Главными проблемами являются оказание помощи многодетной семье в воспитании детей, психолого-педагогическое и юридическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Мы считаем важной также проблему негативного отношения общества к многодетности, создания положительного имиджа многодетной семьи. Кроме того, для малообеспеченных семей актуальной становится адресная помощь.
На основе проведенного исследования мы можем дать следующие практические рекомендации социальному педагогу:
1. На основе системного изучения социально-педагогической литературы овладеть теоретическими положениями в области проблемы семьи вообще и, в частности, многодетной семьи.
2. Знать законодательные документы федерального и регионального значения по вопросам семьи и семейного воспитания.
3. Четко выявить в конкретном учебном заведении количество многодетных семей, их основные «болевые» проблемы, трудности. Своевременно выявить и организовать работу с семьей, в которой есть «трудный» подросток.
4. Наметить комплекс эффективных мер по социально-педагогической помощи многодетным семьям.
5. Организовывать встречи родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
6. Организовать правовое, медицинское, педагогическое просвещение родителей.
7. Проводить психологическую коррекцию семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования. Оказывать психотерапевтическая помощь матерям и другим членам семьи.
8. Способствовать обогащению выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч». Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ. Помощь в организации семейного досуга.
|
9. Организовать систему допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации).
10. Наблюдать за здоровьем всех членов семьи, оказывать помощь в укреплении здоровья.
11. Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье. Вести учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей.
12. Обеспечить постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания в службах временного пребывания детей. Связь с педагогическим коллективом (детские приемники, приюты, стационары).
13. Взаимодействовать с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка).
14. Налаживать взаимодействие и контакты школьного педагогического коллектива с семьей.
15. Налаживать благотворительную помощь многодетной семье.
многодетная семья социальный педагог
Заключение
В дипломной работе по проблеме социально-педагогической помощи многодетной семье нами были реализованы поставленные задачи исследования.
|
Проанализировано современное состояние проблемы многодетности, можно констатировать, что данная проблема очень актуальна. Семья – важнейший институт социализации, она является средой жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
В современных условиях к многодетной относят семью, имеющую троих и более детей. Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью называют многодетной, в официальных документах также нет определения многодетной семьи.
Многодетная семья может быть благополучной, только если она является функциональной. Выполнения семейных функций является важным условием существования семьи.
Одна из главных проблем многодетных семей – финансовая или материально-бытовая. Многодетная семья также нуждается в педагогической помощи, при этом важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умений эффективно их использовать.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с многодетной семьей, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи.
|
Категория многодетных семей нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, юристов, медицинских работников. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе школы №113. В микрорайоне этого образовательного учреждения проживает 129 семей, имеющих 254 ребенка, из них 9 семей – многодетные. В этих семьях от трех до 12-ти детей. Нами выявлены отличительные особенности этих семей: по возрастному показателю, уровню образования, социально-экономическому положению.
В ходе анкетирования, интервьюирования родителей экспериментальной группы получены конкретные результаты по следующим аспектам проблемы многодетных семей:
· взаимоотношения между супругами, психологический климат в семье;
· основные факторы, оказывающие воспитательное воздействие на детей;
· воспитательное воздействие школы;
· качества личности, формирующиеся в детях под непосредственным влиянием членов семьи;
· причины конфликтов в семье и способы их разрешения;
· актуальные проблемы воспитания по мнению родителей;
· трудности, возникающие в процессе воспитания.
Все полученные результаты зафиксированы в таблицах.
Проведенный анализ разных сторон семейного положения 9 семей экспериментальной группы позволил наметить и в итоге, реализовать разные меры оказания социально-педагогической помощи многодетным семьям, это:
· осуществление систематического контроля по выполнению основных мер помощи семьям в соответствии с принятыми законодательными актами;
· в связи с тяжелыми последствиями современного экономического кризиса в стране на федеральном и региональном уровне предусмотреть новый пакет предложений по защите, особенно малообеспеченных и многодетных семей;
· осуществлять разные формы работы с семьями с учетом выявленных в ходе опытно-экспериментальной работы острых проблем конкретной семьи, например, организация педагогического просвещения, адресная поддержка, психологическое консультирование.
В дипломной работе изучены социально-психологические особенности многодетных семей, особенности детско-родительских отношений, выделены приоритетные проблемы и пути их решения.
Обобщив опыт работы социального педагога по проблеме многодетной семьи, а также изучив нормативно-правовую базу по вопросам поддержки многодетных семей, мы разработали и апробировали комплексную программу сопровождения многодетных семей.
Программа была апробирована на базе средней общеобразовательной школы № 113 и показала, что в ходе ее реализации улучшилась успеваемость у детей «группы риска», а так же в ходе работы с родителями часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих детей, улучшились внутрисемейные отношения.
Итоговым результатом явилось снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием гипотезу: социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия:
1. своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей
2. изучение личности подростка многодетной семьи
3. исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержки многодетных семей
4. определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям
5. усилена систематическая государственная поддержка данной категории семьи.
Обобщая, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась.
Работа не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. В качестве перспективных направлений исследования можно выделить:
проведение научно-исследовательской работы по разделению понятий «многодетная семья» и «малообеспеченная семья»;
сравнение особенностей детско-родительских отношений в однодетной и многодетной семье;
разработку мероприятий для повышения социального статуса, имиджа многодетных семей, как на школьном, так и на городском уровне.
Список литературы
Нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.: Экзамен, 2007 г.
2. Закон Алтайского края № 148-ЗС от 29.12.2006 «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае»//https://www.barnaul.org
3. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания; [сост.: В. В. Бараташвили и др.]. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 335 с.
4. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-М.: ИНФРА – М, 2008 г.
5. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487 – 1.//Консультант-плюс, 2008.
6. Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008-2015 годы (Проект) //https://mnogodetki.line.su
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223 – ФЗ. //Консультант-плюс, 2008.
8. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. №431. //Консультант-плюс, 2008.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. №124 – ФЗ. //Консультант-плюс, 2008.
1. Агильдиева, Е.Ф, Сенельников, А.Б. Многодетная семья в современной России// Семья в России. – 1994.- №2 - С.102 – 107.
2. Анализ социально-экономического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России», 2008. Источник: Демография.ру
3. Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Образ жизни многодетных семей в России (предварительный анализ Всероссийского анкетирования, 2007).// https://mnogodetki.ru
4. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда// Воспитание школьников- 2008.- №10.
5. Бочарова, Н.И., Тихонова, О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова.– М.: Изд. центр «Академия», 2001 208 с.
6. Введение в социальную педагогику. –Пенза: ИПК и ПРО. 1994 г. – 171 с.
7. Володина, М.В. Многообразие конфликтов между поколениями в семье/ М.В. Володина // СОТИС – социальные технологии, исследования -2005. -№ 6.- С 56-61.
8. Голод, С.И. Семья и брак. – СПб: Петролис, 1998.
9. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 202-217с.
10. Жеребин, В.М, Алексеева, О.А, Землянская, В.Н. Ресурсный потенциал стадии жизненного цикла семьи/ В.М. Жеребин, О.А. Алексеева, В.Н. Землянская// Вопросы статистики – 2005.- №8 - С. 33-44
11. Заяц, О.В. Положение семей группы риска как фактор социального сиротства и пути улучшения ситуации / О.В. Заяц // Семейная психология и семейная терапия -2005.- №1 -С.105-114.
12. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
13. Здравомыслова, О.М, Арутюняк, М.Ю. Российская семья: стратегия выживания// Семья в России. -1992.-№ 3-4- С. 88-101.
14. Зритнева, Е.И, Клушина, Н.И. Семьеведение. М- 2006.
15. Зритнева, Е.И. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.И. Зритнева. – М.: ВЛАДОС, 2006. -150 с.
16. Зубкова, Т.С, Тимошина, Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина – М.: Издательский центр «Академия» 2003 – 224с.
17. Институт семьи и общества.//Вестник МАЛАВИТ.-2008.- №4-С.2.
18. Информационная справка по работе с многодетными семьями (Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне).//https://www.aksp.ru/konsult/?n=21
19. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. -СПб: Питер. 2008
20. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н.Н. Андреева. - М.: Академия, 200. - 168 с.
21. Климантова, Р.Я. государственная семейная политика современной России. Учебное пособие. – М. 2004.
22. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Пер. с чеш. А.В. Можейко; [Предисл.А.И. Кочетова]. - М., 1981. - 174с. - (Родителям о детях).
23. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: «Академия», 1999. - 232 с.
24. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандидата пед. наук. - СПб, 2005. - 198с.
25. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: «Академия», 2003. - 192 с.
26. Малахова В.В Проблема институционного кризиса семьи. Особенности советской системы материальной поддержки семьи/ Малахова В.В//Объединенный научный журнал-2005.- №23 С. 42-50.
27. Манукян Э.А. центры семьи: о чем говорят цифры// отечественный журнал социальной работы – 2006, №2 с. 63-68.
28. Мардахаев Л.В.социальная педагогика: учебник. -М.: гардарики, 2005. – 269 с.
29. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: [учеб. пособие для вузов по специальностям «спец. дошкол. педагогика и психология», «Спец. психология»]/ Мастюкова Е.М, а.г. Московина; под ред. В.и. Селиверстова.-М.: ВЛАДОС, 2004.-407 с.-(учебное пособие для вузов).
30. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под. Ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
31. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Социальная педагогика /Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
32. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
33. Многодетная семья (30.11.2006, Опрос населения). Фонд «Общественное мнение». //www.fom.ru
34. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003
35. Овчарова. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 480 с.
36. Олиференко Л.Я социально-педагогическая поддержка детей гр. Риска: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –256 с.
37. Орлова. А.В. Обеспечение доступа к образованию выходцев из многодетных семей в регионе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. канд. социол. наук/ Орлова. А.В.- Кемерово: б.и., 2005.-22 с
38. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии// отечественный журнал социальной работы – 2005, - №3 с. 56-65.
39. Основы психологии семьи и семейного консультирования/ под общей редакцией Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
40. Пантин В семья и семейные ценности в сознании россиян (по данным социологических опросов)// воспитание школьников, 2008 №10
41. Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П. Крившенко. –М.:ТК Велби, издательство Проспект, 2005. -432 с.
42. Першикова В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям// отечественный журнал социальной работы, 2006, №1 с.69-72.
43. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-474 с.
44. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства/ Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-344 с.
45. Рыбальченко П. Чтобы нашему роду не было переводу/ Рыбальченко П // Российская Федерация сегодня-2003.- №12 С.2-3.
46. Саленко Н. Дом с большой буквы. Как повысить социальный статус многодетной семьи / Н Саленко //Социальная педагогика-2004.- № 3.- С. 68-74.
47. Семейное воспитание; Хрестоматия[ учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. Заведений] / сост. П.А. Лебедев. – М.: издательский центр Академия, 2001 – 408с.
48. Семейные конфликты поколений в современном Российском обществе. Результаты социального опроса.// СОТИС – социальные технологии, исследования- 2005.-№ 4 С.10-13.
49. Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями/ Семенов Г// Воспитание школьников- 2003.- №1- С.28-35.
50. Семья в психологической консультации / Под ред А.А. Бодалева; В.В. Столина. – М., 1999.
51. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д. р. Киев, 1990
52. Сергеева Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи// отечественный журнал социальной работы – 2006 №1 с 31-37.
53. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр»Академия», 2002. – 368 с.
54. Соколова Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье// Тенденции развития современной семьи. - М., 1992. С. - 25-28.
55. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 416 с.
56. Социальная энциклопедия/ А.П. Горхих, Г.Н. Карелова; Москва 2000-438 стр.
57. Социальный педагог в школе (из опыта работы)/ автор – составитель Баранова. Волгоград. 2008 – 187 с.
58. Стукова Н.М. Многодетная семья в аспекте православия: Вызовы времени и православные традиции. Материалы XV духовно-исторических чтений. Томск, 2005.
59. Теория и методики воспитания/ В.С. Кукушин. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.-508 с.
60. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000
61. Тольц М.С. Антонова О.И, Андреев Е.Н. Рождаемость и трансформация института семьи в современной России / Тольц М.С. Антонова О.И, Андреев Е.Н//Вопросы статистики -2005- №7 – С.56-61.
62. Харчев А.К. Брак и семья в СССР – м 1979.
63. Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - М.: Центр социал. прогнозирования, 2003 (Люберцы (Моск. обл.) ПИК ВИНИТИ). - 339с.
64. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй. Учебное пособие м 2007 – 212 с.
65. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. Москва 2006.
66. Чужие родные// Аргументы и факты Алтай №48, 2008.
67. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. П бособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: «Академия», 2002. - 272с.
68. Шевченко И.О. Большая семья – какая она? [текст]/ Шевченко И.О //Социологические исследования -2005.-№ 1.- С.95-101
69. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика, 2005. - №1. - С.31-50.
70. Шеляг Т.В. семья и социальная работа – М. 1999.
71. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. – М: Академический проспект; Егатеринбург: Деловая книга, 2006. -768 с.
72. Шугаев И. Избранник один и на всю жизнь [текст]: беседа 8. сколько должно быть детей/ Шугаев И // Воспитание школьников: науч.-метод. журн./ М-во образования Рос. Федерации.- М.: Шк. Пресса, 2006.- №9 – С.51-57.
73. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. Москва 2005 235 с.
74. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.
75. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
Приложения
Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1. | Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка | ||
только мать и отец | ||
мать и отчим, отец и мачеха | ||
одна мать, один отец | ||
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | ||
2. | Санитарно-жилищные условия семьи | |
благоустроенная отдельная квартира | ||
квартира с родителями супруга(и) | ||
более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами | ||
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | ||
комната в общежитии, в бараке без удобств | ||
3. | Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать | ||
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг | ||
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | ||
живут от зарплаты до зарплаты | ||
денег до зарплаты не хватает | ||
4. | Педагогический стиль семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | ||
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | ||
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | ||
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | ||
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | ||
5. | Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | ||
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | ||
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | ||
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов | ||
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | ||
Ценность детей в семье | ||
дети - главная ценность в семье | ||
дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством | ||
дети дополняют супружеские отношения | ||
дети - элемент социального статуса: «как у всех» | ||
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства | ||
Отношения семьи со школой | ||
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | ||
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | ||
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | ||
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | ||
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) |
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о семье. Матрица позволяет выявить семьи группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получили характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):
Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;
От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;
Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
В г. Барнауле проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления преимуществ проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений.
Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:
1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:
- 3 детей;
- 4 детей;
- 5 детей;
- более 5 детей________________________________________________.
2. Образование родителей:
- среднее;
- среднее профессиональное;
- высшее профессиональное.
3. Мотивы планирования Вашей семьи:
- сознательная многодетность;
- рождение третьего (и последующих) детей - случайность;
- семья с крепкими религиозными традициями;
- семья с рождением общего ребенка при повторном браке;
- другое______________________________________________________.
4. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?
- детей воспитывают мать и отец;
- детей воспитывает в основном мать, а отец отвечает за материальное обеспечение семьи;
- детей воспитывает в основном отец;
- детей воспитывают старшие дети;
- другое______________________________________________________.
5. Какова роль матери в Вашей семье?
- мать является примером для детей и объектом их любви и заботы;
- не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми из-за занятости на работе;
- считает, что ее главная забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должны заниматься отец, школа.
6. Какова роль отца в Вашей семье?
- отец является главой семьи и пользуется авторитетом у детей;
- нерегулярно занимается с детьми из-за нехватки времени;
- считает, что главная задача - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мать, школа.
7. Что более всего заботит Вас в семье?
- низкий достаток;
- здоровье детей;
- отсутствие возможности оплачивать учебу детей в вузах;
- хорошая учеба детей;
- отсутствие возможности совместного выезда на отдых, лечение;
- трудовое участие детей в жизни семьи;
- другое______________________________________________________.
8. Формы проведения свободного времени в Вашей семье:
- занятия спортом;
- чтение литературы, газет, журналов;
- занятия настольными играми;
- просмотр теле- и видео-передач;
- занятия с компьютером;
- общение с близкими и друзьями;
- отдых на природе;
- другое______________________________________________________.
9. Основные проблемы Вашей семьи (проранжируйте)
- материальные;
- жилищно-бытовые;
- в сфере образования;
- психолого-педагогические;
- распределение обязанностей;
- отдых детей;
- трудоустройство родителей;
- другое______________________________________________________.
10. Как Вы думаете, захотят ли Ваши дети, чтобы их будущая семья была похожа на Вашу?
- да;
- нет;
- не знаю.
11. Считаете ли Вы, что многодетная семья имеет ряд преимуществ в сравнении с семьями с одним (двумя) детьми?
- да;
- нет.
12. Если «да», то в чем эти преимущества'?
- детей легче воспитывать - они не растут эгоистами;
- дети вырастают более трудолюбивыми, приспособленными к жизни;
- семья более дружная;
- другое______________________________________________________.
13. Участвуют ли дети в принятии Вашей семьей особо важных решений?
- да;
- нет.
14. Какие виды социальной помощи получает Ваша семья?
- бесплатное питание детей в школе;
- бесплатные проездные билеты;
- приобретение одежды, обуви для детей;
- путевки в оздоровительные лагеря;
- бесплатная выдача лекарств по рецептам для детей до 6 лет;
- скидка при оплате за коммунальные услуги;
- бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий;
- другое______________________________________________________.
15. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семье?
- школа;
- школьный психолог;
- социальный педагог школы;
- социальный педагог микрорайона;
- управление социальной защиты;
- отдел защиты детства;
- другие______________________________________________________.
Благодарим за участие в исследовании и искренние ответы!
Приложение 3
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
З) не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
примирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
1. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
Бланк ответов
№ вопроса | Ответ | ||||||||||||
Приложение 4
Методика «семейная социограмма»
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
2. величина кружков;
3. расположение кружков относительно друг друга;
4. дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.