Учитель вместе с одним-двумя родителями или другими помощниками разыгрывают ситуацию, договариваются жестами: молча показывают рукой на того, кто будет отвечать.
– Как вы думаете, дети, нам удалось договориться? Как мы договаривались?
Упражнение детей в применении нового жеста
– Попробуйте договориться друг с другом с помощью жестов.
Дети выбирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось.
– Встаньте те, кто будет отвечать в каждой группе.
Обобщение
– Так нужны ли в школе жесты? Для чего?
Выполняется упражнение на применение нового жеста для взаимодействия в группах.
– А теперь давайте послушаем, как ребята запомнили имена своих одноклассников.
Группе, справившейся с заданием, можно выдать орден.
Игра с мячом «Знакомство»
Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч другому игроку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.
Итог занятия
У. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? Зачем нам потребовался новый школьный жест? Как вы думаете, нужны ли нам еще какие-нибудь школьные правила? Зачем мы придумываем школьные правила?
Тема 3. Знакомство в группах
Задачи: организовать пробное взаимодействие детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитывать дружеские взаимоотношения, продолжить знакомство детей.
|
Оборудование: знак «Поднятая рука», бумага, цветные карандаши, фломастеры, клубок ниток.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Игра «Паутинка»
Дети сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:
– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!
Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:
– Привет, Сергей!
Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:
– Здравствуй, Оля!
Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».
Учитель. Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Какие фигуры вы видите в этой крыше?
Дети. Треугольники и квадраты.
У. А теперь положите «паутинку» на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая поведет нас вперед.
Пересадка детей по группам
Учитель рассаживает детей по группам. В ходе этого действия детей подводят к мысли, что взятие за руки – это тоже нить дружбы.
Создание нового жеста
У. Молодцы! Скажите, ребята, а без клубочка с нитками можно показать паутинку за столами? Попробуйте, пожалуйста. Что вы мне сейчас показали?
Д. Новый жест.
У. Теперь я вижу, что вы готовы к дружной работе и вам можно поручить серьезное общее задание.
Проблемный вопрос
|
У. Дети, обратите внимание: когда я хочу позвать кого-нибудь из вас, я называю вас по имени. А вот когда я хочу обратиться к целой группе, мне приходится обращаться ко всем одинаково: «Вот эта группа». По-моему, в школе так не должно быть. Как вы думаете? Что же нам придумать?
Организация группового взаимодействия
Учитель ожидает от детей предложенийпо названию групп.
Д. А чтобы мы не забыли эти названия, надо сделать медальоны.
У. Какие вы у меня молодцы! Как мне с вами легко договариваться! Вы пока подумайте и договоритесь о названии своей группы, а я приготовлю бумагу для медальонов.
Учитель специально отключается от взаимодействия, чтобы дети проявили большую самостоятельность.
Защита проектов
Планирование знакомства с названиями групп (используем знак «Поднятая рука»).
У. Как же нам узнать, что вы придумали?
Выборы отвечающего в группах (с использованием жеста).
– Как будем рассказывать? Может, вся группа выйдет и начнет хором кричать-рассказывать? Что же придумать? Ну конечно, выбрать отвечающего!
Рассказы детей о придуманных названиях.
Знакомство с медальонами (с использованием названий групп).
Дети вывешивают свои групповые медальоны на доску.
Итог занятия
У. Понравился ли вам сегодня урок? Что было интересного на уроке? Что помогло вам выполнить трудную работу? Нравится ли вам быть школьниками?