Каналы распределения бытовых услуг в крупном городе




 

Современное бытовое обслуживание занимает среди отраслей сферы обслуживания одно из ведущих мест по числу работающих и объему оказываемых услуг. В каждом округе Российской Федерации учреждены Департаменты потребительского рынка товаров и услуг. Главная задача, которую выполняет Департамент, – это создание государственной вертикали, осуществление законодательного регулирования в каждом регионе, каждом населенном пункте через органы муниципальной власти – отделы потребительского рынка в рамках работы администраций муниципальных образований каждого города и региона. Это проводники государственной политики, главное направление которой (в частности, что касается системы бытового обслуживания) заключается в ликвидации правового вакуума, который в настоящее время существует, так как на федеральном уровне еще не принят закон о бытовом обслуживании.

В настоящее время недостаточно правовых документов, регламентирующих деятельность потребительского рынка в части оказания бытовых услуг. Если говорить о бытовых услугах как об одном из сегментов потребительского рынка, то существует несколько рычагов государственного регулирования, которым руководствуется Департамент потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области для создания благоприятной конкурентной среды функционирования предприятий бытового обслуживания. Это налогообложение и сертификация, имеющие устойчивую законодательную базу. Стоит особо отметить сертификацию как средство обеспечения защиты прав и интересов потребителя, который хочет получить качественную и безопасную услугу.

Следует также упомянуть об еще одном важном нормативном документе, который дает возможность значительно упростить государственную регистрацию предпринимательской деятельности (ФЗ от 8 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Это одна из государственных мер по созданию благоприятной конкурентной среды, устраняющая излишние нормативные, административные, бюрократические барьеры.

Создание подобной структурированной законодательной базы способствует формированию развитой системы распределения бытовых услуг населению как совокупности маркетинговых каналов их распределения. Формирование подобной системы в крупном городе способствует развитию конкурентных отношений в среде бытового обслуживания, что благоприятно сказывается на качестве услуг. Рассмотрим пример формирования системы маркетинговых каналов распределения бытовых услуг на примере г. Ростова-на-Дону.

Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг г. Ростова-на-Дону, надо отметить, что в городе около 5 % предприятий работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, технологии, подготовку кадров. Они повышают уровень сервиса, полностью адаптировались в рыночных условиях.

Вместе с тем социально-экономические преобразования в сфере бытовых услуг характеризуются негативными тенденциями. Многие предприятия, особенно в сельских районах, являются малорентабельными, их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширить производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. В сфере бытовых услуг эксплуатируется 85 % морально изношенного оборудования с истекшим сроком эксплуатации. Отдельные виды услуг являются убыточными.

Руководители многих предприятий и предприниматели в процессе работы сталкиваются с серьезными проблемами (рис. 11).

 

 

 


Рис. 11. Барьеры, препятствующие эффективному функционированию предприятий бытового обслуживания

Источник: Авторский

 

Состояние сферы бытового обслуживания населения зависит от позиции администрации муниципального образования. Так, в г. Ростове-на-Дону уделяется постоянное и целенаправленное внимание вопросам сохранения и развития бытовых служб.

Несмотря на существующие трудности в сфере бытового обслуживания, в 2004 году на потребительском рынке бытовых услуг в г. Ростове-на-Дону функционировали сетевой принцип организации бытового обслуживания, объекты «мульти-сервиса», продолжилось оказание бытовых услуг непрофильным предприятиям, слияние услуг розничной торговли и бытовых услуг по некоторым их видам. Объем бытовых услуг населению в г. Ростове-на-Дону по статистическим данным составил около 4,2 млрд руб. За 2004 г. количество объектов, в которых предоставляются бытовые услуги населению, увеличились на 376 единиц (или на 18,5 %), и в итоге составили 2408 единиц.

Значительный рост предприятий имеет место в отношении услуг парикмахерских, салонов красоты (удельный вес в общем приросте объектов БОН составил 10,2 %), услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (7,2 %), услуг фотолабораторий (6,8 %). Следует отметить и рост предприятий, предоставляющих услуги по ремонту и изготовлению швейных, трикотажных изделий.

Бурный рост предприятий парикмахерских услуг постепенно приводит к конкуренции в этом виде бизнеса и, как следствие, – ориентация предпринимателей на различные сегменты рынка, в первую очередь, по уровню доходов потребителей данной услуги.

Объективные экономические условия развития общества способствуют тому, что некоторые виды бытовых услуг на сегодняшний день возрождаются, а другие – видоизменяются и трансформируются. Проанализировав основные группы бытовых услуг в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, можно сделать вывод об их положении в г. Ростове-на-Дону.

Повышение жизненного уровня горожан стало мощным импульсом для бурного развития непроизводственных видов бытовых услуг, таких как услуги по уборке жилья, услуги доставки цветов и подарков, услуги по дизайну и др. Развитие современных технологий, в частности новых медиа-средств, начинает оказывать влияние не только на стремительный рост новых видов услуг, но и на появление новых форм организации деятельности предприятий сервиса.

В 2005 году в городах и районах Ростовской области функционировало 9030 структурных подразделений предприятий, оказывающих бытовые услуги населению, что составляет 114,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2004 года. В структуре платных услуг Ростовской области, включающих 15 различных видов, удельный вес бытовых услуг составляет 19,1 % – второе место после услуг жилищно-коммунального хозяйства (29,5 %).

По всем каналам реализации объем бытовых услуг, оказанных населению в первом полугодии 2005 года, составил 5041,3 млн руб. В сопоставимых ценах объем бытовых услуг вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,3 %. Доля индивидуального предпринимательства составила 84 % в целом по области. Субъектами малого предпринимательства было реализовано 92 % бытовых услуг, крупными и средними – 8 %. За 2005 год объем бытовых услуг в среднем на одного жителя составил 1163 руб. По данному показателю Ростовская область на протяжении последних семи лет входит в первую десятку лучших регионов России.

В настоящее время видовая структура объема бытовых услуг на три четверти формируется за счет услуг, приобретаемых в основном высокодоходными слоями населения. К ним относятся услуги по ремонту и строительству жилья, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Наибольший рост объемов отмечался по предприятиям, оказывающим услуги химической чистки и крашению (26,4 % за полугодие), услуги парикмахерских – 10,1 %, по ремонту и строительству жилья и других построек – 2,5 %.

Бытовые услуги, большинство видов которых находится под влиянием свободного ценообразования, по итогам первого полугодия 2005 года подорожали в среднем на 1,19 %. Это произошло в основном за счет роста цен и тарифов на услуги парикмахерских (2,22 %), по ремонту и строительству жилья и других построек (2,12 %). Динамика развития сети предприятий бытового обслуживания населения в Ростовской области представлена в таблице 4.

 


Таблица 4 Динамика развития сети предприятий бытового обслуживания населения в г. Ростове-на-Дону

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
  Кол-во предприятий (тыс.) В % к 1999 г. Кол-во предприятий (тыс.) В % к 2000 г. Кол-во предприятий (тыс.) В % к 2001 г. Кол-во предприятий (тыс.) В % к 2002 г. Кол-во предприятий (тыс.) В % к 2003 г.
Бытовые услуги 6,3 118,4 7,0 111,1 7,4 105,7 8,0 108,4 8,8  
Объем БУ (млн руб.) 3372,9 99,8 4125,7 95,9 5857,2 90,9 6704,2 101,8 7856,7 103,5
Источник: по материалам [8]

 

В целом, структура предприятий бытового обслуживания представлена на рисунке 12.

 

Рис. 12. Структура сети предприятий бытового обслуживания на 2005 г. Источник: по материалам


В сфере сервиса г. Ростова-на-Дону, по данным органов местного самоуправления, занято 31733 работающих, что в сравнении с аналогичным периодом 2004 года больше на 1,8 %.

Наиболее низкая обеспеченность специалистами бытового обслуживания в целом по области характерна для таких видов услуг, как: изготовление и ремонт трикотажных изделий; химчистка, прачечные, бани и душевые.

Доля малого и индивидуального предпринимательства в общем объеме бытовых услуг по г. Ростову-на-Дону за год составила около 92 %, причем на долю некорпоративных организаций и индивидуальных предпринимателей приходится 86,7 % от общего объема, а по таким видам, как ремонт и индивидуальный пошив одежды, вязка трикотажных изделий, ремонт и строительство жилья и других построек, доля некорпоративных организаций и индивидуальных предпринимателей достигает 95–98 % (рис. 13).

 


Рис. 13. Удельный вес объемов услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями и некорпоративными организациями, в общем объеме бытовых услуг населению по отдельным видам в 2005 году (в процентах от общего объема бытовых услуг по видам)

Источник: по материалам

 

В большей степени такое положение объясняется тем, что развитие бытового обслуживания происходит под влиянием состояния спроса населения. В настоящее время на развитие сферы услуг влияют такие факторы, как демографический состав населения, живущего и работающего на территории муниципального образования, платежеспособный спрос на различные виды услуг, наличие объектов массового посещения, транспортные магистрали, радиус обслуживаемой территории и др.

В настоящее время более активным стало сотрудничество предприятий торговли и сферы услуг. Так, например, можно встретить примеры тесного взаимодействия предприятия по продаже сложной бытовой техники и мастерских по ремонту, техническому обслуживанию бытовых машин и приборов, телерадиоаппаратуры, осуществляющих гарантийное и постгарантийное обслуживание сложной бытовой техники.

В последнее время большое внимание руководители предприятий бытового обслуживания стали уделять дизайну предприятий и благоустройству прилегающих территорий с учетом современных требований, использованию новейших технологий оказания услуг и рекламе.

Обновляется оборудование, внедряются новые технологии оказания парикмахерских услуг, ремонта бытовых машин и приборов, телерадиоаппаратуры. Такая тенденция способствует повышению качества услуг, росту потребительского спроса и в конечном итоге положительно сказывается на экономических показателях работы сферы бытового обслуживания. Рост числа объектов малого предпринимательства как объектов системы распределения в бытовом обслуживании населения говорит о повышении благосостояния населения области. Дифференцированный подход к оказанию бытовых услуг населению способствует их продвижению в глубь области, решая не только коммерческие, но и социальные задачи.

Таким образом, г. Ростов-на-Дону в развитии бизнеса, связанного с бытовым обслуживанием, имеет хорошие перспективы. Этот бизнес не стоит в стороне от общероссийских тенденций повышения качества услуг и их доступности, продвигаясь при этом в направлении совершенствования их форм по европейским стандартам.

 


ВЫВОДЫИ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Маркетинговые каналы распределения в условиях крупного города становятся все более активным средством дифференциации продукта, причем дистрибьюторские преимущества копируются гораздо сложнее, а ряд из них вообще являются уникальными.

Поскольку уменьшается роль самого продукта, то значение «непродуктовой» части товара или услуги возрастает. Изменение баланса сил приводит к тому, что контроль над каналом распределения становится для производителя важнее контроля над продуктом, и дистрибуция становится объектом приложения значительных маркетинговых усилий.

В результате отмеченного перераспределения рыночной власти некоторые дистрибьюторы начинают оказывать давление на производителей, диктуя им отпускные и продажные цены, необходимость производства тех или иных товаров (особенно остро данная проблема встает на продовольственных рынках).

Условия крупного города, с одной стороны, стимулируют развитие систем сбыта продукции с задействованием разнообразных каналов распределения продукции, однако, с другой – усиление конкуренции ведет к вытеснению с рынка более слабых каналов, в результате чего формируются достаточно однообразные системы с доминирующим положением на рынке нескольких крупных игроков в той или иной отрасли.

Таким образом, руководство города при осуществлении как оперативной, так и стратегической политики управления должно создавать условия для развития разноплановых, разнообразных сбытовых структур, которые будут обеспечивать население города различными продуктами (товарами и услугами).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: