II. Схема организации помощи и поддержки детям и семьям в Службе.




 


Специалисты Службы ранней помощи оказывают следующие группы услуг детям и их семьям:

- по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке ИПРП;

- оказание услуг ранней помощи в рамках ИПРП;

- оказание услуг вне ИПРП.

 

1. О пределение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, включает в себя:

- регистрация обращения;

- информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;

- информирование о правах потребителей услуг;

- информирование об организации-поставщике услуг ранней помощи;

- прием документов на обслуживание;

- заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;

- первичный прием (беседа с родителями, анализ документации (выписки, медицинская карта, результаты обследований, ИПРА), наблюдение, проведение оценочных процедур двумя специалистами в сфере ранней помощи с оформлением протокола первичного приема, оценка и принятие решения о нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи, запись на проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи по согласованию с родителями).

 

2. Проведение оценочных процедур и разработка ИПРП, а именно:

- проведение углубленной оценки функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в контексте факторов окружающей среды по категориям МКФ;

- оценка других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением: качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми; состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка;

- оценка вовлеченности и поведения ребенка и его родителей в повседневных естественных жизненных ситуациях;

- оценка состояния, потребностей и ресурсов семьи;

- обсуждение с родителями результатов оценки.

 

3. Разработка и оформление индивидуальной программы ранней помощи, включая её согласование с родителями (законными представителями).

 

Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках ИПРП включают в себя:

- содействие развитию функционирования ребенка и семьи в ежедневных жизненных ситуациях;

- содействие развитию общения и речи ребенка;

- содействие развитию мобильности ребенка;

- содействие развитию у ребенка навыков самообслуживания и бытовых навыков;

- содействие развитию познавательной активности ребенка;

- поддержка социализации ребенка;

- психологическое консультирование.

Кроме этого, предусмотрено проведение промежуточной оценки реализации ИПРП (с целью внесения необходимых изменений); а также проведение итоговой оценки реализации ИПРП (с целью определения её эффективности с последующим составлением заключения).

Услуги ранней помощи, оказываемые вне ИПРП:

1. Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи: консультирование родителей и семьи с ребенком с ограничениями жизнедеятельности, имеющим противопоказания к разработке индивидуальной программы ранней помощи или мониторинг функционирования ребенка и/или семьи.

2. Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи: консультирование родителей (законных представителей) и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре “родитель-ребенок” и в семье.

3. Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации с целью обеспечения преемственности в поддержке развития ребенка и сопровождения семьи.


 

Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах:

- на дому;

- при посещении потребителями организации-поставщика услуг ранней помощи;

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- в организации здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения;

- в очной или дистанционной формах;

- в индивидуальной и групповой формах.

Услуги ранней помощи могут предоставляться семьям одним специалистом или одновременно несколькими специалистами разного профиля; также они могут предоставляться в рамках ИПРП одной или несколькими организациями (в порядке взаимодополнения).

 

Существуют определенные требования к порядку оказания услуг ранней помощи.

Порядок оказания услуг ранней помощи соблюдается при всех формах предоставления услуг ранней помощи, и включает следующие этапы:

- обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;

- прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;

- определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуальной программы ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);

- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

- разработка ИПРП;

- реализация ИПРП;

- промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;

- пролонгация или завершение реализации ИПРП;

- содействие переходу ребенка в образовательную организацию.

Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи включает в себя:

- регистрацию обращения;

- информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;

- информирование о правах потребителей услуг (по запросу);

- предоставление информационных ресурсов об организации-поставщике услуг ранней помощи (по запросу);

- запись на первичный прием.

Прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг ранней помощи осуществляется по записи в течении 5 рабочих дней от первичного обращения с предоставлением родителями (законными представителями) следующих документов:

- документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);

- документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель) действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией – опекуном);

- копию свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);

- выписку из истории развития ребенка (форма 112/у);

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи (при наличии);

- действующую справку, подтверждающую факт наличия инвалидности (при наличии);

- копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида (с предоставлением оригинала (при наличии).

Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи осуществляется на основе заключения междисциплинарного консилиума, составленного по результатам первичного приема.

Первичный прием, заключающийся в проведении оценочных процедур, проводят специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи в срок со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи - 10 рабочих дней.

 

Первичный прием включает в себя проведение следующих оценочных процедур:

- оценку функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела «активность и участие» МКФ, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в контексте влияния факторов окружающей среды;

- сбор и изучение анамнеза;

- сбор и анализ информации, об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;

- анализ медицинской документации (при наличии);

- анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).

Оценочные процедуры на первичном приеме следует проводить в ситуациях, максимально приближенных к естественным, с участием родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

Информация, полученная на первичном приеме, должна быть оформлена протоколом первичного приема и содержать следующие сведения:

- формальные персональные данные о ребенке и семье;

- описание функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в соответствии с доменами МКФ в контексте влияния факторов окружающей среды;

- состав семьи, жилищные условия, сведения о занятости;

- распорядок дня ребенка, включая время, которое проводят с ребенком родители и другие непосредственно ухаживающие за ребенком лица;

- социальное окружение семьи (поддержка со стороны родственников, соседей, знакомых и т.д.);

- этническая, языковая и религиозная принадлежность семьи;

- сведения о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;

- ожидания и запросы родителей;

- заключение о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, основанное на сопоставлении результатов первичной оценки развития и функционирования ребенка с нормативом для данного возраста;

- рекомендации родителям.

Результаты первичного приема подлежат обсуждению на междисциплинарном консилиуме, по результатам которого должно быть составлено заключение о соответствии или несоответствии состояния ребенка критериям разработки ИПРП.

К критериям разработки ИПРП относятся наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничений жизнедеятельности и отсутствие противопоказаний к её разработке.

Наличие ограничения(й) жизнедеятельности для детей-инвалидов указывается в индивидуальной программе реабилитации-абилитации ребенка-инвалида, а для детей, не имеющих статуса ребенка-инвалида - выявляется при первичном приеме в организации-поставщике услуг ранней помощи и утверждается решением междисциплинарного консилиума. К критериям наличия у ребенка ограничения жизнедеятельности относятся умеренные, тяжелые или полные ограничения/задержка развития в следующих доменах МКФ:

− обучение и использование знаний;

− общие задачи и требования;

− общение;

− мобильность;

− самообслуживание,

− межличностные взаимодействия и отношения.

Противопоказанием к разработке ИПРП является устойчивая декомпенсация функции(й) организма ребенка, препятствующая участию ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП. В таких случаях услуги ранней помощи ребенку и семье могут быть предоставлены без разработки ИПРП.

В случае выявления соответствия состояния функционирования ребенка критериям разработки ИПРП, первичный прием должен быть дополнен следующими процедурами:

- информирование семьи о содержании и порядке предоставления услуг ранней помощи и получение подтверждения родителей об ознакомлении с содержанием и порядком предоставления услуг ранней помощи;

- при получении согласия родителей включение (зачисление) ребёнка и семьи в число потребителей услуг ранней помощи;

- назначение ведущего специалиста.

В случае, если состояние ребенка не соответствует критериям разработки ИПРП, но ребенок относится к группе риска, то родителям (законным представителям) и семье должно быть предложено пролонгированное консультирование, в том числе по вопросам взаимодействия в паре “родитель-ребенок”, без составления ИПРП, с частотой до 2 раз в месяц с мониторингом функционирования ребенка и/или семьи.

В случае выявления соответствия состояния функционирования ребенка критериям разработки ИПРП, но проблемы функционирования ребенка могут быть решены при условии предоставления краткосрочных услуг, то, согласно заключению междисциплинарного консилиума, родителям (законным представителям) могут быть предложены краткосрочные услуги ранней помощи без составления ИПРП.

Проведение оценочных процедур для разработки ИПРП планируется ведущим специалистом на основе рекомендаций междисциплинарного консилиума.

Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся в течение 15 рабочих дней со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи.

Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся ведущим специалистом с согласия родителей (законных представителей) и при взаимодействии с ними и/или другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами с привлечением тех специалистов, участие которых планируется в реализации ИПРП.

Оценочные процедуры для разработки ИПРП должны включать углубленную оценку функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в контексте факторов окружающей среды, проводимую по доменам и категориям МКФ, в том числе, оценку функций и структур организма ребенка, активности ребенка, а также вовлеченности и поведения ребенка и его родителей в естественных жизненных ситуациях.

В зависимости от особенностей ребенка и его социального окружения, оценочные процедуры для составления/изменения ИПРП могут включать углубленную оценку других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением:

- качество взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми;

- состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка;

- другие аспекты (при необходимости).

Ведущий специалист должен обсудить с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами результаты углубленной оценки и определить, совместно с ними, цели ИПРП и те ежедневные жизненные ситуации (ЕЖС), в которых планируется реализация ИПРП.

Разработка ИПРП осуществляется ведущим специалистом совместно с родителями, с учетом мнения специалистов, привлекаемых к реализации ИПРП.

ИПРП должна быть разработана в течение 20 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи, подписана ведущим специалистом, родителем (законными представителем) ребенка.

ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев и пересматривается регулярно не реже 1 раза в 3 месяца, и может быть пролонгирована при отсутствии критериев её завершения.

ИПРП включает в себя:

- формальные данные о ребенке - потребителе услуг ранней помощи;

- результаты оценочных процедур;

- цели ИПРП;

- перечень естественных жизненных ситуаций, в которых ИПРП реализуется;

- перечень услуг ранней помощи и количественные показатели их предоставления: длительность и периодичность оказания услуг, места и формы их предоставления;

- срок реализации ИПРП;

- фамилию, имя, отчество и контактные данные ведущего специалиста;

- амилию, имя, отчество дополнительных специалистов;

- фамилию, имя, отчество и контактные данные родителя (законного представителя).

Реализация ИПРП осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, содействуют вовлечению семьи в ее реализацию;

- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, обсуждают с семьей ход ее реализации;

- взаимодействие с ребенком и семьей строится на основе их собственной активности и участия, преимущественно в ЕЖС;

- в соответствии с целями ИПРП, к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями;

- услуги ранней помощи должны предоставляться потребителям в формах, определенных исходя из целей ИПРП, возможностей и готовности ребенка и семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации-поставщика услуг ранней помощи;

- длительность предоставления одной или нескольких, непрерывно предоставляемых друг за другом услуг ребенку и семье должна быть не менее 45 и не более 90 минут;

- длительность дистанционной консультации должна быть не более 90 минут.

Промежуточная и итоговая оценки результативности реализации ИПРП направлены на определение динамики целевых показателей ИПРП.

Промежуточная и итоговая оценка результативности реализации ИПРП проводятся с использованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении ИПРП, а включают в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц полученными услугами.

Промежуточная оценка результативности реализации ИПРП проводится не реже 1 раза в 3 месяца.

Реализация ИПРП завершается в следующих случаях:

- отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;

- ребенок/семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты;

- ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу;

- ребенок достиг возраста 3-х лет в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП;

- ребенок достиг возраста 7 лет - в случае пролонгации ИПРП после 3-х лет;

- при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.

Специалисты Службы ранней помощи оказывают содействие переходу ребенка в образовательную организацию, в том числе:

- помогают семье в сборе и оценке информации, необходимой для принятия решения о выборе образовательной организации;

- консультируют специалистов образовательной организации, принимающей ребенка, по их запросу;

- предоставляют семье услуги пролонгированного консультирования в период адаптации ребенка в образовательной организации сроком до 6 месяцев (по запросу семьи).

 

Ниже в таблице представлена рекомендуемая последовательность действий команды специалистов при построении процесса помощи семье, обратившейся в Службу, и воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Одновременно указаны специалисты, которые выполняют процедуры раннего вмешательства и документы, которые они заполняют.

* - документы, обозначенные в таблице черным шрифтом, отражают работу специалистов, относительно оказания помощи семье и позволяют вести учет оказанных услуг. Документы, обозначенные красным цветом, содержатся в «Деле» ребенка и отражают процесс абилитации.

 

 

  Процедура раннего вмешательства Специалисты, выполняющие ее Заполняемые документы*
1. Запись ребенка и родителей на первичный прием. Регистратор Журнал записи на первичный прием
2. Выдача родителям диагностического опросника. Регистратор Журнал регистрации выдачи опросников
3. Обработка диагностического опросника. Первичный прием семьи. Обсуждение с родителями результатов диагностического опросника и первичного приема. Назначение даты второй встречи. Врач и специалист педагогической специальности – 2 человека Бланк первичного приема. Результаты опросника.   Учетная карточка клиента.
4. Командная работа: представление первичного приема. Обсуждение возможности принятия ребенка, нуждающегося в помощи, в программу раннего вмешательства. Назначение «ответственного» за работу с новой семьей. Принятие решения о специалистах, необходимых для выполнения междисциплинарной углубленной оценки. Все специалисты Журнал учета приемов.   Журнал регистрации рекомендаций повторных посещений.    
5. Второй прием семьи: - обсуждение с родителями вопроса о «входе» в программу раннего вмешательства; - заключение «договора»; - обсуждение плана дальнейшего сотрудничества. «Ответственный» за выполнение программы помощи и педиатр развития. Описание результатов обсуждения. Заявление родителей. Договор. Заполненный бланк общей оценки. Журнал учета приемов.
6. Командная работа: психолого-медико-педагогический консилиум – зачисление ребенка в программу раннего вмешательства.   Все специалисты. «Ответственный» за выполнение программы помощи Журнал зачисления.  
7. Командная работа: планирование углубленной междисциплинарной оценки. «Ответственный» и необходимые специалисты, родитель. План оценки.
8. 3-6 приемы семьи: проведение углубленной междисциплинарной оценки. Специалисты и родитель Результаты углубленной оценки
9. Командная работа: обсуждение результатов оценки, планирование «Индивидуальной программы помощи». «Ответственный», специалисты и родитель Внесение дополнений и исправлений в результаты оценки, подписи.
10. Командная работа: составление «Индивидуальной программы помощи». «Ответственный», специалисты и родитель Программа помощи
11. 7 и дальнейшие встречи семьи со специалистами: реализация «Индивидуальной программы помощи» (на основе отдельных услуг). «Ответственный», другие специалисты, родители, ребенок Планы индивидуальных занятий, рекомендации. Отметки о полученных результатах. Бланк регистрации посещения услуг. Журнал учета посещенных занятий
12. Оценка эффективности реализуемой программы. «Ответственный», родитель Отметки в реализуемой программе.
13. Командная работа: супервизия «Ответственный», все специалисты. Бланк супервизии. Журнал супервизий.
14. Развитие Индивидуальной программы помощи. «Ответственный», специалисты, родитель. Изменения и дополнения в программе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: