Положение о курсовой работе / курсовом проекте по кафедре социальной работы
Общие положения
Курсовая работа – это выполненная самостоятельно письменная работа, которая отражает способность студента обобщать и систематизировать опыт, накопленный в определенной сфере научного поиска по значимой научно-практической проблеме в области социальной деятельности.
В результате подготовки курсовой работы студенты должны:
• уметь представить состояние изучаемой проблемы в научной литературе и составлять библиографию по избранной теме исследования;
• познакомиться с кругом имен ученых и авторитетных исследователей, работающих в данной конкретной области;
• приобрести навыки анализа идей и решения проблем по избранной теме для выявления направлений самостоятельного исследовательского поиска;
• сформировать умение систематизировано представлять информацию по изучаемой проблеме в письменном виде и аргументировано делать выводы;
• овладеть общими принципами научного исследования и презентации его результатов.
Курсовая работа бакалавра выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя.Работа должна содержать теоретический анализ изучаемой проблемы, эмпирическое исследование и практические рекомендации, подчеркивающие ее прикладной характер; свидетельствовать о способности автора самостоятельно проводить исследование, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых практических подходов к решению профессиональных проблем, а также решение задач прикладного характера.
|
Этапы подготовки курсовой работы
1. Выбор темы определяется в соответствии с предлагаемой тематикой и личным выбором студента. Тематика курсовых работ ежегодно утверждается на заседаниях профильных кафедр и представляется на стендах и сайте института.
2. Написание заявления на кафедру для утверждения темы и научного руководителя.
3. Согласование с научным руководителем задания по курсовой работе в рамках консультации.
4. Составление библиографии как информационный поиск или систематизация информации по избранной теме.
5. Обобщение материалов анализа литературы и в виде научного текста, фиксирующего результаты исследований по изучаемой проблеме (параграфы 1 главы).
6. Разработка плана и инструментария исследования и согласование его с руководителем.
7. Проведение исследования, обработка результатов, анализ полученных данных и их оформление в виде научного текста (параграфы 2 главы). Составление практических рекомендаций.
8. Доработка текста курсовой работы, включающая структурирование материала и согласование названий отдельных частей работы с научным руководителем.
9. Оформление курсовой работы в соответствии с замечаниями научного руководителя.
10. Сдача окончательного варианта курсовой работы в соответствии с графиком подготовки научному руководителю.
11. Аттестация курсовой работы преподавателем.
Требования к структуре и содержанию КР
В выпускной квалификационной работе выделяют следующие структурные элементы:
|
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основное содержание работы, состоящее обычно из 2-х глав, включающих по 2-3 параграфа.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
Основные требования к содержанию курсовой работы бакалавра
Требования к составлению плана
К формулировкам заголовков (названий) глав и параграфов курсовой работы предъявляются следующие требования:
1) краткость, 2) четкость, 3) разнообразие, 4) последовательное и точное отражение внутренней логики содержания квалификационной работы.
После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться по согласованию с научным руководителем.
Оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, списка литературы и приложений, с указанием страниц план озаглавливается «Содержание» и помещается после титульного листа работы.
Требования к написанию введения
Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы работы, определение актуальности темы (состояние проблемы на основе критического анализа литературы и изучения практики), формулировку объекта и предмета, цели и задач исследования, выдвигаемой гипотезы, описание использованных при выполнении работы методов исследования.
Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики социальной работы, желательно использовать актуальные статистические данные, характеризующие тему исследования как проблему.
|
Разработанность темы показывается на основе информационно-аналитического обзора, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли социальной работы с соответствующим выводом по выбранной теме исследования.
Объект исследования – социальный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Как правило, объект исследования лежит на стыке нескольких наук: психологии, социологии, философии, педагогики и т.д. Выделение объекта осуществляется на основе анализа выделенной исследователем социальной проблемы.
В объекте выделяется та его часть, которая служит предметомисследования. Именно предмет исследования определяет тему работы. На него направлено основное внимание, он включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.
Цель исследования представляет собой модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы).
З адачи исследования являются средствами реализации цели. Их, как правило, бывает 3–5: теоретического, эмпирического и практического характера. При этом используются такие формулировки, как: изучить, описать, установить, выявить и т.д. Как правило, задачи исследования находят отражение в плане работы.
Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна, поэтому ее необходимо проверять и отстаивать в ходе научно-теоретического или экспериментального поиска. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. (В курсовых работах, выполняемых на 2-ом курсе по «социальной диагностике» гипотеза не предполагается).
Выделяются два типа гипотез:
· описательные, в которых строятся предположения о структуре, характере связей между элементами изучаемого объекта или закономерностях его функционирования;
· объяснительные, в которых дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие. Доказательство объяснительной гипотезы как правило требует проведения экспериментального исследования.
Указываются теоретические и эмпирические методы исследования, которые были использованы при написании работы. Если исследование проводилось в организациях, в социальных службах, рекомендуется указать базовое учреждение, где данные исследование осуществлялось.
Во введении также необходимо показать то новое, что вносится автором в изучение и решение данной проблемы, а также практическую значимость работы. Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику социальной работы; в основу ложатся итоги прохождения учебных и производственных практик.