Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.




Возрастная психология – отдел психологической науки, который изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении всего процесса развития человека от рождения до старости. Один из разделов возрастной психологии – детская психология, она включает в себя подростковый период.

В настоящее время в психологии ведутся дискуссии о временных границах подросткового периода. К примеру, советский психолог, Л.С. Выготский выделяет на подростковый период временные рамки от 14 до 18 лет, и два сопутствующих кризиса: кризис 13 лет и кризис 17 лет. Немецкий психолог, Э. Эриксон немного сдвигает границы, он определяет подростковый период на стадию идентичности, которую человек проходит с 15 до 20 лет.

Л.Ф. Обухова – советский и российский ученый в области психологии, доктор психологических наук, профессор МГУ, говорит о том, что в настоящем подростковый период охватывает почти 10 лет, от 11 до 20.

При сравнении различных определений возрастных рубежей подросткового периода, можно заметить, что в среднем временные рамки этого возраста занимают от 4 до 6 лет жизни. Но, несмотря на короткий временной промежуток, подростковый период является очень значимым для развития полноценной, психически здоровой и самостоятельной личности. Именно в этот период жизни ребенок переживает наиболее важные для него изменения, как психические, так и физиологические. Наступает пубертатный период – время ускоренного развития организма и половое созревание. Бурный рост организма и внезапные внешние перемены влияют на эмоциональное состояние ребенка, эмоциональный фон становиться неровным, нестабильным. Подросток вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям.

Подростковый возраст зачастую характеризуется как наиболее критический, переломный. Это сложной период в жизни каждого человека, когда происходит перестройка как на физическом, так и психическом уровнях. В это время формируются нравственные ценности, жизненные ориентиры, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов. Подросток стремится ощутить себя взрослым, формируются личностные взгляды на жизнь, на отношения между людьми и на свое будущее.

Подростковый возраст имеет значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности, меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития, на фоне духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил.

Подростковый комплекс – один из особенностей, подросткового возраста, который включает в себя внезапные переходы от положительного к отрицательному безо всяких веских причин. Повышенная чувствительность резко сменяется холодной самодостаточностью, сентиментальность – черствостью, застенчивость – развязностью. Другая, не менее важная особенность подросткового возраста – кризис идентичности. Идентичность подразумевает определения себя как личности, индивидуальности. С точки зрения психологической науки, происходит «распад детского Я», и возникает необходимость формирования нового «взрослого Я», образования «сверх Я» и т.д. Таким образом, процессу познания самого себя придается высокая значимость.

Одним из важных факторов, влияющих на благополучный исход подросткового периода, является окружающий ребенка мир. В современном обществе существует огромный контраст в направлении жизни людей, разнообразие нравов, в связи с которыми подросток может запутаться и выбрать неправильный путь для своего развития. Противоречие современного мира, различие моральных норм и нравственных устоев, который несет огромный поток информации в свободном доступе непосредственно влияет на формировании личности ребенка, а особенно остро в подростковом возрасте.

В этот период важно поддерживать связь ребенка и взрослого. Это позволяет ребенку получать знания и умения, которые будут необходимы ему во взрослой жизни, в таких условиях переход от детства к взрослости происходит наиболее плавно.

В научной литературе существует различие между старшим и младшим подростковыми возрастами. Так называемый старший подростковый возраст некоторые авторы относят к периоду юности. В начале подросткового возраста физиологическое взросление, то есть половое созревание, вызывает бурный рост, диспропорции тела. Психологический эффект этих изменений усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок стал выше родителей, проявляет неловкость, делают замечания по поводу внешности. В этот момент, подросток начинает рассматривать себя в зеркало и ему начинает казаться, что между ним и взрослым нет никакой разницы. В этом возрасте происходит возникновение и формирование чувства взрослости. Важный момент развития - осознание своих индивидуальных качеств, оценка которых происходит с точки зрения степени взрослости, подросток выделяет эталон и смотрит на себя через него. Чувство взрослости характеризуется проявлением морально - этических норм поведения, усвоение которых и происходит через общение. А способность к общению - важный этап в жизни ребенка как социального элемента. Важная роль в формировании чувства взрослости принадлежит взрослому человеку. Необходимо учитывать - отношение к подростку должно иметь последовательную характеристику. Такой подход поможет избежать многих трудностей. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения в подростковом возрасте могут проявляться в искаженных формах, тем самым организуя способность приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризисные периоды отличаются внесением в психику подсознательных, трудно контролируемых или даже не поддающихся контролю импульсов. Такому состоянию способствует утрата чувства безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и экзистенциальных страхов.

Старший школьный возраст, а точнее период 14-16 лет, некоторые ученые относят к началу юности, а другие к окончанию подросткового возраста. Существуют глобальные различия между детьми 12-13 лет и 14-16 лет. Дети старше 14 лет обладают некоторой стабилизацией культурных интересов и внешней половой состоятельностью. В этот период актуально стремление отделиться, быть самостоятельным, но, в тоже время нарастает стремление к отождествлению с взрослыми. Подросток начинает осознание себя на пороге самостоятельной жизни, а главные новообразования юности – готовность к самоопределению, появление жизненных планов. В способности к познанию себя, в общении с другими люди в этом возрасте подростки оценивают себя и других с позиций усвоенных норм, уточняя и обобщая эти критерии. Несмотря на зависимость от родителей, от школы, духовных стандартов и культурных запретов, в этом возрасте формируется личность человека, как нечто единственное и неповторимое. Также в этот период рождаются установки на взрослую и серьезную жизнь.

Подростковый возраст – возраст, в период которого происходят перемены в учебной деятельности школьника. Заметно усиливается сознательное отношение подростка к обучению. Сам процесс овладения основами наук формирует и развивает интересы подростков, в первую очередь познавательные. У подростков появляется способность к применению специальных приемов запоминания, их память и внимание становятся организованными и управляемыми процессами. Механическое запоминание материала переходит к логическому и осмысленному запоминанию. Неоднородно изменяется в подростковый период внимание: оно все больше отличается произвольностью, но с другой стороны – переживания и депрессии подростка создают нестойкость внимания, способствуют быстроте отвлечения.

Основная характеристика протекания подросткового возраста – это самоопределение, в первую очередь профессиональное. Главное свойство выбора профессиональной деятельности для подростка это ее престиж, то есть внешняя сторона вида деятельности. Однако, формирование познавательных интересов и профессиональной склонности личности служат основой для адекватного профессионального выбора. Интерес – активная познавательная направленность человека на предмет. Подростки сталкиваются с профессиональным интересом, который включает три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Например, положительное отношение к профессии открывает компонент эмоций. Проявление эмоций связано с освоением профессий, переживаниями и перспективами работы. Значение и смысл профессиональной деятельности охватывают интеллектуальный компонент. Волевой компонент активизирует внутреннюю мобилизацию для преодоления трудностей связанных с освоением профессий. Все компоненты взаимосвязаны, но вполне один из них может доминировать в определенный момент. Чем больше возникает интерес к процессу деятельности и результату, тем успешнее происходит преодоление трудностей на пути подростка.

Подростковый возраст – критический возраст для периода формирования личности и интенсивного формирования ценностей личности. Ценности формируются под влиянием уровня умственного развития, способности воспринимать и оценивать нормы и поступки, а также зависят от эмоционального развития, личного опыта и социальной среды. Подростковый возраст находится под влиянием многих факторов: учебно-воспитательная работы школы и внешкольных учреждений начинают формировать способности детей к определенному виду деятельности. Именно в подростковом возрасте возникают глубокие, стойкие интересы и формируется активное отношение к тому, что развивает самостоятельное и творческое мышление. Подростковый возраст характеризуется как переломный или переходный. Это самый тяжелый период в воспитательном смысле.

 

ГЛАВА II



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: