Некоторые сведения о Некрономиконе




Райан Паркер
Перевод и редакция: Para Bellum

Публикация: Свинец Сатурнианца № 2, 2003

 


Оригинал статьи ("Necronomicon Info", Ryan Parker) одно время располагался в интернете, однако впоследствии по каким-то причинам текст статьи был ликвидирован. Различные версии, а также переводы этой статьи помещались на многих сайтах и публиковались в многочисленных изданиях (андерграундных), однако чаще всего в усечённом виде. Здесь представлена полная версия статьи. Редакция альманаха расценивает данную работу как весьма оригинальное объединение скрупулёзного исследования творчества Лавкрафта и дальнейшего развития его мифологии, причём не без элементов фальсификации. Можно определённо утверждать, что ряд "погрешностей" Паркера, которых набирается не так уж и мало, были введены в повествование умышленно. В предлагаемой статье комментируются и поясняются далеко не все упомянутые мистические, мифологические и т. д. термины, однако, это вовсе не означает, что непрокомментированные термины являются "изобретением" самого автора. Комментарии к статье были составлены (Para Bellum и Dr. Dunkelstein) с целью поддержать и развить общее направление статьи: одновременное исследование творчества Лавкрафта и дальнейшее развитие его мифологии.

 


Содержание:

  • Часть первая - Мифы Некрономикона согласуются с работами Лавкрафта!
  • Часть вторая - Некрономикон и древняя арабская магия
    • Заимствованные имена
    • Азатот
    • Йог-Сотот
    • Ньярлатхотеп
  • Часть третья - Источники по древней магии
    • Ирем - Город Столпов
    • Руб-Эль-Хали
    • Безумный Поэт
    • Джинн
    • Хадхулу
    • Шайтан, Левиафан и Тиамат
    • Кутулу
    • Арабская мистическая поэзия
    • Заимствованные имена
    • Рекомендуемая литература по арабской мифологии, мистицизму и маги
    • Шумер и Египет
  • Часть четвёртая - Мифы Некрономикона и современная магия
    • Алистер Кроули
    • Антон Шандор ЛаВей
    • Кеннет Грант
    • Енохианская Магия
  • Часть пятая - Архетипы в творчестве Лавкрафта

 

Часть первая - Мифы Некрономикона согласуются с работами Лавкрафта!

Эта часть - краткое изложение некоторых основных идей автора "романов ужасов" Г. Ф. Лавкрафта, имеющих непосредственное отношение к Некрономикону и мифам, тесно с ним связанным. Некрономикон, возможно, является самой знаменитой (подлинная ли она или вымышленная) книгой, связанной с магией. И, пожалуйста, обратите внимание на то, что я вовсе не утверждаю, что информация, представленная в этой части, есть подтверждённый исторический факт. Скорее, я просто суммирую то, что Лавкрафт говорит в своих произведениях о Некрономиконе. Только после прочтения всех частей моей статьи, а также после проведения своих собственных исследований, вы сможете судить о том, что является, а что не является достоверностью.

Скорее всего, лучше будет начать с цитаты из "Истории и хронологии Некрономикона" Лавкрафта: "Первоначальное название книги - Аль Азиф-Азиф - происходит от тех странных ночных звуков, которые арабы принимали за вой демонов (в действительности же эти звуки издавались насекомыми)... Она была написана Абдулом Альхазредом, безумным поэтом Саны, что в Йемене, расцвет творчества которого пришёлся, как говорят, на времена правления халифов Омейядов - это приблизительно VIII век н. э. Он посетил развалины Вавилона и катакомбы Мемфиса, он провёл в одиночестве десять лет в великой южной пустыне Аравии - древние арабы называли её Руб-Эль-Хали, что означает «Пустошь», а современные - Дахна, то есть «Багровая Пустыня». Пустыня эта, по преданиям, населена злыми духами-хранителями и смертоносными чудовищами. Много странных и неправдоподобных историй о её чудесах рассказывались теми, кто, как утверждал, побывал там. Последние годы своей жизни Альхазред провёл в Дамаске, где и был написан Некрономикон (Аль Азиф)... О его безумии также существует множество рассказов. В частности, он утверждал, что видел легендарный Ирем, или Город Столпов, и что в руинах некоего покинутого безымянного города он нашёл потрясающие летописи, повествующие о тайнах расы, которая намного древнее человечества".

Позднее Аль-Азиф был переведён на греческий язык, где он и получил название "Некрономикон" (название явно не латинское, как это довольно часто утверждается). Оно переводится как "Книга (или изображение, описание) обычаев мёртвых": "Necro" по-гречески означает "мёртвый", а "Nomos" - "обычаи", "традиции" или (как и астрономический термин) "правила"1. Некрономикон ни в коем случае не переводится как "Книга Мёртвых Имён" (Book of Dead Names), как неоднократно ошибочно утверждал Колин Уилсон2. Для того, чтобы название означало "Имена Мёртвых", оно должно было бы быть греко-латинским гибридом (кроме того, Лавкрафт категорически настаивал на том, что именно первый вариант перевода правильный). Позднее (возможно, в начале XIII века) Некрономикон был переведён на латынь, но сохранил при этом своё греческое название. В XVI веке латинский текст попал в руки доктора Джона Ди. Д-р Ди и сделал единственный известный английский перевод Некрономикона.

Некрономикон содержит нечестивые тайны истинной природы Земли и Вселенной. Согласно Некрономикону, Земля некогда управлялась Старейшими, могущественными существами из других миров - или вообще из других измерений3. В своей повести "Данвичский кошмар" Лавкрафт определяет приведённую ниже цитату, как взятую из Некрономикона: "Не должно думать, что человек есть либо старейший, либо последний властелин на Земле и что жизнь есть только то, что ему ведомо. Нет же - Боги Глубокой Древности [Старейшие] пребудут ныне, присно и во веки веков. Не в пространствах, которые нам известны, но между ними ходят Они, неизменные в своем властном спокойствии, лишённые измерений и невидимые для нас. Йог-Сотот знает ворота. Йог-Сотот - это ворота. Йог-Сотот - это ключ и это страж. Прошлое, настоящее и будущее - всё в руках Йог-Сотота. Он знает, где Боги Глубокой Древности [Старейшие] прорвались сквозь старое и где они прорвутся сквозь него вновь. Он знает, где Они ходили по полям Земли и где они ходят до сих пор, и почему никто не может увидеть Их в это время. Иногда по Их духу можно определить, что Они где-то рядом, но никому не дано даже представить себе полностью Их внешность, хотя некоторые из вас могут столкнуться с теми, кто ниспослан Ими в гущу рода человеческого; и на Земле можно встретить порою человекоподобных, отличных своею внешностью от классического человека, но и это не поможет вам создать в своем воображении Их истинный облик. Невидимые и смердящие, бродят Они в пустынных местах, где в Их пору произносятся Слова и свершаются Обряды.... Йог-Сотот - это ключ к замку от ворот, где смыкаются сферы. Человек властвует сейчас там, где некогда властвовали Они; и очень скоро Они будут властвовать там, где сейчас властвует человек. За летом приходит зима, и за зимою приходит лето. Они ждут, могущественные и терпеливые, и скоро вновь пребудет Их царствование" 4.

Некрономикон довольно убедительно показывает, что существует определённый культ или даже целая система культов, приверженцы которых поклоняются Старейшим и пытаются помочь Им захватить власть над Землёй. Одна из тактик, проводимых этим культом - выведение потомства от скрещивания людей и Старейших, которое впоследствии умножится и будет вмешиваться в земную жизнь, - до тех пор, пока Старейшие не вернутся на предназначенные им места5.

Некоторые разновидности упомянутого культа поклоняются божеству с именем Ктулху. Ктулху - драконообразный "бог" с лицом, представляющим собой массу щупальцев. Ктулху мёртв (в смысле бездействует), но в то же время спит в бездне (в Тихом океане). Нельзя определённо сказать, является ли Ктулху Старейшим или нет. Согласно одной точке зрения, Ктулху лишь родственен Старейшим. По другой же божество определяется как Верховный жрец Старейших. Но, как видно, обе версии подразумевают, что Ктулху может и не быть совершенно равноправным со Старейшими6. Культ же пытается пробудить Ктулху для того, чтобы возвестить день, когда Старейшие будут править миром. Когда Ктулху пробудится, человек станет свободным, диким - он будет "по ту сторону добра и зла" 7. Если же Ктулху внезапно восстанет из океана - но необходимое время для этого ещё не настанет - то тогда на Землю обрушатся ужасные безумия и бедствия. "Самое сердце тайного культа расположено посреди непроходимых пустынь Аравии, где, затаившись среди песков, на которые не бросал взгляд ни один смертный, грезит во сне Ирем, город Колонн [Столпов] " 8. Культ придаёт особое значение снам, которые, как утверждается, иногда могут содержать мысли "божества".

В Некрономиконе упоминается множество и других важных богов. Одна группа этих божеств - Иные Боги9 - представляются настоящими Богами (не как Старейшие и Ктулху, которые являются лишь очень могущественными существами). Наиболее важные среди Иных Богов - Йог-Сотот и Азатот. Йог-Сотот смежен со всем временем и пространством. В рассказе "Через Врата Серебряного Ключа" Лавкрафт (несмотря на то, что Э. Хоффман Прайс заявлен соавтором рассказа, почти каждое слово в нём написано самим Лавкрафтом10) описывает Йог-Сотота следующим образом: "Безграничное Бытие воплощало Всё-в-Одном и Одно-во-Всём... Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчёты математиков и астрономов" 11. Прошлое, настоящее и будущее - всё едино в Йог-Сототе. Равностепенной важностью, или даже ещё большей, обладает Азатот. Доказательством того, что Азатот по крайней мере равноправен с Йог-Сототом, служит то обстоятельство, что Азатот - "Властелин Всего", тогда как Йог-Сотот - "Всё-в-Одном и Один-во-Всём". Азатот - это "первичный предельный ядерный хаос", находящийся в "центре бесконечности" 12. Именно из Трона Азатота берут своё начало волны, распространяющиеся во всех направлениях, "чья случайность, смешиваясь, даёт каждому хрупкому космосу его вечный закон" 13. В высшей степени заслуживает внимания тот факт, что концепция Азатота крайне близка новейшим моделям квантовой физики. Также можно говорить о явных параллелях лавкрафтовских идей Хаоса и новейшей математики хаоса. Азатот - этот первичный ядерный хаос, который испускает управляющие Вселенной беспорядочные волны, представляется принципиальной противоположностью Йог-Сотота, который включает в себя бесконечные пространства. Таким образом, в то время, как Йог-Сотот бесконечно огромен, Азатот бесконечно сжат (можно провести параллель, например, с центром кванта). Исследователь творчества Лавкрафта Филип А. Шреффер14 в своей работе "Собеседник Лавкрафта" (The H. P. Lovecraft Companion) утверждает, что действующие принципы Йог-Сотота и Азатота - соответственно "бесконечная экспансия (расширение) и бесконечная контрактура (сжатие)".

Сердце и душа Иных Богов - Ньярлатхотеп, Всесильный Посланник. Ньярлатхотеп, в качестве посланника Иных Богов, делает их волю известной Земле. Именно через него должно произойти всё, что связано с Азатотом. Ньярлатхотеп имеет тысячу обликов. Он именуется также "Ползучим Хаосом"15.

Шуб-Ниггурат, Чёрный Козёл Лесов, классифицируется как "божество извращённой плодородности" 16. Шуб-Ниггурат также именуется Козлом с Легионом Младых Отпрысков17. Он, несомненно, является очень важным божеством в мифах Некрономикона - судя по тому, как часто он там упоминается18. Скорее всего, существует какая-то связь между культом Шуб-Ниггурата и множеством козлиных культов античности.

Кроме Ктулху, Старейших и Иных Богов, В Некрономиконе фигурируют и многочисленные второстепенные расы созданий, такие, как шогготы: "эти бесформенные в обычном состоянии существа состояли из желеподобной пузырчатой массы" 19. Шогготы были созданы Старейшими в качестве слуг. Они могут принимать любую форму, какая им требуется для выполнения порученного задания. Они являются довольно непокорными слугами и со временем становятся более разумными, в конце концов приобретая свою собственную волю. Иногда шогготов, в соответствии с Лавкрафтом, можно видеть в вызванных наркотиками видениях.

Другая раса - глубоководные, которые являются разновидностью амфибий, выглядящих как смесь рыбы, лягушки и человека20. Глубоководные поклоняются богу с именем Дагон21. В свою очередь Дагон - это божество, похожее на громадного глубоководного. Дагон и глубоководные являются в некоторой степени союзниками Ктулху22.

Ещё одна второстепенная раса - гулы. Гулы - это питающиеся трупами чудовища, которые, в принципе, являются человекоподобными, за исключением их уродливых пёсьих черт лица23. При соответствующих условиях человек способен трансформироваться в гула24.

На этом я завершаю своё краткое изложение основных идей Лавкрафта о Некрономиконе и связанных с ним мифов. Конечно, я вовсе не подразумеваю, что тема исчерпана полностью, но изложенный материал предоставит вам достаточно информации, чтобы обратиться к оставшимся частям предлагаемого текста с должной компетенцией25.

Часть вторая - Некрономикон и древняя арабская магия 26

Анализ лавкрафтовских упоминаний Некрономикона позволяет провести ряд впечатляющих параллелей с арабскими мифами и некоторыми магическими техниками. Эти параллели слишком специфичны и детализированы, чтобы быть простым совпадением. Бóльшая часть материала, о котором идёт речь в этом разделе, не содержалась в книгах, изданных на английском языке до 1930 года. Очевидно, это говорит о том, что либо Лавкрафт получил информацию для своих историй от кого-то, кто был посвящён в арабские магические традиции (что весьма маловероятно), либо у него имелись какие-то письменные источники по арабской мифологии и магии, которые не были общедоступными. Второй вариант более правдоподобен, так как Лавкрафт был необычайно эрудированным книгочеем, он любил арабскую мифологию с самого детства. Лавкрафт почти наверняка имел какую-то ненапечатанную, вероятно, крайне редкую книгу (или же другой вид манускрипта) по арабской мифологии или магии. Это наиболее разумное объяснение того, как крайне недоступная информация по арабской магии смогла запечатлеться в его произведениях27.

Вероятно, Лавкрафт обладал какой-то книгой, крайне схожей с Аль Азифом (Некрономиконом) по содержанию, если вообще не по названию. Для некоторых это утверждение может прозвучать довольно смелым, чтобы принять его на веру без каких-то доказательств, - я и сам именно такой тип личности. Причина же, по которой я всё-таки делаю такой вывод, заключается в том, что со своей стороны я нахожу его весьма обоснованным. Я надеюсь, что и вы разделите моё мнение, когда прочтёте всю мою работу. Ниже я подробно изложу кое-что из ранее упомянутых редких сведений, которые связывают высказывания Лавкрафта о Некрономиконе и его собственную мифологию с подлинными арабскими мистическими и магическими традициями.

Лавкрафт утверждает, что Некрономикон был написан Абдулом Альхазредом, звавшимся "Безумным Поэтом". Альхазред посетил заброшенный город "Ирем Столпов" (центр культа Ктулху, Лавкрафт размещал его в пустыне Руб-Эль-Хали) и познакомился там со многими странными и магическими вещами. Будучи уже очень старым, он записал всё то, что узнал, в поэтической книге Аль Азиф (позднее переименованной в Некрономикон).

Прежде всего, Ирем имеет очень большое значение в арабской магии. Ирем Зат аль Имад (Ирем Столпов) - так звучит название города по-арабски. Среди арабов широко распространено поверье, что Ирем был построен джиннами по приказу Шаддада, царя народа ад28. Адитское племя, согласно легенде, принадлежало расе в чём-то сходной с древнееврейскими нефилимами (гигантами)29. По одной из версий мифа Шаддад и джинны построили Ирем задолго до появления Адама. У мукаррибунов (арабских колдунов)30 имеются важные верования об Иреме и его назначении. Мукаррибуны, чьи традиции предшествуют исламу, верят, что Ирем скорее располагается на совершенно ином уровне реальности, нежели является обыкновенным физическим городом, подобно Нью-Йорку или Токио. (Почему Ирем столь важен для мукаррибунов и как они используют его, более подробно будет изложено ниже.) "Столпы" в названии "Ирем Столпов" имеют сокрытый смысл. У арабских мистиков "столп" - это зашифрованное название для обозначения "старшего" (Elder) или "старейшего" (Old One). Таким образом, "Ирем Столпов" в действительности означает "Ирем Старейших" (Irem of the Old Ones). Примечательно, что некоторые "знатоки" Лавкрафта ошибочно заявляют, что Лавкрафт сам придумал Ирем как составляющую своей мифологии, точно также, как, по их заявлениям, он придумал и Некрономикон.

В арабской легенде Ирем располагается в пустыне Руб-Эль-Хали - точно так же, как это утверждает и Лавкрафт. Для мукаррибунов Руб-Эль-Хали также имеет свой "скрытый" смысл (кстати, искусство шифровки и расшифровки "скрытого" смысла в арабских мистических и магических писаниях называется тавил31). Руб-Эль-Хали переводится как "пустое место", "пустая сторона". В этом случае слово "пустой" относит нас к Пустоте и обозначает то же самое, что и Айн32 в традиции Каббалы. В арабской магической традиции Руб-Эль-Хали - "потайная" дверь в Пустоту. Это точный арабский эквивалент каббалистическому термину Дааф33. Для мукаррибунов Руб-Эль-Хали является, таким образом, потайными воротами (Дааф) в Пустоту (Айн)34, и в этой самой пустыне располагается "город Старейших". Эта тема невероятно близка к творчеству Лавкрафта, который многократно упоминает ворота в связи со Старейшими. Более того, Лавкрафт заявляет, что Старейшие пришли извне (из другого измерения реальности), и связывает их с "безграничной пустотой" 35. Делая подобные утверждения о Старейших и связывая их с Иремом и Руб-Эль-Хали, Лавкрафт подходит к сути практически неизвестной (но, тем не менее, очень важной) области древней арабской магии. Что делает это обстоятельство ещё более интересным, так это то, что не существует никакой другой возможности узнать "сокрытое" значение Ирема, кроме как серьёзного изучения арабских магических и мистических традиций. Таким образом, Лавкрафт либо сделал одну из самых удачных догадок в истории мистической литературы, либо же действительно проводил глубокие исследования мукаррибунских магических традиций (и ещё раз: насколько я знаю, во времена Лавкрафта книги с подобной информацией не были общедоступными).

В "Руб-Эль-Хали" (имеется в виду не реально существующая пустыня, а арабский эквивалент Дааф) мукаррибуны входили, пребывая в изменённой форме сознания (в состоянии между сновидением и полным отсутствием мыслей). Ирем представляет ту часть "Пустой стороны", которая осуществляет связь с Пустотой. Именно отсюда, из Ирема, может быть осуществлена связь с Пустотой и тем, что её населяет. "Смертоносные чудовища" и духи-хранители, которых упоминает Лавкрафт, - это джинны (см. ниже). Мукаррибун может установить контакт с этими сущностями, когда он находится в "Руб-Эль-Хали" или "Иреме". Когда мукаррибун проходит через Ирем в Пустоту, он достигает уничтожения (фана). Уничтожение - это высшее достижение в суфийском36 и мукаррибунском мистицизме. Посредством фаны цельная сущность колдуна уничтожается и поглощается Пустотой. Самость, или "душа" (нафс ай-аммара), этим процессом разрушается полностью, без малейшего остатка37. Возможно, именно здесь и кроется источник связанных с Иремом историй о пожирании человеческих душ демонами в арабских легендах. Всё это следует сопоставить с рассказом Лавкрафта "Через Врата Серебряного Ключа", в котором Ирем - некий вход в Потустороннее38. Тщательное сравнение этого рассказа с идеями мукаррибунов, рассмотренными выше, вновь демонстрирует, что Лавкрафт имел познания в арабской магии, сведения из которой не были общеизвестными.

Теперь посмотрим на прозвище Альхазреда. Лавкрафт пишет, что Альхазред назывался "Безумным Поэтом". Обычно "безумный" в арабском языке обозначается словом "маджнун". Но эквивалентом "безумного" маджнун стал лишь в наши дни, в восьмом же веке (времена Альхазреда) этот термин обозначал "одержимый джиннами" 39. Для правоверных мусульман быть названым "безумным" или "одержимым демонами" значило подвергнуться страшному оскорблению. Суфии же и мукаррибуны расценивали титул маджнуна крайне лестным для себя. Они даже заходили так далеко, что называли легендарных суфийских учителей маджнунами40. В арабской мифологии джинны - могущественные создания. В соответствии с легендой джинны ещё до Адама спустились с небес на землю. Следовательно, они предшествуют человечеству и, таким образом, именуются "предадамитами". "Неверные язычники" поклонялись этим невероятно могущественным существам. Джинны способны производить потомство с людьми. Как правило, для обычного человека они невидимы. Несомненно, они хотели большего влияния на Земле. Значительная часть магии, используемой в арабских странах, оперирует именно с джиннами (заклинания против них, или заклинания для их вызова). Таким образом, джинны фактически идентичны Старейшим Лавкрафта.

Посмотрим на титул "Безумный Поэт" ещё раз. В большинстве арабских мифах поэты вдохновляются именно джиннами. Именно поэтому Мухаммед так неистово отрицал, что он поэт. Он хотел, чтобы все знали, что его откровение пришло от "Бога", но не от джиннов41. Таким образом, прозвище "Безумный Поэт" показывает, что Альхазред осуществил "контакт" с джиннами (Старейшими), а также то, что его писания были напрямую вдохновлены джиннами. Это полностью согласуется с тем, что Лавкрафт говорит об Альхазреде. Тот, кто незнаком с арабской магией и мистицизмом, просто не может знать значения "Безумного Поэта" в арабском мистицизме. Это вновь показывает, что Лавкрафт скорее всего владел каким-то редчайшим источником по арабской магии.

Лавкрафт пишет, что Некрономикон Альхазреда был поэтическим произведением, в подлиннике называвшимся Аль Азиф. Это вновь проявляет глубокую связь с арабской магией и мистицизмом, что не может быть очевидным для незнакомого с этими предметами. Аль Азиф переводится "Книга воя джиннов". Это название в высшей степени соответствует смыслу "Безумного Поэта" в арабском языке ("Одержимый джиннами" и "Тот, чьи писания вдохновлены джиннами"). Важно также и то, что, как утверждается, Аль Азиф был написан поэтическими строфами. Некрономикон (Аль Азиф) затрагивает множество религиозно-магических и мистических тем. Но практически все арабские работы по религии или мистицизму были написаны в стихотворной форме. Это относится как к ортодоксальным работам (таким, как Коран), так и к писаниям суфиев и мукаррибунов.

В свою очередь имя Ктулху также позволяет нам провести замечательную по своей важности параллель с арабской магической практикой. Это имя очень близко по звучанию арабскому слову "хадхулу" (Khadhulu), которое может произноситься и как "аль кхадхулу" (al qhadhulu). Хадхулу (аль кхадхулу) переводится как "оставляющий" или "покидающий" 42. Многие суфийские и мукаррибунские произведения используют термин "покидающий". В этих писаниях покидающий относится к силе, которая питает практики таджрид - "внешнего отделения" и тафрид - "внутреннего уединения". Таджрид и тафрид - это используемые в арабских магических системах формы ментальной "йоги", которые должны помочь магу освободиться от программирующей его культурной среды (покинуть её). В мукаррибунских текстах хадхулу - это сила, которая и позволяет магу осуществлять практики таджрид и тафрид.

Хотя я и знал, что арабские мистические и магические писания оперируют термином "покидающий", тем не менее я и не подозревал (вплоть до определённого момента, произошедшего два года назад), что хадхулу упоминается и в Коране. Знанием этого факта я обязан Вильяму Хамблину (William Hamblin). В Коране, сура 25 айат 29, говорится: "Люди, Шайтан есть хадхулу". У этой суры существует две общепринятые интерпретации. Первая гласит, что Шайтан оставит человека. Вторая же говорит, что Шайтан подбивает людей бросить "праведный путь ислама" и "добронравные" обычаи своих предков43. Правоверным мусульманам отход от исламской культуры (её покидание) представляется как безбожный и грешный акт. Мукаррибуны же и суфии, как уже говорилось, считают уход от этой культуры жизненно необходимым для духовного роста.

В свою очередь, идентификация Шайтана исламской традицией крайне важна. Ко времени Мухаммеда описание Шайтана было следующим: "Старый Змий", "Дракон" 44 или "Повелитель Бездны". Старый Змий и Старый Дракон в соответствии с такими экспертами, как Е. А. Бадж45 и С. Н. Крамер46, есть Левиафан (древнееврейское)47. Левиафан - это Лотан (ханаанское)48. В свою очередь Лотан приводит к Титану49. Титан, мы лишь повторяем авторитетов по ближневосточной мифологии, есть поздняя форма написания имени Тиамат50. Таким образом, в соответствии со специалистами, Дракон Бездны, именуемый Шайтаном, то же самое, что и Дракон Бездны, который называется Тиамат. Учёные, специализирующиеся по ближневосточной мифологии, постоянно подчёркивают это. Почему это так существенно? Знаменательность этого факта состоит в том, что Лавкрафт описывает Ктулху драконообразным созданием, спящим в бездне (в океане). Но Левиафан / Тиамат также описывается либо спящим, либо дремлющим. Идентификация Шайтана - Старого Дракона - Повелителя Бездны с хадхулу в Коране проводит, таким образом, замечательную параллель с мифологией Лавкрафта51.

Связь Оставляющего с Драконом в некоторой степени ещё более подчёркивается строчкой из "Книги уничтожения" - арабским текстом по магии. Это строка переводится следующим образом: "Дракон есть оставляющий, ибо он покидает всё, что священно. Дракон появляется здесь и там одновременно". Так как эта строка носит явно символический характер (весьма вероятно, что она связана с практикой тафрид), то она непосредственно укрепляет связь между Драконом ближневосточного мифа и хадхулу арабской магии. Старый Дракон Бездны (Тиамат) приводит снова в Шумер. Шумер является древнейшей цивилизацией из всех ныне известных. И если хадхулу арабского мистицизма есть синоним мифологического Дракона (что, как говорят представленные выше факты, является вполне реальным), то тогда выходит, что хадхулу "поклоняются" необычайно долгое время. Эти многочисленные параллели между Ктулху и мукаррибунским хадхулу дают достаточное основание для того, чтобы предположить, что Лавкрафт обращался к арабским мифам, чтобы создать своё божество Ктулху.

Существует также еще один факт, позволяющий связать Дракона Бездны (происходящего из Шумера) и хадхулу, хотя, вполне возможно, это является лишь простым совпадением. С другой стороны, данный факт может вовсе и не быть совпадением - об этом пока рано говорить. Это обстоятельство касается одного из имён Дракона, а именно - Властелин Бездны. Это имя на шумерском языке будет звучать как "Кутулу" (Kutulu). "Куту" означает "преисподняя" или "бездна", а "лу" - "властелин" или "повелитель" 52. Задумайтесь об этом на минуту: шумерское Кутулу совершенно аналогично арабскому хадхулу. В арабских магических текстах хадхулу ассоциируется с Драконом. И хадхулу также идентифицируется со Старым Драконом (Шайтаном) в Коране. Одно из имён этого Дракона на шумерском языке - Кутулу (Властелин Бездны). Т. о. слово "Куту" (Бездна) связано с Драконом шумерской мифологии. Но Правителем Бездны в Шумере был(а) Старый Дракон Муму-Тиамат53. Как видно, здесь наличествует определённая связь, которая может служить признаком того, что Кутулу и Хадхулу - в сущности одно и то же.

Впервые я встретился с указанием на схожесть Ктулху и Кутулу54 в публикации Л. К. Барнеса55. Сперва я отнёсся скептически к этой информации, но, тем не менее, какого-то рефлекторного отказа от неё у меня также не произошло. Вместо этого я занялся собственными исследованиями, которые проводил до тех пор, пока не смог лично подтвердить всю вышеизложенную информацию относительно слова "Кутулу". Однако тот факт, что эта информация правильная и наводит на определённые размышления, ещё ничего не доказывает. Тем не менее она в значительной степени поддерживает идею, что Кутулу / хадхулу довольно длительное время был частью магических традиций Ближнего Востока. Единственное, что могло бы быть принято в качестве неопровержимого доказательства данной идеи, это обнаружение в шумерских текстах имени или слова Кутулу непосредственно в обсуждаемом контексте. Но, насколько мне известно, этого все ещё не произошло. До тех же пор, пока это не случится (если это вообще случится), эквивалентность Кутулу и хадхулу будет оставаться лишь гипотезой. Вероятно, следует более глубоко изучить материалы по арабской магии - я полагаю, что это и приведёт к окончательному мнению. Лавкрафт имел доступ к редким материалам по арабской магии и мифам. Игнорируя же возможность случайного совпадения имен Кутулу и хадхулу, мы имеем убедительное свидетельство в пользу данного предположения.

Итак, подытоживая, можно сказать, что Ирем у Лавкрафта несёт почти тот же смысл, что и у мукаррибунов - причём это имело место ещё до того, как какая-либо информация об Иреме получила широкое распространение. Руб-Эль-Хали действительно имеет важный смысл для мукаррибунов. Джинны являются, так сказать, "совершенными дубликатами" Старейших. Далее, описание Лавкрафтом Альхазреда весьма согласуется со смысловой нагрузкой арабского понятия "Безумный Поэт", хотя этот термин также практически не был известен в 30-х годах. Аль Азиф (вой Джиннов) явно связан с титулом Альхазреда: "тот, кто одержим джиннами и чьи писания вдохновлены джиннами". Аль Азиф является произведением поэта, что вполне согласуется с тем фактом, что почти все мистические или пророческие писания на арабском языке являются стихотворными. Соотношение хадхулу со спящим Драконом Бездны опять же в плотную приближает к лавкрафтовскому Ктулху, который лежит Спящим в Бездне (океане). Насколько мне известно, в 30-е годы не имелось никакой опубликованной на английском языке информации о хадхулу. Всё вышеперечисленное указывает на то, что Лавкрафт имел некоторый источник информации по арабской магии и мифам, который не был доступен в обычном порядке. Очевидно, что он основывался на некоторых материалах из этого источника в своих произведениях. Очень прошу принять во внимание, что это ни в малейшей степени не принижает его выдающуюся творческую одарённость. Ведь истории Лавкрафта столь высоко ценимы вовсе не из-за нескольких отдельных эпизодов, но скорее из-за способности мастера объединять отдельные элементы в единое целое.

В добавление ко всему вышеизложенному материалу существует множество других примеров, в которых тоже наблюдаются "заимствования" Лавкрафтом из арабской и ближневосточной мифологии. Скорее всего, Лавкрафт также обращался к арабским или другим ближневосточным мифам, когда он создавал своих глубоководных и Дагона. В арабских мифах можно найти упоминание о таинственных людях-рыбах из моря Каркар56. Эти люди-рыбы, вероятно, происходят из мифов, касающихся реально существующего ближневосточного бога Дагона. Дагон - божество филистимлян, который описывается как гигантский человек-рыба. Дагон является более поздней версией вавилонского Оаннеса57. Оаннес (Дагон) возглавлял группу полубожественных людей-рыб. Зоотип человека-рыбы всё ещё играет важную роль в некоторых системах магии. Безусловно, Дагон и глубоководные прямо указывают на то, что арабская и ближневосточная мифология были хорошо известны Лавкрафту.

Гулы - другой пример того, как арабская мифология проложила себе дорогу в произведения Лавкрафта. Гул, или вурдалак, упырь, вампир, берёт своё происхождение от арабского гула. Гул - человекоподобная тварь с монстрообразными чертами лица. Гулы заселяют безлюдные уединённые места, и в особенности кладбища. Гулы, живущие на кладбищах, имеют обыкновение пиршествовать там, поедая трупы. Очевидно, они и являются прототипом гулов Лавкрафта. Вплоть до сегодняшнего дня поедающий трупы гул играет значительную роль в магических практиках арабов и других народов58.

Чёрный Козёл Лесов с Легионом Младых восходит к древнему Египту и Шумерам. Несмотря на то, что и в Египте, и в Шумерах имели место культы козлов, тем не менее, скорее всего именно египетская версия культа является наиболее влиятельной в этом плане. Так называемый Козёл Мендеса59 был "чёрной" инкарнацией Асара. Это был культ плодородия. Некоторые аспекты этого козлиного культа были впитаны арабскими магическими системами. Например, племя анизов определяется и как Козёл Анз, - слова "Анз" и "Аниз" имеют общее происхождение. Анизы называются Козлом, потому что их основатель практиковал магию, основанную на плодородии. Символом этого культа является факел, находящийся между рогов Козла. Позднее этот символ получил важное значение в западных магических традициях60.

Заимствованные имена

Лавкрафт говорит, что Альхазред совершил путешествие в Египет для изучения различных оккультных тайн. По времени оно совпадает с тем периодом, когда оно только и могло иметь место: между четвёртым и десятым веками ближневосточные учёные, интересовавшиеся магическими дисциплинами, рассматривали Египет как бесценный источник знаний. Тогда в различные магические писания вошло множество искажённых египетских слов и фраз. Гностические, коптские и греко-египетские словесные формулы в огромном количестве были включены в существовавшие к тому времени арабские магические системы. Заимствованные имена часто имели лишь смутное сходство со своими египетскими прародителями. Например, Асар Ун-Нефер61 превратилось в Осорронофрис. И хотя имена крайне исказились, оригинал всё-таки можно определить. Однако, часто египетские слова и новообразования из них могли утратить фонетическое сходство даже больше, чем в приведённом выше примере. Из этого можно предположить, что некоторые из заимствованных имён, используемых в произведениях Лавкрафта, в действительности являются египетскими искажёнными словесными формулами. Особенно представляются имеющими египетское происхождение Йог-Сотот, Азатот и Ньярлатхотеп - обратите внимание на несомненно египетские окончания "хотеп" и "тот".

Как-то мне предоставили изданную частным образом брошюру под названием "Ритуалы Богов" (The Rites of the Gods). Документ включает в себя семь небольших ритуалов и вступление. В нём утверждается, это перевод некоего арабского манускрипта. Я, однако, полагаю это весьма маловероятным и буду сомневаться в его арабском происхождении и древнем возрасте, пока не получу твёрдого доказательства этому (например, арабского оригинала). Более вероятно, что это современная попытка воссоздать "древние ритуалы", посвящённые Другим Богам. Тем не менее, я рассматриваю этот документ как, так сказать, апокрифический. Вступление в сборник содержит ряд очень интересных и скорее всего правильных предположений о происхождении имён Йог-Сотот и Азатот. "Ритуалы Богов" намекают на следующие происхождения этих имён.

Азатот

Как утверждается, Азатот (Azathoth) происходит от Аса-тота (Asa-thoth). "Ритуалы Богов" говорят, что "Аса" переводится с древнеегипетского как "источник", "исток&quo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: