Жедек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике. / РЯШ . – 1982. - №5. – С. 16 – 23.




Попытаемся проанализировать

практику обучения фонетике, Чтобы ответить на вопрос, не содержится ли в сложившейся системе обучения фо­нетике предпосылок «соскальзывания» на букву.

Важнейшим практическим методом изучения звуковой стороны языка яв­ляется, как известно, фонетический разбор: «При фонетическом разборе слово делится на слоги, указываются место ударения, состав звуков, дается их характеристика, устанавливается соотношение с буквами»[1].

Фонетический разбор проводится по плану: 1. Слоги, ударение. 2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены. 3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены. Количество звуков и букв (см. учеб­ник для IV класса).

Как определение фонетического раз­бора, так и план, по которому он про­водится, показывают, что в школе под фонетическим ' разбором понимается разбор1 звуко-буквенный. Правда, в методике разграничивается собственно звуковой (фонетический) анализ сло­ва и фонетико-графический разбор[2]. Но в, средних классах — в отличие от периода обучения грамоте — применя­ется только один вид разбора, а имен­но звуко-буквенный.

Исключение из практики обучения собственно звукового разбора.рожда­ет убеждение в том, что со звуками вообще нельзя оперировать без букв. Тем самым закрепляется естественный для читающего и пишущего «буквен­ный фетишизм», т. е. преклонение пе­ред буквой как единственным и. доста­точным источником всех наших знаний

о звучащем слове.

Нельзя признать рациональным и план, по которому проводится звуко­буквенный разбор. Ведь для того что­бы работать отдельно с гласными или согласными, необходимо перебрать всю последовательность звуков, пред­ставляющих собою слово, и выделить нужное. А так как это достаточно сложное и многоступенчатое умствен­ное действие, ученик находит более короткий и простой путь к решению задачи: «выдает» нужные сведения, не обращаясь к звукам. Зачем вслуши­ваться в текучий и неустойчивый звук, если есть такой надежный ориентир, как буква?!

Недаром методисты уже отметили, что «сложившаяся в школе методика проведения указанных видов разбора (речь идет о грамматическом и фоне­тическом разборе.— П. Ж.) не оказы­вает ощутимого влияния на процесс формирования умений и навыков уча­щихся в области языка»[3].

Ориентация на букву поддержива­ется и принятой системой оформления результатов звуко-буквенного разбора. Образец письменного разбора, кото­рый задается ученику, предполагает, что вначале записывается буква, а за­тем отмечается, какой звук она обо­значает, хотя во всех методических, пособиях подчеркивается, что важней­шим принципом методики фонетики является последовательность наблю­дения от звука к букве, а не наобо­рот. Нарушая эту последовательность, мы толкаем ученика на рассуждения

о звуковых значениях букв, которые, как мы уже отметили, можно осущест­влять без обращения к звучащему слову.

Таким образом, согласившись с тем, что в обучении фонетике можно обхо­диться без слышания слова, без ре­ального оперирования звуками, мы не только не создаем необходимых пред­посылок для того, чтобы сделать фо­нетику действительной основой в фор-

мировании у учащихся практических языковых навыков, опирающихся на собственно фонетические умения, но и не реализуем всех возможностей, ко­торые дает изучение языка для фор­мирования основ материалистического мышления, так как подменяем мате­рию языка его искусственной «одеж­дой». Ясно, что таким путем нельзя достичь лингвистического развития, которое обеспечило бы учащемуся воз­можность правильного понимания языковой системы на более высоких уровнях: при изучении словообразова­ния, грамматики и т. д.

Как же организовать работу таким образом, чтобы исключить возмож­ность подмены предмета фонетики в процессе изучения?

Важнейшими предпосылками такой организации являются, по нашему мнению, следующие: а) четкое разгра­ничение разновидностей фонетическо­го разбора, используемых в обучении; б) учет последовательности операций, составляющих действие звукового раз­бора; в) определенная последователь­ность при отборе материала для фоне­тического анализа, а также в перехо­де от одного вида разбора к другому.

Собственно фонетический, или зву­ковой, разбор по своим задачам мо­жет быть противопоставлен разбору звуко-буквенному. Цель первого из них - определение звуковой последо­вательности в слове без обращения к буквам, второй включает в себя выяс­нение соотношения выделенных зву­ков с буквами.

Собственно фонетический разбор практикуется, как мы уже упоминали, на самом начальном этапе обучения языку, в период обучения грамоте, и несправедливо обходится на последу­ющих ступенях обучения. Между тем этот вид работы убеждает учащегося, что со звуками можно оперировать и без букв, заставляет сознательно от­влечься от буквы.

Исключение букв из собственно звукового разбора вовсе не означает, что ход разбора и его результаты не фиксируются. Иметь материальную опору своим действиям в процессе звукового анализа, иначе говоря, иметь возможность искусственно «ос­тановить», зафиксировать неустойчи­вый, летучий звук очень важно не

только для самого маленького школь­ника, но и для ученика IV класса.

На первых уроках по фонетике можно использовать для звуков в ка­честве их небуквенных условных обо­значений не собственно транскрипцию, так как некоторые ученики упорно отождествляют ее знаки с буквами, а обобщенные условные значки, кото­рые характеризуют словоразличительные свойства звуков.

Например, учащиеся приступили к изучению § 33 «Гласные и согласные. звуки». Они не только называют зву­ки в словах луна, ножницы, но и со­ставляют по ходу разбора модели, отражающие звуковой состав каждого слова как последовательность гласных и согласных звуков:

□ ОПО (луна), ПСППОПО (ножницы)

Составление обобщенных звуковых моделей активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, так как сопровождается подбором слов по моделям.

Изучение § 34 сопровождается со* ставлением звуковых моделей слов слон, олень, рука, рюкзак. Теперь зву­ковая модель фиксирует не только по­следовательность гласных и соглас­ных, но и показывает, какой соглас­ный твердый, а какой мягкий (напри­мер, твердый согласный обозначается перечеркнутым квадратиком и т. д. Понятно, что значки могут быть и другими. Мы говорим о тех, которые применялись нами в эксперименталь­ном обучении. См.: Ж еде к П. С., Реп кин В. В. Из опыта изучения закономерностей русской орфогра­фии.— В кн.: Обучение орфографии в восьмилетней школе. М., 1974).

Изучение звонкости-глухости соглас­ных (§ 35) можно также проводить, используя упражнения по моделям. После того как составлены звуковые модели слоз дом, балка, горка, злой, жар, доска (упр. 238), учитель просит заменить первый согласный его глу­хой парой и по измененной модели «прочитать» получившиеся слова. Ес­ли учащиеся будут подбирать слова, соответствующие моделям тех же слов, им придется учесть уже не толь­ко характер мягкости-твердости со­гласных, но и звонкости-глухости, а это значительно сложнее, Круг подо­


бранных слов заметно сузится, а по­рой сведется к единичным словам или даже станет невозможным, зато каж­дый «отвод» слову, сопровождающий­ся соответствующим обоснованием, бу­дет очень полезен для совершенство­вания фонетических умений детей.

Обобщенные звуковые модели не исключают, а, напротив, делают ес­тественным использование транскрип­ции: условные значки имеют обоб­щенный - характер и, следовательно, подходят к нескольким звукам, име­ющим одинаковые характеристики, а транскрипция фиксирует звуковой со­став конкретного слова. Применение разных форм записи звукового соста» ва одного и того же слова {без обра­щения к буквам) помогает учащемуся осознать звуковую структуру слова как особую и независимую от букв действительность языка.

Именно в ходе звукового разбора учащиеся овладевают способом вычленения отдельных звуков из звуко­вой последовательности и вооружают­ся средством контроля за своими дей­ствиями.

Еще до анализа двойной роли букв е, ё, ю, я (§ 39), на первых же уроках по фонетике в связи с собственно зву­ковым разбором слов, ученики IV класса могут воспользоваться из­вестным им по младшим классам при­емом протяжного произнесения каж­дого последующего звука в слове при работе со словами вес, люк, ель, Юра и т. п.

Звук [й] протягивается в слове не труднее, чем гласные или иные щеле­вые согласные. Следовательно, нет не­обходимости скрывать от учащихся наличие в словах звука [й] до того, как они станут анализировать особую функцию букв е, ё, ю, я.

Звуковая оболочка каждого слова представляет собой закономерную це­лостность. Нарушение ее ведет либо к появлению нового смысла, либо вооб­ще к бессмыслице. Следовательно, именно в звучащем слове, а не в его буквенной записи имеются средства для контроля за правильностью осу­ществления звукового разбора. Этим средством является соотнесение выде­ленного отдельного звука со звучани­ем целого слова. Если неверно назван хотя бы один звук, это исказит звуча­ние целого слова. Например, ученик * в слове успех (упр. 239) третьим на­звал звук [п]. Учитель демонстрирует учащимся, как звучит полное слово с выделенным звуком: [успэх]?! Зада­вая ученику образец подобного дейст­вия, мы тем самым подготавливаем / его к тому, чтобы он контролировал себя в процессе звукового разбора так же, как учим его проверять себя, ког­да он ищет в слове морфемы («Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?») или определяет, к какому спряжению относится глагол («Что; нужно сделать, чтобы узнать спряже­ние глагола с безударным личным окончанием?»), и т. д.

Итак, что нужно сделать, чтобы проверить, правильно ли выделен звук? Нужно произнести все слово, выделяя, протягивая нужный звук. При этом, конечно же, лучшим отве­том на вопрос будет не попытка ученика словесно описать действие, а именно выполнение этого действия.

Понятно, что далеко не каждое сло­во может стать объектом звукового разбора в школе. В словах с редуци­рованными гласными или сложными стечениями согласных невозможно вы­членить отдельные звуки, руководству­ясь указанным выше способом. Неда­ром практически все слова, отмечен­ные в учебнике для фонетического анализа, двусложные, в них нет пол­ной ассимиляции согласных и т. п.

Конечно, учителю может понадо­биться поработать с более слож­ным словом. Очень часто в таких слу­чаях, прибегая к звуковой записи, на­пример, с помощью транскрипции, учитель «упрощает» ее, фактически подменяя буквенной. Любое, даже редкое, соскальзывание на букву в работе со звуками обессмысливает все предыдущие усилия. Есть две воз­можности избежать этого: либо вооб­ще не пользоваться в таких случаях звуковой записью, либо использовать частичную транскрипцию. Например, слово предстоящий записывается так: пре[ц]стоящий и т. п.

Несмотря на относительную просто­ту анализируемых в школе слов, соб­ственно звуковой разбор создает до­статочные предпосылки для практиче­ского освоения закономерностей фоне­тической системы, которые являются


слова можно группы: I — слова, со< нем) в сильны? шмель, ей, муз< П — слова, (фонем) в сил! позициях, пр с по своим ак\ сильными позг морфемах: тр рельс и т. п. III — слова, составе звуки слабых позиц: отличаются i сильных позиг фемах: мороз, и т. п. Слова каж; по-своему от. вую сторону I однозначност! ковой и букв! Производя лиза на мате знающий бук ситуацию вы тери ориент! ния (на что букву?). А э: нет осознан звуковой и с При вычл последовате; групп можеп протяжного соотнесение; звука со зв; этих еловая нать звуков слова, учат шее слово. В свою о! могут быть ставлены с. новании, ч1 Поскольку в а, которые в сильных их записи определяет фики. Для словах II 1 вила граф правилами "Таким с венного аг

содержанием орфоэпических норм русского литературного языка.

Выделяя звуковую последователь­ность в словах денек [д’ ин’ок], смотрю [см атр’ у], мороз [мар о с], грязь [г р’ а с’], метель [м’ и т’ э л’] и др., учащиеся на практике убеждают­ся в том, что в русском языке далеко не во всякой позиции (не в любом месте слова) возможен весь набор гласных и согласных звуков. В неко­торых местах бывают звуки только с определенными свойствами: на конце слов только парные глухие, в безу­дарном слоге исконно русских слов невозможны гласные звуки [о] и [э] и т. п.

Понятно, что эти наблюдения осо­бенно важны как основа формирова­ния произносительных норм в услови­ях диалектного окружения, а также как необходимая предпосылка осозна­ния закономерных отношений между речью звучащей и ее письменной фор­мой, т. е. кай основа формирования орфографической зоркости.

Собственно звуковой разбор не мо­жет и ни в коем случае не должен ис­ключить из обучения разбор звуко­буквенный. Более того, для целей практических, в частности для обуче­ния орфографии, разбор звуко-буквен­ный совершенно необходим. Но не всякий, а такой,, который включает в себя звуковой как свою первоначаль­ную ступень. К сожалению, как мы уже отметили, на практике звуко-бук­венный анализ чаще всего осуществля­ется учеником как чисто буквенный, т. е. обходится без звукового.

Чтобы этого не произошло, необхо­димо проследить логику тех операций, которые ученик выполняет в ходе зву­кового и звуко-буквенного разбора, и задать такой план фонетического анализа, который бы полностью этой последовательности соответствовал.

На наш взгляд, в наибольшей сте­пени позволяет приблизиться к реаль­ному ходу операций, осуществляемых учеником в процессе фонетического jанализа, такой его план:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, произнеси слово по слогам,

3. Протяни первый звук в полном слове, на­зови его и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным знач­ком.

5. Протяни второй звук в полном слове, на^ зови его и охарактеризуй.

И. т. д., пока все звуки в слове не выде­лены.

Если это разбор звуковой, то он за­вершается «чтением» ' слова по его условной звуковой (обобщенной или транскрипционной) записи. Иначе го­воря, при звуковом разборе последний пункт плана будет таким: «Проверь, получилось ли слово».

Если же это разбор звуко-буквен­ный, то после выполнения всех ука­занных операций учащийся выполня­ет еще одну, а именно объясняет, ка­кой буквой обозначается каждый из звуков и почему. Таким образом, зву- ко-буквенный разбор завершается следующим пунктом плана: «Запиши слово буквами и объясни выбор каж­дой из букв».

Понятно, что в план разбора вно­сятся соответствующие коррективы в зависимости от того, кто его выполня­ет: ученик IV класса, изучающий раз­дел «Фонетика и графика», или уче­ник VI или VIII класса. Если четверо­класснику необходима запись звуко­вого состава слова с помощью услов­ных небуквенных значков, то для восьмиклассника, у которого действие звукового разбора свернуто и выпол­няется в уме, оно становится излиш­ним. Но в любом случае последова­тельность звукового и звуко-буквен­ного анализа остается одной и той же: от произнесения и слушания слова к выделению звуков в произнесенном слове, а от него к объяснению выбора букв для обозначения звуков.

Проведение звукового и звуко-бук­венного разборов предъявляет еще од­но очень существенное требование к его организации. Необходимо строго учитывать фонематические особенно­сти анализируемых слов. Пренебрегая этим обстоятельством, мы рискуем на­рушить дидактический принцип пере­хода от простого к сложному. Не учи­тывая меру трудностей, которую пред­ставляет для ученика каждое ана­лизируемое слово, мы толкаем его на их преодоление отнюдь не специфиче­скими для фонетики способами.

С учетом задач, которые ставятся перед изучением фонетики и графики, а также орфографии и орфоэпии в школе, все анализируемые на уроках

слова можно разделить на три группы:

I — слова, состоящие из звуков (фо­нем) в сильных позициях: сын, день, шмель, ей, музей, тюльпан, ел и т. п.;

II — слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим свойствам с сильными позициями фонем в тех же морфемах: трава, суп, ерш, лиса, рельс и т. п.

III — слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по своему звучанию от сильных позиций фонем в тех же мор­фемах: мороз, еж, сбыть, шестой, все и т. п.

Слова каждой группы позволяют по-своему открыть учащимся звуко­вую сторону языка и показать всю не­однозначность отношений между зву­ковой и буквенной формами слова.

Производя действие звукового ана­лиза на материале слов I и II групп, знающий буквы ученик не попадает в ситуацию выбора ориентиров или по­тери ориентиров из-за их нёсовпаде- ния (на что опираться: на звук или букву?). А это важно до тех пор, пока нет осознанного противопоставления звуковой и буквенной форм слова.

При вычленении единиц звуковой последовательности в словах этих групп может быть использован прием протяжного произнесения, а также соотнесение каждого выделенного

I звука со звучанием целого слова. На этих словах дети приучаются начи­нать звуковой разбор с произнесения слова, учатся вслушиваться в звуча­щее слово.

В свою очередь слова II и III групп могут быть объединены и противопо­ставлены словам I группы на том ос­новании, что в них есть орфограммы. Поскольку к I группе мы отнесли сло­ва, которые состоят из звуков (фонем) в сильных позициях, выбор букв для их записи однозначен. Он полностью определяется правилами русской гра­фики. Для объяснения выбора букв в словах II- и III групп мало знать пра­вила графики, необходимо владение правилами русской орфографии.

Таким образом, внутри звуко-бук- венного анализа с учетом своеобразия

анализируемых слов выделяются раз­новидности фонетического разбора: фонетико-графический и фонетико-ор- фографический,

Из слов, отмеченных в учебнике для фонетического разбора, фонетико-гра­фический анализ учащиеся произво­дят, когда работают со словами ей, тюльпан, музей, шмель, елку, лень, день. Этот список могут продолжить встречающиеся в текстах упражнений слова ем, чем, ямы, буря, края, увял, Юра, грузил, метлы, уют и ряд других.

Так как к правилам русской гра­фики относят не только особенности передачи на писще твердости-мягко- сти согласных и звука [й], но и пра­вила написания гласных под ударени­ем (в сильной позиции) после шипя­щих и if, для фонетико-орфографнче- ского разбора подходят также слова %щирь, жил, щука, чурбан, шучу, чул­ки, циркуль и т. п.

Оформление хода и результатов фо- нетико-графического разбора может быть следующим:

[ДМ----- д [йь

[Э] ——---- е [Э]->

[H’J------ — [б [Л’]-[ь

День Ель

Такая запись, во-первых, отражает ход анализа от звука к букве, во-вто­рых, она точно передает отношение букв к обозначаемым ими звукам. Ха­рактеризуя это отношение, ученик указывает: звук [д] обозначается бук­вой дэ, звук [э] после мягкого соглас­ного обозначается буквой е, звук [н’] на конце слова обозначается двумя буквами: эн и мягкий знак. Работая со вторым словом, говорит: звук [й] вместе с последующим гласным зву­ком [э] обозначается в начале слова одной буквое — е и т. д, и т. п.

Для того чтобы у учащихся не фор­мировался неполноценный взгляд на соотношение письма и произношения, имеет смысл, по нашему мнению, про­наблюдать не только за тем, что буквы б, в, г, д, ж, з на конце слова и перед глухими согласными обозна­чают глухие согласные звуки (§ 37). Четвероклассники могут поработать с

6 См.: Иванова В, Ф. Современный рус­ский язык, Графйка и орфография, М., 1966.


работу со зв в самоцель i решение праь языку. Кроме Toi анализу слое не совпадаю1 фонем (III г ет четкое ос сти звуковой А чтобы та: необходимо, перименталы своеобразие букв на уро смешивая е фии. Вот П1 разной предс вательность материала собственно з ступени сло> ческому ана, ному разбор собственно-з 2-й ступени ко-буквеино! граммами. Задавая с должен уч] которую п] каждое из 244 самое
соколо Ле Практика дительно п тия познав связанной щихся, не V. татов pa6oi Каждый наш взгля; ен, содерж: бы ученик

группами однокоренных слов, где те же самые звуки в тех же позициях обозначены другими буквами, срав­нить, например, слова вырубать,, лесо­руб, зарубка и окопный, окоп, окоп­чик; грузовой, груз, погрузка и коло­сок, колос колоски и т, п. Ведь слож­ность для пишущего возникает не по­тому, что на конце слова буквы б, в, г, д, ж, з могут писаться на месте звуков [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], а потому что те же самые звуки в той же позиции могут быть обозначены другими, соответствующими звукам буквами.

Фонетико-орфографический разбор только в том случае станет действи­тельным фундаментом формирования орфографической зоркости и освоения правил орфографии, если в ходе его у учащихся будут складываться собст­венно орфографические обобщения, которые помогут им осознать законо­мерную целостность русского право­писания.

Выводы и наблюдения, сделанные в процессе анализа конкретных слов (без заучивания формулировок и оп­ределений), есть действительная осно­ва орфографической зоркости, ибо подводят учащихся к выделению наи­более общих признаков орфограмм уже в звучащем слове. Эти признаки: безударность гласного, характер «со­седа» справа у парного согласного и некоторые другие.

Оформление фонетико-орфографиче- ского разбора желательно проводить так, чтобы оно отражало действитель­ный ход обоснования письменной фор­мы слова. Покажем это на нескольких примерах.

Допустим, разбирается слово роса (ср. § 4). Ясно, что разбор идет от звука к букве. Поэтому вначале- фик­сируются звуки, из которых состоит слово. Затем находятся буквы звуков, которые могут быть обозначены по правилам графики, и в то же время выделяются звуки, которые не задают однозначно выбор букв. Иначе гово­ря, ставятся орфографические задачи, т, е. выделяются орфограммы:

fPI—.—_р IAI?

ICI-------- -с

iM---------- а

Затем ученик обосновывает выбор- буквы-орфограммы по правилам орфо^ графии. Ход этого обоснования также может быть показан. Допустим, в дан-, ном случае это может выглядеть так:

‘’Т** <*"* <

[А]--- росы роса

роса

Такая повторительно-обобгцающая работа по орфографии в процессе фо- нетико-орфографического разбора мо­жет быть проведена при анализе слов поля, столов, торчат, морской, слов, снег, места, дворов и ряда других, от­меченных в учебнике для фонетиче­ского разбора.

Конечно, такая подробная запись нужна не всегда и не всем. Это может установить только сам учитель. Для нас же важно было как можно под­робнее представить во внешней форме тот реальный ход фонетико-орфорра- фического разбора, который является по-настоящему содержательным, а значит, продуктивным в обучении.

Итак, виды фонетического разбора, используемые в обучении, с учетом фонематических характеристик анали­зируемых слов могут быть представ­лены так:

Фонетический разбор
авуковой. (собственно-фонетический) в»уко-буквенный
I-я ступень сложности 2-я ступень сложности фонетико­ графический ft А g§ 6- «Я <я> а W Ь'Я о о к
Iгруппа ело»: шар, тюль­пан, музей, ель и т. п. IIгруппа слов] шкаф, ста­нок«ерш и (. п. III группа слов’, боец, юз, полет, клюв, отъезд, лед, резьба, косьба в?. Е, 1 группа слов IIв IIIгруппы слов

 

Поскольку правильно организован­ный звуко-буквенный разбор включа­ет в себя звуковой, теоретически мож­но представить такой путь обучения, при котором учащиеся последователь­но овладевают обеими ступенями соб­ственно фонетического разбора, а за­тем переходят к звуко-буквенному. Однако практически такой путь явля­ется бессмысленным, ибо превращает


[1] Русский язык. Энциклопедия. М., 1979, с. 246.

[2] См.: Основы методики русского языка в

4—8 классах. М., 1978, с, 64.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: