И на этом этапе человек вдруг понимает – смерти нет. 14 глава




Кроме мировоззрения-базы (теории) мне хотелось бы узнать Ваше отношение к наиболее важным житейским областям работы души, исходя из обсуждаемого здесь во многом нового подхода к реальности. Для сравнения выскажу свои прикладные соображения.

 

 

О доброте

 

Доброта – это свойство любви.

В духе всё просто: доброта это абсолютное, идеальное соответствие человеческой души окружающему духу. Доброта – жизнь в духе. В душе каждый человек имеет неискоренимую, естественную, насущную потребность делать окружающему добро. Человек в душе не может не любить окружающий мир. В духе, в душе – доброта проста и естественна. Единственна.

В материи быть по-настоящему добрым чрезвычайно трудно, поскольку материя является продуктом относительности. Часто материальное выражение доброты оборачивается «злом», так как принимающий часто душевно меньше дающего. Если Вы всегда и всем стараетесь помочь материально – и именно так понимаете делание добра – то рискуете принести миру больше «зла», чем добра (во всяком случае – в наши времена). Истинное добро в материи сегодня внешне чаще выглядит суровым, требовательным и даже для многих жестоким – «злым». Подобно тому, как люди мешают понятия наслаждения и страдания в материи, так же и понятия «добра» и «зла» часто начинают неверно колебаться и путаться в умах людей. Если Вы считаете, что это преувеличение и что тут всё ясно, то как Вам такая мысль: сделав кому-то материальное добро, мы ему увеличиваем комфорт, а значит и усиливаем его искушение отказа от духа в пользу материи. Мы создали предпосылки для «зла». Или наоборот: мы не помогли сыну: отказали ему в деньгах – и теперь у сына весьма возможна обида на родителей, но больше стимулов к самостоятельности. Где мы принесли добра больше? Однозначно ответить сложно, потому что в каждом случае надо подходить к решению индивидуально: какой сын, для чего деньги, уместен ли здесь более разум, чем сердце и т.д. Мне кажется, именно в этом и заключается главный смысл существования разума: возможность сознательной подпитки материи добром проводниками духа. Будь Вы без разума – люди-«подростки» с удовольствием обратят Ваше добро в «зло»: в деградацию людей, в замедление развития материи.

Взаимоотношения добра и разума кажутся мне важной темой в понимании мира. Где место разума в «дереве добра и зла»?

Если у существа разума нет, то оно живёт абсолютно невинно, свято – то есть не может приносить миру «зло» и живёт неотрывно от мира. Себе оно берёт лишь то, без чего не может быть в материи. «Зло» начинается там, где существо начинает духовно обособляться от мира.

Мир устроен таким образом, что стремление каждой души к добру и совершенству, к жизни по совести – каждый час и каждый миг – единственно правильный образ жизни. Любое отклонение прибавляет человеку крупицу несчастья. Хотя бы осознать это – уже великое дело.

Не надо недооценивать мелких отклонений от этого пути. Они открывают дорогу бóльшим и настоятельно подталкивают к ним. Поэтому так же точно плохи, как и большие. К тому же, пресекать их в зародыше намного проще.

Как же умножать добро в этом мире? Вернее, как жить человеку в этом мире подлинно естественно? Созидательно?

Очень просто. В духе нужно стремиться не к своему счастью, а к счастью всего мира: по возможности постоянно и неустанно совершенствовать материальный мир, постоянно видеть свои ежедневные недоработки и прямые отказы от прямого пути к духу. Стремиться совершенствовать не мир, а – через совершенствование мира - себя. Трудиться не вне, а внутри. Поверьте, это самое счастливое состояние человека.

 

О мере

 

В нашей с Вами беседе мы не раз предполагали ограниченность разума.

Действительно, даже если допустить, что разум – это главное, это решение всех проблем, то и в этом случае человек не сможет не только абсолютно, но даже достаточно полно взаимодействовать с миром, - с миром окружающим и с миром «вкружающим», т.е. с собственным телом, с собственным сознанием. Не сможет, потому что он соприкасается и взаимодействует лишь с какой-то частью бесконечно богатого и сложного мира. Более того, полно он не может взаимодействовать и с ней (а порой и совсем не может): доступная человеку часть мира также непостижима для него полностью.

Какой вывод?

Человеку лишь кажется, что он контролирует связанные с ним ситуации, что он реагирует на мир адекватно. На самом деле – люди взаимодействуют с миром, с точки зрения последнего, часто странно и «плохо» - и для мира, и для человека. Человеку часто кажутся важными те из вещей, которые в действительности таковыми для него не являются. И происходит это оттого, что человек переоценивает уровень своего знания вещи.

Исходя из таких соображений, начинаешь понимать, что как бы ты ни продумал что бы то ни было, ты всё равно не знаешь, правильно ли, полно ли ты живёшь. И в то же время, безо всяких размышлений, ты всегда знаешь, хорошо ты сделал или «плохо». И опять в основных вопросах жизни разум отступает на второй план.

При таком положении дел – когда в этом бесконечно сложном мире ни в чём не можешь быть уверен вполне – очень помогает житейская мудрость, которую я считаю для себя самой неоспоримой: любое дело, занятие и вообще всё в жизни должно иметь, хотя бы, свою меру. Нужно всегда по возможности следить за тем, чтобы, с одной стороны, никакое занятие (даже своё призвание) не стояло в жизни на первом месте (вообще ничто не должно стоять в душе на первом месте, кроме бога), с другой – чтобы занятия были возможно более разнообразны и даже, желательно, диаметрально противоположны. Каждое дело надо делать не по режиму дня, а до тех пор, пока не почувствуешь, что его пик прошёл и надо заканчивать. И пока не устал, надо этот баланс дел держать под контролем души.

Многие люди в качестве житейской мудрости используют правило «коромысла» (например, клоун Вячеслав Полунин): если жить только духом и не учитывать материю вообще, то в конце концов материально упадёшь. Если только материей – деградируешь. Если всё время быть серьёзным, то занеможет психика. Если есть только макароны – и ничего больше, то они опротивеют. Если ты занимаешься только своими детьми, но никогда – своими делами, ты будешь детям противнее макарон. Если ты всегда и во всём будешь правильным человеком, то тебя совершенно справедливо невзлюбят люди. Послушал уличные интервью на турецком в YouTube – возьми 2 верёвочки и вспомни, какие морские узлы ты умеешь завязывать. Отдохнул на узлах – поиграй в теннис, но опять же в меру – в теннисе очень легко перегрузить сердце. Некоторая искусственность, что-то от робота в этом есть. Но это только кажется. Дело в том, что даже любимым делом заниматься в первый момент не хочется. Вообще не хочется менять занятие, не хочется ничего менять. Так устроена психика. И с этого именно начинается «лень». Мне в такие моменты помогают две хитрости – 1) начинать сразу, не задумываясь (совет Л.Толстого), 2) как только начнёшь, сразу видишь, что в новом занятии ничего страшного нет, и оно приятно. Все эти примеры – об одном и том же: повесил на один конец коромысла ведро - повесь что-нибудь обязательно и на другой конец – иначе толку не будет. Будут неестественные проблемы.

Как Вы думаете, что естественнее для человека: делать всё по своему желанию, охотно, или делать всё, что надо – из чувства долга? Конечно в чистом виде в жизни не бывает ни так, ни так, но всё же? В основном долг или в основном желание?

Долг – это когда трудно и неохота, но надо. Но нельзя ли прожить жизнь так, чтобы все желания совпадали с тем, что надо делать? Иначе говоря, прожить жизнь вообще без страдания?

Оказывается – нет. При удалении горя исчезнет радость, при отсутствии страдания исчезнет наслаждение. Коромысло и тут: в одном ведре долг, в другом – охота[16]. Поэтому главным универсальным законом в житейской мудрости является закон меры.

В практической, могущей стать бесконечно сложной, жизни мне очень помогает мысль о том, что всё должно быть в жизни в меру. Чем бы человек ни занимался, надо помнить, что надо заняться, по возможности, и противоположным занятием. Причём надо держать в голове не только сегодня, но и всю неделю, весь месяц. Давно не играл на ф-но, давно не писал писем, забыл поздравить друга, много умственной работы – надо бы заняться физической, уже больше месяца не рисовал, пора бы давно выпить с другом да подурачиться и т.д. Легко впасть в привычную полуленивонеобязательную ежедневную колею, если не помнить о законе меры. Всякое отступление от него оболванивает и опускает Вас, обесцвечивает и ослабляет Вашу жизнь, делает её всё более мелочной и тусклой.

В конечном итоге постоянная забота о соблюдении разнообразия и меры является частью человеческой мудрости. Можно сказать, что в целом вся человеческая жизнь богата настолько, насколько человек смог постичь искусство соблюдения меры в возможно более разнообразных и противоположных областях жизнедеятельности.

Уровень меры определяет качество жизни. Соблюдение меры решает почти любой житейский вопрос. При проблеме человек часто решает: сделать так или эдак? А часто можно сделать так, но в меру и с добавлением «эдак». Или эдак, но в меру - и с добавлением «так».

Закон меры универсален и, как часть основы мироздания, уместен в любой области бытия.

Мера - безусловно одна из наиболее близких к мудрости субстанций.

 

 

О мужском и женском

 

 

Разделение человека на женщину и мужчину имеет смысл более глубокий, чем это до сих пор, насколько я знаю, кем-либо трактовалось. Оно несёт в себе гарантию вечного побуждения людей к духовному единству с целым через частное.

Каждый человек кроме положительных прирождённых качеств имеет также отрицательные - свои минусы, свои недостатки, которые он не может в принципе до конца искоренить и которые, поэтому, исключают возможность достижения его индивидуальной полной гармонии с окружающим материально-духовным миром. А некоторых качеств он лишён начисто. И это – у каждого. И это – данность.

Иными словами – в одиночку он не может жить как полноценный человек. Одиночка, при всех его, иногда уникальных и великих достижениях – всегда духовный инвалид. И не может в достаточной мере достичь естественного состояния.

Ошибочно считать, что женщина и мужчина необходимы друг другу только физически. Да, в материи это закреплено надёжно, но суть не в материи. В женщине есть духовное женское начало, необходимое мужской душе – и наоборот. Без материального мужского начала - женщина может прожить (с грехом пополам), но без духовного – нет (и наоборот - тоже).

Мужское и женское начала в материи – это, соответственно, содержание и форма - но не в абсолютном смысле (хотя есть в них и абсолютное начало) – как сущности духа и материи, а в материальном – как две сущности материальной жизни: женское – это корень материальной формы, мужское – корень материального содержания. Не случайно в некоторых разновидностях религий так поклоняемо женское начало, например, дева Мария (Богородица). Как раз Мария (или иное женское начало) и осуществила силой своей сущности формы естественную центральную волю Бога – осуществление явления Материи, как закономерного воплощения Духа, находящего в материальной перспективе выражение всеобъемлющей радости бытия. Так сказать, Женское вечно оформляет Мужское. И в этой формальности или материальности ничего плохого нет – есть только необходимо радостное - как раз из-за того, что Богом Материя предполагается как полноценная составляющая Мира. (Под Богом здесь понимается не только теологическое, но и философское.)

Конкретный человек несёт в себе или в большей степени мужское, или в большей степени женское начало, и если он индивидуализируется, т.е. считает себя самодостаточным, то это ведёт его к лишним проблемам («чужой для всех, ничем не связан, я думал, вольность и покой – замена счастью – Боже мой! Как я ошибся, как наказан…»*), поскольку он лишается своей второй половины – или в основном формы, или в основном содержания. В этом смысле очень многие «древние», в том числе и мудрейшие (Сократ: «Брак – это зло, но необходимое зло»), заблуждались, считая женщину чуть ли не недочеловеком.

В полном смысле слова человеком нельзя назвать ни отдельного мужчину, ни отдельную женщину. Полноценным человеком можно назвать только сочетание мужчины и женщины, их духовно-материальную гармонию. Но по отдельности эти мужчина и женщина – только половинки человека. Поэтому к браку следует относиться чрезвычайно серьёзно. Это в разных культурах различными способами закреплено и жёстко регламентировано, поскольку народы хотя и не понимают ясно, но инстинктивно чувствуют принципиальную важность того, о чём здесь идёт речь. Но, к сожалению, человечество ещё не осознало этого достаточно полно. И собственно людей в таком смысле слова на Земле ещё очень мало. А так - надо бы нам, людям, вообще принципиально сменить наше отношение к браку, наше понимание сути брака – и в первую очередь не в религиозном (часто осуждаемом), а именно в мирском, общепризнанном плане.

Муж и жена взаимодополняют друг друга своими положительными свойствами и взаимонейтрализуют отрицательные (вернее, недостаточно развитые) свойства друг друга. Не сразу, постепенно, годами. Обе половины обволакивают друг друга, применяясь к взаимной неровности, дают друг другу всё взаимно необходимое и, в конце концов, становятся единым целым. Получается полноценная самодостаточная духовно-материальная единица, которой нестрашно ничто и всё в Мире по плечу. Только такая единица счастлива вполне.

Мне скажут: «Любовь бывает долгая, а жизнь ещё длинней». Мне кажется, настоящая человеческая любовь не зависит принципиально от своей материальной составляющей. Её корень – в духе, а не в теле. Иначе – это любовь скорее животная, чем человеческая.

Привычное мнение о естественности мужского многожёнства правильно. Но правильно оно для человека в том случае, если исходить только из его животного начала. Для мужчины единственная жена в жизни, даже если она рано погибает, так же естественна, как и для женщины единственный муж. Так же, как у нас на всю жизнь одно тело – другого не будет, так же надо относиться и к супругу (супруге) – это не что иное, как вторая часть нашего тела, а главное – это вторая часть нашей души. Это кажется абсурдом только на первый взгляд. Вдумавшись, мы почувствуем естественность такого подхода к браку. Это и так чувствуют многие люди, но не решаются поверить в реальность и истинность такого отношения к жизни – ведь это идёт вразрез с общепринятым. Как и во многом другом, здесь царят общественные предрассудки. При таком отношении к браку, при нормальном отношении к браку такие понятия, как развод, повторный брак, ревность, измена, падчерица, мачеха, отчим, брачный контракт, сводный брат - просто становятся ненужными и отмирают, становясь архаизмами. Если твой муж (жена) погиб(ла) (или умер(ла)) раньше тебя, то значит тебе суждено наслаждаться жизнью дольше, но теперь – одной(одному). И всё. Живи, как можешь. Однако замуж (жениться) – больше нельзя. Ты уже была замужем (был женат). А духовно – ты и сейчас женат (замужем). Твоя вторая половина души по-прежнему жива и продолжает помогать тебе (и качественно - больше, чем при жизни). А что касается «несправедливости» раннего ухода твоей половины - надо с полным уважением относиться к любому событию и считать его глубоко справедливой данностью для себя, которая нужна лично тебе. Если же есть какая-то проблема, то решение её должно осуществиться внутри человека, т.е. он должен изменить не окружение, а свои внутренние душевные недуги.

Понимаю, что такой идеальный подход к браку сегодня утопия. Скажете, вот ультрапуританин выискался! Но утопия это не оттого, что это невозможно в принципе или ненормально, наивно, а оттого, что сегодняшний средний человек не готов для этого духовно.

Счастье, как Личная индивидуальная свобода отдельного человека – коварное заблуждение. При таком понимании счастья оно недостижимо. Деление на полы (деление человека на две половины) как раз и призвано на нижнем уровне показать человеку эту истину. Разумный подход объясняет деление на полы необходимостью механизма продолжения рода – ведь большинство животных имеет тот же механизм. Верный подход смотрит на это глубже разума. Он говорит о том, что деление на полы изначально имело задачу духовного развития людей в нужном направлении, а что касается животных, то мир и им дал заодно тот же механизм, чтобы в природе всё было материально объяснимо, а духовное начало во всём не могло быть доказано – т.е. чтобы душевная свобода каждого не была уязвлена. Если же такое мнение кажется Вам неправильным, то можно сказать и иначе. Деление на полы действительно началось с простейших животных. Наука права. Но ведь привело-то это к разделению полов людей. То есть мир сделан таким образом, в него вдохнуты такие изначальные законы, что всё и всегда делается для оптимального духовного роста каждой частицы. В том числе и закон первоначального смирения человека через его половую данность. Супружество - первичное испытание смирением каждого человека, первая ступенька к осознанию себя зависимой частицей целого. Брак всегда подталкивает человека к ограничению своей материальной свободы в пользу второй половины и духа. Первый серьёзный человеческий опыт отношения с духом, с мирозданием начинается с отношения к членам своей семьи, а затем - к супружеству. Только обретя свою половину и относясь к ней как к себе, человек может жить всеобъемлюще и расцветать духовно на несколько порядков быстрее. Только при этом условии он имеет возможность принципиально более глубокого контакта с мирозданием, возможность более глубокого духовного состояния.

Если мы относимся к своей второй половине действительно как к себе, то это неизбежно влияет и на отношение этой половины к Вам: все основные современные проблемы брака просто исчезнут, потеряв причину.

Обретя свою половину (форму или содержание) человек получает доступ к дальнейшему пути к духу: он начинает понимать также и свою полную духовную зависимость от детей, затем родственников, затем друзей, затем всех людей, всех животных, растений, «неживых» предметов, а, в конце концов – и всего мира в целом. И рост этот человек переживает всегда через самого себя, внутри себя. В идеале человек приходит к осознанию полной зависимости от мироздания как полной зависимости от себя самого. В этой-то полной зависимости от духа в лице себя самого – через единение с миром через материю - и находится подлинная полная свобода человека, его подлинное счастье.

Вышеописанный взгляд на брак кажется бредом дремучего сектанта или, в лучшем случае, романтической иллюзией. Да, в наши времена такое отношение к браку - исключение, а не правило. Но это не иллюзия, и любой человек может так прожить в любые времена, в любом обществе. Никто ему в этом (кроме его самого) помешать не сможет. И поверьте – оно того стоит. С этого начинается подлинная жизнь. Такая семья становится в нашем современном несовершенном обществе со временем редким, уникальным, волшебным бриллиантом с чудесными самоцветными гранями, согревающими и ободряющими своими лучами восхищённых соседей.

Семейная «несвобода» безусловно несравнимо богаче личной свободы.

 

 

О цикличности жизни

 

Многие проблемы взрослого человека, в том числе и мировоззренческие, возникают от недостаточного внимания к одному из законов мироздания – всё в нашем мире циклично.

Ну, прежде всего, не будем забывать: вообще всё в нашем измерении, что связано со временем, любое событие – является циклом (рождение-развитие-зрелость-спад-конец): прыжок, поворот головы, дождь. Вдох – выдох. Всё материальное бытие в целом – также цикл.

Дополнительная сложность для человека в том, что циклы, к тому же, наслаиваются друг на друга с разным периодом и амплитудой, взаимодействуют, один цикл является частью другого или других и т.д. И всё это – влияет на человека непосредственно, практически и постоянно.

Физиологические, природные циклы, циклы законов физики – это лишь отражение нематериальной основы цикличности, коей человек, как существо духовное, т.е. скорее нематериальное, чем материальное - подвержен напрямую.

Это означает, что мы должны учитывать как невозможность сколько-нибудь достаточного овладения материальной действительностью, так и неизбежность своих периодических духовных спадов и относиться к ним как к неизбежности - спокойно. (Этим человек и отличен от бога – он надёжно привязан к материи.) Предчувствовать их, уметь узнавать их признаки приближения и приспособиться к ним. Как бы мы ни были близко к духу – мы всё равно нуждаемся в смене душевного напряжения на душевное безразличие, в отдыхе своих «душевных мышц». Труд должен сменяться отдыхом, ум – безрассудством, серьёзность – смехом, безупречность и продуманность – абсурдом и дурью.

Но цикличность (обязательность регулярных спадов и подъёмов) не означает невозможность прогресса, топтание на одном уровне. Здоровый человек живёт не так:

 

 

 


а так:

 

 


а точнее – вот так (если взять идеал):

 

 


Примерно таким образом живёт его душа, если изначально, от рождения, от родителей ей переданы достаточно здоровые предпосылки. И очень важно научиться интуитивно чувствовать, какой угол подъёма и какая амплитуда колебаний свойственна именно Вам, подходит для Вас – то есть что угодно всеобщему духу и поэтому для Вас действительно возможно (и неизбежно).

Добродетельный человек неизбежно переживает духовные спады и, если не понимает их корней, их естественной природы, то тратит много духовных сил на борьбу со своей «слабостью», в то время как эти силы пригодились бы ему для действительно необходимого.

Казалось бы, используя знание законов циклологии, человек легко «пойдёт в гору». Но оказывается учитывать свои циклы разумно намного труднее и сложнее, чем жить по подсказке души - интуитивно. Человеку свойственно по животной привычке сразу хватать проблему за горло и валить изо всех сил. Например, закаляться – так обязательно каждый день по ведру ледяной воды на себя – просто и эффективно. Бегать по утрам – так сразу по пять километров в день, «до седьмого пота» и т.д.

Обливаться же холодноватой водой – да ещё через день - и начинать бег с многодневной и продолжительной ходьбы намного труднее. Но ещё труднее – приспособиться хотя бы к своему дневному циклу, узнавать его признаки, учитывать своё состояние, оптимально использовать это для представления о режиме дня.

При этом в первую очередь надо учитывать не материальную, а духовную сторону цикла.

Главный человеческий цикл – дневной, как и все остальные, связан с миром через природу. Из дневных складывается недельный. Из недельных – месячный. Из месячных – годовой. Из годовых – этапный. Из этапных – возрастной. Из возрастных – жизненный.

Дневной цикл у каждого свой. Он вырисовывается в сознании и сформировывается только через многие годы. Складывается он, в свою очередь, также из первичных циклов: сначала духовная сторона цикла: желание хорошего (вхождение добра в душу) – делание хорошего (выход добра в дух через материю), затем материальная: усталость и отдых (спад духа).

Многие думают: «Если я сейчас вместо отдыха, во время спада цикла всё же опять поработаю, то потом спад будет больше – так лучше отдохнуть – и подъём будет сильнее. Вроде бы по разуму так. Но по духу – нет. Вот здесь нам и уместно будет применить наш закон веры.

Во время спада надо над собой работать точно так же, как и в период подъёма – как бы безразлично, гадко и невыносимо ни было. Подъём всё равно наступит. И будет он не слабее, а сильнее – потому что душа наша будет сильнее: наша совесть будет сознавать, что даже во время спада мы были с духом вместе. А совесть без серьёзных ран – всегда животворящая сила.

 

 

Духовное мировоззрение предполагает образ жизни, в основе своей мало что имеющий общего с общепринятым. Сейчас люди рассуждают примерно так: без материи далеко не уедешь. «Голодный думает о хлебе, а не о духе». «Гвоздь в сапоге перечёркивает все мысли и не даст ничего делать, пока его не вытащишь». И тому подобное. Нормальный же человек не обманется такой «мудростью». Он знает, что «Сытое брюхо к учению глухо», и что «гвоздь» в душе перечёркивает ценность всех материальных прелестей.

При духовном подходе к миру меняются представления о всех видах деятельности и о потребностях человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: