Культура Китая: История и развитие.




Приобщение подростков к китайской культуре посредством изучения и постановок китайских народных театральных действий

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса,

группы 202-Н

специальности «Народная художественная культура»

Боргоякова А.А.

 

Научный руководитель

канд.филол.наук,

доцент кафедры НХТ

Янковская Ольга Викторовна

 

 

Абакан, 2018

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I

1.1.

1.2.

Глава II

2.1.

2.2.

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

В условиях современной глобализации потребность в изучении особенностей других культур выходит на новый уровень. Для развития международных отношений недостаточно лишь знание иностранного языка, знание культуры и истории также является необходимым компонентом в достижении наиболее взаимовыгодных связей. Это основа дипломатии, бизнеса, политики, экономики и культурного обмена.

Китайская народная республика – это крупнейшее государство, которое разделяет границы с нашей страной. На данный момент Российско-Китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, которое происходит на всех уровнях: политическом, экономическом и культурном.

Изучение иностранной культуры, ее традиций и обычаев непременно влияет на индивидуально развитие личности человека, формирует здоровое отношение к представителям других национальностей, мотивирует к саморазвитию, к более глубокому изучению и анализу культурных ценностей, как материальных, так и духовных, что непосредственно влияет на нравственное и духовное развитие.

В условиях современного мира, значимость изучения иностранной культуры не остается без внимания, так как влияет как на внешний, так и внутренний мир человека.

 

Китайская культура – одна из наиболее древних духовных достояний.

 

 

ГЛАВА I. Теория

Культура Китая: История и развитие.

Китайская народная республика – самое крупное государство по территориальным границам в Восточной Азии и занимает третье место в мире, уступая лишь России и Канаде. Стоить отметить, что по численности населения китайское государство неоспоримо лидирует во всем мире и насчитывает, на 2018 г., почти 1.5 миллиарда человек, что составляет около 20% от всего населения земного шара.

Китайская цивилизация одна из наиболее древних, зарождение которой произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), в месте, которое впоследствии получит название «Великая китайская равнина». Здесь, около пяти тысячелетий назад появились первые земледельческие общины культуры Яншао, которая получила свое название по месту первых раскопок, где были обнаружены керамические сосуды из бледно-желтой и красно-бурой обожженной глины. Древнейшие племена, населявшие плодородные земли в долине реки, занимались земледелием и разводили животных. Культура Яншао существовала на территории Китая в V-III вв. до н.э. и была выделена в 1921 г. шведским геологом Н. Андерсоном.

Историческое развитие китайской цивилизации очень тесно связано с временем правления династий императоров, одни династии правили сотни лет, другие – десятилетия, что также влияло и на культурное развитие государства.

Среди династий, которые оставили наиболее глубокий след в развитии китайской культуры, следует выделить Шан, Чжоу, Цинь, Тан и Цин.

Династия Шан или Шан-Инь в настоящее время является самой древней в Китае, которая получила свое подтверждение археологическими находками. Государство существовало с 1600 - 1046 гг. до н.э. До него, согласно мифологии, правила легендарная династия Ся, 2070-1756 гг. до н.э., но о ней нет общеизвестных фактов среди ученых-историков, которые подтвердили бы ее существование.

Эпоха династии Шан-Инь прежде всего, с исторической точки зрения, характеризуется основанием первого китайского государства со столицей, городом Шан, распологавшейся недалеко от современного города Аньян. Во главе государства Шан, стоял правитель, который имел статус верховного жреца – ван. Ван – один из древнейших титулов правителя, не входил в иерархию пяти ступеней значимости: гун, хоу, бо, цзы, нань (по евр. титулам – герцог, маркиз, граф, виконт, барон соответственно), а превозносился над ними.

В основе религии шанцев стояло верховное божество – Шан-Ди, которого люди считали «высшим предком». Покойные Ваны считались посредниками между людьми и Шан-Ди, а Ван при жизни имел статус богоподобного существа. Так как народ эпохи Шан верил в загробную жизнь, в могилу клали монеты, предметы утвари, роскоши, приносили в жертву женщин, мужчин, лошадей, собак, которые должны были сопровождать умершего в загробном царстве.

Цивилизация Шан основана на земледелии, охоте и выращивании животных, начала развиваться рыбная отрасль, широкое применение нашла бронза, которая использовалась для изготовления сосудов и оружия. Шанские ремесленники были великими мастерами по резьбе, ею украшались глиняные сосуды, изделия из дерева, кости, камня, мрамора и яшмы. Также большое распространение получили изделия и украшения из нефрита и мрамора.

Значимой находкой для археологии стал календарь эпохи Шан, месяцы в котором соответствовали фазам луны, а годы – положению солнца, год делили на двенадцать месяцев, а через каждые семь лет вводили дополнительный месяц. Но наиболее важное достижение цивилизации Шан заключалось в том, что шанцы создали сложную форму письма, которая была обнаружена археологами в 1899 г. на костях оракула, которые использовались для предсказаний. В пригороде Аньяна археологи обнаружили музыкальные инструменты Династии Шан: барабаны и медные тарелки.

Во время великой династии Шан во всех областях произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное производство, письменность, зародились основы градостроительства.

Однако, впоследствии ослабления позиции династии Шан, к власти приходит новая династия – Чжоу (1045-249 гг. до н.э.). Империя Шан пала, но, достижения, полученные и освоенные в период Шан-Инь, заложили прочную основу для следующего яркого этапа развития древнекитайской цивилизации.

Несмотря на постоянные военные конфликты, эпоха Чжоу стала временем экономического и культурного подъема. Значительное развитие получили торгово-экономические связи с другими цивилизациями.

Наиболее значительно в период династии Чжоу изменилась духовная жизнь. Возникает множество философских течений, что получило в истории название «ста философских школ». В это время были заложены основы конфуцианства, даосизма, легизма, моизма и других менее известных философских школ. Появилось первое образовательное учреждение – «Академия Цзися».

При дворе императора активно развивается искусство танца и музыка, в прикладном искусстве эпохи Чжоу возникают такие новые технологии, как покрытие посуды и изделий природным лаком, изготовление железных изделий, развивается производство шелка.

Культура эпохи Чжоу возникала из шаньской культуры, которая не была уничтожена, а взята за основу. Особенности экономического и социального строя династии Чжоу дали толчок для развития многих направлений в культуре нового государства, которая занимает особое место в великом наследии Китая.

После периода раздробленности и междуусобных войн царства вновь объединяются в могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь, а затем Хань. Этот период обозначается в истории как культура Цинь и Хань (III в. До н.э. – III в. н.э.). Цинский правитель, ставший во главе империи, принял новый титул – «хуанди», т.е. император, и стал первым императором в истории Китая Цинь Шихуанди.

Характерной чертой правления Цинь стало укрепление централизованной власти, что завершило объединение Китая в одно могущественное государство.

Наиболее известным культурным наследием этого периода, несомненно, является Великая китайская стена, создание которой началось по приказу императора Цинь. Не менее грандиозное сооружение этой эпохи – Мавзолей Цинь Шихуанди, в котором была найдена известная на весь мир «терракотовая армия» из шести тысяч солдат.

В 202 г. до н.э. династия Цинь сменяется династией Хань. Ханьская империя активно вела торговлю по Великому шелковому пути с Римом. На Запад доставлялись китайские шелка, на Восток везли изделия из золота и стекла.

За 400 лет существования империи Хань процветало художественное искусство и музыка. Продолжались исследования в области географии и философии, зародилась историческая наука: основоположник китайской историографии Сым Цянь создал пяти томный трактат истории Китая.

После крушения империи Хань, на смену приходит следующий культурный период – Культура Тан и Сун, который получил название «Золотой век» (V-XIII вв. н.э.). В этот период культура Китая достигла высочайшего духовного подъема, расцвета архитектуры и скульптуры. Дворцы, усадьбы и храмы воздвигали из дерева по единому принципу, крыши с загнутыми краями придавали архитектуре торжественность и возвышенность. Строили буддийские пагоды из кирпича с нечетным количеством этажей.

Наиболее известная скульптура этого периода 17-ти метровая статуя будды - вайрочаны, «владыки космического света» (VII в.) в провинции Луньмэн.

На «Золотой век» китайской средневековой культуры приходиться расцвет всех жанров живописи и прикладного искусства.

В XII в. Империя Сун прекратила свое существование под натиском монголов. В середине XIV в. монгольская империя была свергнута и установилась правление династии Мин. С этого периода начинается новый подъем культуры, который отличается быстром темпом роста и развития городов, в которых процветали ремесла и торговля. Государство возрождало домонгольские имперские традиции, искореняя влияние монголов. Это побудило их обратиться к философии конфуцианства, что заняло основное положение в культурной жизни общества. В это время впервые упоминается о первых миссионерах-католиках на территории Китая.

Империя Сун просуществовала три столетия, возрождая культурные традиции «золотого века», восстанавливая страну после свержения монгольской империи. В XVII в. власть в государстве захватывают Маньчжуры и устанавливается новая правящая династия – династия Цин, которая сохраняла свою власть вплоть до 1911 г., до установления республики.

Постепенно культура маньчжурцев ассимилировалась с культурой китайцев, предоставив стране спокойный период для развития, стремительно росла численность населения и к 1800 г. превысила 300 млн. человек.

Искусство переживало новый подъем. Была издана единая энциклопедия, состоявшая из 26 тысяч томов.

В середине XVIII в. Империя Цин закрывает Китай от всего мира, ограничивает контакты с другими цивилизациями. Однако, уже в начале XIX в. в результате внутренних противоречий в стране, Династия Цин теряет свои позиции у власти. После свержения империи Цин в стране начались демократические и либеральные реформы.

В течении всей истории китайская культура не утрачивает свою монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения архитектуры, скульптуры, живописи и ремесел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Культура Китая восходит к глубокой древности, и отличается не только богатством, красотой и мудростью, но и жизнестойкостью. На протяжении всего исторического пути развития государства, которое сейчас носит название Китайской народной республики, нельзя не заметить ее «взросление».

Культура росла, развивалась, но не теряла свои самобытные корни. Сохраняя в себе многовековую историю, служа накопителем информации для последующих поколений, основой для общества и являясь грандиозным памятником духовной жизни целой цивилизации.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: