Организация книжного уголка ДОО, как средство формирования читательских интересов у детей дошкольного возраста




РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются: фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Создание в детском саду ППС влияет на развитие ребёнка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Среда должна выполнять образовательную, коммуникативную функцию. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми. Одним из таких мест в ППС является уголок книги, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Книга в жизни ребёнка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функцию, преподносит дошкольнику первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Во всех возрастных группах дошкольного учреждения должен быть оборудован уголок книги – специально выделенное и оформленное место, где ребёнок может самостоятельно или со взрослым выбрать книгу. Уголок книги по возможности располагают в дали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение, естественное вблизи окна, электрическое наличие настольной лампы, настенного бра для вечернего времени. В практике существуют различные варианты оформления уголка книги. Это книжные полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы, специально выделенные столы, и к ним стулья или кресла. В оформлении уголка каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Главные условия которые должны быть соблюдены: это удобство и целесообразность, уголок должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Важно чтоб каждый ребёнок мог сам, по своему выбору, вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Встреча со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение ребёнка в авторский замысел, помогает ему уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями, события и приключения. В уголке книги происходит личностное общение ребенка с произведениями искусства, решается комплекс образовательных задач средствами художественной литературы. Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников: доступность, художественность, разнообразие, постепенность усложнения, учет национальных и культурных особенностей, учет читательских предпочтений дошкольников, сюжетная занимательность, простота и ясность композиции, близость содержания опыту ребёнка.

В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятельного общения с книгой, знакомит с уголком книги, его устройством и значением, приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр, после просмотра класть книгу на место и др. в книжном уголке выставляется, как правило немного книг 4 – 5 книги, но у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг т.к. малыши склонны к подражанию. Они любят подолгу читать знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание помогает не только осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Многократно возвращаясь к понравившейся книге, общаясь с нею ребенок не только глубже осознаёт её содержание, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству, испытывает радость которую приносит встреча с искусством. Книги как правило уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг могут находится альбомы с отдельными картинками на близкие детям этого возраста темы: «игрушки», «домашние животные» и др. тематические выставки.

В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги рвутся и знакомит их со способами ухода за книгами, организуя починку книг.

Для старшего возраста книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Одни дети всем другим книгам предпочитают книги о животных, другие любят сказки, кто то интересуется букварем и азбукой, а кто то книги о приключениях. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам в уголок книги необходимо поместить 2 – 3 сказочных произведений. Дети достаточно самостоятельны в выборе книг, умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становиться косвенным. Воспитатель создает в группе спокойную, удобную, обстановку для самостоятельного сосредоточённого общения с книгой. В то же время привлекать к совместному сотрудничеству при рассматривании и обсуждении книг. Это носит эмоционально – доверительный характер.

Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги всегда должны быть стихи, рассказы, знакомившиеся с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью. Дошкольника привлекает природа, её красота, скрытое таинство живого, поэтому в уголке должны быть книги о природе, животных, растениях. Рассматривая такие книги ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт её тайны. Также должны находится книги, которые совпадают с тематикой занятий и игр. Особое удовольствие дети получают от юмористических книг, т.к. они удовлетворяют детскую потребность, повеселится, посмеяться, создают радостную спокойную атмосферу. Например: Весёлые книги Маршака С.Я. Михалкова С.В. Барто А.Л. Успенского Э.Н. Носова Н.Н. и др. писателей с иллюстрациями наших лучших художников[8.c.399]. Общение с ними приносят не только радость, но это и полезно им т.к. развивает способность чувствовать и понимать юмор, видеть смешное в жизни. Внимательно рассматривая иллюстрации ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать, графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок, где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – Билибин, Васнецов, Маврина, Коношевич и др. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил Анатоль Франс[21.c.73]говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги….». Постоянное индивидуальное общение дошкольников в детском саду с литературными, изобразительным искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формируют этические чувства и сознания детей.

 

 

4. Особенности взаимодействия воспитателя ДОО с родителями по формированию читательских интересов у детей дошкольного возраста.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие в пользу общественного воспитания.

Так Коменский Я.А.[10.c.40]назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысление становится жизнь ребёнка, тем шире круг материнских забот.

Песталоцци И.Г.[17.c.240] семья – это подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и падает на распаханную жизнь почву, оно производит совершенно иное впечатление. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых в ДОО мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми. Затем можно провести лекцию, «Возрастные особенности дошкольника читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями. Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки Михалкова», «Вообразилия Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Детские страшилки, вред или польза» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но к сожалению она уходит в прошлое. Лекция может рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, и др. члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка. Такое чтение несравнимо с чтением воспитателя. Что бы мотивировать родителей к семейному чтению можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого – то принято семейное чтение, то можно организовать обмен опытом. Воспитатель может дать список литературы для семейного чтения. Обратить внимание на то, что не нужно бояться читать детям взрослые книги т.к. ограничивая круг чтения ребёнка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Можно вместе почитать детскую энциклопедию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребёнка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний. Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей – руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребёнка читателя, что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение. Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители. Чтение самой интересной книги может утомить ребенка, поэтому, как только он начал зевать или отвлекаться, делайте перерывы. Задача родителей привить любовь к чтению, а не способность осилить книгу любой ценой. Необходимо убедить родителей в том, что ребёнок не должен находится у телевизора больше часа в день. И помните, уважаемые родители, открывая ребёнку книгу – вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но прежде всего вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

 

 

Заключение

Итак, воспитание читателя способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или, не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг. Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге одна из основных задач художественно – эстетического воспитания ребёнка раннего возраста. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Воспитателю необходимо обратить внимание детей на книгу как на объект интересный и личностно для каждого из них значимый, включить книгу в жизнь детей это научить их, еще не умеющих читать, не освоивших грамоту, думать над книгой, разговаривать с любой книгой на специфически книжном, но доступном им языке. Прежде чем дать книгу детям для самостоятельного рассматривания, воспитателю самому следует внимательно рассмотреть её.

Анализ литературных источников позволил нам выделить условия, соблюдение которых будет способствовать формированию интереса к чтению, к книге у детей дошкольного возраста. Это учет возрастных особенностей, развития ребёнка, организация ежедневных чтений в свободной форме, создание книжных уголков в домашних условиях и в условиях ДОО, тщательный подбор литературных произведений, подбор произведений разных жанров, с опорой на близкий личный опыт ребёнка. Привлечение в процесс формирование интереса к чтению родителей, традиционная ситуация, но также отцы и старшие дети, что особенно важно для возникновения и закрепления у ребёнка правильных ролевых отношений в семье. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства сказки, рассказа, стихотворения и др. произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус и все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

 

 

Список литературы

1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез,2014. – 368 с.

2.Белинский В.Г. О детских книгах. Собр. соч. Т.З./В.Г.Белинский – М.,1978. – 261 с.

3.ВыгодскийЛ.С. история развитие высших психических функций//Собр.соч.: В 6т. – М.,2003. – 328 с.

4.Гербова В.В.Занятие по развитию речи. Пособие для воспитателя. М.: Просвещение2004.

5.Гризик Т.И.Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольников образовательных учреждений. М.:Просвещение2004.

6.Гурович Л.М. Ребёнок и книга: Учебное пособие/Л.Б. Береговая, В.В. Логинова, Под ред. Логиновой В.И. – М.: Просвещение,1992. – 62 с.

7.Гриценко З.А. Дошкольник как читатель //Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник статей по материалам первой межвузовской научно – практической конференции. – М.:2007.с.24-33.

8. Детская литература:/ Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399с.

9.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения // Избр. Психологические труды. – М.,1986.

10. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. – М. Педагогика, 1982.

11. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитание детей – 1972.с.15.

12. Конина М.М. «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»: Т338 хрестоматия / сост. Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубина – Минск: БГПУ, 2007. – 219 с.

13. Любимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет – Балашиха: Транзит книга, Кызыл: АСТ, 2003. – 219 с.

14.Светловская Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в дошкольном учреждении / О.В. Джелей, - М.: Просвещение, 19822. – 112с.

15. Сухомлинский В.А. о воспитании. – М.1979.с.450.

16.Огородник С.И., Шенькова А.В. Психолого – педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. №1с. 87-89.

17. Песталоцци И.Г. избр. пед. соч.:В 2-х т. М.,1981.

18.Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева СПБ.,2000. – 511 с.

19.Тихеева Е.И. Развитие речи детей /под ред. Ф.А.Сохина. – М.,1981.

20.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.М.,1968.с.205.

21.Франс А. Собр.соч.Т.8.с.113.

22.Флёрина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.2000.с.374-380.

23.Электроный ресурс размещено на https://www.allbest.ru/

24.Научная библиотека размещено на URL:https://www.dissercat.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: