Теоретические аспекты формирования читательских интересов у детей дошкольного возраста.




Развитие детей, как читателей, призваны осуществлять и семья и дошкольное учреждение. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестаёт быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Утрачиваются традиции семейного чтения. На всем протяжении ХХ века, ребенка раннего и дошкольного возраста, как читателя его интерес к книге и к чтению активно изучали такие ученые, как Карпинская Н.С.[11.c.87] Конина М.М.[12.c.10] Гурович Л.М.[6.c.43] Гриценко З.А.[7.c.24] Тихеева Е.И.[19.c.43] Флёрина Е.А.[22.c.264] и многие другие. Они утверждают, что в прошлом веке регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только 7% семей. Но многие вопросы до сих пор не исследованы. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, для многих родителей характерны непонимание воспитательной ценности детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей, методическая неграмотность. Интерес к чтению в обществе в последние десятилетие неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения, компьютера, изменение жизненных ценностей, изменение позиции взрослого к современной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтения литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и тд. Тем не менее, как отмечает Карпинская Н.С.[11.c.20]детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и каждом возрастном этапе имеет своё особое значение. В настоящее время ребенок читатель у каждого свой. Издатели свидетельствуют: ребёнок читает и любит то. Что любят и помнят из собственного детства его родители, поэтому, выгодно издавать книги детства родителей. Будучи зависимым от взрослого человека, ребенок также не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы. Ребенку надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Его в первую очередь необходимо думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития. На этапе раннего дошкольного детства ребенок вынужден доверять взрослому, не только организацию самого процесса, (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность но и направление его дальнейшего читательского пути, поскольку сам в силу своего общего и читательского развития не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям, даже в том случае, когда они находятся на стадии формирования. Далеко не всегда ребенок способен объяснить, почему он хочет слушать ту или иную книгу, почему он перевоплощается в того или иного героя. Таким образом, задача формирования в ребенке грамотного читателя стоит перед взрослым родителем или воспитателем. Интерес к книге и чтению, желание рассматривать её естественным образом формируются у ребенка в окружении книг. В обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам, листают, рассматривают. Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки, книжки-картинки, которые должны появится рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой. Который подберет нужную книгу, прочтет текст, поможет его понять, поделиться возникшими в процессе общения с книгой, мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова. Проблема в том, что у взрослых находящихся рядом с малышом отмечает Гриценко З.А.[7.c.15] почти отсутствует потребность в чтении, общении с искусством, в собственном творческом выражении, как следствие у современного ребенка зачастую нет примера которому ребёнок мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития тяги к книге, чтению, художественному слову. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста. Не всем детям родители прививают интерес к книге к чтению, их с успехом заменяют компьютер и телевизор. Наша задача помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, помочь понять, что книга для маленького ребенка представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет, иллюстрации, текст.

Различаются два типа детей, первый тип: Аудиалы – это дети способные воспринимать художественный текст на слух, иногда даже раньше чем проявляется интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты рассказываемые наизусть. Книга постепенно заинтересовывает таких детей, как предмет, как игрушку которую можно складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.

Второй тип: Визуалы – это дети которым для восприятия текста необходима визуальная, материальная опора, т.е. книга. Ребёнок с удовольствием знакомится с традиционными играми – потешками без книг, им достаточно визуальное сопровождение, совместные жесты взрослого и ребёнка.

Формирование интереса к книге и к чтению у детей дошкольного возраста способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины. Объединение разного вида искусств, музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создаёт праздничную атмосферу. Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятия воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

 

2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.

В настоящее время современное общество предъявляет всё новые и новые требования к личности ребёнка дошкольного возраста. Дошкольнику необходимо обладать умениями воспринимать и анализировать информацию, быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, находить творческий подход к любым ситуациям.

Художественная литература – один из наиболее важных источников развития личности ребёнка дошкольного возраста. Конечно ребёнок не может сам выбирать книги и читать их, поэтому выбор литературы зависит от взрослого, а для родителей и воспитателей важно правильно и грамотно организовать процесс чтения. Готовность к восприятию художественной литературы дошкольниками формируется в условиях воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении. Художественные произведения сопровождают человека с первых лет жизни. Ознакомление с ними начинаются еще в младенческом возрасте. Младенцем ребёнок учится по ним звукам и родной речи, запоминает отдельные слова, позже переходит на этап осмысления. В основном, это произведение народного творчества, которые откладываются в памяти, и в последующем дети начинают воспроизводить их самостоятельно. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись переживать с героями художественных произведений дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства, способность проявить участия, доброту протест против несправедливости. Это основа на которой воспитываться принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», писал Белинский В.Г.[2.c.114]. Глубокая человечность предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка особенности этих фольклорных произведение – миниатюр. Наконец малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы доступные ему. Художественная литература является важным средством познание детьми окружающего их мира. Знания которые получают дети из художественных произведений об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, помогают накоплению социально – нравственного опыта ребёнка. Первыми в жизни ребёнка должны вводиться произведения предварительного типа – детский фольклор, считалки, заклички, небылицы, потешки, скороговорки, малые фольклорные жанры – загадки, народная сказка о животных. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Следующим этапом может стать народная волшебная сказка. Она знакомит своего слушателя не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, но и с самой художественной культурой сказки. Следом за волшебными вводятся бытовые сказки. В бытовой сказке герой оказывается в ситуациях требующих от него смекалки и хитрости. Данные сказки помогают адаптироваться в реальном мире, найти выход из трудного положения. Восприятие сказки – особая деятельность дошкольника с присущим ей сопереживанием, мысленным содействием героям произведения. Вместе сними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы. Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок должен знать, кто её написал и кто её иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга – произведение искусства. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения, от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же противоречащие опыту не совпадающие с ним часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по своему осмысливают самые казалось бы простые вещи. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания героев и событий, без рисунков художника воображение малыша может не включится в работу и текст не будет понят. В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений. Слушая литературные произведения дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают дошкольникам: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», и др. если прямая связь событий прерывается во время сюжета, появляется скрытый замысел, то существенно усложняется восприятие, а порой приводит к непониманию произведения. Например: дети не всегда отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж», или даже совсем простой сюжет сказки «Маша и медведь». Многие малыши не улавливают скрытый замысел девочки Машеньки, и в связи с этим неправильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Определенную трудность восприятия вызывают сказки с двух – частной композицией, сюжет которой объединяет несколько историй «лиса и волк», «кот петух и лиса» и др. обычно ребёнок улавливает одну из историй сказки. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность его поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своём воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре, иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимают его переживаний мотивов поведения.

После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования Запорожец А.В.[9.c.58] дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или не возможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На этом рано появляющемся у ребёнка умении разграничивать в литературных произведениях реальное от фантастического возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица). На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает этические чувства. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующее воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает положительную функцию иллюстрации.

На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленить из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. В этот период в какой то мере утрачивается ярко выраженная внешняя эмоциональность, и возникает пристальный интерес к содержанию произведения к установлению много образных связей, к постижению его внутреннего смысла. Самыми любимыми у детей становятся волшебные сказки, с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и другие с яркими характерами героев. Русские народные сказки «Морозко», «Царевна лягушка», «Сивка бурка» и др. открывают простор для чувств и мыслей ребёнка о сложном мире, где сталкиваются в непременной борьбе добрые и злые силы, где дети соучастники изображаемых событий, он переживает их вместе с героями. Таким образом видно, что в течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребёнок успешно формируются как читатель. Это обстоятельство заставляет нас педагогов тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: