Иногда возникает необходимость в увеличении капитала в лизинговых компаниях, где прежний уставный капитал не может быть уплачен полностью по определенной причине. В таком случае вариантов несколько:
1) предварительно уменьшить уставный фонд до фактически уплаченного;
2) изменить предмет взноса. Участники могут вместо денег заплатить вклад другим имуществом, например, передав в собственность общества транспортное средство, недвижимое имущество и т. п. Замена взноса требует согласия других участников и оформляется решением общего собрания. Если предмет взноса не был указан в учредительном документе, необходимо внести соответствующие изменения и зарегистрировать их в установленном порядке. При этом если учредитель лизинговой компании является юридическим лицом, плательщиком НДС, то у лизинговой компании возникнет право на налоговый кредит по НДС от стоимости внесенного основного средства;
|
3) заплатить вклад за счет привлеченных средств. Например, участник может продать часть своей уплаченной доли, а полученными средствами уплатить задолженность по взносу, или приобрести основное средство для внесения в уставный фонд с последующим его использованием в операциях финансового и оперативного лизинга.
Результатом такого анализа должно быть внедрение наиболее эффективных инструментов оптимизации, для достижения лизинговой компанией выбранной цели (в нашем случае это привлечение оборотных средств и активов с наименьшими налоговыми затратами). После внедрения выбранного инструмента налогового планирования предприятие должно разработать план сопровождения и адаптации реализованной схемы ее взаимосвязь с общими тенденциями финансового планирования и стратегии развития лизинговой компании.
Не следует забывать, что оптимизация это одна из составляющих процесса финансового планирования. Распространено субъективное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. Однако налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов соглашения или проекта (ликвидность, оборотность, трудоемкость учета и контроля).
Лизинговой компании необходимо соотносить мотивы налогового планирования со стратегическими приоритетами предприятия (его миссией). И, конечно, эффективность налогового планирования всегда следует сравнивать с расходами на его проведение.
|
В среднем необходимость налогового планирования можно охарактеризовать так:
1) если доля всех уплаченных налогов не превышает 4% выручки, можно забыть о дополнительной оптимизации и обойтись точным и своевременным ведением бухгалтерского и налогового учета и сдачей отчетности;
2) если доля налогов в выручке превышает 4%, но меньше 10% - лизинговой компании необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза всех организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций;
3) если доля всех уплаченных налогов превышает 10% выручки- налоговое планирование становится важнейшим элементом текущей ежедневной деятельности лизинговой компании по всем внешним и внутренним направлениям. Лизинговой компании необходимы специально подготовленный персонал и организация тесного взаимодействия со всеми службами, контроль одного из членов совета директоров. Следует провести альтернативный анализ предложенных схем оптимизации и выбрать наиболее эффективный из них.
В любом случае решение о необходимости налогового планирования должен принимать руководитель, точнее, собственник предприятия. Это решение относится к стратегическим и имеет далеко идущие последствия. Для успешной реализации выбранных схем налогового планирования необходимо придерживаться следующих принципов и критериев:
1. Принцип осторожности. Применение налоговых нструментов, которые не соответствуют специфике хозяйственной деятельности лизинговой компании, будет иметь только одно последствие - налоговые санкции.
2. Оптимальная стоимость организации налогового планирования. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить расходы на ее реализацию.
3. Глобальность подхода. Избрав инструмент снижения конкретного налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.
4. Специфичность вопроса налогового планирования. Только зная все тонкости вашего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить схему с одного предприятия на другое нельзя.
5. Грамотное оформление первичных документов. Уделите внимание документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении может привести к применению более строгого порядка налогообложения.
Текущее налоговое планирование - это выбор учетной политики фирмы, форм оплаты труда наемных работников, выбор оптимальной стратегии и тактики при заключении хозяйственных договоров, планировании налоговых платежей, непосредственное применение схем по оптимизации налоговых платежей. Оно включает:
1) еженедельный мониторинг нормативно-правовых актов;
2) составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планированных соглашений;
3) составление графика соответствия выполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
4) прогноз и исследования возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или заключенной сделки.
5) составление учетной политики лизинговой компании. Не следует забывать, что величина и порядок уплаты налогов зависят от избранных вами способов учета и налогообложения. Поэтому следует обратить особое внимание на учетную политику, которая определяется до начала календарного года и утверждается приказом руководителя предприятия.
Заключение
В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней, величины национального дохода и ВВП. Одна из основных задач государства связана с созданием благоприятных условий для поддержания инновационных начинаний промышленных предприятий и организаций. При этом предусматривается достижение обоюдной выгоды: максимум поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней и создание предпосылок для снижения налоговой нагрузки на данные организации.
Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых средствах организаций и самым непосредственным образом влияют на формирование экономических результатов их деятельности, на конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Поэтому налоговое планирование входит в практику хозяйственной жизни коммерческих организаций в качестве составляющей общеэкономического планирования, а стратегическое планирование - в качестве важнейшей ее составной части.
Список использованной литературы
1. Налоговое планирование. Вылкова Е.С., Романовский М.В. - СПб.: Питер, 2008.
2. Налоги и налогообложение. Качур О.В. - М.: Кнорус, 2007.
3. Налоги и налогообложение. Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В. - М.: Кнорус, 2007..
4. Налоговый менеджмент. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В.- М.: Омега-Л, 2007.
5. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Пансков В.Г. - М.: МЦФЭР, 2006.
6. Налоги и налогообложение. Скрипниченко В.А. - СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2007.
7. Финансы организаций (предприятий). Гаврилова А.Н., Попов А.А. - М.: КНОРУС, 2007.
8. Финансы. Под ред. Ковалева В.В. - М.: Велби, Проспект, 2007.
[1] Налоги и налогообложение. Скрипниченко В.А. - СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2007. –С.27.
[2] Налоги и налогообложение. Качур О.В. - М.: Кнорус, 2007.-С.71.
[3] Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Пансков В.Г. - М.: МЦФЭР, 2006.-С.92.
[4] Финансы. Под ред. Ковалева В.В. - М.: Велби, Проспект, 2007. –С.68.
[5] Финансы организаций (предприятий). Гаврилова А.Н., Попов А.А. - М.: КНОРУС, 2007. –С.53.
[6] Налоговое планирование. Вылкова Е.С., Романовский М.В. - СПб.: Питер, 2008. –С.48.