Международные прямые инвестиции
Прямые инвестиции (direct investments) предполагают вложения в собственность иностранных фирм, в производственные и маркетинговые мощности на иностранном рынке. Прямые инвестиции осуществляются в форме покупки иностранной компаний или доли собственности в ней, путем учреждения совместных с местными партнерами предприятий, а также путем создания иностранного отделения компании.
Покупка иностранной компании дает возможность получить вместе с ней и готовую позицию на рынке. Так, например, компания Nestle Water Group, купив одного из крупнейших в России производителей питьевой воды — Святой источник, стала вторым по объему продаж питьевой воды продавцом в Москве.
Совместное предприятие позволяет разделить риск и затраты с местным партнером, получив при этом доступ на иностранный рынок. Компания General Motors создала совместное предприятие с АвтоВазом — GM-АвтоВаз — для производства и продаж в России автомобиля Chevrolet-Niva. Российский автозавод внес свою долю в уставный капитал производственными площадями. Недостатком совместного предприятия являются возможные разногласия партнеров в политике и курсе действий.
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет
Создание собственного отделения или строительство собственных производственных мощностей позволяет компании полностью контролировать производство, менеджмент и маркетинг. Компания Ford построила в 2002 г. во Всеволжске Ленинградской области завод, планируя произвести и продать в России в 2003 г. около восьми тысяч автомобилей марки Focus. В строительство завода компания вложила 150 миллионов долларов [Коммерсантъ, 10.07.02]. По условиям инвестиционного соглашения, к 2007 г. в России должно производиться более половины деталей Focus.
|
Право собственности, возникающее при прямых инвестициях, дает компании наибольший контроль операций на иностранном рынке, но и несет наибольший риск потери собственности в результате политических катаклизмов, военных действий, терактов или национализации собственности.
3. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЙ МАРКЕТИНГ И ИНТЕРНЕТ
3.1. Интернет как среда ведения бизнеса и маркетинга
3.2. Функции Интернет
Информационный поиск Коммуникации Развлечения Трансакции
3.3. Электронный бизнес и электронная коммерция
3.4. Электронный и интернет-маркетинг
3.4.1. Интерактивные каналы интернет-маркетинга
Интернет-сайты компаний
Онлайновые сообщества
Реклама и паблик рилейшнз на других сайтах
Онлайновые средства продвижения продаж
3.4.2. Эффективное представительство компании в Интернет
3.4.3. Взаимное влияние маркетинга и Интернет
3.4.4. Достоинства Интернет-маркетинга
3.1. Интернет как среда ведения бизнеса и маркетинга
Люди, вступающие в самостоятельную жизнь в XXI в., раньше знакомятся с компьютером и Интернет, чем с традиционным маркетингом. Информационные технологии сегодня не просто обслу-
Раздел I. Маркетинг и организация
живают маркетинговую активность, они детерминируют, определяют маркетинг, диктуя ответы на вопросы: что, как, когда, кто, где и почему. Новые информационные технологии побуждают современное поколение маркетологов видеть бизнес, менеджмент и маркетинг через призму электронных технологий и Интернет.
Интернет (Internet) — это глобальная информационная сеть, объединяющая более 50 тысяч различных компьютерных сетей. Это гигантская сеть компьютеров, соединенных спутниковой, оптоволоконной, беспроводной и другими видами связи, размещенных по всему миру и коммуникатирующих друг с другом. Интернет создает новое глобальное информационное пространство, кибер-пространство — cyberspace. Маркетинг, ведущийся в Интернет, называют «интернет-маркетинг», «онлайн-маркетинг», «кибермар-кетинг». Интернет-маркетер сегодня автоматически — глобальный маркетер.
|
Интернет была создана американским правительством и военными исследовательскими организациями на случай коммуникаций при войне. Затем к ней начали присоединяться ученые, университеты, бизнес. Устроена Интернет так, что уничтожение одной части не останавливает работы сети. Девизом создателей и пользователей явилась фраза: «Интернет неуничтожима!» Изначально Интернет представляла эффективные возможности информационного обмена. Однако достаточно долго большинство людей за пределами университетов и военных структур — не специалистов в области информационных технологий — считало использование Интернет слишком сложным. Изобретение World Wide Web, или WWW, графической системы информации Интернет в 1993 г., положило начало притоку в Интернет все более широких кругов пользователей.
Сегодня ни одно государство и ни одна организация не обладает полномочиями управления Интернет и не содержит ее. В какой-то степени эта сеть сетей управляется на общественных началах добровольцами и общественными организациями, предлагающими нормы поведения и параметры работы в этой глобальной информационной супермагистрали.
|
Интернет — самое быстро развивающееся средство информации (табл. 3.1). Если для достижения 50-миллионной аудиторий пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению -13 лет, то Интернет — всего 5 лет (www.internet.com S. Mulcahy, 21.02.02).
К началу 2002 г. число пользователей Интернет во всем мире по разным оценкам составляло от 350 до 900 миллионов. 60% аме-64
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет
Таблица 3.1 Сроки развития СМИ до достижения 50-миллионной аудитории
Средства информации | Годы |
Радио | |
Телевидение | |
Кабельное телевидение | |
Интернет |
риканских семей имели в это время доступ в Интернет из дома. В сентябре 2001 г. покупки через Интернет сделали более 15 миллионов домохозяйств. В 2002 г. число пользователей Интернет во всем мире достигло одного миллиарда (//cyberatlas.com/ big_picture).
В России вовлеченность населения в интернет-коммуникации существенно ниже. В 2001 г. 85% российских граждан никогда не имело доступа к компьютеру. Неудивительно, что сетью Интернет в то время в России было охвачено лишь 3% населения (в Москве — 11% и Санкт-Петербурге — 5,8% населения) [PC Week/RE, 2.10.01, с. 30]. Однако число российских пользователей Интернет стремительно растет. В последние годы рост числа обитателей Рунета составлял 40-80% в год. В 2002 г. их было уже 12 миллионов [Коммерсантъ, 17.04.03, с. 20].
Российский сегмент Интернет — «Рунет» — относительно молод. 19 сентября 1990 г. произошло событие исторической значимости — домен «.SU» (Soviet Union) был зарегистрирован в базе данных InterNIC. Западные аналитики считают, что появление новых информационных технологий (факса и Интернет), децентрализованных по своей сущности и потому не подлежащих тоталитарному контролю советских чиновников из единого центра, явилось одним из факторов распада СССР.
Современное информационное общество и его дальнейшее развитие базируются на знаниях, неуклонно трансформирующихся в электронную форму. Основу информационного общества составляет бурно растущая сетевая электронная экономика. Электронная экономика включает производителей, поставщиков, продавцов, покупателей и пользователей информации и знаний в электронной форме. Это интернет-порталы, электронные рынки и магазины, торговые площадки и биржи, корпоративные информационные системы, системы коллаборативнои коммерции и
В-644
Раздел I. Маркетинг и организация
интегрированные комплексы, электронные финансовые услуги, электронное обучение, электронная почта, электронные СМИ, электронное правительство.
Сегодня можно утверждать, что Интернет явилась революционным фактором реструктуризации отраслевой структуры мировой экономики, систем управления и бизнес-процессов корпораций и компаний. Интернет — это среда, в которой ведется проектирование конструкции машиностроительной продукции, разрабатываются программные продукты, ведется образовательный процесс, оказываются финансовые услуги, покупаются и продаются товары, услуги и идеи. Интернет — среда управления производством и компанией в целом, среда управления отношениями с клиентами в глобальном масштабе.
В Интернет сегодня размещены электронные представительства и корпоративные порталы компаний, фонды крупнейших библиотек, электронные версии периодических изданий и информационные агентства. Во всемирной компьютерной сети покупается и продается информация и потребительские товары, авиабилеты, автомобили, энергоресурсы, древесина, металлолом, бумага. Здесь работают металлургические биржи (Europe-steel.com, Metals-Russia.com, Aluminium.com, Worldbid.com, e-MeteX, rusmet.ru, MetalTorg.ru), электронные площадки торговли углеводородами (Oil-On-Line.com), сельскохозяйственные биржи (AgEx.com), биржи широкого профиля (Factura.ru), системы электронной дистрибуции (e-distribution) компаний Intel, Cisco Systems, системы электронного снабжения (e-procurement; Wal-Mart, General Motors, Ford.
Традиционная индустриальная экономика превращается в электронную экономику. Бизнес, менеджмент и маркетинг все решительнее перемещаются в Интернет. Не случайно на рубеже XX и XXI столетий бывший президент компании Intel Знди Гроув заявил, что в следующее пятилетие все фирмы будут интернет-компаниями или их не будет вообще [PC Week/RE, 26.09.2000, с. 19].
Интернет-технологии создают основу для интранет (intranet) — внутрикорпоративных сетей, позволяющих занятым коммуника-тировать друг с другом и получать доступ к корпоративной информации. Корпоративные сети, обеспечивающие коммуникации меЖДУ компанией и ее отдельными потребителями, поставщиками и бизнес-партнерами за пределами компании, называются экстранет (extranet).
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет
3.2. Функции Интернет
Интернет выполняет несколько функций, значимых для бизнеса и маркетинга — информационно-поисковая, коммуникацио-ная (обмен информацией), развлечение и функция трансакций (совершения сделок). Исследования онлайновой аудитории в США обнаружили, что 60% пользователей сети ищут информацию (включая 46%, справляющихся о новостях), 36% проходят обучение и 29% выполняют задачи, составляющие их работу [Boone et al., 2001, p. 122].
Информационный поиск
Интернет можно рассматривать как огромное и быстро растущее хранилище информации. Еще в конце 2001 г. здесь находилось 550 миллиардов документов [ www.internet.com, 25.10.2001]. Часть информации Интернет бесплатна, она предлагается с целью привлечения аудитории, нужной рекламодателям. Часть информации в Интернет предоставляется пользователям за плату. Компания Jupiter (www.jup.com) оценивала доходы от услуг предоставления платного Интернет-контента (общего, делового характера, а также музыка, игры) в 2002 г. в 1,4 миллиарда долларов, а в 2006 г. — в 5,8 миллиарда долларов.
В Интернет информационные агентства (www.interfax-news.com, www.prime-tass.ru, www.rbc.ru, www.Ienta.ru) и СМИ (www.kommersant. ш, www.nytimes.com) размещают новости мировой экономики, политики, науки, культуры. Здесь находятся электронные базы данных, содержащие необходимую для разработки маркетинговых решений информацию. Эти базы данных включают статьи общественно-политических и научных изданий, фото- и видеоматериалы, статистическую информацию, методические разработки, программные средства. Так, например, на сайте www.publist.com посетителям всего мира доступна информация по американской и мировой периодической печати. А на сайте www.public.ru маркетологи могут найти координаты 700 российских газет. На сайте Американской ассоциации маркетинга — www.marketingpower.com посетитель может получить советы и рекомендации по ведению маркетинга. На сайте американского интернет-магазина www.Amazon.com читатели всего мира могут искать книги определенной тематики, авторов, издательств.
5*
Раздел I. Маркетинг и организация
Автоматические поисковые системы в Интернет (search engines) облегчают поиск информации в сети, выдавая по запросу адреса ссылок на нужные пользователю данные (название компании, классы, категории и марки продуктов, фамилии персон). Крупнейшие поисковые системы работают на порталах Google.com, AltaVista.com, Yahoo.com, LookSmart.com, Inktomi.com, MSN (search.msn.com), Goto.com, FindWhat.com, Lycos.com, Excite.com. Компания Google предоставляет услуги поиска более чем 130 партнерам-клиентам в 30 странах мира. Это Yahoo! к ее международные структуры, Sony, AOL, Cisco Systems. Эти партнеры платят Google за каждый поиск, проведенный на их сайте. Поисковую машину Alta Vista использует для своих продуктов и услуг интернет-холдинг Росбизнесконсалтинг (www.rbc.ru).
Крупнейшие российские порталы — Yandex.ru, Rambler.ru. Ежедневно портал Yandex посещают около 600 тысяч пользователей. В августе 2001 г. один из крупнейших мировых порталов — Lycos — начал работать в России, открыв русскоязычный сайт Lycus.ru.
Если потребитель ищет нужный ему продукт, он может воспользоваться поисковой системой в Интернет, задав параметры поиска — название продукта, например. Поисковая система в ответ выдает электронные ссылки (адреса в Интернет) на необходимые ему предметы поиска. В феврале 2002 г. поисковая машина AltaVista выполняла более 59 миллионов поисковых запросов в день на более чем 25 языках. По данным исследований американской интернет-аудитории, от 40 до 85 пользователей сети находят нужные им сайты с помощью поисковых систем. Чем опытнее посетитель Интернет, тем чаще он использует поисковые машины. Примерно 30% всех покупок в сфере электронной коммерции начинаются с поисковой системы общего назначения.
Постоянно возникающие новые сайты попадают в поле зрения поисковых систем. Так, например, базы данных Google обновляются не реже, чем раз в 28 дней, для чего системой ведется постоянный мониторинг изменений в Интернет. Задачей маркетолога является обеспечение появления своего продукта, компании в списке, который выдает поисковая система по запросу потребителя. РЯД поисковых систем (Yahoo.com, Inktomi.com, AltaVista.com) предоставляют услуги платного листинга (размещения) информации в верхних ссылках по запросу пользователя. Так, например, в начале 2002 г. для всех новых коммерческих сайтов Yahoo! установил ежегодную плату 299 долларов за листинг, тем самым трансформируя свою поисковую систему в Желтые страницы. По требованию об-
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет
щественности вводится идентификация коммерческих (платных) ссылок как оплаченных спонсором. При этом следует учитывать, что грамотный дизайн сайта, его интересный и хорошо структурированный контент (содержание) повышают шансы сайта на попадание в первые строчки ссылок поисковых запросов. Есть даже специальный термин — маркетинг поисковых систем (Search engine marketing), обозначающий систему знаний, обеспечивающих легкость и результативность работы поисковой системы с информацией сайта.
На сайте internet.com представлены группы электронной рассылки и архивы статей (на английском языке) по интернет-маркетингу, в том числе о работе с поисковыми системами Интернет. Информационно-поисковая функция Интернет важна для маркетинга. Стремление пользователей Интернет получить нужную информацию обеспечивает трафик (приток посетителей) на сайтах продавцов товаров и услуг. Одной из важных задач интернет-маркетинга является формирование информационной составляющей (контента) сайта, интересного для целевой аудитории. Качественный контент интернет-сайта способен генерировать интенсивный трафик, а значит, и потенциал продаж товаров и услуг компании, рекламного пространства на сайте. Интернет-рассылка новостей компании-поставщика служит средством продвижения ее товаров и услуг.
Коммуникаций
Коммуникация — это обмен информацией. Интернет — среда интерактивных коммуникаций. Популярным средством общения людей.через Интернет является электронная почта — интернет-приложение, обеспечивающее обмен электронными сообщениями Между компьютерами. Согласно прогнозам, сделанным компанией IDC в октябре 2001 г., количество электронных почтовых ящиков в мире растет с ежегодным темпом 138%; их количество Увеличится с 505 миллионов в 2000 г. до 1,2 миллиарда в 2005 г. 85% всех web-страниц размещены на серверах в США и американских организаций.
Через Интернет потребитель может не только искать информацию, но и коммуникатировать с маркетером, обмениваться с ним информацией. Обнаружив электронное представительство компании — сайт в Интернет, потребитель может обратиться к поставщику товаров и услуг, высказать свои рекомендации и претен-
Раздел 1. Маркетинг и организация
зии. Через Интернет потребитель может запрашивать и получать услуга технической поддержки, электронные листы рассылки с новостями отраслей и компаний. На форуме сайта поставщика потребитель может подискутировать с другими посетителями, обсудить интересующие его вопросы. На сайтах интернет-магазинов (www.amazon.com, www.ozon.ra, www.colibri.ru) потребитель может не только найти нужную информацию о товарах (книгах, например), но и оставить свой отзыв о них.
Очевидно, что задачей маркетолога является обеспечение эффективного обмена маркетинговой информацией компании с потребителем. Маркетинговые коммуникации, или обмен маркетинговой информацией, все в большей степени перемещаются в Интернет. Реклама, паблик рилейшнз, элементы личных продаж и продвижение продаж все активнее реализуются в сети.
Согласно данным исследования, проведенного в ноябре 2001 г. в США, для людей, использующих Интернет в профессиональных целях, она является основным медиа в течение типичного рабочего дня [ prbytes@yahoogroups.com, 15.01.2002]. Поэтому достижение прайм-аудитории в дневное время означает рекламировать онлайн, а не по телевидению. Более 90% занятых, использующих Интернет на работе, имеют доступ к сети и дома, но уже для досуговых целей. Для тех, кто не использует Интернет на работе, она является вторым после телевидения доминирующим медиа. Пользователи Интернет представляют собой весьма привлекательный для рекламодателей демографический сегмент — это люди наиболее активного работоспособного возраста, высокообразованные и с высокой покупательной способностью. Крупнейшие рекламодатели Рунета (Вымпелком, МТС, Мегафон, Intel, IBM, Nokia и Др.) активно используют потенциал этого сегмента рынка.
Коммуникативная функция Интернет активно используется в маркетинге. Стремление общаться привлекает в интернет-среду сотни миллионов пользователей, составляющих аудиторию интернет-рекламы. Не случайно крупнейшие интернет-порталы — Yahoo.com, Lycos.com, Yandex.ru, Rambler.ru, а также провайдеры доступа в Интернет (они же крупнейшие продавцы рекламного пространства в Интернет) предоставляют бесплатные услуги электронной почты и web-хостинга для всех желающих. Так, например, число клиентов бесплатной почтовой службы mail.ru еще в апреле 2002 г. превышало 5 миллионов человек. А число пользователей бесплатных ящиков Eudora (www.eudoramail.com) — 18 миллионов человек, превысив число пользователей Yahoo!. 70
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет
Функции коммуникации в Интернет реализуют — наряду с электронной почтой, форумами и чатами — службы мгновенного обмена сообщениями (IM, Instant messaging), а также интерактивные видеоконференции. Крупнейшие службы Ш насчитывают десятки миллионов пользователей во всем мире — AOL Instant Messenger (50-60 миллионов), ICQ (45 миллионов), MSN Messenger (19 миллионов), Yahoo Messenger (12 миллионов) [Эксперт, 11.03.02, с. 91]. Больше всего популярны программы IM среди школьников и студентов — в США программы IM используют 80% тинэйджеров. На Download.com, крупнейшем в мире сайте загрузки программ, посетители могут бесплатно скачать популярную среди российской молодежи программу ICQ.
Развлечения
Часть посетителей Интернет ищет развлечений — от билетов на концерты и туристических путешествий до музыки, развлекательной литературы и игр он-лайн. Туристический бизнес, для которого время — критический фактор, вышел в Интернет под давлением конкуренции. Потенциальные путешественники находят сведения о турах и знакомятся с программой и достопримечательностями маршрутов.
Через Интернет транслируются концерты звезд эстрады, собирающие множество зрителей разных континентов мира. В Интернет действуют музыкальные студии, позволяющие музыкантам разных стран, подключив микрофон к компьютерам, сыграть вместе и даже записать эту игру в цифровом формате.
Склонность части людей к азартным играм используют создатели интернет-лотерей и интернет-казино. Стремление потребителей посещать игровые сайты учитывается также при размещении на этих сайтах рекламы товаров массового потребления. Сама реклама в Интернет также может содержать игровой аспект (предлагать посетителю сайта выполнить некоторую задачу с возможным выигрышем — попасть в цель, передвинуть элементы иллюстрации, отгадать загадку). Размещение различных игровых заданий (викторин, лотерей, олимпиад, разработки дизайна этикеток) на сайте позволяет привлечь и задержать внимание части посетителей, вовлечь их в процесс обработки информации о компании И марке продукта.
Элементы игры или соревнования используются для привлечения клиентов многих компаний. Так, например, учебные центры компьютерных технологий могут предлагать бесплатное тестиро-
Раздел I. Маркетинг и организация
вание через Интернет по своим программам для всех желающих с выдачей свидетельств успешно выполнившим тестовые задания.
Трансакции
Интернет является средством трансакций, т.е. совершения сделок. Осуществление сделок через Интернет сокращает рутинные операции и штат сотрудников. Так, например, ввод в действие электронной торговой системы позволил компании — дистрибьютору компьютерной техники Дилайн (входит в группу IBS) сократить персонал на четверть. По данным директора центра электронного бизнеса, вице-президента группы компаний IBS, оформление заказа по факсу обходится компании в 3,5 доллара, по телефону — в два раза дешевле, по электронной почте — в 30 центов, а самостоятельный ввод дилером заказа через электронную торговую систему не стоит компании практически ничего [PC Week/RE, 23.10.01].
В Интернет можно не только выбрать и заказать товар, но и оплатить его покупку. На сайтах Amazon.com покупатель книги, дисков или видеокассет оформляет свою покупку в режиме онлайн — продавец списывает деньги с его кредитной карты. Российские интернет-магазины (Ozon.ru, Colibri.ru и др.) также предлагают своим покупателям возможность оплаты покупки с помощью кредитных карт, а также с помощью сетевых платежных систем. Так, например, Colibri.ru предлагает своим покупателям услуги платежных систем PayCash, WebMoney, CyberPlat, КредитПшот.р№ того чтобы оплатить заказ через одну из платежных систем, покупатель этого интернет-магазина должен иметь достаточное количество средств на счету (в электронном кошельке) в любой из перечисленных платежных систем либо предоплаченные скретч-карты, позволяющие пополнить счет в любой момент. К платежной системе CyberPlat в марте 2002 г. было подсоединено 177 интернет-магазинов, а оборот ее в 2001 г. составил 57,4 миллиона долларов [PC Week/RE, 12.03.02]. Услуги интернет-расчетов предлагаются и на портале Yandex.ru.
Многие виды услуг, оказываемые через Интернет, реализуют одновременно несколько ее функций. Например, обучение через Интернет содержит элементы информационного поиска, коммуникаций (с преподавателем, членами учебной группы), развлечения (деловые игры, медиаматериалы), а также трансакции (для оплаты услуг обучения и учебных материалов). Интернет-магазины также стремятся предоставить возможность своим покупателям найти информацию о товаре, коммуникатировать с сотрудника-72
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет
ми, немного развлечься (оставив отзывы и почитав чужие), оплатить покупку.
Развитие функций Интернет и освоение их бизнесом привело к становлению электронного бизнеса и электронной коммерции.
3.3. Электронный бизнес и электронная коммерция
Электронный бизнес (e-business) — это ведение бизнеса через Интернет или другие электронные сети; все формы электронной бизнес-деятельности. Примерами электронного бизнеса являются электронная коммерция (e-commerce), или электронная торговля (e-trade), электронный консалтинг (e-consulting), электронное издательство (e-publishing house) [PC Week/RE, 6.03.01].
Электронная коммерция (e-commerce, electronic commerce) — комплексная деятельность, ведущаяся посредством телекоммуникационных сетей и включающая: выявление потребителей путем сбора и анализа бизнес-информации, проведение бизнес-трансакций и поддержание онлайновых отношений с потребителями.
Электронная коммерция в узком понимании — это трансакция, совершаемая через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования товаром/услугой передается от одного лица другому. Электронная коммерция реализуется набором электронных средств, обеспечивающих взаимосвязь между корпорациями, их клиентами, бизнес-партнерами, поставщиками и сотрудниками.
Начало XXI столетия ознаменовалось переходом от столетней индустриально-базированной экономики к ее электронной преемнице — экономике, основанной на Интернет и связанных с ней онлайновых технологиях. С момента открытия Всемирной сети (WWW) для коммерческой деятельности в 1993 г. электронная коммерция постепенно превращается в доминирующий фактор развития мировой экономики. В 2002 г. только в США электронная коммерция достигала оборота 3 миллиарда долларов, или 2% ВВП страны. К 2005 г. она составит, по прогнозам, 6% ВВП США [Boone et al., 2001, p. 124]. Объем электронной торговли в России в 2003 г. оценивался прогнозом Brunswick UBS Warburg в 650 миллионов долларов [Коммерсантъ, 17.04.03, с. 20].
Электронная коммерция дает современному маркетеру ряд преимуществ в сравнении с оффлайновой работой на рынке.
Раздел I. Маркетинг и организация
♦ Глобальный охват. Сеть элиминирует географическую защиту локального бизнеса от национальной (общестрановой) и глобальной конкуренции. Так, например, жители отдаленных городов России сегодня могут покупать книги, программное обеспечение и другие товары в национальных интернет-магазинах (с доставкой по почте), составляющих конкуренцию местным магазинам как минимум по ассортименту. Американский интернет-магазин Amazon.com продает свои книги покупателям всех регионов мира. Крупнейшие автопроизводители (Ford, Nissan, Volvo) используют Всемирную сеть для достижения покупателей автомобилей во всем мире.
♦ Персонализация. Это создание продукта (и комплекса маркетинга), отвечающего требованиям индивидуального потребителя. Потребители могут заказывать через Интернет индивидуально изготовленные товары — джинсы, рубашки, туфли. Компьютеры Dell не ждут своих покупателей на заводе компании в Аустине. Производство компьютера Dell начинается с момента получения индивидуального заказа потребителя и заканчивается 36 часов спустя, когда готовый компьютер загружается в автомобиль для доставки.
♦ Интерактивный маркетинг. Коммуникации между покупателем и продавцом через Интернет (корпоративный портал и экст-ранет, форум, чат, дискуссионную группу, web-конференцию, электронную рассылку), оптические диски, виртуальные киоски позволяют идентифицировать спрос и удовлетворять его в точном соответствии с интересами потребителя. Через Интернет обсуждаются параметры продукта, цены и условия сделки. В результате создается идеальный продукт по оптимальной цене, удовлетворяющий обе стороны сделки. Так, например, музыкальные киоски дают возможность посетителям послушать 30-секундные клипы записей для того, чтобы сформировать заказ на индивидуально изготовляемый диск.
♦ Маркетинг в удобное время. Интернет-магазины открыты для покупателей 24 часа в сутки 365 дней в году.' Они предоставляют потребителю информацию о товаре, условиях сделки и сам товар тогда-и где это удобно покупателю. Потребители услуг доставки Federal Express могут сделать заказ он-лайн и отслеживать его выполнение через Интернет круглосуточно.
♦ Интегрированный маркетинг. Интернет обеспечивает интегра
цию всех элементов маркетингового комплекса, создавая единое
системное решение проблем потребителя.
Различают системы электронного взаимодействия (продаж) поставщика с конечными потребителями (В2С - business-to-74
3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет