Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности — ТРИПС, подписанное в рамках Уругвайского раунда переговоров ГАТТ и вступившее в силу в январе 1995 г., содержит механизм защиты прав интеллектуальной собственности — патентов, торговых марок, авторских прав и др. Этот круг вопросов часто определяется двусторонними инвестиционными соглашениями. Основные цели ТРИПС связаны с защитой прав интеллектуальной собственности на основе содействия технологическим инновациям, передаче технологий, предоставлению взаимных преимуществ производителям и потребителям технологий, росту экономического и социального благосостояния стран.
Интеллектуальная собственность служит важной составной частью инвестиций. Она учитывается в инвестиционных соглашениях, которые предполагают широкое понятие инвестиций, т.е. в двусторонних инвестиционных соглашениях, региональных и многосторонних инвестиционных соглашениях.
ТРИПС определяет отношение ВТО к правам интеллектуальной собственности и показывает, как правила ВТО влияют на инвестиционные режимы при условии, что ПЗИ включают: передачу технологий между материнской фирмой и ее зарубежными дочерними компаниями и филиалами; значительную часть технологий (или производств, связанных с капиталовложениями), защищаемых правами интеллектуальной собственности (издательские права, торговые марки, патенты, промышленный дизайн).
Лицензионные соглашения, касающиеся прав интеллектуальной собственности материнских фирм и их использования зарубежными филиалами, широко используются в практике ТНК, служащих основными инструментами передачи технологий в мире. Хотя ТРИПС и не содержит детальных условий в отношении инвестиций, оно обеспечивает стабильную защиту компаний, вкладывающих средства, ведущих производство и торговлю наукоемкими и техноемкими товарами и услугами. Подобная защита носит непрямой характер, так как права интеллектуальной собственности являются результатом инвестиций.
Страны-участницы могут принимать меры по защите здоровья населения, охране окружающей среды, защите отраслей, имеющих особую значимость для социально-экономического и технологического развития, если такие меры не противоречат условиям Соглашения.
ТРИПС не содержит норм, непосредственно относящихся к инвестициям, однако само существование Соглашения содействует защите зарубежных инвестиций, связанных прежде всего с производством и торговлей техноемкими и наукоемкими товарами и услугами.
Инвестиционные режимы
В Соглашении в отношении издательских прав, торговых марок на товары и услуги, промышленного дизайна, патентов, дизайна интегральных схем, торговых секретов, применения географических названий, защиты секретной информации зафиксированы национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
В соответствии со ст. 3 (Национальный режим), каждая сторона обязана предоставить юридическим и физическим лицам другой стороны режим, не менее благоприятный, чем применяемый в отношении национальных лиц с учетом защиты интеллектуальной собственности и сохранения исключений, определенных принятыми конвенциями. К последним относятся: Парижская конвенция по защите промышленной собственности (1967 г.), Бернская конвенция по защите литературных произведений и произведений искусства (1971 г.), Римская конвенция по защите производителей фонограмм, исполнителей и радиовещательных компаний (1961 г.), Договор по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем (1989 г.). Стороны могут применять исключения, разрешенные многосторонними конвенциями, но лишь для обеспечения соответствия с законодательством и правилами, несовместимыми с условиями ТРИПС, а также в случаях, когда такая практика не служит явным ограничением торговли.
Статья 4 (Режим наибольшего благоприятствования) определяет случаи применения РНБ. Если любое преимущество, привилегия или иммунитет предоставляются одной страной лицам другой страны, они должны быть немедленно и на безусловной основе распространены на юридические и физические лица страны — участницы ТРИПС. Исключениями могут быть:
• преимущества, привилегии, связанные с международными соглашениями по оказанию судебной или правовой помощи и не имеющие прямого отношения к защите интеллектуальной собственности;
• преимущества и привилегии, предоставляемые в соответствии с условиями Бернской конвенции (1971 г.) или Римской конвенции, при условии, что режим связан не с национальным режимом, а с режимом, предоставленным другой стране;
• преимущества и привилегии, связанные с международными соглашениями по защите прав интеллектуальной собственности, которые вступили в силу до 1 января 1995 г., т.е. до даты вступления в силу ТРИПС, и не являются дискриминацией лиц других стран-членов;
• с учетом прав исполнителей и производителей фонограмм и радиовещательных корпораций, которые не определены в ТРИПС.
По Соглашению страны обязаны восстановить нарушенные права собственности при поставке товаров с поддельными товарными знаками, незаконно копируемых товаров и др. Национальные таможни имеют право приостановить сбыт товара на внутреннем рынке при установлении факта подделки товарного знака. В отношении антимонопольной практики и лицензионных контрактов рекомендуется проведение консультаций между правительствами. Разрешение споров предполагается на многосторонней основе с учетом единой процедуры ВТО.
Вопросы, определенные в Соглашении; находятся в ведении специального органа — Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Потенциальный эффект ТРИПС на капиталопотоки
Экономический эффект ТРИПС на инвестиционные потоки представлен в табл. 2.
Таблица 2.
Влияние соглашения ТРИПС на динамику инвестиций
Эффект ТРИПС на инвестиции | Нетто-эффект на динамику инвестиций |
Защита прав интеллектуальной собственности стимулирует приток капитала в исследования и развитие | Рост инвестиций |
Эффект ТРИПС на инвестиции | Нетто-эффект на динамику инвестиций |
Возможно сокращение ПЗИ в производство лицензионной продукции при отсутствии новых лицензий Сокращение производства лицензионной продукции негативно сказывается на состоянии платежного баланса из-за роста импорта, сокращения импорта, крупных переводов за рубеж роялти и гонораров Возможен рост потребительских расходов и в результате перемещения ресурсов из инвестиций в потребление Приток ПЗИ может возрасти в результате улучшения инвестиционного климата и более мягкого регулирования Отсутствие соответствующего административного регулирования защиты интеллектуальной собственности требует ресурсов для отбора инвесторов и ведет к сокращению притока частных инвестиций | Сокращение инвестиций Не выявлен Сокращение инвестиций Рост инвестиций Сокращение инвестиций |
Как видно, эффект соглашения ТРИПС на капиталопотоки носит разнонаправленный характер и ведет как к увеличению объема инвестиций, так и к его сокращению в зависимости от складывающихся факторов.
В соответствии с Соглашением развитые страны ВТО обязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами ТРИПС в течение года с даты вступления, а развивающиеся страны — в течение пяти лет.
Таким образом, Инвестиционное регулирование в рамках ВТО характеризуется регулированием производственной деятельности и условий выхода зарубежных инвесторов на внешние рынки, тогда как до середины 90-х гг. основное внимание других многосторонних организаций было сфокусировано на определении взаимоотношений между инвестором (ТНК) и принимающей страной.
ТРИМС предполагает ликвидацию торговых аспектов инвестиций, несовместимых со ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Общие правила количественных ограничений) ГАТТ-94. Еще одно направление либерализации — применение безусловного РНБ и стандартного национального режима, а также запрет на сохранение исключений, действовавших в переходный период. Положения Соглашения распространяются только на вновь вкладываемые капиталы. ТРИМС — единственное соглашение в рамках ВТО, не разрешающее исключений из зафиксированных режимов.
Генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС определяет обязательства стран по сокращению инвестиционных барьеров в торговле услугами. Соглашение предполагает РНБ, который является обязательным, и национальный режим, применяемый в отношении секторов услуг, регулируемых государством (4Д всех услуг). ГАТС позволяет сохранять ограничения, не соответствующие его нормам, вводить новые барьеры в отраслях, составляющих исключения из РНБ. Напротив, ТРИМС и ТРИПС не разрешают вводить новые и сохранять прежние барьеры.
В рамках ГАТТ подписаны два соглашения, непосредственно касающиеся инвестиционного регулирования. Это — Соглашение о правительственных закупках/заказах, определяющее порядок допуска зарубежных инвесторов к преференциальной системе закупок/заказов, и Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах, регулирующее стимулирование зарубежных инвестиций.
ТРИПС защищает инвесторов от несанкционированного использования нелицензионных товаров, торговых марок и других объектов интеллектуальной собственности, что дает возможность приостановить сбыт такой продукции на рынке страны-импортера или принимающей страны.