Создание проблемной ситуации




– С мячом очень весело попадать в ловушки. Это же все-таки игра. А вот на уроке в ловушки вам хотелось бы попадать? Почему? Что нужно, чтобы не ошибаться?

Д. Быть внимательными.

У. Давайте попробуем. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них с помощью знаков [1] и [2]. Кто знает эту букву? [1] Где живет слон? [2] Сколько у нас в классе окон? [1] Сколько в классе групп? [2]

Задавая один из следующих вопросов, учитель не показывает никакого знака.

– Как называется животное, у которого есть хобот?

В классе могут возникнуть шум или замешательство.

– А в чем дело, ребята, почему вы по-разному отвечаете? Вы не знаете, как отвечать? Как же быть?

Введение нового правила

У. Скажите, а что вы делаете дома, если чего-то не знаете? А как вы думаете, в школе можно задавать вопросы или нет? Давайте попробуем.

Учитель повторяет последний вопрос и просит детей задать ему встречный вопрос. В классе может возникнуть шум.

– Ребята, это хорошо, что вы не стали делать ошибок, а спросили меня. Но получилось у вас как-то шумно. Может быть, воспользуемся подарками, которые нам прислали ученики лесной школы?

Учитель достает знак «Вопрос» и дает всем детям карточки со знаком вопроса. Снова задается последний вопрос, и дети тренируются задавать вопросы молча – знаками.

– Каждый раз, когда я буду видеть, что кто-то поднял этот знак, я буду спешить к вам на помощь.

Физкультминутка «Карлики – великаны»

У. Покажите, какие вы сейчас большие. А какие вы были раньше маленькие? Давайте поиграем в игру, в которой надо быть очень внимательными, потому что я буду вас запутывать. По сигналу «карлики» вы должны приседать, а по сигналу «великаны» – тянуться вверх.

Учитель выполняет действия вместе с детьми, но вскоре начинает запутывать детей: говорит «карлики», а сам тянется вверх и т.д.

Игра «Угадай-ка»

Дети работают на с. 66 тетради «Солнышко».
Учитель предлагает детям загадать всем вместе по картинке какой-нибудь предмет, но ему (учителю) об этом не сообщать. Угадывание заключается в следующем: надо задать как можно больше вопросов про этот предмет, чтобы быть уверенным в правильности отгадки. Например: этот предмет живой? Этот предмет едят? Под этим предметом прячутся от дождя? И т.д. После первого проигрывания учитель загадывает предмет, а дети отгадывают. Возможен вариант игры по группам, в парах.

Итог занятия

У. Кому понравился урок?
Что нового вы узнали?
Кто считает, что задавать вопросы на уроке очень важно?
Почему?
Кому трудно было задавать вопросы?

Тема 14. Применение знака «?»

Задачи: формировать умение задавать вопросы для выполнения задания; закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами.

Оборудование: знаки, наборы геометрических фигур на группы, образцы двух фигур роботов, тетрадь «Солнышко».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Игра «Угадай-ка» (по с. 66 тетради «Солнышко»)

Учитель. Что надо уметь делать, чтобы игра получилась интересной? Кому еще трудно было задавать вопросы?

Закрепление применения знаков [1] и [2]

Учитель задает ребятам вопросы, обращает их внимание на то, как надо отвечать – хором сразу или индивидуально, подняв руку.

У. Кто сегодня утром плакал и не хотел идти в школу? [1]

Учитель обращает внимание на выкрикивавших детей, все оценивают работу учащихся знаками «+», «–».

– А кто с удовольствием пришел в школу? [2] Кто с вами первый поздоровался? [1] Какое волшебное слово вы сказали мне при встрече?

Учитель не показывает никакого знака.

– Почему на этот вопрос отвечали по-разному: одни ребята поднимали руку, другие выкрикивали? Молодцы те дети, кто поднял знак вопроса. Что надо делать, когда не знаем, как поступить? Для чего вам нужны знаки вопроса?

Работа в группах

У. Что надо делать, если мы чего-то не знаем? Сейчас мы с вами попробуем выполнить очень серьезную работу и посмотрим, помогает ли в школе умение задавать вопросы.
Сегодня мы должны сконструировать одного из таких человечков.

Учитель показывает образцы роботов.

– Какие геометрические формы использовались в этих фигурках?
Собирать будем только одного робота. Работать будем в группах.
Ой-ой-ой, ребята, фигурки-то у меня все перепутались! Ну ничего, я вам буду говорить, какую искать, и вы мне поможете. Правда?

Учитель раздает детям по одному набору фигур на группу.

– Договоритесь, как разложить фигуры, чтобы все дети их видели.
Начнем выкладывать фигуру с головы. Найдите деталь для головы. Что-то во всех группах мне показывают разные фигуры. Откуда вы знаете, какую надо брать? Что надо сделать, когда не знаете?

Ребята поднимают знак «?». Учитель помогает сформулировать вопрос.

– Спросите у меня: какого цвета должна быть голова? Отвечаю: голова должна быть зеленого цвета. Покажите фигуру. Нет, еще неправильно. Спросите у меня: какой формы должна быть голова? Голова должна быть круглая. Покажите круглую зеленую деталь. Еще неправильно, разные детали показали. О чем еще надо спросить? Какого размера деталь? Покажите мне большую круглую зеленую деталь. Вот теперь все показали правильно!
Почему мы так долго выбирали одну фигурку? Что нам помогло ее отыскать? Нужно ли в школе уметь задавать вопросы?

Аналогично дети работают дальше. Теперь уже большинство ребят может без помощи учителя выйти на вопросы.

– Человечек готов. Как вы считаете, ребята, правильно ли мы сконструировали нашего человечка? Как поступают школьники, чтобы не кричать и не ссориться?

Дети. Сравнивают, проверяют.

У. Как вам удалось сложить такого же человечка?

Д. Мы задавали вопросы.

У. Посмотрите на свой знак вопроса с уважением. Он будет всегда вашим настоящим помощником.

Итог занятия

У. Кому понравился урок? Почему? Что было интересным? Что было трудным? Что важное узнали на уроке?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: