Современное бытовое обслуживание занимает среди отраслей сферы обслуживания одно из ведущих мест по числу работающих и объему оказываемых услуг. В каждом округе Российской Федерации учреждены Департаменты потребительского рынка товаров и услуг. Главная задача, которую выполняет Департамент, – это создание государственной вертикали, осуществление законодательного регулирования в каждом регионе, каждом населенном пункте через органы муниципальной власти – отделы потребительского рынка в рамках работы администраций муниципальных образований каждого города и региона. Это проводники государственной политики, главное направление которой (в частности, что касается системы бытового обслуживания) заключается в ликвидации правового вакуума, который в настоящее время существует, так как на федеральном уровне еще не принят закон о бытовом обслуживании.
В настоящее время недостаточно правовых документов, регламентирующих деятельность потребительского рынка в части оказания бытовых услуг. Если говорить о бытовых услугах как об одном из сегментов потребительского рынка, то существует несколько рычагов государственного регулирования, которым руководствуется Департамент потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области для создания благоприятной конкурентной среды функционирования предприятий бытового обслуживания. Это налогообложение и сертификация, имеющие устойчивую законодательную базу. Стоит особо отметить сертификацию как средство обеспечения защиты прав и интересов потребителя, который хочет получить качественную и безопасную услугу.
Следует также упомянуть об еще одном важном нормативном документе, который дает возможность значительно упростить государственную регистрацию предпринимательской деятельности (ФЗ от 8 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Это одна из государственных мер по созданию благоприятной конкурентной среды, устраняющая излишние нормативные, административные, бюрократические барьеры.
|
Создание подобной структурированной законодательной базы способствует формированию развитой системы распределения бытовых услуг населению как совокупности маркетинговых каналов их распределения. Формирование подобной системы в крупном городе способствует развитию конкурентных отношений в среде бытового обслуживания, что благоприятно сказывается на качестве услуг. Рассмотрим пример формирования системы маркетинговых каналов распределения бытовых услуг на примере г. Ростова-на-Дону.
Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг г. Ростова-на-Дону, надо отметить, что в городе около 5 % предприятий работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, технологии, подготовку кадров. Они повышают уровень сервиса, полностью адаптировались в рыночных условиях.
Вместе с тем социально-экономические преобразования в сфере бытовых услуг характеризуются негативными тенденциями. Многие предприятия, особенно в сельских районах, являются малорентабельными, их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширить производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. В сфере бытовых услуг эксплуатируется 85 % морально изношенного оборудования с истекшим сроком эксплуатации. Отдельные виды услуг являются убыточными.
|
Руководители многих предприятий и предприниматели в процессе работы сталкиваются с серьезными проблемами (рис. 11).
Рис. 11. Барьеры, препятствующие эффективному функционированию предприятий бытового обслуживания
Источник: Авторский
Состояние сферы бытового обслуживания населения зависит от позиции администрации муниципального образования. Так, в г. Ростове-на-Дону уделяется постоянное и целенаправленное внимание вопросам сохранения и развития бытовых служб.
Несмотря на существующие трудности в сфере бытового обслуживания, в 2004 году на потребительском рынке бытовых услуг в г. Ростове-на-Дону функционировали сетевой принцип организации бытового обслуживания, объекты «мульти-сервиса», продолжилось оказание бытовых услуг непрофильным предприятиям, слияние услуг розничной торговли и бытовых услуг по некоторым их видам. Объем бытовых услуг населению в г. Ростове-на-Дону по статистическим данным составил около 4,2 млрд руб. За 2004 г. количество объектов, в которых предоставляются бытовые услуги населению, увеличились на 376 единиц (или на 18,5 %), и в итоге составили 2408 единиц.
Значительный рост предприятий имеет место в отношении услуг парикмахерских, салонов красоты (удельный вес в общем приросте объектов БОН составил 10,2 %), услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (7,2 %), услуг фотолабораторий (6,8 %). Следует отметить и рост предприятий, предоставляющих услуги по ремонту и изготовлению швейных, трикотажных изделий.
|
Бурный рост предприятий парикмахерских услуг постепенно приводит к конкуренции в этом виде бизнеса и, как следствие, – ориентация предпринимателей на различные сегменты рынка, в первую очередь, по уровню доходов потребителей данной услуги.
Объективные экономические условия развития общества способствуют тому, что некоторые виды бытовых услуг на сегодняшний день возрождаются, а другие – видоизменяются и трансформируются. Проанализировав основные группы бытовых услуг в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, можно сделать вывод об их положении в г. Ростове-на-Дону.
Повышение жизненного уровня горожан стало мощным импульсом для бурного развития непроизводственных видов бытовых услуг, таких как услуги по уборке жилья, услуги доставки цветов и подарков, услуги по дизайну и др. Развитие современных технологий, в частности новых медиа-средств, начинает оказывать влияние не только на стремительный рост новых видов услуг, но и на появление новых форм организации деятельности предприятий сервиса.
В 2005 году в городах и районах Ростовской области функционировало 9030 структурных подразделений предприятий, оказывающих бытовые услуги населению, что составляет 114,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2004 года. В структуре платных услуг Ростовской области, включающих 15 различных видов, удельный вес бытовых услуг составляет 19,1 % – второе место после услуг жилищно-коммунального хозяйства (29,5 %).
По всем каналам реализации объем бытовых услуг, оказанных населению в первом полугодии 2005 года, составил 5041,3 млн руб. В сопоставимых ценах объем бытовых услуг вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,3 %. Доля индивидуального предпринимательства составила 84 % в целом по области. Субъектами малого предпринимательства было реализовано 92 % бытовых услуг, крупными и средними – 8 %. За 2005 год объем бытовых услуг в среднем на одного жителя составил 1163 руб. По данному показателю Ростовская область на протяжении последних семи лет входит в первую десятку лучших регионов России.
В настоящее время видовая структура объема бытовых услуг на три четверти формируется за счет услуг, приобретаемых в основном высокодоходными слоями населения. К ним относятся услуги по ремонту и строительству жилья, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Наибольший рост объемов отмечался по предприятиям, оказывающим услуги химической чистки и крашению (26,4 % за полугодие), услуги парикмахерских – 10,1 %, по ремонту и строительству жилья и других построек – 2,5 %.
Бытовые услуги, большинство видов которых находится под влиянием свободного ценообразования, по итогам первого полугодия 2005 года подорожали в среднем на 1,19 %. Это произошло в основном за счет роста цен и тарифов на услуги парикмахерских (2,22 %), по ремонту и строительству жилья и других построек (2,12 %). Динамика развития сети предприятий бытового обслуживания населения в Ростовской области представлена в таблице 4.
Таблица 4 Динамика развития сети предприятий бытового обслуживания населения в г. Ростове-на-Дону
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||||||
Кол-во предприятий (тыс.) | В % к 1999 г. | Кол-во предприятий (тыс.) | В % к 2000 г. | Кол-во предприятий (тыс.) | В % к 2001 г. | Кол-во предприятий (тыс.) | В % к 2002 г. | Кол-во предприятий (тыс.) | В % к 2003 г. | |
Бытовые услуги | 6,3 | 118,4 | 7,0 | 111,1 | 7,4 | 105,7 | 8,0 | 108,4 | 8,8 | |
Объем БУ (млн руб.) | 3372,9 | 99,8 | 4125,7 | 95,9 | 5857,2 | 90,9 | 6704,2 | 101,8 | 7856,7 | 103,5 |
Источник: по материалам [8] |
В целом, структура предприятий бытового обслуживания представлена на рисунке 12.
Рис. 12. Структура сети предприятий бытового обслуживания на 2005 г. Источник: по материалам
В сфере сервиса г. Ростова-на-Дону, по данным органов местного самоуправления, занято 31733 работающих, что в сравнении с аналогичным периодом 2004 года больше на 1,8 %.
Наиболее низкая обеспеченность специалистами бытового обслуживания в целом по области характерна для таких видов услуг, как: изготовление и ремонт трикотажных изделий; химчистка, прачечные, бани и душевые.
Доля малого и индивидуального предпринимательства в общем объеме бытовых услуг по г. Ростову-на-Дону за год составила около 92 %, причем на долю некорпоративных организаций и индивидуальных предпринимателей приходится 86,7 % от общего объема, а по таким видам, как ремонт и индивидуальный пошив одежды, вязка трикотажных изделий, ремонт и строительство жилья и других построек, доля некорпоративных организаций и индивидуальных предпринимателей достигает 95–98 % (рис. 13).
Рис. 13. Удельный вес объемов услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями и некорпоративными организациями, в общем объеме бытовых услуг населению по отдельным видам в 2005 году (в процентах от общего объема бытовых услуг по видам)
Источник: по материалам
В большей степени такое положение объясняется тем, что развитие бытового обслуживания происходит под влиянием состояния спроса населения. В настоящее время на развитие сферы услуг влияют такие факторы, как демографический состав населения, живущего и работающего на территории муниципального образования, платежеспособный спрос на различные виды услуг, наличие объектов массового посещения, транспортные магистрали, радиус обслуживаемой территории и др.
В настоящее время более активным стало сотрудничество предприятий торговли и сферы услуг. Так, например, можно встретить примеры тесного взаимодействия предприятия по продаже сложной бытовой техники и мастерских по ремонту, техническому обслуживанию бытовых машин и приборов, телерадиоаппаратуры, осуществляющих гарантийное и постгарантийное обслуживание сложной бытовой техники.
В последнее время большое внимание руководители предприятий бытового обслуживания стали уделять дизайну предприятий и благоустройству прилегающих территорий с учетом современных требований, использованию новейших технологий оказания услуг и рекламе.
Обновляется оборудование, внедряются новые технологии оказания парикмахерских услуг, ремонта бытовых машин и приборов, телерадиоаппаратуры. Такая тенденция способствует повышению качества услуг, росту потребительского спроса и в конечном итоге положительно сказывается на экономических показателях работы сферы бытового обслуживания. Рост числа объектов малого предпринимательства как объектов системы распределения в бытовом обслуживании населения говорит о повышении благосостояния населения области. Дифференцированный подход к оказанию бытовых услуг населению способствует их продвижению в глубь области, решая не только коммерческие, но и социальные задачи.
Таким образом, г. Ростов-на-Дону в развитии бизнеса, связанного с бытовым обслуживанием, имеет хорошие перспективы. Этот бизнес не стоит в стороне от общероссийских тенденций повышения качества услуг и их доступности, продвигаясь при этом в направлении совершенствования их форм по европейским стандартам.
ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Маркетинговые каналы распределения в условиях крупного города становятся все более активным средством дифференциации продукта, причем дистрибьюторские преимущества копируются гораздо сложнее, а ряд из них вообще являются уникальными.
Поскольку уменьшается роль самого продукта, то значение «непродуктовой» части товара или услуги возрастает. Изменение баланса сил приводит к тому, что контроль над каналом распределения становится для производителя важнее контроля над продуктом, и дистрибуция становится объектом приложения значительных маркетинговых усилий.
В результате отмеченного перераспределения рыночной власти некоторые дистрибьюторы начинают оказывать давление на производителей, диктуя им отпускные и продажные цены, необходимость производства тех или иных товаров (особенно остро данная проблема встает на продовольственных рынках).
Условия крупного города, с одной стороны, стимулируют развитие систем сбыта продукции с задействованием разнообразных каналов распределения продукции, однако, с другой – усиление конкуренции ведет к вытеснению с рынка более слабых каналов, в результате чего формируются достаточно однообразные системы с доминирующим положением на рынке нескольких крупных игроков в той или иной отрасли.
Таким образом, руководство города при осуществлении как оперативной, так и стратегической политики управления должно создавать условия для развития разноплановых, разнообразных сбытовых структур, которые будут обеспечивать население города различными продуктами (товарами и услугами).