Соглашение по торговым аспектам инвестиций (ТРИМС)




МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В РАМКАХ ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО), действующая с 1 января 1995 г., содействовала значительному прогрессу в регулировании ка­питалопотоков на многостороннем уровне. Были подписаны докумен­ты, носящие связанный характер. Инвестиционные соглашения в рам­ках ВТО положили начало качественно новому этапу в регулировании капиталопотоков на международном уровне.

До середины 90-х гг. основное внимание уделялось проблемам взаимоотношений между ТНК и принимающими странами, распро­странению национального режима как недискриминационного, пре­доставляющего зарубежным инвесторам равные с национальными предпринимателями права.

ВТО, в рамках которой был заключен ряд инвестиционных согла­шений, положила начало новому этапу в регулировании капиталопо-токов на международном уровне, определила требования к производ­ственной деятельности зарубежных компаний на территории прини­мающей страны и условия их выхода на внешние рынки. В рамках ВТО подписаны следующие документы, касающиеся сферы инвестицион­ного регулирования:

• Соглашение по торговым аспектам инвестиций (ТРИМС);

• Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

• Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам в рамках ГАТТ;

• Соглашение по правительственным закупкам в рамках ГАТТ;

• Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуаль­ной собственности (ТРИПС).

Эти документы определяют права и обязанности правительств в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиции на территории принимающих стран. В отличие от них большинство соглашений, подписанных в рамках ГАТТ, имеют отношение только к обязательствам правительств в отношении зарубежных товаров.

Инвестиционные вопросы в ВТО рассматриваются Рабочей груп­пой по торговле и инвестициям, созданной по решению Министер­ской конференции ВТО в декабре 1996 г. (Сингапур) с целью анализа взаимосвязи между торговлей и инвестициями.

Соглашение по торговым аспектам инвестиций (ТРИМС)

Соглашение по торговым аспектам инвестиций — ТРИМС было подпи­сано в ходе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ в 1994 г. и вступило в силу с 1. января 1995 г. Его основная цель — прогрессивная либерали­зация мировой торговли и стимулирование международных инвести­ций для содействия экономическому росту стран-участниц, особенно развивающихся. ТРИМС учитывает специфику торговли, развития и финансовых потребностей развивающихся стран, прежде всего наиме­нее развитых.

Главная идея Соглашения, как записано в документе, связана с уменьшением возможного ограничительного эффекта инвестиций на торговлю. Чтобы избежать этого, страны-участницы не должны применять мер, связанных с торговыми аспектами инвестиций, ко­торые несовместимы со ст. IIIи XI Соглашения ГАТТ-94. Подобное обязательство требует применения национального режима и полной ликвидации количественных ограничений. При этом (с учетом со­стояния платежного баланса) развивающиеся страны могут времен­но отступать от положений ст. II в объеме, определенном ст. XVIII ГАТТ-94.

В ТРИМС не содержится определения инвестиций. В Преамбуле к Соглашению сказано лишь об ограничительном эффекте инвестици­онных мер на торговлю. В Приложении приведен Иллюстративный список применяемых мер, которые имеют силу иска, используются в административной практике и дают инвестору экономические пре­имущества. Эти меры нарушают положения ст. 111:4 (Национальный режим) и ст. XI: 1 (Общие правила количественных ограничений по ГАТТ-94).

Нормы Соглашения относятся к инвестиционным мерам, связан­ным только с торговлей товарами, и не распространяются на торговлю услугами.

Иллюстративный список мер ТРИМС

Иллюстративный список торговых аспектов инвестиционных мер, несовместимых с принципом национального режима:

• требование приобретения определенного количества или стои­мостного объема местной продукции;

• ограничение объема или стоимости импортных товаров, необхо­димых зарубежному инвестору, объемом или стоимостью экспорти­руемых товаров (или требование сбалансированности торговли).

Положения ТРИМС, несовместимые с обязательствами по ликви­дации количественных ограничений, включают в себя:

• ограничение импорта товаров, используемых в местном произ­водстве или имеющих к нему отношение, объемом инвестиций;

• требование экспорта или поставок на экспорт товаров в зависи­мости от объема или стоимости местного производства.

Запрещенные меры согласно ТРИМС включают в себя как практи­куемые средства регулирования, так и все формы преимуществ зару­бежного инвестирования, в том числе налоговые льготы и прямое суб­сидирование.

ТРИМС подразумевает общие обязательства национальных прави­тельств, принимающих необходимые меры по обеспечению соответст­вия этих мер мерам, применяемым региональными и местными властя­ми. Статья УГ.2 (Прозрачность) рекомендует странам-участницам уве­домлять Секретариат ВТО о публикациях мер ТРИМС, используемых на местном и региональном уровнях. Эти меры, не соответствующие нормам Соглашения, подлежат нотификации и должны быть ликвиди­рованы в соответствии со ст. V (Уведомление и Переходный период). Длительность этого периода дифференцирована с учетом уровня эконо­мического развития страны. Развитые государства должны ликвидиро­вать все ТРИМС в течение двух лет с даты вступления в силу, развиваю­щиеся страны — пяти лет, наименее развитые страны — семи лет.

Государственные предприятия (в том числе имеющие исключи­тельные или специальные права на куплю-продажу) подлежат регули­рованию в соответствии со ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Общие правила количественных ограничений), а также со ст. XVII (Госу­дарственные торговые предприятия ГАТТ-94).

Инвестиционная либерализация

Одним из достоинств ТРИМС являются положения об инвестици­онной либерализации, в частности на основе применения недискри­минационного и справедливого режима - безусловного режима наибольшего благоприятствования и де-факто стандартного националь­ного режима.

Соглашение не позволяет странам сохранять исключения в отно­шении мер, противоречащих его нормам. Последние должны быть ли­квидированы к концу переходного периода. С целью сохранения рав­ных конкурентных преимуществ зарубежных инвесторов, имеющих фирмы на территории принимающих стран, положения Соглашения распространяются на вновь вкладываемые капиталы.

Соглашение также касается субсидирования национальных произ­водителей. В Иллюстративном списке запрещенных торговых аспек­тов инвестиционных мер указаны средства, позволяющие националь­ным компаниям получать преимущества. Хотя в ТРИМС понятие пре­имуществ четко не разъясняется, ясно, что речь идет о субсидиях. При этом можно заметить некоторое совпадение норм ТРИМС и ст. 3:1 (За­прет) Соглашения по субсидированию и компенсационным пошли­нам ГАТТ-94.

Все споры в рамках ТРИМС подлежат урегулированию в соответ­ствии с единой процедурой ВТО, предусматривающей автоматическое признание решений специально созданных групп экспертов и возмож­ность их пересмотра апелляционным органом. ВТО определяет основ­ные этапы разрешения споров: проведение консультаций между стра­нами; создание специальных групп экспертов; первые и вторые слуша­ния в группах; принятие решения и его возможный пересмотр апелляционным органом. Процедура рассчитана на 6—9 месяцев (12 месяцев — в случае апелляции). Статья VIII ТРИМС подчеркивает приверженность нормам ст. ХХН (Консультации) и ст. XXIV (Аннули­рование) по ГАТТ-94; спорные вопросы согласно Соглашению реша­ются на межгосударственной основе.

Недостатки и преимущества ТРИМС

Недостатки ТРИМС:

• нормы относятся лишь к инвестиционным мерам, связанным с торговлей товарами, что ставит грань между торговлей товарами и тор­говлей услугами;

• Иллюстративный список запрещенных барьеров определяет уз­кий круг мер, связанных с торговлей (на практике насчитывается 14 Та­ких мер). Напротив, некоторые региональные инвестиционные согла­шения содержат более комплексные меры, относящиеся к производст­венной деятельности фирмы (например, ст. 1106 НАФТА);

• страны-участницы имеют право при чрезвычайных обстоятель­ствах временно отступать от обязательств перед ГАТТ.

Преимущества ТРИМС:

• включение специальных правил инвестиционного регулирова­ния в мировую торговую систему;

• принцип прозрачности, вытекающий из обязательства стран уведомлять о мерах, несовместимых с ТРИМС. Данное обязательство автоматически распространяется на все торговые аспекты инвести­ций, которые могут быть добавлены в Иллюстративный список.

По мнению зарубежных аналитиков, реализация ТРИМС скажет­ся на динамике капиталопотоков в мире как позитивно, так и негатив­но. Так, без требования использовать местные компоненты как усло­вия допуска зарубежных инвесторов возможно сокращение инвести­ций в местное производство принимающей страны. Кроме того, приток инвестиций может сократиться из-за неуверенности зарубеж­ных инвесторов в отношении применения ограничений, не подпадаю­щих под ТРИМС. Соглашение в то же время стимулирует ПЗИ в экспорто-ориентированные производства принимающей страны.

В целом значение ТРИМС заключается в определении инвестици­онных мер, связанных с торговлей, их несовместимости с обязательст­вами стран — участниц ВТО, а также прекращение их использования в течение установленного срока. Ранее эти меры широко применялись в мировой практике, что нарушало ст. III ГАТТ (Национальный ре­жим) и ст. XI ГАТТ (Общие правила в отношении количественных ог­раничений).

Отдельные меры (прежде всего требования, связанные с использо­ванием местных компонентов, сбалансированностью экспорта и им­порта, а также с экспортом в зависимости от общего объема производ­ства и объема стоимости импорта) противоречили правилам ГАТТ, и подписание Соглашения по торговым аспектам инвестиций позволи­ло решить эту проблему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: