Понятие торговли услугами




По определению ГАТС, торговля услугами представляет собой оказание услуг поставщиком одного государства на основе коммерче­ского присутствия на территории другого государства. В ст. XXVIII (Понятие) под коммерческим присутствием понимается любой вид предпринимательской деятельности, в том числе на основе инкорпо­рирования, приобретения или создания компании, филиала или пред­ставительства. Это понятие охватывает стадию допуска и функциони­рования инвестиций, уже размещенных или вновь размещаемых. ГАТС принимает узкое определение инвестиций по сравнению с при­веденными в двусторонних и многих региональных инвестиционных соглашениях. В то же время это дает преимущества инвесторам, так как страны-участницы связаны обязательствами в отдельных отраслях и способах поставки услуг, определяемыми их схемами.

Положения ГАТС распространяются на меры, негативно влияю­щие на торговлю услугами. Статья XXVIII к этим мерам относит любые средства в форме законодательных норм, правил, процедур, решений, административных действий, ограничивающих торговлю услугами. Отраслевой охват ГАТО универсален и распространяется на все виды услуг, за исключением подлежащих правительственному регулирова­нию, особых обязательств по доступу на рынок и национальному ре­жиму, а также общих обязательств.

Либерализация инвестиционных режимов

Либерализации инвестиционных режимов посвящены следующие статьи ГАТС: ст. II (Режим наибольшего благоприятствования), ст. XVI (Доступ на рынки), ст. XVII (Национальный режим). Статья II содержит обязательства для всех стран-участниц и всех секторов услуг, хотя в Приложении ГАТС определены исключения из РНБ. Таким об­разом, основной режим в рамках ГАТС - РНБ, исключения из которо­го четко зафиксированы как минимум в 6 из 10 стран-участниц (из об­щего количества 106 исключений только 61 определены схемами). Го­ризонтальные исключения составляют '/5 всех исключений и распространяются на миграцию физических лиц, налогообложение, двусторонние инвестиционные соглашения. Так, в Брунее, Канаде и Польше горизонтальные исключения по инвестициям относятся ко всем отраслям и странам в течение неопределенного периода времени; в Таиланде они действуют в отношении сферы услуг и американских юридических и физических лиц, которым предоставляется националь­ный режим на 10 лет, что определяется двусторонними соглашениями. Преобладающая часть исключения (4/5) имеет отраслевой характер; в отношении них страны-участницы не Связаны взаимными обязатель­ствами в рамках Уругвайских договоренностей. Это:

• аудиовизуальные услуги — соглашения о совместном производ­стве кинофильмов, телевизионных программ, совместных программ финансирования аудиовизуальных услуг в странах с общими культур­ными традициями;

• сухопутный, железнодорожный и водный транспорт (главным образом перевозки в рамках преференциальной торговли);

• финансовые услуги — лицензии зарубежным финансовым ин­ститутам;

• телекоммуникационные услуги;

• профессиональные услуги — двусторонние услуги о взаимном признании профессиональных квалификаций и лицензирования.

На услуги, относящиеся к компетенции национальных прави­тельств, распространяется национальный режим и особые обязатель­ства по доступу на рынок. Положения ст. XVI не определяют правил доступа на рынки принимающих стран для зарубежных поставщиков услуг и не определяют право инвестора на коммерческое присутствие в принимающих странах. Стороны смогли прийти к договоренности только по шести мерам, которые, хотя и носят запрещенный характер, особо определяются национальным регулированием. Из них два вида мер связаны с коммерческим присутствием:

• ограничения в отношении правовых субъектов, являющихся по­средниками зарубежных поставщиков услуг (например, филиалы или

дочерние компании);

• ограничения на долю или стоимостной объем зарубежного участия. Под национальным режимом в отношении зарубежных услуг и по­ставщиков услуг понимается режим, не менее благоприятный по сравнению с предоставляемым национальным услугам и поставщикам ус­луг. Согласно ст. XVII такой режим не всегда соответствует режиму, принятому в отношении национальных компаний, причем подобная ситуация может сохраняться, пока конкурентные условия для зару­бежных поставщиков не ухудшатся. Де-факто стандартный нацио­нальный режим, определенный в ГАТТ-94, основан на концепции рав­ных конкурентных возможностей для национальных и зарубежных предпринимателей. Вместе с тем эта концепция не отражает общее обязательство по ГАТС и относится к отраслям и способам реализации услуг, определяемым национальными правилами.

В отличие от ТРИ МС и ТРИПС, Соглашение по торговле услугами Позволяет странам сохранить действующие меры, не соответствующие его нормам, а также вводить новые дискриминационные ограничения в отраслях, не относящихся к прерогативе национального регулирова­ния, или в отраслях, составляющих исключение из РНБ. ГАТС также допускает, что зарубежный поставщик услуг из страны — участницы группировки может рассчитывать на преференциальный режим в другой стране-участнице.

Соглашение предполагает общие исключения, включая защиту об­щественной морали и здоровья населения, защиту животных, меры прямого налогообложения и межгосударственные соглашения об из­бежании двойного налогообложения, а также защитные оговорки, аналогичные оговоркам в торговле товарами (ГАТТ).

• ГАТС не содержит норм, непосредственно связанных с произ­водственной деятельностью компаний и процедурой отбора инве­стиционных проектов, находящихся в компетенции национальных правительств. Вместе с тем ст. ХУ1:2 Соглашения определяет меры, ограничивающие общую стоимость активов в форме квотирования или требования оценки экономических потребностей. Несоответст­вующие меры отбора инвестиционных проектов могут сохраняться в отдельных секторах, определенных обязательствами стран. Эти меры относятся к сфере режима наибольшего благоприятствования.

Требования к деятельности компаний косвенно определены в ст. XVI:2 (Доступ на рынок). Речь идет о мерах, требующих особых форм организации юридических лиц, совместных предприятий, парт-нёшипов (полное товарищество), посредством которых поставщик ус­луг может оказывать услуги. Несоответствующие меры могут в опреде­ленных отраслях сохраняться на условиях, указанных национальными правилами.

ГАТС также предусматривает защитные меры (ст. Х:1), применяе­мые для равновесия платежного баланса.

Статья XIV посвящена налогообложению. Страны имеют право принимать меры, несовместимые со ст. XVII (Национальный режим при условии неадекватного режима в отношении введения или взима­ния прямых налогов) и ст. II (РНБ при условии неадекватного режима, соответствующего соглашению об избежании двойного налогообло­жения). Налоговые меры, негативно влияющие на поставки услуг за­рубежными поставщиками, не требуют подтверждения по ст. XIV (Об­щие исключения). Эта норма действует до тех пор, пока не нарушены обязательства. Для применения общих исключений необходимо удов­летворение трем условиям, в том числе определение национальной принадлежности поставщика услуг; наличие менее благоприятных ус­ловий конкуренции для зарубежных фирм.

ГАТС содержит правила установления происхождения, требую­щие оценки предпринимательской деятельности при определении национальной принадлежности юридического лица. При поставке услуг на основе коммерческого присутствия происхождение компа­нии определяется с учетом ее собственности или права контроля. Компания считается иностранной, если более 50% ее собственности принадлежит зарубежным собственникам или находится под контро­лем другой страны, представители которой имеют большинство в со­вете директоров.

Разрешение споров в рамках ГАТС происходит в соответствии с единой процедурой ВТО.

Недостатки ГАТС

Вотличие от многих международных инвестиционных соглаше­ний ГАТС содержит сравнительно слабые и ограниченные положе­ния, касающиеся защиты иностранных капиталовложений. Статья XI определяет порядок платежей и перевода средств, который не связы­вает страны-участницы взаимными обязательствами. Дается лишь рекомендация национальным правительствам не ограничивать меж­дународные переводы и платежи по текущим операциям в отраслях, подлежащих особым обязательствам. Ограничения платежей воз­можны при хроническом дефиците платежного баланса и серьезных внешних финансовых затруднениях, требующих введения ограниче­ний на зарубежные инвестиции. Такие ограничения подлежат много­стороннему регулированию на недискриминационной и временной основе.

Соглашение не содержит норм, определяющих порядок экспро­приации и компенсации, что, напротив, служит одной из отличитель­ных черт двусторонних и региональных инвестиционных соглашений.

Потенциальный эффект ГАТС на капиталопотоки

Вцелом экономический эффект ГАТС можно систематизировать следующим образом:

Таблица 1

Эффект ГАТС на инвестиции

Эффект ГАТС на инвестиции Нетто-эффект на динамику инвестиций
Приток ПЗИ в сферу услуг может возрасти Рост объема инвестиций
Возможен рост ПЗИ в аффилированные структуры сферы услуг Рост объема инвестиций
Либерализация трансграничных финансовых потоков нацелена на создание коммерческого присутствия в форме ПЗИ Рост объема инвестиций
Либерализация трансграничных потоков финансового капитала при предоставлении услуг в форме ПЗИ Рост объема инвестиций
ПЗИ могут сократиться до объема, необходимого для формирования оптимальной сети аффилированных структур по преодолению торговых барьеров в принимающих странах Сокращение объема инвестиций


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: