Структура комедии «Ревизор»




Сюжет и композиция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

 

Реферат по литературе

 

Выполнил ученик 11 В класса

Драздов Валентин Сергеевич

Учитель Базаева Татьяна Григорьевна

 

Город Ивантеевка

2007
Оглавление

I Вступление.............................................................................................................................................. 2

II Основная часть................................................................................................................................. 3

1. История создания...................................................................................................................... 3

2. Структура комедии «Ревизор»......................................................................................... 6

3. Атмосфера комедии «Ревизор»...................................................................................... 6

4. Чиновники в комедии «Ревизор».................................................................................. 7

5. КОМПОЗИЦИЯ комедии «Ревизор»................................................................................... 9

6. Постановки «Ревизора» в других форматах.................................................... 14

III Заключение........................................................................................................................................ 15

IV Список использованной литературы............................................................................... 16

 


Вступление

На свете существует большое количество художественной литературы. Каждая книга относится к какому – либо направлению и жанру. Но, как ни крути, большинство книг просто невозможно читать, так как они довольно-таки скучные. Скучные не из-за того, что написаны недоступным для народа языком, а потому, что сюжет не интригует, не актуален он сегодня, хотя может быть раньше данная тема была очень даже актуальна. Но есть такие произведения, которые интересно читать во все времена, ибо проблема, описанная в них – «живет» и сегодня.

 

К таким книгам относится знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Проблема, описанная в книге, существует и по сей день. Проблема – чиновничий произвол и чрезмерное подхалимство. Я взял эту тему потому, что сюжет и композиция комедии «Ревизор» довольно интересны. В комедии описывается довольно маленький промежуток времени, но за это время происходит много событий. В комедии описывается чиновничий произвол, подхалимство, обман. Кроме того, в комедии мы можем увидеть любовь, которая оказывается односторонней. Так как это комедия, то зрителям (читателям) заранее известно, что этот «ревизор» поддельный. Может, в наши дни назвать происходящее юмором можно лишь с очень большой натяжкой, но в те времена подобные каламбуры были в моде.

 

В комедии мне особо понравился герой Хлестаков. Он сумел воспользоваться удачным стечением обстоятельств. Самое интересное, что он практически не прикладывал никаких усилий для того, чтобы казаться быть похожим на настоящего ревизора, ведь всем и так было достаточно того, что он из Петербурга и знает грамоту. Хлестаков, понимая свое положение, даже иногда издевался над чиновниками. Правда, все же к концу его раскрыли, но на нем это никак не отразилось, он в то время уже отъехал.

 

В целом впечатление от комедии хорошее. Во время чтения комедии то тут, то там находишь ситуации, которые можно встретить и по сей день. Ведь если взять актеров, одеть их по-современному и дать сыграть эту комедию, эффект будет тем же самым.


Основная часть

История создания

К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.

 

Известно, что основной сюжет «Ревизора», как и сюжет «Мёртвых душ», был сообщен Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.

 

«Ревизор», кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения плана и деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836 году. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.

 

«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое почувствовало, что дело идет о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает.

 

Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими членами общества, которые осознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности.

 

Это последнее впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавался ещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодые почитатели; он стоял вполне на точке зрения своих друзей пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него. Впоследствии в «Театральном разъезде после представления новой комедии» он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвел «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды.

 

Первые драматические планы явились у Гоголя ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощен был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина (1836), остальные — в первом собрании его сочинений (1842).

 

19 апреля 1836 года состоялась премьера комедии на сцене Александрийского театра, при которой присутствовал сам император, Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии не был понят ни актерами, ни зрителями, из глубокого смысла, вложенного в пьесу, не было ничего извлечено. Комедию приняли за обыкновенный легкий водевиль. Требовалось объясниться и с актерами, и со зрителями. Гоголь пишет статьи, объясняющие мысль «Ревизора»: «Отрывок из письма, писанного автором после первого представления «Ревизора» к одному литератору», «Театральный разъезд после представления новой комедии», «Предуведомление для господ актеров», «Развязка «Ревизора».

 

В «комментариях» к комедии «Ревизор» Гоголь отмечал, что для обнаружения характера каждого героя требуется вовлечение в действо всех участников пьесы. «Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, - коснуться того, что волнует более или менее всех действующих лиц. Тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело», - писал Гоголь в «Театральном разъезде»[1].

 


Структура комедии «Ревизор»

Комедия была написана не как обычный рассказ (текст, разделенный по главам), а как сценарий для постановки. Комедия очень хорошо читается в таком стиле: меньше описаний, больше действия (диалогов). В отличие от обычных произведений, где описания персонажей идут только тогда, когда они встречаются читателю, описания действующих лиц написаны на первых страницах комедии. Отсутствие таких «перебивающих факторов» позволяет полностью насладиться чтением и не отвлекаться. Кроме того, довольно легко представить в своем воображении сцену и действующих лиц – сцена описывается в начале действия или где-то в середине, а в начале каждого явления мы наблюдаем лишь то, что кто-то пришел или ушел. Кроме того, это облегчает не только чтение комедии, но и постановку в театре – не нужно задумываться где лучше поставить то или иное действие, все уже описано в тексте, актерам остается лишь правильно сыграть роль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: