Жигужевская Александра Сергеевна




Педагог – психолог

БМАДОУ «Детский сад № 1» г. Берёзовский

Жигужевская Александра Сергеевна

 

 

Уважаемые родители!

Мы открываем рубрику посвященную вопросам ранней помощи. Данный раздел состоит из тем, каждая из которой раскрывает основные проблемы и положения связанные с ранней помощью. Первая вводная тема посвящена раскрытию понятия «ранняя помощь». Рассматривается категория лиц, нуждающаяся в оказании и сопровождении психолого - педагогической помощи. Также предлагаются Вашему вниманию основные понятия и принципы работы Службы ранней помощи, какие специалисты входят в состав данной организации и на что именно направлена их деятельность.

Что такое ранняя помощь? Возможно, некоторые родители и не подозревают о существовании данного понятия.

Впервые программы раннего вмешательства были разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель – как можно раньше выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ребенку и его семье.

Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей целевой группы и их родителей.

Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Согласно Концепции, принято использовать термин

«ранняя помощь» вместо термина «раннее вмешательство».

Ранняя помощь детям и их семьям — комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, и направленных на:

· содействие физическому и психическому развитию детей,

· их вовлеченности в естественные жизненные ситуации,

· формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, в семье в целом,

· включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество,

· повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

К детям целевой группы относятся:

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с установленной инвалидностью: дети, у которых возможности жизнедеятельности в обществе ограничены из-за нарушений здоровья и/или патологических состояний в соматической, психической и сенсорной сферах.

2. Дети из группы биологического риска: дети, имеющие по заключению врачей высокий риск формирования ограничений жизнедеятельности, например, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель, перенесшие тяжелую асфиксию при рождении, с эпилептически синдромом и др.

3. Дети из группы социального риска: дети-сироты и оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях, в домах ребенка, детских домах и детских домах- интернатах, из семей, где ребенок подвергается пренебрежению и /или насилию, родители страдают алкоголизмом и/или наркоманией, имеют ограничение жизнедеятельности.

Очень важно обращаться к специалистам как можно раньше. Первые годы жизни – необычайно важное время для развития ребенка. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг малыша. В первые 2-3 года жизни ребенок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир. В этом возрасте малышу гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению. Поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения в психофизическом развитии ребенка и оказать ему и его семье всестороннюю помощь и поддержку.

Поводы обращения родителей за ранней помощью могут быть следующие:

· Беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания младенца. Если малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии, отказывается от общения с другими детьми, проявляет агрессию или пассивен и молчалив, постоянно плачет, у него нарушен сон и аппетит, если родителей что-то тревожит и они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, необходимо обратиться к специалистам.

· Причиной обращения может быть и более серьезные нарушения у детей. Проблемы в психофизическом здоровье у ребенка возникают по самым разным причинам — от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях или вне семьи.

Итак, услуга ранней помощи – комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям. Получателями данной услуги могут быть дети целевой группы и их родители.

За ранней помощью можно обратиться в государственные организации/учреждения системы социальной защиты, здравоохранения, образования или в негосударственные организации, в которых создано специализированное структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании стандарта РФ.

Служба ранней помощи (СПР) – это структурное подразделение государственного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, деятельность которого направлена на оказание адресной психолого-педагогической помощи.

Целью службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии.

Основными задачами Службы являются:

1) проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

3) осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

4) включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

5) разработка индивидуальной педагогической программы;

6) определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Основные принципы работы Службы:

· Семейно-ориентированная деятельность: профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие, как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

· Междисциплинарный подход: совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.

· Партнерство: установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

· Добровольность: решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

· Открытость: СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

· Конфиденциальность: информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

В состав специалистов службы ранней помощи входят:

1. Психолог (педагог-психолог, клинический психолог).

Основной целью работы психолога в Службе ранней помощи является оказание помощи семьям с детьми, имеющим социально-эмоциональные проблемы. Дети, попадающие на прием к психологу, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:

· отставание ребенка в социальной области, выявленное при диагностике по шкалам и с помощью наблюдения за ребенком;

· трудности аутистического спектра (от легких проявлений до тяжелых нарушений);

· тревожные расстройства;

· проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики;

· нарушения регуляции поведения;

· нарушения взаимодействия с родителями или другими членами семьи.

В обязанности психолога входит оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую помощь и поддержку семьям, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, психологическую работу с детьми, имеющими социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей группы социального риска и их семей.

2. Учитель-дефектолог (специальный педагог).

Основной целью работы специального педагога является оказание помощи семьям с детьми, имеющими проблемы в познавательной области. Это дети, для которых основные способы получения знаний (наблюдение, исследование, общение, подражание) по каким-либо причинам затруднены.

В обязанности специального педагога входят: оценка особенностей когнитивного и языкового (коммуникативного) развития ребенка; определение доступного способа получения знаний. Специальный педагог планирует и проводит индивидуальные и групповые программ для детей с функциональными нарушениями, как в отдельных областях развития, так и с множественными нарушениями, а также с детьми группы риска. Цель таких занятий – дать ребенку возможность получать сведения об окружающем мире доступным ему способом, расширять количество знаний о самом себе, других людях, об окружающем мире.

Кроме того, специальный педагог помогает родителям дома создать такие условия для ребенка, чтобы его познавательное развитие шло и в домашних условиях, непрерывно.

3. Учитель-логопед (специалист по ранней коммуникации).

Цели работы специалиста по ранней коммуникации – помощь в развитии коммуникативных способностей ребенка, формирование средств общения, помощь в освоении дополнительных систем коммуникации (картинки, жесты, символы, пиктограммы). Работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами.

В обязанности специалиста по ранней коммуникации входят: оценка особенностей речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка, консультирование семей по вопросам коммуникативного развития, проведение индивидуальных и групповых программ для детей с нарушениями коммуникации.

Специалист по ранней коммуникации помогает ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент. Одновременно он учит близких людей понимать и использовать те же средства коммуникации, которые использует ребенок.

Важным условием работы специалистов является обязательное присутствие родителей на занятиях (игровых сеансах) с целью их обучения специальным развивающим педагогическим технологиям, которые они смогут применить в домашних условиях.

Итак, в заключении, повторим, ранняя помощь – это технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения. Ранняя помощь может иметь коррекционный или профилактический характер, либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

Цель и задачи ранней помощи:

· Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.

· Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с нарушениями в развитии (врождѐнные пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.

· Содействие в социализации детей и их семей.

Ранняя помощь направлена на профилактику инвалидности ребѐнка через создание условий для нормализации жизни ребѐнка; и на минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: