Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)




Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности — ТРИПС, подписанное в рамках Уругвайского раунда переговоров ГАТТ и вступившее в силу в январе 1995 г., содержит ме­ханизм защиты прав интеллектуальной собственности — патентов, торговых марок, авторских прав и др. Этот круг вопросов часто опреде­ляется двусторонними инвестиционными соглашениями. Основные цели ТРИПС связаны с защитой прав интеллектуальной собственно­сти на основе содействия технологическим инновациям, передаче тех­нологий, предоставлению взаимных преимуществ производителям и потребителям технологий, росту экономического и социального бла­госостояния стран.

Интеллектуальная собственность служит важной составной ча­стью инвестиций. Она учитывается в инвестиционных соглашениях, которые предполагают широкое понятие инвестиций, т.е. в двусторон­них инвестиционных соглашениях, региональных и многосторонних инвестиционных соглашениях.

ТРИПС определяет отношение ВТО к правам интеллектуальной собственности и показывает, как правила ВТО влияют на инвестици­онные режимы при условии, что ПЗИ включают: передачу технологий между материнской фирмой и ее зарубежными дочерними компания­ми и филиалами; значительную часть технологий (или производств, связанных с капиталовложениями), защищаемых правами интеллектуальной собственности (издательские права, торговые марки, патен­ты, промышленный дизайн).

Лицензионные соглашения, касающиеся прав интеллектуальной собственности материнских фирм и их использования зарубежными филиалами, широко используются в практике ТНК, служащих основ­ными инструментами передачи технологий в мире. Хотя ТРИПС и не содержит детальных условий в отношении инвестиций, оно обеспечи­вает стабильную защиту компаний, вкладывающих средства, ведущих производство и торговлю наукоемкими и техноемкими товарами и ус­лугами. Подобная защита носит непрямой характер, так как права ин­теллектуальной собственности являются результатом инвестиций.

Страны-участницы могут принимать меры по защите здоровья на­селения, охране окружающей среды, защите отраслей, имеющих осо­бую значимость для социально-экономического и технологического развития, если такие меры не противоречат условиям Соглашения.

ТРИПС не содержит норм, непосредственно относящихся к инве­стициям, однако само существование Соглашения содействует защите зарубежных инвестиций, связанных прежде всего с производством и торговлей техноемкими и наукоемкими товарами и услугами.

Инвестиционные режимы

В Соглашении в отношении издательских прав, торговых марок на товары и услуги, промышленного дизайна, патентов, дизайна инте­гральных схем, торговых секретов, применения географических назва­ний, защиты секретной информации зафиксированы национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

В соответствии со ст. 3 (Национальный режим), каждая сторона обязана предоставить юридическим и физическим лицам другой сторо­ны режим, не менее благоприятный, чем применяемый в отношении национальных лиц с учетом защиты интеллектуальной собственности и сохранения исключений, определенных принятыми конвенциями. К последним относятся: Парижская конвенция по защите промышлен­ной собственности (1967 г.), Бернская конвенция по защите литератур­ных произведений и произведений искусства (1971 г.), Римская конвен­ция по защите производителей фонограмм, исполнителей и радиовеща­тельных компаний (1961 г.), Договор по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем (1989 г.). Стороны мо­гут применять исключения, разрешенные многосторонними конвен­циями, но лишь для обеспечения соответствия с законодательством и правилами, несовместимыми с условиями ТРИПС, а также в случаях, когда такая практика не служит явным ограничением торговли.

Статья 4 (Режим наибольшего благоприятствования) определяет случаи применения РНБ. Если любое преимущество, привилегия или иммунитет предоставляются одной страной лицам другой страны, они должны быть немедленно и на безусловной основе распространены на юридические и физические лица страны — участницы ТРИПС. Ис­ключениями могут быть:

• преимущества, привилегии, связанные с международными со­глашениями по оказанию судебной или правовой помощи и не имею­щие прямого отношения к защите интеллектуальной собственности;

• преимущества и привилегии, предоставляемые в соответствии с условиями Бернской конвенции (1971 г.) или Римской конвенции, при условии, что режим связан не с национальным режимом, а с режи­мом, предоставленным другой стране;

• преимущества и привилегии, связанные с международными со­глашениями по защите прав интеллектуальной собственности, кото­рые вступили в силу до 1 января 1995 г., т.е. до даты вступления в силу ТРИПС, и не являются дискриминацией лиц других стран-членов;

• с учетом прав исполнителей и производителей фонограмм и ра­диовещательных корпораций, которые не определены в ТРИПС.

По Соглашению страны обязаны восстановить нарушенные права собственности при поставке товаров с поддельными товарными знака­ми, незаконно копируемых товаров и др. Национальные таможни име­ют право приостановить сбыт товара на внутреннем рынке при установ­лении факта подделки товарного знака. В отношении антимонопольной практики и лицензионных контрактов рекомендуется проведение кон­сультаций между правительствами. Разрешение споров предполагается на многосторонней основе с учетом единой процедуры ВТО.

Вопросы, определенные в Соглашении; находятся в ведении спе­циального органа — Совета по торговым аспектам прав интеллектуаль­ной собственности.

Потенциальный эффект ТРИПС на капиталопотоки

Экономический эффект ТРИПС на инвестиционные потоки пред­ставлен в табл. 2.

Таблица 2.

Влияние соглашения ТРИПС на динамику инвестиций

Эффект ТРИПС на инвестиции Нетто-эффект на динамику инвестиций
Защита прав интеллектуальной собст­венности стимулирует приток капитала в исследования и развитие Рост инвестиций
Эффект ТРИПС на инвестиции Нетто-эффект на динамику инвестиций
Возможно сокращение ПЗИ в производ­ство лицензионной продукции при от­сутствии новых лицензий Сокращение производства лицензион­ной продукции негативно сказывается на состоянии платежного баланса из-за рос­та импорта, сокращения импорта, круп­ных переводов за рубеж роялти и гонора­ров Возможен рост потребительских расхо­дов и в результате перемещения ресурсов из инвестиций в потребление Приток ПЗИ может возрасти в результате улучшения инвестиционного климата и более мягкого регулирования Отсутствие соответствующего админист­ративного регулирования защиты интел­лектуальной собственности требует ре­сурсов для отбора инвесторов и ведет к сокращению притока частных инвести­ций   Сокращение инвестиций   Не выявлен     Сокращение инвестиций   Рост инвестиций   Сокращение инвестиций

 

Как видно, эффект соглашения ТРИПС на капиталопотоки носит разнонаправленный характер и ведет как к увеличению объема инве­стиций, так и к его сокращению в зависимости от складывающихся факторов.

В соответствии с Соглашением развитые страны ВТО обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами ТРИПС в течение года с даты вступления, а развивающиеся страны — в течение пяти лет.

Таким образом, Инвестиционное регулирование в рамках ВТО характеризуется регули­рованием производственной деятельности и условий выхода зарубежных ин­весторов на внешние рынки, тогда как до середины 90-х гг. основное внимание других многосторонних организаций было сфокусировано на определении взаимоотношений между инвестором (ТНК) и принимающей страной.

ТРИМС предполагает ликвидацию торговых аспектов инвестиций, не­совместимых со ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Общие правила коли­чественных ограничений) ГАТТ-94. Еще одно направление либерализации — применение безусловного РНБ и стандартного национального режима, а так­же запрет на сохранение исключений, действовавших в переходный период. Положения Соглашения распространяются только на вновь вкладываемые ка­питалы. ТРИМС — единственное соглашение в рамках ВТО, не разрешающее исключений из зафиксированных режимов.

Генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС определяет обяза­тельства стран по сокращению инвестиционных барьеров в торговле услугами. Соглашение предполагает РНБ, который является обязательным, и нацио­нальный режим, применяемый в отношении секторов услуг, регулируемых го­сударством (4Д всех услуг). ГАТС позволяет сохранять ограничения, не соот­ветствующие его нормам, вводить новые барьеры в отраслях, составляющих исключения из РНБ. Напротив, ТРИМС и ТРИПС не разрешают вводить но­вые и сохранять прежние барьеры.

В рамках ГАТТ подписаны два соглашения, непосредственно касаю­щиеся инвестиционного регулирования. Это — Соглашение о правительствен­ных закупках/заказах, определяющее порядок допуска зарубежных инвесто­ров к преференциальной системе закупок/заказов, и Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах, регулирующее стимулирование зарубежных инвестиций.

ТРИПС защищает инвесторов от несанкционированного использова­ния нелицензионных товаров, торговых марок и других объектов интеллекту­альной собственности, что дает возможность приостановить сбыт такой про­дукции на рынке страны-импортера или принимающей страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: