Посещаемость концертов профессиональных артистов




Центры Культуры Начало Эксперимента Окончание Эксперимента
Филармония    
Оперный театр    
Итого:    

 

По данным табл. 8 мы отмечаем, что участники хора значительно перекрывают данные таблицы 3, где из 980 респондентов театры посетило 34 человека, концерты творческих коллективов – 48. Таким образом, занятия в творческом коллективе значительно расширили творческий кругозор его участников, следовательно, просмотр профессиональных программ культурных центров также способствовал формированию и развитию высоких художественных ценностей членов художественной самодеятельности.

Социальная активность некоторых участников хора была настолько высока, что стала возможной передача руководителем некоторых организационных функций активу и лидерам хора. На этом этапе развития их организационная деятельность приобрели значительный авторитет не только в самом хоре, но и на различных уровнях производственного коллектива. Следствием демократического стиля руководителя хора стало перераспределение обязанностей внутри коллектива. Большинство организационных вопросов решались органами самоуправления (староста, актив хора, комиссии), т.е. частью системы управления коллективом, в которой в качестве субъекта управления выступает сам коллектив (90, с.94). Это обстоятельство позволило нам сконцентрироваться на основной цели педагогического эксперимента, коррекции репертуарной политики – совершенствовании художественно-эстетических потребностей его участников. В результате указанной работы стабилизировался состав хора, что свидетельствует о их ценностном отношении к художественной самодеятельности (табл. 9).

 

Таблица 9

Состав хора к концу второго этапа развития художественного коллектива

Возраст Женский Мужской Среднее Ср. спец Н/высш. Высшее
18-25            
26-40            
41-50            
51-60            
Итого:            

 

Итоги анализа количественного состава хора показали, что в результате индивидуальной, мелкогрупповой работы с членами творческого коллектива, учета их духовных потребностей, развития малых групп, создания творческих комиссий и интересного репертуара, достижения творческих успехов коллектива в хор пришли работники цеха с высшим образованием и молодые люди. Этот факт дает основание утверждать, что в результате их стабильного участия в творческом объединении мы приобщаем членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.

Обобщая итоги педагогического эксперимента, мы пришли к следующим выводам:

- коллективы художественной самодеятельности, работающие в условиях производственного коллектива, могут преодолеть дискретность в работе при необходимой поддержке администрации, активно участвовать в социальной жизни предприятия и являться одним из факторов приобщения его членов к художественно-эстетическим ценностям;

- художественная самодеятельность производственного коллектива связана с взаимодополняющими друг друга уровнями – бригада, цех, предприятие, что способствует активному включению его членов к занятиям в творческих объединениях и приобщению к художественно-эстетическим ценностям;

- условия производственного коллектива позволяют создать художественную общность (хор русской песни), способную удовлетворять и возвышать духовные запросы его членов;

- участие личности в творческом коллективе дает возможность реализации индивидуальных художественных потребностей и запросов, развивает коммуникативные связи, расширяет ее творческий диапазон, предоставляет каждой равные возможности в творческом процессе и в приобщение её к художественно-эстетическим ценностям.

 


2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям

 

За основу оценки результатов нашего исследования по приобщению членов производственного коллектива к художественным ценностям были взяты критерии, основными показателями которых явились:

- динамика роста числа членов производственного коллектива, включенных в процесс приобщения к художественно-эстетическим ценностям;

- расширение диапазона художественно-эстетических ценностей, включаемых в процесс художественной самодеятельности;

- постепенное расширение репертуара;

- значимость потребностей членов коллектива в приобщении к художественно-эстетическим ценностям.

Основанием для обработки полученных результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественным ценностям явилось определение условий, которые способствовали наиболее оптимальной реализации изучаемого явления. Логика изложения материала опиралась на:

- изучение и объяснение качественных и количественных изменений в ходе опытно-экспериментальной работы;

- анализ полученных результатов и выявление динамики процесса приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям;

- формирование общих выводов, направленных на разработку методики приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.

Одним из показателей решения проблемы стало преодоление дискретности в работе творческого объединения, деятельность которого была основана на целенаправленной педагогической программе, выполнение требований которой позволило нам влиять на формирование творческого процесса в хоровом коллективе, а впоследствии и на организацию самой структуры творческого объединения, где были сформированы актив хора, комиссии, лидерские структуры и малые творческие группы. В разделе учебно-воспитательная работа – изучение и развитие вокально-хоровых навыков, нотной грамоты, элементов сценического движения и многое другое, как одним из главных элементов в приобщении участников самодеятельности к художественно-эстетическим ценностям.

Одной из целей эксперимента было создание стабильного творческого коллектива (хор народной песни) в цехе, результатом работы которого явилось формирование, изменение и рост художественно-эстетических ценностей его участников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе цеха № 2 завода дорожных машин имени Д. Колющенко и моторного завода ООО «ЧТЗ УРАЛТРАК». В ходе педагогического эксперимента использовались статистические и социологические методы исследования, позволяющие с высокой степенью достоверности интерпретировать его результаты.

Одним из важных показателей решения проблемы приобщения членов производственных коллективов к художественно-эстетическим ценностям является динамика формирования и роста стабильного творческого коллектива. Из приведенных ниже таблиц виден количественный рост творческих коллективов от первых репетиций к окончанию эксперимента. Число участников хора постоянно увеличивалось, пока не достигло окончательной отметки в 40-50 человек, переходить которую для творческого коллектива нецелесообразно, потому что в хоровом искусстве есть пределы численности, которые связаны с оптимальностью и сбалансированностью количественного состава с динамикой звучания хора, решением учебно-воспитательных задач, акустическими и многими другими проблемами (табл.10 и 11).


Таблица 10

Развитие творческого коллектива цеха №2 завода им. Д. Колющенко в 1990-1994 гг.

  1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г.
Цех № 2 Завода Колющенко 420 чел.          
Муж. __ Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
100 % 3 % 5 % 7 % 8,3 % 9,5 %
                     

 

Таблица 11

Развитие творческого коллектива художественной самодеятельности моторного цеха ООО «Уралтрак» в 2000-2004 гг.

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Моторный цех 980 чел.          
Муж. -- Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
100 % 2 % 2,4 % 3,7 % 4,6 % 5,1 %
                     

 

Таким образом, из таблиц 10,11 виден количественный рост коллективов: хор цеха №2 завода им. Д. Колющенко с 3% до 9,5%; хор моторного цеха с 2% до 5,1% от общего числа рабочих и служащих данных производств.

Одной из самых сложных психологических проблем творческой педагогики является привлечение мужчин к занятиям в досуговом коллективе. Это связано у представителей мужского пола с недостатком воспитания, стеснительностью, боязнью негативной оценки своей деятельности родственниками и сослуживцами, склонностью к пассивному или негативному времяпрепровождению (просмотр развлекательных телепрограмм, азартные игры, увлечение спиртным и т.д.). В процессе опытно-экспериментальной работы руководителю коллектива приходилось использовать методы убеждения, рекламы и положительных оценок занятий в творческом объединении, корректировки психологической зажатости, коммуникабельности, креативности и многое другое.

Из приведенной таблицы (11) видно, что на начальном этапе формирования хора мужчин в коллективе не было. Хор представлял однородный женский состав (13-20 человек). В дальнейшем задачи педагогической программы были успешно решены руководителем хора. В каждый из последующих годов коллектив пополнялся мужчинами. Хор к периоду своего пятилетнего юбилея стал сбалансированным смешанным объединением в 40-50 человек.

Таким образом, было реализовано одно из главных педагогических условий исследования – создание стабильного цехового хорового коллектива, целью которого стало приобщение его участников к художественно-эстетическим ценностям. Решение этой проблемы потребовало реализации внутренних субъективных условий. Прежде всего нужно было добиться признания деятельности творческого коллектива администрацией и общественными организациями предприятия. Для решения этого вопроса мы предприняли следующее:

- регулярные отчеты художественного руководителя о работе коллектива на цеховой оперативке раз в месяц;

- использование рекламы о деятельности хора: афиши о концертах, распространение пригласительных билетов на репетиции;

- участие хора во всех массовых производственных и культурных мероприятиях трудового коллектива: конференции, собрания, вечера отдыха и т.д;

- статьи в газетах «Колющенец» (завод им. Д.Колющенко) и «Всем» (ООО ЧТЗ Уралтрак) о концертной деятельности и творческих достижениях хора (см. Приложения);

- периодический выпуск стенда о работе творческого коллектива (фотографии, рецензии, интервью, опросы и статьи в местной прессе).

Через год, когда появились определенные успехи (хор успешно выступил на смотрах, участвовал в культурном обслуживании заводских мероприятий), мы сочли возможным и необходимым обратиться к администрации предприятия с вопросами о поощрении участников хора. Коллективу была необходима своя сценическая одежда, качественные музыкальные инструменты, приобретение которых придало бы творческому объединению новый морально-психологический статус, а руководителю и активу хора дополнительные аргументы для агитации в коллектив будущих участников. Получив поддержку со стороны администрации, коллектив регулярно принимал активное участие во многих культурных мероприятиях, проводимых на уровне предприятия, района, города и отраслевого обкома. Руководитель хора, отдельные участники и весь коллектив неоднократно награждались организаторами фестивалей, смотров, конкурсов дипломами, почетными грамотами ценными подарками за высокие творческие достижения (см. приложение).

Важным условием мы считаем признание хора руководством предприятия, приглашения коллектива молодежными общественными организациями для культурного обслуживания стройки (Алтайский коксохимический комбинат г.Заринск), тружеников села, нефтянников (г.Пыть-Ях). Этому предшествовала последовательная работа художественного руководителя и лидеров хора, которые неоднократно беседовали с первыми лицами и профсоюзными лидерами заводов, подтверждая официальными наградами и документами (статьи в газетах «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск»), благодарственными письмами, грамотами и статьями о гастрольных поездках, пригласительными телеграммами и вызовами высокий творческий уровень хорового коллектива. Администрация и профсоюзный комитет предприятия за работу по пропаганде самодеятельного хорового искусства на заводе и внешней среде неоднократно премировали коллектив туристическими поездками, в которых самодеятельные артисты сочетали концертную деятельность и отдых, способствующих еще большему сплочению участников, положительного микроклимата в хоре и одновременно это являлось своеобразной рекламой в агитационной работе по привлечению новых участников в коллектив.


Схема 4

Географическая схема концертных выступлений коллектива

Мурманск
Паланга Плунге
Норильск Пыть-Ях

       
   
Пермь Екатеринбург

 


           
 
Болгария
 
Курган, Уфа
 
Барнаул, Заринск

 

 


Позитивным психолого-педагогическим условием успешной работы коллектива является всесторонняя поддержка всех его членов художественным руководителем коллектива, способствующая становлению и развитию исполнительского мастерства участников творческого объединения. Направления этой работы были связаны с индивидуальными занятиями по вокалу, где происходило формирование исполнительских навыков. Давались также рекомендации по слушанию записей профессиональных солистов, коллективов, поиску произведений для сольного и хорового исполнения, чтению специальной и мемуарной литературы, обсуждались концерты и грамзаписи. Такие формы субъект – объектных отношений способствовали личностно ориентированному приобщению членов хора к художественным ценностям.

За время работы с экспериментальными коллективами мы выявили, что основным показателем изменения и роста художественных потребностей его членов является репертуар, который определяет сущность художественно-творческого процесса любого самодеятельного коллектива. В выборе репертуара и его направленности на личность руководитель творческого объединения всегда исходит из целеполагания: стадии развития хора, овладения его участниками комплексом творческих, вокально-хоровых навыков, адекватностью репертуарной политики духовному опыту его участников. Репертуар должен учитывать запросы, способности, потребности членов хорового коллектива, служить важным показателемудовлетворенности творческой деятельностью. Сравнительный анализ репертуара и степень удовлетворенности участников хора последним, включение в него более сложных по вокально-хоровым и образно-содержательным задачам произведений является одним из векторов корректировки, изменения и роста художественных потребностей его участников, приобщения личности к духовным ценностям в производственном коллективе.

Теоретические и методологические проблемы учета удовлетворенности участников хоровых коллективов их художественно-творческой деятельностью были разработаны В.А. Дадашевым (52). Нами был выборочно проанализирован перечень произведений экспериментальных коллективов в период формирования хора народной песни и спустя пять лет по следующей шкале:

3 – произведение очень нравится;

2 – произведение нравится;

1 – произведение мне безразлично;

0 – произведение мне не нравится.

 

Таблица 12

Удовлетворенность участников хора репертуаром первого года работы коллектива (2000 г.)

Произведение из репертуара Хора Респонденты – участники хора (группа 12 человек)                         Рейтинг песни
Березонька                         34 (2,8)
Ивушка                         32 (2,6)
Коза                         33 (2,7)
Раньше были мужики                         34 (2,8)
Ой, грибы, грибочки                         32 (2,6)
Выйду, выйду я на новое крыльцо                         31 (2,5)
Солдаты – герои мои                         31 (2,5)
Истоплю, истоплю                         20 (1,6)
Яхонты, мои яхонты                         15 (1,2)
На горе - то калина                         21 (1,7)
Веничек                         27 (2,2)
Над вечерним Челябинском                         22 (1,8)
Уральская зима                         28 (2,3)
А у нас гармошка                         28 (2,3)
Звон серебряный                         32 (2,6)

 

Таблица 14

Рейтинговые изменения песен-лидеров I этапа к окончанию эксперимента

Ф.И.О. композиторов Название произведений Начало Эксперимента Конец Эксперимента
Гаврилов Ю. «Раньше были мужики» 2,8 1,2
Аверкин А. «Коза» 2,7 1,5
Шутов И. «Березонька» 2,8 1,3
Степанов Е. «Ивушка» 2,6 2,1

 

Анализ таблицы 14 показывает, что одни и те же произведения получили разную оценку участников хора в начале и конце формирования творческого коллектива, свидетельствуя об изменении их художественно-творческих потребностей (см. табл. 12,13).

Одним из основных педагогическим условием опытно-экспериментальной работы по динамизации процесса приобщения личности к художественным ценностям являлось постоянное расширение репертуара хора, анализ удовлетворенности участников последним, учет и корректировка индивидуальных и коллективно- культурных потребностей членов творческого объединения.

Важным педагогическим условием процесса приобщения членов хора к художественно-эстетическим ценностям является реализация потенциала признания коллектива внутри предприятия и во внешней среде, связанного с концертной деятельностью.

Разработкой проблем социально психологического климата (СПК) и его потенциалов занимались К.К. Платонов, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, Б.Д. Парыгин и другие ученые. Проблемам СПК в самодеятельном художественном коллективе посвящена диссертация П.П. Чапулиса (208.). Ориентацию в творческой деятельности можно определить как «уровень социального развития и меры реализованности духовного потенциала личности в коллективной (концертной – разрядка наша – И.И.) деятельности» (208.).

Среди разнообразных потенциалов социально психологического климата (выбора, признания, самовыражения, обновления, определенности, психической напряженности) для нашего исследования важен потенциал признания, который реализуется в динамике концертной деятельности и непосредственно связан с потенциалами самовыражения и психической напряженности, отражающих социальный и художественно-творческий опыт личности и коллектива, их духовные устремления и потребности.

Одним из условий опытно-экспериментальной работы была организация концертов на заводе, в цехе и внешней среде (районные, городские и областные фестивали, смотры, праздничные мероприятия).

В начале эксперимента (в период формирования хора) количество концертов не превышало одного – двух внутри коллектива и во внешней среде. Через пять лет было реализовано выдвинутое педагогическое условие – давать концерты каждый месяц. Экспериментальное исследование высветило актуальность проблемы приобщения членов современного производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, что отражается в возросших цифровых показателях и динамике концертной деятельности. Она возросла до восьми, двенадцати и четырнадцати концертов соответственно в цехе, на заводе и внешней среде (табл.15) и четырех, шести и четырех (табл.16).

Сущность любого вида искусства, в том числе и музыки, заключается, по Э. Канту, в том, чтобы служить общению между людьми, быть средством передачи, созидания культурных ценностей и традиций. В производственном коллективе активной формой приобщения его членов к культурным ценностям является создание музыкального лектория. Исходя из основной цели и задач исследования, в тематике лектория мы должны были реализовать два основных педагогических условия – активную и пассивную формы приобщения членов производственного коллектива к художественным ценностям. Тематика первого года музыкального лектория предполагала, в основном, пассивное потребление слушателями художественных ценностей и включала знакомство с народными и классическими инструментами, музыкальными жанрами. В концертах принимали участие артисты филармонии, студенты и преподаватели ЧГИК (ЧГАКИ). Второй год занятий музыкального лектория предполагал активное участие цехового хорового коллектива в концертах по тематике лектория (табл. 17).

 

Таблица 17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: