· простота синтаксических конструкций;
· употребление вводных конструкций (по сообщению информационного агентства);
· номинативных (назывных) предложений (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);
· вопросительных и восклицательных предложений;
· использование элементов поэтического синтаксиса (риторического вопроса, анафоры, эпифоры, градации и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсиса, присоединения, вопросно-ответной формы и др.).
Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.
Основная форма реализации – устная.
Типичный вид речи – диалог.
Специфичные стилевые черты:
1) фонетическая нечеткость;
2) лексическая неточность;
3) тесная связь с невербальными средствами общения;
4) неполнота выражения (эллиптичность);
5) стремление к экономии языковых средств;
6) экспрессивность, оценочность;
7) неподготовленность.
Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.
К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);
· преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул);
· редкое использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и слов иноязычного происхождения (не являющихся общеизвестными);
· высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;
· развита многозначность;
На морфологическом уровне
· редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;
· характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех), и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;
· преобладание глаголов над существительными;
· частое употребление личных местоимений;
· притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);
· использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);
· употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);
На синтаксическом уровне
· использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);
· характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того...);
· свободный порядок слов;
· преобладание БСП и ССП над СПП;
· повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.
Задание 1. Прочитайте тексты. Назовите специфичные стилевые черты каждого текста, особые стилевые признаки на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка. Определите функциональный стиль.
1. Критики не вызвавшего восторга и у меня телесериала «Школа» в основном обращали внимание на нравы и стиль поведения героев этой саги о «потерянном поколении». Меня же поразило другое: ущербно-примитивный язык школьников и то, как в сериале показаны уроки, то есть собственно процесс учебы – вялое или буйное переругивание учеников и учителей, хамское по форме и в основном «половое» по содержанию. Если это правда, то пора отнести букет скромных цветов на могилу нашего среднего образования. «Пипец», как выражаются сегодня школьники и говорящие примерно на таком же языке многие взрослые – в первую очередь так называемые звезды.
Есть такой психологический феномен, который я называю воронкой пошлости и невежества. Если в компании ведущих умную беседу интеллектуалов случайно окажется пошляк и невежда, он просто не сможет поддержать разговор и будет молчать. Но если в среду пошляков и невежд, рассказывающих скабрезные анекдоты, попадет интеллигент или интеллектуал, минут через десять-пятнадцать он, будто потеряв свою идентичность, присоединится к рассказчикам и словом, и реакцией. Движения вверх не происходит. Падение вниз – почти всегда.
Образование – да и воспитание – это медленное и постоянное движение вверх по спирали знаний и моральных ценностей и запретов. Падение вниз, соскальзывание в воронку пошлости и невежества, происходит стремительно и с любой высоты. Вот почему деградация средней школы есть необходимое и достаточное условие всех прочих деградаций – национальной деградации в целом.
В том, что мы прочно и верно стоим на этом пути, сомнения, увы, нет. И сериал «Школа» – лишь одно из многих тому подтверждений (Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ).
2. В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета.
Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом. Его применяют в том, случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали (фланца, шпоночной канавки и пр.).
Местный вид может быть ограничен линией обрыва, осью симметрии и пр. Он может быть отмечен на чертеже и надписью. Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями.
Применение местного вида помогает уменьшить объем графической работы, сэкономить место на поле чертежа.
3. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
· потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
4. Мики следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне.
К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем. Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты. Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы.
Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго.
5. А. Дай Бабеля почитать, дай?
Б. Возьми, вот. А ты знаешь, где он?
А. Не знаю.
Б. Ну и не найдешь значит, я сама найду.
А Ладно.
Б. Там бесподобно просто, ты знаешь, таким язычком написано, я ни разу ни у одного писателя не встречала такого языка: "У приказчиков сапоги скрипели, как ново… как рождественские поросята в мешке", можно такое сравнить! Да, "лицо стало зеленым, как зеленая трава". Представляешь! Знаешь, такие сочные вроде бы.
А. Вот-вот, у меня тоже, зеленым стало, когда она мне копьем в глаз. Веселая такая женщина. Да, знаешь, кайф такой, сижу в этой несчастной штуке, которая кабинетом называется, да, там лежит большая-большая банка, да еще вторая, да.
Б. С глазами.
А. Нет, не с глазами, если бы. В одной налита какая-то жидкость, написано "Яд" и написано "Копья чистые", вторая банка – "Копья использованные", хорошо. В яде их что ли значит содержат? Я не знаю. Наверное, спирт метиловый, может быть. Все одно и то же. Зависит только от степени очищения. Ой, господи боже мой, завтра туда же. Ба!
Б. Сделают тебе операцию на глазик – будешь ты косым.
А. Прямо по анекдоту "Здрасьте, девочки"?
Б. Да.
6. Из переписки:
А. Превед-)
Б. Прет
А. Как дела.
Б. норм.
А. Чво делаешь?
Б. ниче.
А. пшли гулять?
Б. Ок.-)
А. А ты чво?
Б. в комп рубаюсь, весело
А. Ой, ща предки прийдут
Б. Ха-))), лан бай
А. Пока.
Задание 2.