выполнить задание, мне прислать скан ответа




На этом уроке вы

узнаете; что такое художественно-политическая сатира;

познакомитесь с основными средствами создания комического;

научитесь находить средства создания комического в художественном тексте.

Словарь:

САТИРА (лат. satira) - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое уничижительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

ИРОНИЯ — (греч. притворство). насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

ГРОТЕСК (от франц. grotesque– причудливый, комичный) преувеличение вплоть до карикатурного изображения, придающее описываемому фантастический характер.

 

Основное содержание урока

Салтыков – Щедрин, известный русский писатель-сатирик, окончил в 1844 г. Царскосельский лицей, после чего был зачислен на государственную службу.

 

Первые повести, написанные Щедриным, совпали по времени с революцией во Франции и ужесточением политического надзора в России. Молодой автор был арестован в 1849г. по делу кружка Петрашевского, выслан в Вятку с правом находиться на государственной службе. Там он близко познакомиться с чиновничьим бытом, со специфической жизнью небольших российских городов.

 

Вернувшись Петербург после смерти Николая Первого, Салтыков – Щедрин решает описать увиденное в провинции.

 

Тогда и возникает образ города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя. Роман печатался в журнале «Отечественные записки» Отдельное издание под названием – «История одного города. По подлинным документам издал М.Е.Салтыков (Щедрин)» вышло в 1870 г. Свое произведение он представляет как найденные тетради летописцев, живших в 18 веке. Сам же является только издателем. Царей и царских министров представляет в образах градоначальников, а установленные ими порядки – в образе города Глупова

 

Взаимоотношение народа и власти – основная проблема произведения.

По мнению автора, крепостное право основано на силе правящих слоев (системе произвола, обмана, круговой поруке, корыстности интересов) и рабской покорности народа. Русская история – это история произвола власти. Источник силы - страх, терпение народа. «История одного города» - это сатира на самодержавие и на пассивность и покорность народа.

Народ, который изображен в романе, автор называет «головотяпами». Слово это применяется к людям бестолковым, небрежно, халатно относящимся к какому-либо делу. Головотяп — (иноск.) ограниченный и упрямый человек.

 

«Головотяпы имели привычку тяпать головами обо все, что ни встретилось на пути. Стена попадется об стену тяпают; Богу молиться начнут об пол тяпают». Мотив произвола, беспорядочного существования возникает при описании образа жизни этого народа. «Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли "да будет мне стыдно", и были наперед уверены, что "стыд глаза не выест". Тем не менее головотяпы стремятся «добиться какого-нибудь порядка». Но порядок –это, по мнению П.Вайля и А.Гениса, вывернутый наизнанку мир. Он существует согласно абсурдным законам, выраженным в прибаутках, поговорках, пословицах, которые глуповцы используют как прямое руководство к действию: «Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили». Головотяпы-глуповцы действуют по принципу: «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет».

 

Щедринские герои пытаются построить порядок. У них самих ничего не получается. Но сильна в народе вера в батюшку царя. «». Сам порядок головотяпы понимают извращенно. Порядок им самим может обеспечить армия и тюрьма:«Он нам все мигом предоставит, - говорил старец Добромысл, - он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит! Айда, ребята!».

 

Глупость головотяпов настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» ими. «Мы головотяпы! нет нас народа мудрее и храбрее! Мы гущеедов - и тех победили! - хвастались головотяпы». Автор считает глупыми тех людей, которые добровольно «пожелали себе кабалы».

Щедрин создает настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. Глупов в романе – это город-гротеск, наделенный признаками всех сфер самодержавного государства. «История одного города» - история многовекового угнетения народа, история, в которой автор осуждает рабскую психологию, терпение, невежество, дикость нравов, отсутствие уважения к самим себе.

 

В главе «Органчик» Щедрин повествует о градоначальнике Брудастом. В его голове находится органный механизм, наигрывающий всего два окрика – «не потерплю» и «раззорю!», с их помощью он вполне справлялся со своими функциями. Брудастый –это образец гротеска. Писатель представил в убийственно смешном виде всю тупость и ретивость царского сановника.

Василиск Семенович Бородавкин, сменивший бригадира Фердыщенку, представлял совершенную противоположность своему предшественнику.

Наиболее жестоким представителем глуповской власти был Угрюм-Бурчеев.

 

Угрюм-Бурчеев задумывает создать идеальную государственную машину и берётся за исполнение сумасбродного замысла с исконно русским размахом, что приводит к катастрофе. Автор предупреждает, к чему может привести в условиях России авторитарное правление страдающего манией величия безумца (тем более что фамилия персонажа рифмуется с Аракчеевым). Щедрин считает, что людям давно пора преодолеть чувство страха изжить в себе покорность. Сатирик не продолжает развивать тему революционного восстания, но развязка наступает внезапно.

«Оно пришло...»

 

В этом оно, как некогда в темной туче, из которой обрушились на «соломенный город» страшные молнии, сжегшие его, было что-то неисповедимо ужасное, заставившее глуповцев пасть ниц, какое-то неотвратимое возмездие (за что?).

В литературоведении нет единого понимания финала «Истории одного города». Итоговый гротесковый образ появляется в финале как нечто необычное, грозное, страшное, многозначительное. Некоторые критики связывают этот образ с картинами Страшного суда в Откровении святого Иоанна Богослова - последней книги Библии.

 

Основные выводы

1. «История одного города» - это сатирическое произведение, в котором показана история многовекового угнетения народа, история, в которой автор осуждает рабскую психологию, терпение, невежество, дикость нравов, отсутствие уважения к самим себе.

2. Объектом сатиры является череда градоначальников.

3.Салтыков-Щедрин взял один город, но, чтобы понять современность, решил показать его историю. Особенно интересует Щедрина история ХVIII века – в событиях того времени он видит причины современного состояния общества.

Записать в тетрадь основные положения урока.

Домашнее задание перейти по ссылке https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/test-po-tvorchestvu-saltyikova-shhedrina.html

выполнить задание, мне прислать скан ответа

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: