Анализ нормативно-правовой базы




 

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируется на конституционно-правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая Декларация прав человека провозглашает и признает права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, участия в управлении страной, права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту социально – экономических интересов.[4]

24 июля 1998 года был принят Федеральный Закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.

Социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни.

Отношения государства и общества с многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями нуждаются в постоянном регулировании. Для этого нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы.

Законодательная и нормативно-правовая база является совокупностью правовых документов, отражающие четыре уровня субъектов их издания.

Первый уровень – регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО ЮНИСЕФ и другие.

Второй уровень – внутригосударственные юридические акты федерального значения: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказы Министерства труда и социального развития.[2]

Третий уровень – исполнительные акты регионального значения: указы, распоряжения главы региона.

Четвертый уровень – муниципальные акты районного значения: постановления, распоряжения главы администрации муниципального образования. В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Презедента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:[9]

а) Скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

б) Бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

в) Бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;

г) Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

д) Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

ж) Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

з) Один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.

Многодетным семьям оказывают помощь в организации крестьянского хозяйства, малых предприятий и других коммерческих структур. Государство обеспечивает выделение для этих целей земельных участков, предоставляет льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижение ставок налога; предоставляет безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения. А так же содействуют предоставлению многодетным семьям льготных кредитов на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

При разработке региональных программ занятости государство учитывает необходимость трудоустройства многодетных родителей и по возможности предоставить работу с гибким графиком или неполным рабочим днем.

Существует социальная поддержка семей с детьми путем оказания материальной помощи, назначения ежемесячного пособия на ребенка 70% минимального размера оплаты труда.

В ноябре 2008 года был увеличен размер ежемесячного пособия на детей из многодетных малообеспеченных семей – учащихся общеобразовательных учреждений. Для каждого ребенка оно составляет 600 рублей, с учетом районного коэффициента – 690 рублей или 720 рублей. Но такое решение было принято лишь для учащихся, а для тех, кто не учится – пособие составляет 400 рублей.[16]

В целом показатели условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения в крае и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:

1. Обеспечение необходимых условий для повышения качества жизни семей;

2. Создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;

3. Обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:

4. Государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;

5. Развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально – психологической адаптации к новым условиям;

6. Регулярно анализировать выполнения законодательства по проблемам социальной защиты семьи, женщин и детей, принимать оперативные меры по фактам отказа в предоставлении семьям с детьми льгот и преимуществ;

7. Обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;

8. Расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи), фостерные (приемные семьи);

9. Создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями;

10. На новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.

В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.[17]

В настоящее время государство заинтересовано в повышении престижа семьи. Единственный путь повышения престижа семьи и ценностей материнства и отцовства лежит через изменение нравственных установок в обществе. Нужно вернуть семье достойное место в жизни человека и общества.

Официально 2008 год был признан годом семьи, в Алтайском крае, 14 февраля 2008 года, начал свою деятельность «Институт семьи и общества», целью которого является повышение престижа семьи и ценности материнства и отцовства. Можно выделить четыре основные грани: духовная, социальная, материальная и медицинская. К духовной относится изменение отношения общества к семье, к роли материнства и отцовства. Социальный и материальный аспекты – это проблема доступности детских дошкольных и спортивных учреждений, напрямую работающих с семьей и оказывающих ей всестороннюю поддержку. Медицинский аспект – создание Центров по охране здоровья детей и их матерей.

В планы «Института семьи и общества» входит создание профессионального сообщества специалистов, работающих в области семейно-демографической политики, всячески содействовать его членам в достижении социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей для укрепления института семьи в России, в целях охраны здоровья граждан, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организации, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

А также объединение усилий субъектов семейной политики с целью содействия: укреплению престижа и роли семьи в обществе; изменению демографической ситуации в РФ; налаживанию социального партнерства и взаимодействию между институтом семьи и другими институтами общества; развитию образования, науки, культуры, искусства, просвещения; возрождению культуры семейных отношений и семейного воспитания; повышение роли семьи в духовно-нравственном, патриотическом и культурном воспитании и физическом развитии личности; повышению роли семьи в области образования и воспитания; укреплению супружеских, детско-родительских отношений; удовлетворению духовных, культурных и иных нематериальных потребностей семьи; защите прав и законных интересов семьи; борьба с наркоманией.

Для достижения данных целей и задач «Институт семьи и общества» будет:

- участвовать в разработке и реализации межрегиональных, федеральных и международных социальных программ;

- поддерживать государственные и общественные инициативы.

- заниматься информационно-аналитической, учебно-методической и консультационной деятельностью;

- координировать на постоянной долгосрочной основе социальную, образовательную, культурную, консультативную и иную деятельность;

- способствовать поэтапному созданию условий для укрепления роли семьи и улучшение демографической ситуации;

-осуществлять организацию международного, межрегионального сотрудничества по проблемам семейного образования, воспитания и культуры, с привлечением российских и иностранных организаций и их средств на осуществление социальных программ и проектов;

-организовать социологические опросы и проводить мониторинги;

-организовывать выставки, конкурсы, конференции и другие мероприятия на федеральном и региональном уровнях;

- вести широкую просветительскую и пропагандистскую работу по повышению культуры семейных отношений.

Но все это планы на будущее, в настоящем же, было увеличено ежемесячное пособия на детей из многодетных семей. 29 декабря 2006 года в крае был принят закон «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», предусматривающий бесплатную выдачу лекарств, отпускаемых по рецепту врачей, для детей в возрасте до 6 лет; право на приобретение единого социального проездного билета для учащихся общеобразовательных учреждений.

Кроме того, предусмотрена единовременная материальная помощь многодетным семьям, осуществляющим газификацию домовладений. [18]

Данные рекомендации и проекты помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, которые находятся в кризисной ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика и особенно механизм оказания социальной помощи многодетным малообеспеченным семьям нуждаются в развитии и совершенствовании. В последнее время растет дифференциация доходов населения, увеличивается доля бедного населения. Эффективная социальная политика предлагает комплексный подход с учетом экономического состояния страны, возможностей бюджета, в связи с этим мы предлагаем законодателю обратить внимание на:

1. реформирование законодательной базы социальной защиты граждан. Для этого может быть разработан социальный кодекс, в котором следует предусмотреть:

а) Четкое определение понятия и структуры социальных гарантий населению;

б) разграничение и определение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти в сфере социальной помощи;

в) однозначные критерии определения бедного населения;

г) четкое описание технологии финансирования социальной помощи.

2. уменьшение социально неблагополучного слоя населения, и, прежде всего, сокращение численности бедных, путем повышения доходов населения до величины прожиточного минимума. Увеличение пособий по уходу за ребенком, а также пособий по безработице и детские. Установление дополнительных льгот для безработных родителей, организация и развитие общественных работ.

3. развитие адресной социальной помощи с учетом потребностей граждан.

4. увеличение бюджетных ассигнований для обеспечения нормальных стандартов социальных услуг.

5. упрощение и обеспечения прозрачности механизма финансирования социально-культурных мероприятий.

6. разработка и внедрение программ доступного социального жилья для малообеспеченных семей, или расширение имеющейся жилплощади.

Решение всех перечисленных проблем позволит стабилизировать социальную сферу и тем самым создать условия для позитивного развития граждан. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о социальных стандартах, и в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых и социально-культурных услуг, выраженном в денежном или натуральном исчислении. Главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти, органами самоуправления. Будут разработаны социальные нормативы для формирования бюджетов различных уровней, в основе которых должна лежать система государственных минимальных стандартов социального вспомоществования. Предоставление социальных услуг будет осуществляется на конкурсной и лицензионной основе; возрастет объем бесплатных и субсидируемых социальных услуг.[17]

Таким образом, анализ законодательных документов общефедерального значения, а также деятельности, проводимой в регионах страны, в частности, в Алтайском крае, свидетельствует о целенаправленной, систематической поддержке, оказываемой семьям, в том числе и многодетным, о разнообразных по своему содержанию мерах помощи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: