МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В РАМКАХ ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО), действующая с 1 января 1995 г., содействовала значительному прогрессу в регулировании капиталопотоков на многостороннем уровне. Были подписаны документы, носящие связанный характер. Инвестиционные соглашения в рамках ВТО положили начало качественно новому этапу в регулировании капиталопотоков на международном уровне.
До середины 90-х гг. основное внимание уделялось проблемам взаимоотношений между ТНК и принимающими странами, распространению национального режима как недискриминационного, предоставляющего зарубежным инвесторам равные с национальными предпринимателями права.
ВТО, в рамках которой был заключен ряд инвестиционных соглашений, положила начало новому этапу в регулировании капиталопо-токов на международном уровне, определила требования к производственной деятельности зарубежных компаний на территории принимающей страны и условия их выхода на внешние рынки. В рамках ВТО подписаны следующие документы, касающиеся сферы инвестиционного регулирования:
• Соглашение по торговым аспектам инвестиций (ТРИМС);
• Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
• Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам в рамках ГАТТ;
• Соглашение по правительственным закупкам в рамках ГАТТ;
• Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Эти документы определяют права и обязанности правительств в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиции на территории принимающих стран. В отличие от них большинство соглашений, подписанных в рамках ГАТТ, имеют отношение только к обязательствам правительств в отношении зарубежных товаров.
|
Инвестиционные вопросы в ВТО рассматриваются Рабочей группой по торговле и инвестициям, созданной по решению Министерской конференции ВТО в декабре 1996 г. (Сингапур) с целью анализа взаимосвязи между торговлей и инвестициями.
Соглашение по торговым аспектам инвестиций (ТРИМС)
Соглашение по торговым аспектам инвестиций — ТРИМС было подписано в ходе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ в 1994 г. и вступило в силу с 1. января 1995 г. Его основная цель — прогрессивная либерализация мировой торговли и стимулирование международных инвестиций для содействия экономическому росту стран-участниц, особенно развивающихся. ТРИМС учитывает специфику торговли, развития и финансовых потребностей развивающихся стран, прежде всего наименее развитых.
Главная идея Соглашения, как записано в документе, связана с уменьшением возможного ограничительного эффекта инвестиций на торговлю. Чтобы избежать этого, страны-участницы не должны применять мер, связанных с торговыми аспектами инвестиций, которые несовместимы со ст. IIIи XI Соглашения ГАТТ-94. Подобное обязательство требует применения национального режима и полной ликвидации количественных ограничений. При этом (с учетом состояния платежного баланса) развивающиеся страны могут временно отступать от положений ст. II в объеме, определенном ст. XVIII ГАТТ-94.
В ТРИМС не содержится определения инвестиций. В Преамбуле к Соглашению сказано лишь об ограничительном эффекте инвестиционных мер на торговлю. В Приложении приведен Иллюстративный список применяемых мер, которые имеют силу иска, используются в административной практике и дают инвестору экономические преимущества. Эти меры нарушают положения ст. 111:4 (Национальный режим) и ст. XI: 1 (Общие правила количественных ограничений по ГАТТ-94).
|
Нормы Соглашения относятся к инвестиционным мерам, связанным только с торговлей товарами, и не распространяются на торговлю услугами.
Иллюстративный список мер ТРИМС
Иллюстративный список торговых аспектов инвестиционных мер, несовместимых с принципом национального режима:
• требование приобретения определенного количества или стоимостного объема местной продукции;
• ограничение объема или стоимости импортных товаров, необходимых зарубежному инвестору, объемом или стоимостью экспортируемых товаров (или требование сбалансированности торговли).
Положения ТРИМС, несовместимые с обязательствами по ликвидации количественных ограничений, включают в себя:
• ограничение импорта товаров, используемых в местном производстве или имеющих к нему отношение, объемом инвестиций;
• требование экспорта или поставок на экспорт товаров в зависимости от объема или стоимости местного производства.
Запрещенные меры согласно ТРИМС включают в себя как практикуемые средства регулирования, так и все формы преимуществ зарубежного инвестирования, в том числе налоговые льготы и прямое субсидирование.
ТРИМС подразумевает общие обязательства национальных правительств, принимающих необходимые меры по обеспечению соответствия этих мер мерам, применяемым региональными и местными властями. Статья УГ.2 (Прозрачность) рекомендует странам-участницам уведомлять Секретариат ВТО о публикациях мер ТРИМС, используемых на местном и региональном уровнях. Эти меры, не соответствующие нормам Соглашения, подлежат нотификации и должны быть ликвидированы в соответствии со ст. V (Уведомление и Переходный период). Длительность этого периода дифференцирована с учетом уровня экономического развития страны. Развитые государства должны ликвидировать все ТРИМС в течение двух лет с даты вступления в силу, развивающиеся страны — пяти лет, наименее развитые страны — семи лет.
|
Государственные предприятия (в том числе имеющие исключительные или специальные права на куплю-продажу) подлежат регулированию в соответствии со ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Общие правила количественных ограничений), а также со ст. XVII (Государственные торговые предприятия ГАТТ-94).
Инвестиционная либерализация
Одним из достоинств ТРИМС являются положения об инвестиционной либерализации, в частности на основе применения недискриминационного и справедливого режима - безусловного режима наибольшего благоприятствования и де-факто стандартного национального режима.
Соглашение не позволяет странам сохранять исключения в отношении мер, противоречащих его нормам. Последние должны быть ликвидированы к концу переходного периода. С целью сохранения равных конкурентных преимуществ зарубежных инвесторов, имеющих фирмы на территории принимающих стран, положения Соглашения распространяются на вновь вкладываемые капиталы.
Соглашение также касается субсидирования национальных производителей. В Иллюстративном списке запрещенных торговых аспектов инвестиционных мер указаны средства, позволяющие национальным компаниям получать преимущества. Хотя в ТРИМС понятие преимуществ четко не разъясняется, ясно, что речь идет о субсидиях. При этом можно заметить некоторое совпадение норм ТРИМС и ст. 3:1 (Запрет) Соглашения по субсидированию и компенсационным пошлинам ГАТТ-94.
Все споры в рамках ТРИМС подлежат урегулированию в соответствии с единой процедурой ВТО, предусматривающей автоматическое признание решений специально созданных групп экспертов и возможность их пересмотра апелляционным органом. ВТО определяет основные этапы разрешения споров: проведение консультаций между странами; создание специальных групп экспертов; первые и вторые слушания в группах; принятие решения и его возможный пересмотр апелляционным органом. Процедура рассчитана на 6—9 месяцев (12 месяцев — в случае апелляции). Статья VIII ТРИМС подчеркивает приверженность нормам ст. ХХН (Консультации) и ст. XXIV (Аннулирование) по ГАТТ-94; спорные вопросы согласно Соглашению решаются на межгосударственной основе.
Недостатки и преимущества ТРИМС
Недостатки ТРИМС:
• нормы относятся лишь к инвестиционным мерам, связанным с торговлей товарами, что ставит грань между торговлей товарами и торговлей услугами;
• Иллюстративный список запрещенных барьеров определяет узкий круг мер, связанных с торговлей (на практике насчитывается 14 Таких мер). Напротив, некоторые региональные инвестиционные соглашения содержат более комплексные меры, относящиеся к производственной деятельности фирмы (например, ст. 1106 НАФТА);
• страны-участницы имеют право при чрезвычайных обстоятельствах временно отступать от обязательств перед ГАТТ.
Преимущества ТРИМС:
• включение специальных правил инвестиционного регулирования в мировую торговую систему;
• принцип прозрачности, вытекающий из обязательства стран уведомлять о мерах, несовместимых с ТРИМС. Данное обязательство автоматически распространяется на все торговые аспекты инвестиций, которые могут быть добавлены в Иллюстративный список.
По мнению зарубежных аналитиков, реализация ТРИМС скажется на динамике капиталопотоков в мире как позитивно, так и негативно. Так, без требования использовать местные компоненты как условия допуска зарубежных инвесторов возможно сокращение инвестиций в местное производство принимающей страны. Кроме того, приток инвестиций может сократиться из-за неуверенности зарубежных инвесторов в отношении применения ограничений, не подпадающих под ТРИМС. Соглашение в то же время стимулирует ПЗИ в экспорто-ориентированные производства принимающей страны.
В целом значение ТРИМС заключается в определении инвестиционных мер, связанных с торговлей, их несовместимости с обязательствами стран — участниц ВТО, а также прекращение их использования в течение установленного срока. Ранее эти меры широко применялись в мировой практике, что нарушало ст. III ГАТТ (Национальный режим) и ст. XI ГАТТ (Общие правила в отношении количественных ограничений).
Отдельные меры (прежде всего требования, связанные с использованием местных компонентов, сбалансированностью экспорта и импорта, а также с экспортом в зависимости от общего объема производства и объема стоимости импорта) противоречили правилам ГАТТ, и подписание Соглашения по торговым аспектам инвестиций позволило решить эту проблему.