Месяц | Участники хора (первый год) | Члены производ. коллетива | Участники хора (второй год) | Члены производ. Коллектива |
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Сравнительный анализ данных таблицы (18) показывает, что постепенно возрос интерес к занятиям. В первые три месяца слушателями лектория было соответственно 23, 23, 25 участников хора, а членов производственного коллектива было 9, 12, 20 человек. К концу первого года и во втором году обучения в музыкальном лектории охват аудитории возрастал от месяца к месяцу и в итоге достиг 100%. К работе музыкального лектория в первый год было привлечено 645 человек, из них 225 участников хора и 420 членов трудового коллектива. Во втором годе обучения принимало участие 1062 человека, из них 282 участника хора и 780 членов производственного коллектива.
Совокупный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям подтвердил правильность выдвинутых нами критериев и позволил сделать следующие выводы:
Наиболее активное приобщение членов производственного коллектива к художественным ценностям осуществляется при условии взаимодействия занятий личности в цеховом хоровом коллективе, концертной деятельности творческого объединения и занятий музыкального лектория, учитывающих важнейщее педагогическое условие решения проблемы – корректировку и расширение числа художественно-эстетических ценностей, адекватных меняющемуся духовному опыту личности.
Значимость и особенности проделанной опытно-экспериментальной работы учитывали в каждом вышеуказанном направлении взаимодействия системного приобщения личности к художественным ценностям внутренние педагогические условия, важнейшими из которых являются: признание и поощрение деятельности творческого коллектива администрацией и общественными организациями предприятия; активное участие хора в различных мероприятиях завода и внешней среды, учет пассивных и активных форм приобщения личности к художественным ценностям, расширение числа художественных ценностей в репертуаре коллектива, учитывающего индивидуальные потребности, специальные навыки и умения личности.
Проведенная опытная работа показывает, что в современных условиях развития общества приобщение членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям должно учитывать массовый опыт развития художественной самодеятельности. Преемственность, приближение художественной самодеятельности к месту производственной деятельности членов коллектива выступают как принципы приобщения рабочих к художественно-эстетическим ценностям.
Современные художественные коллективы имеют значительный творческий потенциал, реализация которого может способствовать культурному развитию как личности, так и коллектива, производственной деятельности последнего при условии наличия цеховых центров, лидеров художественной самодеятельности и поддержки администрации.
Исследование показало, что художественная самодеятельность может выступить фактором приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям при опоре на такие организационно-педагогические условия, как учет интересов, потребностей и возможностей членов коллектива; приближение художественной самодеятельности к месту профессиональной деятельности членов коллектива; приобщение членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям будет носить этапный характер; возвышение духовных потребностей членов коллектива; моральная и материальная поддержка участников художественной самодеятельности со стороны администрации и спонсоров; развитие лидерского подхода к организации самодеятельности членов производственного коллектива.
Приобщение членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям может успешно проводиться только на основе создания творческого коллектива, деятельность которого основывается на тщательно продуманной программе и расширении репертуара художественной самодеятельности, управленческом подходе и распространении своего влияния на коллектив сотрудников.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественным ценностям позволяет возвысить их духовные потребности и запросы; развить коммуникативные связи; реализовать творческий потенциал; сплотить членов коллектива на основе приобщения к художественно-эстетическим ценностям, тем самым содействовать формированию коллектива единомышленников.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует, что качественное и количественное расширение влияния художественной самодеятельности обеспечивает возвышение художественно-эстетических потребностей членов творческого коллектива.
Заключение
Приобщение членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям выступает важнейшей проблемой, решение которой обеспечивает повышение культуры производства, возвышение духовных потребностей личности, сплочение производственных коллективов, на основе объединения людей с помощью общечеловеческих ценностей.
Основой такого приобщения членов является художественная самодеятельность, выступающая как фактор, функционирование которого обуславливается учетом интересов, потребностей и возможностей членов коллектива; приближением самодеятельности к месту профессиональной деятельности коллектива; этапным подходом.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: межвуз. сб. тр. / под. ред. А.Р. Арзамасова. – М., 1997. – Вып. XXXII. – 157 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 236 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1996. – Кн. 1 – 568 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2002. – 364 с.
6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 350 с.
8. Ануфриева Е.А. Социальный статус и активность личности / Е.А. Ануфриева. – М.: МГУ, 1984. – 288 с.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М.: Педагогика, 1984. – 105 с.
10. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В.Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 1986. – 333 с.
11. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом / В.Г. Афанасьев. – М.: Педагогика, 1977. – 382 с.
12. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – 359 с.
13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С.436 – 546.
14. Бабосов Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра Систем, 2000. – 288 с.
15. Басин А.В. Психология художественного творчества / А.В. Басин. – М.: Знание, 1985. – 64 с.
16. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев // Избранные труды / ред. – сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. – М.: Флинта, 1999. – 312 с.
17. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1997. – 624 с.
18. Берзин Б.Ю. Первичный производственный коллектив в системе культурной деятельности советских рабочих: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Б.Ю. Берзин. – ЛГИК., 1983. – 240 с.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб: Слово, 1996. – 398 с.
20. Богданов В.А., Семенов В.Е. Системный подход к изучению социально- психологических явлений в производственном коллективе / В.А. Богданов, В.Е. Семенов // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. – М., 1983 – 157 c.
21. Богданов М. Чей цеховый клуб лучше / М. Богданов // Культурно-просветительная работа. – М.: 1982. – № 3. – С. 6 – 9.
22. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 1988. – 188 с.
23. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.
24. Большая российская энциклопедия. – СПб.: Норит, 1999. – 1456 с.
25. Борытко Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса. www.wgopu.ru/pvu,ola/sobor/mapfzin/4/3.Doc.
26. Брылева Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. Наук / Л.Г. Брылева. – Л.: ЛГИК, 1988. – 197 с.
27. Буева Л.П. Культура, культурология и образование / Л.П. Буева // Вопр. философии. – 1994, – № 2. – С. 10 – 16.
28. Бужинская Г.С., Триодин В.Е. Рабочий клуб и производственный коллектив. – В кн.: Теория и методика культурно-просветительной работы / Г.С. Бужинская, В.Е. Триодин. – Л., 1974. – С.85 – 104.
29. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов /отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 336 с.
30. Велединский В.Г. Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Г. Велединский. – Л.: ЛГИК, 1984. – 16 с.
31. Велединский В.Г. Художественная самодеятельность на предприятии / В.Г. Велединский. – М.: Профиздат, 1984. – 128 с.
32. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. – Л.: Худ. лит., 1940. – 647 с.
33. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
34. Воловик В.А. Педагогические особенности формирования и развития клубного коллектива: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / В.А. Воловик. – Л.: ЛГИК, 1984. – 223 с.
35. Вольфович В.А. Челябинск музыкальный / В.А. Вольфович. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 176 с.
36. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования / Б.Н. Воронцов. – Воронеж: ВГУ, 1990. – 191 с.
37. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений / сост. В.Е. Триодин. – М.: Профиздат, 1987. – 144 с.
38. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
39. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский // под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
40. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 472 с.
41. Галиуллина Г.С. Лидерство в XXI веке: взгляд из России / Г.С. Галиуллина. – Челябинск: Изд-во «Челяб. Дом печати», 2002. – 432 с.
42. Галиуллина Г.С. Успех как стиль жизни: деловая элита Урала в лицах и цифрах / Г.С. Галиуллина. – Челябинск, 1998. – 198 с.
43. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
44. Гессен С.И. Основы педагогики / С.И. Гессен. – М.: Педагогика, 1995. – 573 с.
45. Гитман М.М., Лейберов И.П. Актуальные проблемы развития самодеятельного творчества / М.М. Гитман, И.П. Лейберов. – В кн.: Проблемы развития самодеятельного творчества. – М.: Профиздат, 1979. – С.3 – 39.
46. Голованов Г.Н. Типологический подход к воспитанию в самодеятельном коллективе: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Г.Н. Голованов. – Л.: ЛГИК, 1988. – 217 с.
47. Гордон Л.А. Почему нам некогда / Л.А. Гордон // Клуб и художественная самодеятельность. – 1981. – № 21. – С. 14 – 19.
48. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе / Н.В. Гришина // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. – М., 1983. – 198 с.
49. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н.В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1993. – 157 с.
50. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования (Над чем работают, о чем спорят философы) / Б.А. Грушин. – М.: Профиздат, 1987. – 368 с.
51. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / А.В. Гулыга; отв. ред. И.С. Андреева. – СПб.: Алетейя, 2000. – 447 с.
52. Дадашев В.А. Фактор удовлетворенности участников в педагогическом руководстве художественным самодеятельным коллективом: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / В.А. Дадашев. – Л.: ЛГИК, 1981. – 152 с.
53. Добрянская Е.М., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности / Е.М. Добрянская, Э.В. Соколов. – Л.: Знание, 1983. – 32 с.
54. Донцов А.П. Психологическое единство коллектива / А.П. Донцов. – М.: Знание, 1982. – 63 с.
55. Донцов А.П. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования / А.П. Донцов. – М.: МГУ, 1984. – 208 с.
56. Дуранов М.Е. и др. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / М.Е. Дуранов и др. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 362 с.
57. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев. – Челябинск: ЧелГУ, 1996. – 72 с.
58. Дуранов М.Е., Орлов В.Б. Личность обучающегося и ее развитие: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов / Челяб. гос. пед. ун-т; Урайский муниципал. полипрофилированный колледж. – Челябинск; Урай, 1997. – 154 с.
59. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.
60. Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология / Б.А. Душков. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с.
61. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект – Пресс, 1997. – 591 с.
62. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека / А.А. Ершов. – М.: Луч, 1991. – 352 с.
63. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования / Н.С. Жеребова // Руководство и лидерство: сб. науч. тр. / под ред. Б.Д. Парыгина. – Л.: ЛГУ, 1978. – С. 54 – 58.
64. Загвязинский В.И. Творческое ядро педагогического исследования / В.И. Загвязинский // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург, 1996. – Вып.2. – С. 95 – 104.
65. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 208 с.
66. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. – М.: МГУ, 1994. – 144 с.
67. Здравосмыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравосмыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
68. Злобин Н.С. Деятельность – труд – культура // Деятельность: теории, методологии, проблемы / Н.С. Злобин; сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – С.111 – 128.
69. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление / В.Д. Иванов. – М.: Педагогика, 1991. – 110 c.
70. Игнатьев И.А. Педагогические условия организации культурного пространства современного производственного коллектива / И.А. Игнатьев // Культура – искусство – образование: новые поиски и результаты в теории и практике: материалы 25-й науч-практ. конф. профессорско-преподавательского состава академии / И.А. Игнатьев. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – С. 98 – 101.
71. Игнатьев И.А. Модельно-прогностический принцип развития художественной самодеятельности в условиях производственного коллектива / И.А. Игнатьев // материалы 26-й науч-практ. конф. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – С. 65 – 68.
72. Игнатьев И.А. Художественные ценности как педагогическая проблема / И.А. Игнатьев // Вопросы современного музыкознания: сб. науч. тр. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – Вып. 2. – С. 164 – 172.
73. Игнатьев И.А. Некоторые аспекты художественно-эстетического потенциала современного производственного коллектива / И.А. Игнатьев // Вестн. ин-та пед. исслед. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005 – Вып.17 (№ 2). – С. 15 – 22.
74. Игнатьев И.А. Организация опытно-экспериментальной работы по созданию хора русской песни в условиях производственного коллектива / И.А. Игнатьев // Вестн. ин-та. пед. исслед. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – Вып.17 (№ 2). – С. 22 – 32.
75. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. – Л.: Лениздат, 1987. – 205 с.
76. Искусство и рынок. Проблемы теории и практики / отв. ред. В.С. Жидков, А.Я. Рубинштейн. – М., 1996. – 221 с.
77. Кабаченко Т.С. Психология управления / Т.С. Кабаченко. – М.: Роспедагенство, 1997. – 324 с.
78. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры / М.С. Каган // Филос. науки.– 1989. – №5. – С. 80.
79. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
80. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
81. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в социалистическом обществе / М.С. Каган. – Л.: Знание, 1984. – С. 30;20.
82. Каграмонов В.А., Жарков А.Д. Рабочий клуб – трудовому коллективу / В.А. Каграмонов, А.Д. Жарков. – М.: Профиздат, 1977. – 56 с.
83. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором / Н. Калугина. – М.: Музыка, 1977. – 256 с.
84. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В.А. Капранов. – Л.: ЛГУ, 1975. – 217 с.
85. Караковский В.А. Стать человеком: общественные ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М., 1993. – 122 с.
86. Каргаполов Е.П. Введение в русскую культурологию: учеб. пособ. для преподавателей вузов, ссузов, аспирантов / Е.П. Каргаполов. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 325 с.
87. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика: учеб. пособ. для вузов / А.С. Каргин. – М.: Высш. шк., 1988. – 272 с.
88. Кашликов Г.И. Цеховая художественная самодеятельность / Г.И. Кашликов. – М.: Профиздат, 1978. – 64 с.
89. Кипрушева Н.В. Учет особенностей мотивации досуговой деятельности в процессе руководства становлением клубного объединения как коллектива / Н.В. Кипрушева // Педагогическое руководство деятельностью клубного объединения. – Л.: ВПШК, 1987. – С. 10 – 12.
90. Киселева Т.Г., Красильщиков Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильщиков. – М.: Изд-во МГУК, 1995. – 136 с.
91. Климов Е.А. Как выбрать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
92. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. – М.: Полит. лит., 1975. – С.28 – 29.
93. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
94. Коган Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1988. – 233 с.
95. Коган Л.Н. Искусство и зритель / Л.Н. Коган // В кн.: Художественное восприятие. – М., 1975. – С. 36 – 52.
96. Коллектив и личность / ред. кол. Е.Б. Шорохова, К.К. Платонова, и др. – М.: Наука, 1975. – 263 с.
97. Коллектив. Личность. Общение: слов. социально-психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – Л.: Лениздат, 1987. – 144 с.
98. Комаров Л.С., Боярчиков В.Г. Летопись Челябинского тракторного. 1945-1980 / Л.С. Комаров, В.Г. Боярчиков. – М.: Профиздат, 1982. – 392 с.
99. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание / И.С. Кон. – М.: Наука, 1984. – 225 с.
100. Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. – Москва – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 560 с.
101. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: МГУ, 1997. – 304 с.
102. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. – М.: Политиздат, 1977. – 137 с.
103. Костина Е.П. Рынок творческого труда / Е.П. Костина // Рынок и искусство. – М., 1996. – С. 29 – 43.
104. Красносельский А.А. Традиции самодеятельного художественного коллектива как средство воспитания его участников: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / А.А. Красносельский. – Л.: ЛГИК, 1986. – 216 с.
105. Красносельский А.А. Формирование традиций творческой деятельности в самодеятельных коллективах / А.А. Красносельский // Совершенствование самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе: сб. науч. тр. – Л., 1987. – С.70 – 77.
106. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова; сост. М.Н. Колмакова, В.С. Суров. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 367 с.
107. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М.: Филол. о-во «Слово»: АСТ, 2002. – 480 с.
108. Кричевский Р.Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством / Р.Л. Кричевский // Новые исследования в психологии. – 1984. – №1.
109. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с.
110. Крысько В.Г. Социальная психология: слов.-справ. / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 2001. – 688 с.
111. Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 208 с.
112. Кустов Л.М. Организация экспериментальной педагогической деятельности в учреждениях начального профессионального образования: учеб. пособие / Л.М. Кустов / Гл. упр. проф.-техн. образования / Адм. Челяб. обл.; ин-т развития проф. образования МО РФ (Челяб. Филиал). – Челябинск, 1995. – 94 с.
113. Кустов Ю.П., Чабанный В.Ф. Управление самодеятельным хоровым коллективом. Психолого-педагогические аспекты: учеб. пособие / Ю.П. Кустов, В.Ф. Чабанный. – Л.: ЛГИК, 1984. – 80 с.
114. Легонький Г.И. Цель и способы воспитания / Г.И. Легонький. – М.: Педагогика, 1984. – 186 с.
115. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
116. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1975. – 304 с.
117. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1971. – 217 с.
118. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1987. – 527 с.
119. Лилов А. Природа художественного творчества / А. Лилов. – Л.: Искусство, 1981. – С. 318.
120. Лекции по истории эстетики / под ред. М.С. Кагана. – Л., 1974. – Кн.2. – С. 63.
121. Ломакина И.С. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект) / И.С. Ломакина. – М.: Изд-во МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. – 322 с.
122. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 416 с.
123. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы / А.С. Макаренко // Избранные педагогические произведения. – В 2 т. – М., 1977. – Т.1. – 469 с.
124. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / Н.Н. Макарцева // Педагогика. – 1998. – №1. – С.81 – 86.
125. Марков А.П. Организационно-педагогические условия совершенствования управления самодеятельными коллективами: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / А.П. Марков. – Л.: ЛГИК, 1982. – 183 с.
126. Маркова А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии: сб. науч. тр. / А.К. Маркова. – М., 1982. – 120 с.
127. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – М., 1969. – Т. 46. – Ч. 2. – 527 с.
128. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татдыдаевой; науч. ред., вступ. ст. и коммент. М.Н. Акулиной. – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. – 430 с.
129. Маслоу А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. – М.: СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. – 407 с.
130. Материалы XVI съезда профессиональных союзов СССР. – М.: Профиздат, 1977. – 186 c.
131. Майбурова Е.В. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми / Е.В. Майбурова // Из музыкального прошлого: сб. ст. – М., 1960. – С.106.
132. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие по спецкурсу / В.С. Мерлин. – Пермь, 1971. – 257 с.
133. Мешко Н.К. Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения искусству народного пения / Н.К. Мешко. – М.: НОУ «ЛУЧ», 2002. – 80 с.
134. Мирошниченко С.И. Становление хорового исполнительства на Южном Урале / С.И. Мирошниченко. – Магнитогорск, 1999. – 221 с.
135. Михайлик А.Г. Тенденции развития художественной самодеятельности на современном этапе / А.Г. Михайлик. – Л.: ЛГИК, 1977. – 208 с.
136. Моральные ценности личности / под ред. А.И. Титаренко. – М.: МГУ, 1994. – 176 с.
137. Мордкович В.Г. Культурный уровень советских рабочих как фактор развития их общественно-политической активности / В.Г. Мордкович // В кн.: Духовный мир советского рабочего. – М., 1972. С. 165 – 189.
138. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. – 205 с.
139. Музыкальная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1976. – Т.3. – С. 835.
140. Найн А.Я. Культура делового общения / А.Я. Найн. – Челябинск: Версия, 1997. – 256 с.
141. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива / Р.С. Немов. – М.: Наука, 1984. – 200 с.
142. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1988. – №4. – С. 3 – 8.
143. Носов В.И. Заводские маршруты культуры / В.И. Носов // Культурно-просветительная работа. – М.: 1979. – № 2. – С. 15 – 17.
144. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
145. Павлов П.А. Массовое художественное творчество трудящихся / П.А. Павлов. – М.: Профиздат, 1976. – 80 с.
146. Парыгин Б.Д. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Б.Д. Парыгин. – Л.: Наука, 1986. – 238 с.
147. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Университет, 1999. – 592 с.
148. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б.Д. Парыгин; под ред. В.А. Ядова. – Л.: Наука, 1981. – 198 с.
149. Пастухов Р.К. Рабочий клуб – пятилетке / Р.К. Пастухов. – М.: Политиздат, 1978. – 80с.
150. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.
151. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1998. – 640 с.
152. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: БРЭ, 2003. – 528 с.
153. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
154. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 256 с.
155. Петровский А.В., Ярошевский А.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, А.Г. Ярошевский. – М.: Инфра-М, 1998. – 528 с.
156. Петровский В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
157. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: Роспедагенство, 1996. – 269 с.
158. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Высш. шк., 1986. – 256 с.
159. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – Кн.1. – 576 с.
160. Подоба Л.П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Л.П. Подоба – Л.: ЛГИК, 1983. – 236 с.
161. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности / Н.Ю. Посталюк. – Казань: КГУ, 1989. – 206 с.
162. Производство как общественный процесс: актуальные проблемы теории и практики / отв. ред. В.И. Толстых. – М.: Мысль, 1986. – 350 с.
163. Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма / Ф.И. Прокофьев. – Киев: Высш. шк., 1978. – 351 с.
164. Промышленная социальная психология / под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого. – Л., 1982. – 429 с.
165. Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского, В.В. Шпалинского. – М.: Просвещение, 1979. – 259 с.
166. Психологические исследования общения / под ред. Б.Д. Ломова. – М.: Наука, 1985. – 315 с.
167. Психология / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.
168. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
169. Реан А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Михайлов, 1999. – 288 с.
170. Розанова В.А. Психология управления / В.А. Розанова. – М.: Бизнес-школа, 2000. – 384 с.
171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. – М.: АПН СССР Педагогика, 1989, Т. I. – 485 с
172. Руководство и лидерство: сб. науч. тр. / под ред. Б.Д. Парыгина, – Л.: ЛГПИ, 1973. – 143 с.
173. С чего начинается личность / под ред. Р.И. Косолапова. – М.: Политиздат, 1984. – 360 с.
174. Савинова М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Савинова. – СПб.: СПбГАК, 1995. – 16 с.
175. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. Актуальные проблемы / В.Е. Семенов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 166 с.
176. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
177. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
178. Смирнов Г.Л. Трудовой коллектив / Г.Л. Смирнов. – М.: Профиздат, 1995. – 269 с.
179. Смирнова Е.И. Клубные объединения / Е.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1977. – 158 с.
180. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях / Е.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1985. – 302 с.
181. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: дис. … на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук / Е.И. Смирнова. – Л., 1989. – 484 с.
182. Совершенствование самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе: сб. науч. тр. / под ред. Е.Я. Зазерского. – Л.: ЛГИК, 1987. – 164 с.
183. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. Вопросы теории и практики / Ю.Е. Соколовский. – М.: Сов. Россия, 1984.
184. Соловьев В.П. Социально-психологические факторы руководства первичным трудовым коллективом / В.П. Соловьев // Вестн. Моск. ун-та, 1987. – № 4. – С. 16 – 22. Серия «Психология».
185. Соломоник Ф.А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Ф.А. Соломоник. – Л.: ЛГИК, 1977. – 184 с.
186. Соломоник Ф.А. Педагогика самодеятельного художественного коллектива: учеб. пособие / Ф.А. Соломоник. – Л.: ЛГИК, 1988. – 108 с.
187. Соломоник Ф.А. Проблемы воспитания личности в художественной самодеятельности / Ф.А. Соломоник // Совершенствование самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. – Л.: ЛГИК, 1987. – С. 38 – 51.
188. Соломоник Ф.А. Репертуар – основа воспитательного воздействия в самодеятельном коллективе / Ф.А. Соломоник // Педагогические условия организации самодеятельного творчества: сб. ст. – Л.: ЛГИК, 1982. – С. 27 – 42.
189. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура / А.Н. Сохор. – М.: Сов. композитор, 1975. – 205 с.
190. Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.
191. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.
192. Столович Л.С. Жизнь – творчество – человек: функции художественной деятельности / Л.С. Столович. – М.: Политиздат, 1985. – 415 с.
193. Сумин П.И. От тактики выживания к стратегии развития: избранные статьи, выступления, интервью / П.И. Сумин. – Челябинск, 2004. – 607 с.
194. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – В 3 т. М: Педагогика, 1981, Т.1. – С. 523.
195. Сухомлинский В.А. О воспитании. – Изд. 6 / В.А. Сухомлинский; сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик. – М.: Политиздат, 1988. – 270 с.
196. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности / Г.С. Тарасов. – М.: Наука, 1979. – 191 с.
197. Тарасов С.М., Мещеряков Б.М, Наровлянская С.Б. Создатели стальных богатырей / С.М. Тарасов, Б.М. Мещеряков, С.Б. Наровлянская. – Челябинск, 1988. – 161 с.
198. Тейлор Ф. Научная организация труда / Ф. Тейлор // Управление – это наука и искусство. – М.: АСТ, 1992. – 410 с.
199. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы / В.Е. Триодин. – М.: Сов. Россия, 1984. – 154 с.
200. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. – Москва-Воронеж: МОДЭК, 1997. – 448 с.
201. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов / Л.И. Уманский // Методология и методы социальной психологии. – М.: МГУ, 1977. – 257 с.
202. Филипов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология, педагогика / А.В. Филипов, В.К. Липинский, В.Н. Князев. – М.: Высш. шк., 1989. – 429 с.
203. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. энцикл., 1983. – 840 с.
204. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин. – М.: Наука, 1986. – 235 с.
205. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека / Ю.У. Фохт-Бабушкин. – М.: Знание, 1982. – 110 с.
206. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученического коллектива / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина. – М.: Педагогика, 1988. – 207 с.
207. Художественная жизнь современного общества. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1997. – Т.2: Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. – 213 с.
208. Художественная жизнь современного общества. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. – Т.3: Искусство в контексте социальной экономии. – 353 с.
209. Худяков В.Н. Формирование математической культуры у учащихся начального профессионального образования: дис. …на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук / В.Н. Худяков. – Магнитогорск, МГПУ, 2002. – 349 с.
210. Цукерман В.С. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования / В.С. Цукерман. – М., 1972. – 168 с.
211. Цукерман В.С. Художественная культура и участие советских рабочих в ее освоении и развитии / В.С. Цукерман. – В кн.: Духовный мир советского рабочего. – М., 1972. – С.331 – 358.
212. Цукерман В.С. Народная художественная культура как средство развития творческой активности масс / В.С. Цукерман // Культурно-просветительская работа и социально-творческая активность масс в условиях развитого социализма / ЧГИК. – Челябинск, 1983. – С.13 – 24.
213. Цукерман В.С. Народная художественная культура в условиях социализма: учеб. пособие / В.С. Цукерман. – Челябинск, 1989. – 135 с.
214. Чапулис П.П. Педагогическая коррекция социально-психологического климата самодеятельного художественного коллектива: автореф. дис. … канд. пед. наук / П.П. Чапулис. – Л.: ЛГИК, 1989. – 16 с.
215. Человек в мире художественной культуры / ред. коллегия. Б.А. Грушин, А.Я. Зись. – М.: Наука, 1982. – 336 с.
216. Чернушенко В.А. Племя одержимых / В.А. Чернушенко // Сов. культура. – 1970. – № 12. – С. 19 – 24.
217. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 320 с.
218. Шамина Л.В. Школа русского народного пения / Л.В. Шамина. – М.: МГФЦ «Русская песня», 1997. – 85 с.
219. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей / Ю.В. Шаров. – М.: Педагогика, 1970. – 265 с.
220. Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие / Н.И. Шевардин. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Ч.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии – 544 с.
221. Шевлякова Н. Песня в цехе / Н. Шевлякова // Клуб и художественная самодеятельность. – М.: 1982, – № 7.
222. Шестаков А. Специфика российского трудового коллектива: мифы и реальность / А. Шестаков // Кадры предприятия. – 2002. – № 2.
223. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. – М.: Культура и спорт, 1984. – 320 с.
224. Щедрин И.И. Художественно-продуктивная деятельность как средство формирования эстетических потребностей участников художественных коллективов / И.И. Щедрин // Культурно-просветительная работа и социально-творческая активность масс в условиях развитого социализма. – Челябинск: ЧГИК, 1983. – С.111 – 122.
225. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство: пер.с англ. / К.Г. Юнг, Э. Нойманн. – М.: REFL-book, К.ВАКЛЕР, 1998. – 304 с.
226. Якунин В.А. Обучение как процесс управления / В.А. Якунин. – Л.: ЛГУ, 1988. – 160 с.
227. Якупов А.Н. Музыкальное воспитание – всем! Об опыте организации массового музыкального воспитания в Магнитогорске. – М.: Сов.композитор, 1990. – 104 с.
228. Mc Niff S. A. Motivation in art // Art Psуchotherapу. 1977. Vol. 4. P. 125 – 136.
229. Amabile T.M. The social psусholoqу of creativitу. Berlin; Heideiberg; New York; Tokyo, 1983.
230. Denora Tia Music in Everyday Life. Cambridge. Cambridge University Press 2000. 181 стр.
231. Back Les The Auditory Culture Reader. New York. Berg. P